Древнейшие формы помощи и взаимопомощи в Киевской Руси.



Историю общественного призрения в России делят на пять основных этапов:

- первый – с 996 г. по XIV столетие;

- второй – XIV-XVII вв.;

- третий – с 1701 по 1775 гг.;

- четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

- пятый – с 1801 по 1818 гг.

Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен

Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пере­житков в семейно-бытовой сфере и т. д.

Е. И. Холостова выделяет следующие основные формы защиты и под­держки в древнейших славянских обществах:

1) культовые формы поддержки с различными сакраль­ными атрибутами;

2) общественно-родовые формы помощи и защиты в рам­ках рода, семьи, населения;

3) хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

В качестве примера культовых форм поддержки приве­дем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он прежде всего выполнял функцию оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основа­тельности.

Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, напри­мер с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами раз­личные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину), проводили родовые обряды по­читания предков, обожествляя их.

Особое место в сакрализации процесса помощи отводи­лось культу героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианс­кие добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие».

Основные объекты оказания помощи – нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди).

Формы помощи -

1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих

2.раздел имущества покойного в пользу вдовы

3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период

4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей

5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,

6.«толоки» - совместные перевозки,

7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство

8.Выделение земельных участков вдовам и старикам

9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота

Легенды и сказания славян о княжеских пирах свиде­тельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую мило­стыню.

Так, в этнографических материалах мы находим приме­ры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди оконча­тельно «впадали в дряхлость», они призревались общиной.

Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.

Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди по­зднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мир­ская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».

Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков. В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.

По мнению Холостовой – начиная с 10 века на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Возникновение Киевского государства – появление государственной помощи. Принятие христианства в 988 г. – как считал русский историк В.О. Ключевский – заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способствовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль главной религии. С принятием христианства – появляется церковь – значимый фактор и организатор помощи нуждающимся;

Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на ок­раинах восточнославянских земель. По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, полити­ческие и военные, возникли племенные союзы.

Создаются ус­ловия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «ор­ганов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дру­жина. Данный период характеризуется возвышением княжес­кой власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.

Этапы помощи:

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают два этапа своего ста­новления.

1. Первый связан с распространением христианства в Ки­евской Руси, который условно обозначается с периода кре­щения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на ок­раинах восточнославянских земель.

2. Второй период — со второй половины XII по XIII в, включительно, когда благотворительные функции князя по­степенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!