Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм



 Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал  высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му  требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится  ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.  Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао - первопричина мира естественный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто  винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.                                                                                               

 

Проблема человека и гос-ва в др.

Греческой  философии. Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторскому искусству. Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки  любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида,  объявляя его - со всеми его особенностями субъектом познания.

 

Философия Аристотеля.

Аристотель: ч-к - общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе он может  развиваться, как нравственное существо, этому  должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует  гос-во, его происхождение антропологически.  Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей  жизни. А дает типологию души: Растительная,  животная, разумная душа. Им (А) завершается  класс. Этап в развитии античной философии.  После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.

 

Философия Демокрита.

(460-370) 1-ый энциклопедический ум среди греков. Он  предлагает вариант мех. объяснения мира. Мир  состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в  пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не  воспринимаются органами чувств. В фил. говорят  о линии Демокрита, как о материалистической  линии, и о линии Платона, Как о идеалистической  линии.

 

Общая хар-тер средневековой фил.

 Ср. в. ф. - ср. феодального об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп.  Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение  мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе)  2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она  явл. мерой оценки любой ф теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди  5) Оптимистичность философии, которая обосновывает  возможность личного освобождения

 

Августин Блаженный и его учения.

 Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф  выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали  христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы: 1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая - божественная и человеческая природа  Христа, проблема единства. 3) Антропологическая - проблема души и тела. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в.  фил  Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время -  понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до,  сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду  божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло  происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед  которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к  внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

 

Фома Аквинский - систематизатор схоластической философии.

Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и  разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь провозгласила  святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теологии. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет  четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и  формы. Форма выступает как активное начало, материя - как  пассивное. 1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь  форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с  материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны,  истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и  разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский  по-новому решает спор м/у номиналистами и реалистами. Общее  это бог, кот присутствует во всех сущных вещах.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!