Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала уменьшаться с конца ХV - начала ХVI вв. Причины этого явления в следующем



1. Реформация церкви в начале ХVI в. привела к появлению нового направления в христианстве - протестантизма. Протестантизм одержал победу во многих европейских странах, и это обстоятельство привело к тому, что взгляд на нищенство, бедность изменился: нищенство перестало быть уважаемым занятием. Основная идея нового учения сводилась к тому, что работа являлась божественным призванием и что работать означало служить Богу (в отличие от раннехристианского учения, когда под служением Богу понималась любовь и забота о ближнем). Эта новая ценностная установка опиралась на слова апостола Павла, что труд является главной целью жизни человека.

На социально-экономическое развитие западноевропейских стран большое влияние оказал кальвинизм - одно из направлений в протестантизме. Это направление усиливало ответственность человека за свое благополучие. В своих отношениях с обществом человек должен был отвечать за свои поступки сам, стремиться выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготы и не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Считалось, что их состояние являлось порождением их собственной ленности и бездуховности. Напротив, преуспевание в делах рассматривалось как богоизбранность.

Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных домов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить кров и питание, должны были работать сообразно состоянию физического здоровья и возрасту. В Англии организация работных домов возлагалась на мировых судей. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или мануфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. По одним источникам первый работный дом в Англии был открыт в Бридвеле в1557 г., по другим источникам - после принятия английским парламентом в1697 г. закона о работных домах в том же году был открыт первый работный дом в Бристоле.

Очень интенсивно шло развитие буржуазных отношений в рассматриваемое время и в Голландии, но, в отличие от Англии, в этой стране создание работных домов имело своеобразие: труд бедняков, помещенных в эти заведения, оплачивался. Свободное от работы время они должны были посвящать молитвам и чтению религиозных книг. Пребывание в таких работных домах ограничивалось 8–12 годами.

По образцу голландских были устроены работные дома в Германии, которые отличала специализация в производстве тех или иных изделий. Хотя идея создания работных домов принадлежала протестантским странам, но практика изоляции нищих и бродяг и перевоспитания их трудом получила распространение и в католических странах Европы - Франции и Италии.

2. ХV−ХVI и последующие века были в западноевропейских странах временем массовых разорений крестьян и ремесленников. Это был период первоначального накопления капитала, т.е. формирования слоя неимущих граждан, лишенных средств к существованию и продававших свою рабочую силу, чтобы выжить. С другой стороны, формировался слой собственников, капиталистов, владевших мануфактурами. Широкое распространение наемного труда в Европе в период позднего средневековья давало возможность прокормить себя и людям, которые не входили в цех или в общину, не имели семьи.

Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение, особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, а дешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать.

Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Нарушение законов о нищенстве строго каралось. Например, в Кельне (Германия), если бродяга трижды попадался на незаконном попрошайничестве (а незаконным оно могло быть, если он не входил в установленное число «наших городских нищих»), он заканчивал свою жизнь на виселице.

Городские власти обходились с этой опасной публикой без всяких церемоний. Но еще более жестко вела себя по отношению к ним королевская власть. В ХVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг, которые народ назвал «кровавыми». Социальные проблемы в Англии обострились при Генрихе VIII. Это было связано с тем, что после отказа Римского папы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской Генрих порвал отношения с Римской католической церковью, провозгласил себя главой англиканской церкви. Реформированная в таких обстоятельствах церковь в Англии не имела глубоких расхождений с католичеством, но тем не менее Генрих VIII закрыл монастыри, конфисковал их имущество и земли. Это лишило бедняков так нужной им помощи. Генрих VIII разрешил собирать милостыню только старым и неспособным к труду нищим, а работоспособных бродяг приказал бичевать и после этого брать с них клятвенное обязательство возвратиться в родные места и «приняться за труд». Если же нищий после первого наказания был бы задержан второй раз, его должны были бичевать и отрезать половину уха. Если он был бы задержан в третий раз - его должны были бы казнить как преступника. Дети бедняков в возрасте от 5 до 14 лет должны были направляться для обучения ремеслам и торговле.

В 1547 г. английский король Эдуард VI (1547–1553 гг.) предписал уклоняющихся от работы безработных отдавать в рабство тем, кто донесет властям, что они являются бродягами. Хозяин имел право принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать, завещать его по наследству и т.д. Паупера-раба за самовольный уход от хозяина в первый раз осуждали на пожизненное рабство и клеймили его, выжигая на щеке или на лбу слово «раб». За второй побег ставили ему на лице второе клеймо, а в случае побега в третий раз его казнили как государственного преступника. Королевская власть заботилась также о том, чтобы обеспечить мануфактуристов дешевой рабочей силой.

В 1563 г. королева Англии Елизавета I (1558–1603 гг.) издала статут о подмастерьях. Этот статут предусматривал, чтобы всякий в возрасте от 20 до 60 лет, не имеющий определенных занятий, был обязан работать у того хозяина, который пожелает его нанять. До истечения контракта о найме ему запрещалось бросать работу. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймили как уголовного преступника.

Однако при помощи одних только репрессий было невозможно обеспечить социальную стабильность. Поэтому в течение ХVI в. в Англии была сформирована система местных органов управления. Основной административной единицей становился церковный приход. Во главе его стоял назначаемый королем лорд-лейтенант. Приход сочетал функции местного территориального и церковного управления. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода. Собрание налогоплательщиков-прихожан решало вопросы распределения налогов для местных нужд. На местные приходы были возложены также функции упраздненных монастырей по поддержке неимущих.

Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных Елизаветы I, принятый в 1601 г. Этот закон лег в основу правового регулирования благотворительности и подвел черту под серией законов, изданных королем и парламентом Англии после Реформации и появления англиканской церкви. Этот закон стал образцом для английских колоний в Северной Америке. Например, одна из колоний в западном полушарии - Род-Айленд (ныне штат в Соединенных Штатах Америки) − ввела у себя закон о бедных в 1647 г. Впоследствии это сделали и другие штаты. На Ямайке этот закон был введен в 1682 г. и т.д. В соответствии с этим законом был утвержден Статут для благотворительных организаций. Раньше богатые люди делали пожертвования церкви, а та в свою очередь действовала, следуя пожеланиям дарителей. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации получили право выделять средства любым благотворительным организациям, а не только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы, школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Эта благотворительная деятельность совершалась помимо органов власти и совсем не обязательно через церковные приходы. Таким образом, закладывался фундаментгражданского общества. Кроме этого Статута, в 1601 г. был принят закон о бедных. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотворительную помощь от церковных приходов. Закон предусматривал:

• помощь престарелым, немощным и бедным;

• содержание больных и увечных солдат и матросов;

• содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах;

• обучение и дальнейшую заботу о сиротах;

• предоставление имущества и содержание исправительных домов;

• выдачу замуж бедных девушек;

• поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорившимся лицам;

• помощь или освобождение заключенных или пленников.

Закон о бедных 1601 г. предусматривал также специальное налогообложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распределять их в церковных приходах. Мировой судья и епископ получили право наказывать всех, кто уклонялся от налога.

По-прежнему представляло серьезную проблему существование нищих, физически здоровых, ведущих бродячую жизнь. С точки зрения властей, они представляли серьезную угрозу социальной стабильности. Эти люди выпадали из поля деятельности церковных приходов и благотворительных организаций, и выход из ситуации был найден в следующем. В ХVII в. по мере того как купцы организовывали в Америке торговлю табаком, рыбой, мехами, британское правительство решило ссылать физически здоровых нищих в Новый Свет, где они могли быть полезны. Вообще британские колонии были не только источником ресурсов и богатств для метрополии, они были также местом, куда ссылались социально опасные элементы. Например, та же Австралия в течение длительного времени была местом каторжных работ для преступников. Но сосланными могли оказаться и нищие.

Ввиду того, что процесс экспроприации мелких собственников в Германии проходил позже, чем в Англии и Франции, аналогичное английскому и французскому законодательство против бродяг в германских государствах было принято позднее. Например, в ХVII в. в Германии нищенствующих здоровых физически мужчин насильно зачисляли на военную службу или принуждали к тяжелым работам. Широко использовалась система штрафов для просящих милостыню. Но применялись и более суровые меры. Например, в1714 г. в Ганновере был принят закон, в соответствии с которым нищих, задержанных за попрошайничество в первый раз отправляли в тюрьму, попавшихся во второй раз секли розгами и клеймили, в третий раз - вешали, даже если они не совершали никакого преступления.

Вообще в конце средневековья бродяги и нищие были отделены резкой гранью от добропорядочных бюргеров. Правящие и обеспеченные классы видели в каждом человеке, лишенном крыши над головой, своего врага и, если не сегодняшнего, то завтрашнего преступника.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!