Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.
Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях фил.: 1) Ф - это антропоцентризм. 2) Ф тесно связана с развитием естествознания 3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление 4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии.
Значение открытий Коперника и Бруно для формирования повой картины мира и философии нового времени.
Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселенной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.
|
|
Социологические и политические учения эпохи Возраждения.
Эразм Ротрдамский (1469-1536). Его учение - христианский гуманизм, Переосмысление пути церкви. Он призывает к возврату к раннему христианству, критикует церковные порядки. Мартин Лютер отрицает свободу воли, которую признает Эразм. Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет установки религии и политики. Человеком движет эгоизм и материальный интерес. Высшим законом политики явл. достижения могущества гос-вом. Государь должен быть сильным, сочетать в себе качества льва и лисы. Использовать все средства для укрепления гос-ва, в том числе и насилие. Насилие должно созидать, а не разрушать. Все средства хороши для достижения свой цели в политике.
Бэкон как родоначальник эмпирического метода исследования.
17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов : - плодоносные, которые приносят непосредственную пользу - светоносные, которые раскрывают законы. Достижению истины мешают предрассудки сознания. ( идолы) : 1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей , мешающие познанию. 2) Идолы театра - вера в авторитеты, которые мешают познавать мир без предубеждения 3) Идолы площади - многозначность языка. 4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция лежит в основе эксперимента. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер. Бэкон разработал классификацию наук. В ее основе 3 главные особенности чел души: 1) память - естественная и гражданская история 2) воображение - поэзия 3) разум - философия Под философией Бэкон понимал все рациональное опытное знание. В узком смысле слова философия - наука о методе познания.
|
|
|
|
Фил. Декарта.
Декарт известен как естествоиспытатель, создатель алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Философия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В своей философии Декарт выразил в афоризме - <Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достоверного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно , без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот. Познавательное действие состоит из 3 классов идей: - в результате чувственных контактов с вещами - возникающих на основе первых идей, обобщений опыта - врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания ( идея бога, числа, фигуры) Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции : материальную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!