Государственная социальная политика



В России во второй половине XVII- XIX в.

В период правления Петра I государственное управление формами помощи проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725 гг.

На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и рефор­мированием деятельности Монастырского приказа. Забота об солдатах и офицерах - Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.). решение использовать монастыри для при­зрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы от­ставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закре­пить вакансии монахов за отставными и увечными военными. Екатерина стала облагать монастыри спец. пошлинами.

18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который зани­мался попечением о раненых генералах, офицерах (и их се­мейств). Если они были в состоянии нести гражданскую служ­бу, то им предоставлялись места полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при погранич­ных карантинах, земских исправников. При определении к должности офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офи­церам и обер-офицерам разрешалось бесплатно из аптек отпус­кать лекарство.

Роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, теряется значимость - значение губерний возрастает. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей).

Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» батожьем и ссылали в Сибирь. Еще в правление Петра Великого организуются дома для душевнобольных, входя­щие в период правления Екатерины II в качестве обязатель­ных в институт призрения в губерниях (тем самым происхо­дит разрушение древнейшего православного института юро­дивых). В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.

Против инфатицида. В российс­ком законодательстве вновь обращаются к нему и в XIX в. (в уложениях от 1813 г., 1845 г.) Теперь виновники в содеянном уже не подлежат смертной казни, но приговариваются к различ­ным срокам каторжных работ.

Опреде­лялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на ка­торжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на су­конный двор и мануфактуры.

В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г. впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милосты­ни как общественном зле, предписывается искоренять этот обы­чай

Определены новые направления церкви в деле обще­ственного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

Устав Глав­ного магистрата 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения В Регламенте укзаны основные институты призрения:

- Работные или «смирительные дома», предназначенные для лю­дей «непотребного жития»; - особенно развитие при Екатерине II – туда стали направлять не только нищих, но и хулиганов, алкоголиков и проституток – там они находились или временно или постоянно

 - «прядильные дома» —для женщин «непотребного женского бытия»;

- «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;

- «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без роди­телей детей, где бы их воспитывали и содержали; «воспитательные дома» - был открыт в Москве в 1762 г.

1775 г. – создание приказов общественного призрения. Они заведовали народными школами, аптеками, богадельнями, лечебницами для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работными и смирительными домами, сиротскими домами, детскими приютами и др. В начале XIX в – дома трудолюбия - в основном женские, с более мягким режимом.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!