Генезис княжеской помощи основные направления



Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира.

В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь.

В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство.

В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства,

- строительством городов,

- помощь в строительстве церквей

- защитой мигрантов,

- помощь нищим

- освобождение холопов для спасения своей души

- захороненение погибших от набегов кочевников

- в постройке жилища, и в выкупе плен­ных, и в обучении ремеслам.

- Строительство больницы и богаделен

 Законодательное оформление института помощи

Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Киевской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появляются документы, регулирующие отно­шения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права от­носятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава.

Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения.

Основными объектами помощи становятся: - больные, - нищие, - вдовы, - сироты.

Возникают и новые субъекты помощи: - князь, - церковь, - приходы, - монастыри.

Обозначились основные направления помощи и поддержки: - княжеская,- церковно-монастырская, - приходская благотвори­тельность, - милостыня.

«Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов, так или иначе, определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по образцу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики.

Внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью. «О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».

Монастырско-церковные формы помощи

Духовенство было свободно от различных пла­тежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-ре­лигиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуще­ствление самого дела представителям религии, т. е. духовен­ству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Выделяется монастырская и приходская помощь.

1) Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные – Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались ни­щие, калеки и прокаженные.

2) Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы.

В отличие от монастырской приходская помощь была бо­лее открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, граж­данская и церковная жизнь. Деятельность приходов не огра­ничивается только оказанием помощи калекам, увечным, ни­щим: они осуществляют самую разнообразную поддержку — от материальных вспомоществований до воспитания и пере­воспитания (священники за символическую плату обучают детей).

Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин:

Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенден­ции «первых духовных учителей» Русской православной церк­ви, практика которых была обусловлена христианским воспита­нием. Например помощь женщинам: князья - Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!