Положение РЦ при патриархе Филарете (Романове, 1619-1634 гг.)



Со времени кончины священномученика Гермогена в 1612 г. до 1619г. РЦ оставалась без патриарха. Во главе Церкви стоял некоторое время Ефрем, митрополит Казанский, а с конца 1613 г. Иона, митрополит Крутицкий. Главный кандидат на патриаршество, митрополит Филарет, был в плену. Он вернулся в Москву после заключения мира и обмена пленниками. Царь радостно встретил своего отца, которого и произвели в патриархи, воспользовавшись для его поставления (1619г.) пребыванием в поездке патриарха Иер усалимского Феофана. Патриарх Филарет был сыном Никиты Романовича (родного брата Анастасии Романовой, супруги Грозного). При Годунове, который чувствовал непрочность своего положения, род Романовых подвергся опале, и Федор Никитич (мирское имя патриарха) был пострижен в монашество и отправлен в один из отдаленных монастырей (святого Антония Сийского, Архангельская епархия). Первый  самозванец по чувству мнимого родства возвысил Филарета в сан Ростовского митрополита, а второй Лжедимитрий по тем же побуждениям возвел его в сан нареченного всероссийского патриарха. Царь Михаил Федорович надеялся видеть в своем отце патриархе опытного советника и руководителя; авторитетный боярин Грозного, хорошо знавший систему государственного управления, Филарет оправдал эти надежды. Он являлся не только советником царя, но и соправителем. В его лице произошло соединение высшей духовной и гражданской власти. Он носил титул "Великого государя", и имя его ставилось о грамотах рядам с именем царя. Ни одно важное государственное дело не решалось без участия патриарха. Подданные писали и подавали свои челобитные царю и патриарху, бояре делали свои доклады о государственных делах перед царем и патриархом. Иностранные послы представлялись и подносили дары одновременно царю и патриарху в царских палатах. С помощью патриарха была урегулирована податная повинность. По его совету произведена была народная перепись с большею строгостью и справедливостью, после которой правительство могло знать сумму государственных сборов. Церковный суд при нем не слагал свои полномочия и не отступал от справедливости ни перед кем из сильных мира сего. Проявлял заботу Филарет Никитич и об исправлении книг, и об охранении. Православия от латинства. Но распоряжения патриарха относительно книжных исправлений были не безошибочны. К нижные исправления велись только на основании славянских текстов без проверки к греческими. Книги литовской печати, попадавшие в Москву, подвергались строгой цензуре. "Учительное Евангелие" Кирилла Транквиллиона после пересмотра по распоряжению патриарха было сожжено. Книги, изданные в Литве, запрещено было покупать под страхом наказания от патриарха. Огульное запрещение иметь книги  литовской печати наносило ущерб духовному просвещению Московской Руси, которая в этом отношении далеко отставала от юго-западной русской земли. На латинство патриарх Филарет смотрел как на совокупность всякого рода ересей и потому по его настоянию собор 1620 г. определил принимать в Православие из латинства, а также униатов из Литвы, Белоруссии и Украины через перекрещивание, т.к. под влиянием католицизма погружательное крещение тем заменялось обливательным, которое патриарх не считал действительным. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года.

РЦ при патриархе Никоне (1652-1658 гг.)

Примерно с середины столетия усилилось светское влияние на духовную жизнь общества. Это связывалось с заметным притоком в Россию украинского духовенства и ученых греческих монахов. На Украине была широко развита сеть православных школ; еще до присоединения Украина стала поставлять в Россию кадры образованного духовенства. Многие выходцы с Украины заняли высокое положение в церковной иерархии, стали митрополитами или писателями-богословами. Пополнение православного клира киевлянами и греками вызвало идейные расхождения в РЦ. Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Исправление церковных текстов по греческим образцам вольно или невольно ставило под сомнение канон русских православных святых. Реформа Никона зачеркивала решения Стоглавого собора 1551 года, закрепившего приверженность «старине», бросала тень на традицию школы Сергия Радонежского. Никон после отстранения московских правщиков священных текстов пригласил не только киевлян, но и иностранцев, среди которых выделялись Паисий Лигарид и Арсений Грек. Показательно, что Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином. Никону удалось привлечь на свою сторону некоторых представителей высшего клира РПЦ: Дмитрия Ростовского, Иллариона Рязанского, Павла Сарского и др. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты.Полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Победа никонианам была фактически гарантирована: за ними стояла государственная власть. Царь Алексей, несмотря на его истовую религиозность, не препятствовал Никону в сломе прежнего церковного уклада. Реформа проводилась с элитарных позиций, сбрасывала со счетов народный дух православия. Никониане ставку делали на «внешнюю мудрость», представляя суть полемики как конфликт между знанием и невежеством. Староверы же старались доказать, что в конфликт вошли интеллект и дух. Для них главным было нравственное совершенство. С элитарностью, избранничеством был связан и отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, что затрудняло для рядовых верующих доступ к истине. Реформа проводилась с помощью насилия. Никон стремился поднять церковь над светской властью и основать в России главенство церкви. Никон — затем был лишен патриаршества. Но к моменту отречения Никон успел внести в проведение реформы дух крайнего радикализма. Сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя силой заставить людей веровать.До раскола Русь была духовно единой. Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», то есть как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обратиться за содействием к государству, делав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм. Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.По мнению Вернадского, изменения были проведены Никоном внезапно и в повелительной форме. Неудивительно, что многие верующие выразили готовность отстаивать свои права на религиозную службу в привычной форме, не подчиняясь приказам церковных и светских властей. Более того, некоторые из противников Никона справедливо указывали, что временами издатели и правщики допускали торопливость и спешку. В ряде случаев они основывались не на старых греческих рукописях, которые должны были служить основой для правки, и допускали ошибки.

Итоги церковной реформы: 1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; 2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!