Подраздел второй: Неразрывность качеств ширка и незнания



Поэтому знай, что ширк - это неразлучный товарищ незнания, а таухид неразлучный товарищ знания.

Говорит Аллах, велика Его слава: (ذلك الدين القيم ولكن أكثر الناس لا يعلمون) – «Это и есть прямая религия, но большинство людей не знает» – (12/40)

 Ибн Касир сказал: То есть, поэтому то большинство людей являются многобожниками. (Тафсир Ибн Касира)

Подобный смысл, о невежестве большинства людей, содержится во многих аятах, таких как: (قل الحمد لله بل أكثرهم لا يعلمون) - Скажи: "Вся слава и хвала принадлежит только Аллаху!" - но большая часть их не знает!" (31/25) Слова Всевышнего Аллаха: (ما خلقناهما إلا بالحق ولكن أكثرهم لا يعلمون) - «Мы сотворили их (небеса и землю) по истине, но большинство их не знают». – (44/39) (إن أوليآؤه إلا المتقون ولكن أكثرهم لا يعلمون) - «Покровителями ее могут быть только богобоязненные, но большая часть их не знает!» - (8/34)

В этих и множестве других аятах большинство людей описаны невежеством и отсутствием знания. Подобно этому во многих аятах Корана указывается, что большинство людей многобожники, сошедшие с прямого пути, такие как:

 (وما يؤمن أكثرهم بالله إلا وهم مشركون) - «Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать ему сотоварищей». – (12/106)

(وإن تطع أكثر من في الأرض يضلوك عن سبيل الله) - «И, если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха». - (6/116)

Таким образом ясными текстами аятов Корана установлено, что большинство людей сочетают в себе ширк и незнание. Теперь мы спрашиваем: Когда Всевышний Аллах говорит: (إن الله لا يغفر أن يشرك به) - «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей». - (4/48), можем ли мы ограничить этот аят только знающим и намерено упрямящимся, ведь такое происходит очень редко, в то время, как известно, что шариатские тексты касаются того, что распространено, бывает в большинстве случаев, а не того, что редко и малоупоминаемо.

Говорит имам Абу Батин, приведя цитату от шейхульислама Ибн Таймии: «Кто совершил ширк, - он мушрик, которого следует призвать к покаянию. Если покается, хорошо, не то предается смерти». Сказал (Абу Батин): Во многих местах он, да смилуется над ним Аллах, ясно выразился о такфире того, кто совершил какой-либо из видов ширка, что он упомянул, и приводит иджму мусульман на это, и при этом не сделал исключения для незнающего или подобного. Как и сказал Всевышний: (إن الله لا يغفر أن يشرك به) – «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей». Также передал, что Мессия сказал: (من يشرك بالله فقد حرم الله عليه الجنة ومأواه النار) - «Кто придал Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай, и его убежище – огонь».

Кто ограничит эту угрозу, только тем, которые знают и упрямятся, тот исключил незнающего, толкующего и подражающего, и тем самым пошел против Аллаха и его посланника, и сошел с пути верующих. Также и исламские правоведы, составляли главы о хукме вероотступника того, кто совершил ширк Аллаху, и не ограничивали это только теми, кто знал и упрямился. Это очень ясный вопрос. Слава принадлежит только Аллаху. (Аль-ихтисар ли хизбиллахи аль-мууахиддин)

Теперь понятна степень понимания ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, когда он факт появления ширка в народе Нуха привязал к потере знаний. Он сказал: Им (то есть идолам) не поклонялись, пока те (кто воздвиг эти изваяния) не умерли, вследствие чего ушло знание (о том, для чего были устроены изваяния). И затем им стали поклоняться. Этот народ вначале был привержен к единобожию, был из поколения муваххидов, но потом постепенно, со временем, среди них распространился ширк под воздействием невежества, ложных умозаключений и измышлений. Они полагали, что это приближает их к Аллаху, хотя они сами ввели это нововведение, на которое Аллах не низводил никакого доказательства. В результате они стали мушриками. Вот в такой ситуации Аллах послал им Нуха, да пребудет на нем мир, как благовестителя и увещевателя, дабы представить им довод, противодействие которому делает обязательным наказание в обоих мирах.

Сказал Всевышний в суре Худ: (ولقد أرسلنا نوحا إلى قومه إني لكم نذير مبين. أن لا تعبدوا إلا الله إني أخاف عليكم عذاب يوم أليم) – «Вот, послали Мы Нуха к его народу: «Поистине, я для вас – увещеватель ясный! Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха: я боюсь для вас наказания дня мучительного!»» – (11/25-26)

Ибн Касир сказал: Аллах здесь повествует о Нухе, да пребудет на нем мир, первом посланнике, которого Аллах послал мушрикам идолопоклонникам всей земли, что тот сказал своему народу: «Поистине, я для вас – увещеватель ясный!» - то есть: с явным увещеванием для вас о наказании Аллаха если вы продолжите поклоняться кому-либо, помимо Аллаха ...

А слова: «я боюсь для вас наказания дня мучительного!» - то есть: Если вы продолжите то, чем занимаетесь, Аллах накажет вас в Последней обители наказанием мучительным, нестерпимым и суровым.

Я скажу: То, что действительно для народа Нуха, да пребудет на нем мир, верно и для любой другой общины в периоде между двумя посланниками. Ведь посланников посылают к невежественным мушрикам с общим исламским призывом. Большинство их опровергают посланника; а та часть, которая с помощью Аллаха обретает истинный путь, становятся верующими. Затем Аллах отделяет их от остального племени и губит всех, кто пошел против посланника, оставляя единобожников, после чего они живут на единобожии столько, сколько пожелал для них Аллах. Затем, когда исчезают знания, среди них начинает распространяться ширк. Причем входят они в ширк по незнанию, измышляя на их Господа без какого-либо доказательства от Аллаха на это. Тогда Аллах снова посылает им посланника, чтобы вытащить их из мраков к свету, из ширка к единобожию, из незнания к знанию и знанию и предупредить о наказании, которое их ожидает, если они после посланнического довода продолжат свой ширк и неверие. Как и сказано в словах Всевышнего Аллаха: (رسلا مبشرين ومنذرين لئلا يكون للناس على الله حجة بعد الرسل) – «посланников, благовещающих и предостерегающих, чтобы у людей не осталось бы никаких доводов и отговорок против Аллаха» - (4/165).

Отсюда понимается следующее: Именование мушриком действительно и до прихода посланничества. А наказание в обоих мирах только после прихода посланничества.

Ибн Таймия передал со слов Мухаммада ибн Насра аль-Марвази: Они (люди хадиса) сказали: Знать Аллаха (его единство в божественности, господстве и свойствах) есть вера. Не знать Аллаха есть неверие. Выполнять фарды (шариатские обязанности) есть вера, но не знать фарды, до их сообщения не есть неверие. Это так потому, что сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, признали Аллаха в самом начале времени, когда Аллах послал им своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и не знали о фардах, которые были узаконены после этого (пятикратный намаз, пост, хадж, закят). И незнание будущих фардов не стало неверием. Затем Аллах ниспослал им эти фарды. Признание сподвижниками этих фардов и выполнение их стало для них верой. В неверие входил тот, кто не признавал их, по причине опровержения вести Аллаха. Но если бы они вообще не ниспустились бы, то только из-за одного незнания этих фардов, никто бы неверным не стал. И даже после прихода вести, те из муслимов (например, живущие в удаленных местах), которые не услышали ее, не становились неверными по причине своего незнания этой вести. Незнание же об Аллахе является куфром в любом случае, хоть до прихода вести, хоть после. (Маджуьуль-фатауа, 7/325)

Автор книги Бадаиус-Санаи сказал: Абу Юсуф передал это высказывание со слов Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах: Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, говорил: Никому нет оправдания за его неведение знания его Творца (Его качество Господства и Божественности). Потому, что, увидев сотворение небес и земли, самих себя и другие творения Аллаха, все обязаны познать своего Господа и единить Его. Но что касается фардов, то если человек не знает их из-за того, что это не дошло до него, то юридический довод против него не установлен. (Бадаиус-Санаи, 7/132, Даруль-кутуб аль-ильмийя)

Ибн Таймия сказал: Также Аллах сообщил, что Худ сказал своему народу: إن أنتم إلا مفترون - «Вы только измышляющие ложь». То есть Худ назвал их измышляющими ложь еще до того, как они опровергли его. Он охарактеризовал их так только из-за того, что они наряду с Аллахом взяли себе другое божество. Таким образом название «мушрик» установлено и до посланничества, ведь он в действительности сделал ширк, уравнял Аллаха с другими, сделал себе другое божество, и придал ему подобных до посланничества. Таким образом стало ясно, что эти имена (измыслитель, мушрик) закреплены (за совершающими это) и до посланничества. Так же обстоит дело и с названиями «неведение» и «невежество». Говорится «невежество», «невежественный» и до прихода посланника. Но наказание не так. Также и отворачивание от послушания, как например в словах Аллаха: فلا صدق ولا صلى، ولكن كذب وتولى - «Он не подтвердил и не молился, но опроверг и отвернулся». Это действительно только после посланника[11]. (Маджуьуль-фатауа, 2/37)

Доказательство четвертое:

Слова Всевышнего Аллаха: ذلك أن لم يكن ربك مهلك القرى بظلم وأهلها غافلون - «Это так – потому, что Господь твой – не таков, чтобы губить селения за (их) несправедливость, в то время, как обитатели их в неведении» (6/131)[12].

Куртуби сказал: ... то есть Мы так поступили потому, что Я не гублю жителей селений за их несправедливости, то есть, за их ширки прежде, чем к ним были отправлены посланники, чтобы они не говорили: «Не приходил к нам ни благовеститель, ни предостерегающий увещеватель». Также было сказано (что смысл): Я не гублю селения за ширк того, кто делает ширк из них. Тогда это подобно аяту: ولا تزر وازرة وزر أخرى - «Не понесет несущая (грех душа) ношу другой (души)». Но если бы даже Аллах наказал их прежде, чем отправить посланника, это было бы уместно для Него. (Тафсир Куртуби)

Аль-Багави сказал: то есть: то, что мы рассказывали тебе о посланниках, и о наказании тех, кто их обвинял во лжи. Потому, что твой Господь не губит селения за несправедливость, то есть: Не губит их за несправедливость, то есть: за ширк того (жителя), который совершил ширк. «в то время, как обитатели их в неведении» то есть не были предупреждены, из-за чего Мы и посылаем к ним посланников, которые их предупреждаем. (Тафсир Багави)

Аш-Шаукяни сказал: «из-за несправедливости» - предлог Ба здесь выражает причинность (поэтому переведен как «из-за») то есть: Я не гублю селения по причине несправедливости того из них, кто совершил несправедливость, в то время как жители селения в неведении - то есть Аллах не послал им посланника. И смысл следующий: Аллах посылает посланников своим рабам потому, что Он жителей селения, которые проявили непокорность куфром, не губит пока они в неведении о предупреждении. Предупреждение же происходит посредством отправления посланников и ниспосылания писаний. (Тафсир Шаукяни)

Я скажу: Итак, в свете понимания саляфа этот аят доказывает, что описание людей ширком действительно и до посланника, несмотря на то, что они в неведении. Чего нет до посланничества, так это наказания.

Теперь же, по воле и с помощью Аллаха, я приведу аят из книги Аллаха, который поставит окончательную точку в этом вопросе. С помощью этого аята можно понять причину этого хукма, а именно то, что само совершение ширка - уже достаточная причина для того, чтобы именоваться мушриком без привязки к доведенности довода и приходу посланника. Этот хукм универсальный для всех, не меняющийся от общины к общине. Это аят о мисаке – взятом слове. Чтобы облегчить общее понимание, прежде чем изучать аят более подробно, сразу подчеркну, что ученые сошлись в том, что этот аят самостоятельный достаточный довод в теме ширка, но разошлись является ли этот довод достаточным для наказания, или нет. Здесь два мнения.

Также ученые разошлись в качественной сути свидетельствования (сыновей Адама). Произошло ли это событие в буквальном смысле, что они свидетельствовали языком, который мы знаем, как орган речи. Или же это метафора в том смысле, что они свидетельствовали об этом своим состоянием. Здесь также два мнения[13].

Чтобы верно понять вопрос и не перепутать хукмы, нужно понять в чем единогласие, а в чем разногласие.

***

_________

Раздел второй:

 

Причина действительности описания ширком до прихода посланнического довода

Этот раздел делится на четыре подраздела:

Подраздел первый: Мисак (завет) сам по себе достаточный довод

Подраздел второй: Единобожие в господстве ведет к единобожию в божественности и это довод против человека

Подраздел третий: Мисак является доводом на ложность ширка, но наказание приходит только после посланнического довода

Подраздел четвертый: Понимание умом скверности и хорошести деяний до прихода шариата

 

Раздел второй:


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!