Стадии развития теории социальной работы.



Как область научного знания социальная работа проходит ряд стадий в своем развития.

1 стадия: Представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Суть этой концепции – бедность и нищенство общественная необходимость. Однако развитие общество показывает, что эти явления и процессы обуславливаются реальными экономическими, социальными и политическими факторами.

2 стадия: Социальная работа как область научного знания ( ХIХ в.) Вопросы бедности пауперизма (нищенства) начинают активно разрабатываться в различных отраслях знания:

· в социологии (ранние социально-политические, реформистские и правовые доктрина Э.Мюнстенберга, Г.Спенсера, А. Вагнера и др.);

· в праве (правовая концепция А.Принса )

· в экономических науках.

Особенностью данной стадии развития теории социальной работы является то, что она развивается не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений, но в практике поддержки и помощи нуждающимся начинают активно использоваться методы социологического исследования. Они позволяли получить более достоверную картину такого явления и процесса как нищенство. В Х1Х ст. социология становится основой для разработки теории социальной работы.

3 стадия. Социальная работа (ХХ в.). Включает два этапа.

1 этап: 1-я половины ХХ в. Основными проблемами в практической социальной работе становятся проблемы социальной патологии. Чтобы их эффективно решать практическая социальная работа начинает активно взаимодействовать с :эмпирической психологией (прежде всего, используются такие психологические теории как бихевиоризм, психоанализ);эмпирической социологией (используются социологические методы исследования, особенно метод социометрии для изучения малых групп);педагогикой; психиатрией.Использование в социальной работе методов, техник и приемов из других отраслей научного знания способствовало более серьезному теоретическому осмыслению и теоретической разработки социальной работы как междисциплинарной науки. К этому также подталкивало и развитие профессиональной социальной работы.

2 этап.  Вторая половина ХХ ст. Взаимодействие социальной работы с различными научными дисциплинами позволили более полно и адекватно объяснять и описывать социальные проблемы общества, клиента; социальные ситуации клиента; выявлять и объяснять причины, приводящие к нарушению в социальном функционировании индивида, группы, общности.

При формировании знания социальной работы (т.е. развитии теории социальной работы) огромное значение стали играть такие науки как: социология; психология; философия; педагогика; психиатрия; экономические и политические науки. Каждая из этих дисциплин дает возможность более объективно осмыслить социальные проблемы и проблемы клиента; разработать эффективные модели и концепции социальной работы.

Лекция 2. История становления и развития социальной политики

В истории различных государств

 

Становление социальной помощи на Востоке.

Специфика социальной политики в Античном мире.

Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в эпоху Средневековья

Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.

Древнейшие формы помощи и взаимопомощи в Киевской Руси.

Оформление и развитие теории и практики общественной помощи на Руси (XIV – первая половина XVII в.).

Государственная социальная политика в России во второй пол. XVII –XIX в.

История становления системы социальной помощи в СССР

Становление и развитие социальной работы в Российской Федерации

Социальная работа в мире в условиях глобализации XX- XXI в.

Становление социальной помощи на Востоке.

Оформление древнейших представлений о процессе помощи. Теоретическое осмысление социальной работы на том или ином этапе обуславливалось конкретными историческими и социокультурными условиями и неразрывно было связано с практической деятельность по оказанию помощи и поддержки нуждающимся. Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда закладываются механизмы реципрокации ( дарообмен) и редистрибуции ( распределение излишков продуктов).

Социальные проблемы и их решения у древних народов Месопотамии, Египта, Индии и Китая. Тип цивилизации - восточный. Он был представлен древнейшими государствами Месопотамии, Египта, Индии, Китая и др. Известно, что в восточных обществах основу социальной организации составляла соседская община. Община регламентировала жизнь своих членов, устанавливала определенные правила, требовала участия в совместных работах, например, строительство ирригационных сооружений, дорог, храмов, участие в празднествах и обрядах. Взамен община обеспечивала коллективную помощь своим членам в решении их трудных жизненных ситуаций, а именно: болезни, уход за детьми и стариками, сиротство, обеспечение питанием, бедность и др.

В древних восточных обществах существовала социальная и имущественная дифференциация и неравенство. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют, что в этих обществах социально значимой была благотворительная деятельность богатых и обеспеченных по отношению к неимущим. Правители и знать в своих жизнеописаниях и биографиях стремились изобразить себя благодетельными и идеальными правителями. Так, аристократ Нехебу в Древнем Египте писал о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Или правитель одного из месопотамских городов Ура Ур-Намму приписывал себе заслугу защиты интересов бедняков: «Сироту человеку богатому ни за что ни отдавал, вдову власть имущему ни за что не отдавал». Эти свидетельства относятся ко II тысячелетию до н.э.

Хотя в государствах восточного типа цивилизации социальные отношения регулировались обычаями и традицией, власть принимала участие в решении социальных проблем. Древние правовые документы регулировали главным образом сферу семейно-брачных отношений. Например, свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) фиксирует приниженное положение женщины, типичное для многих восточных обществ. Муж являлся господином своей жены, которую он приобретал за определенный выкуп у своего тестя. Это ставило жену в положение рабыни в доме мужа. Закон предусматривал за неверность мужа возвращение жены в дом своего отца со своим приданным. В случае неверности жены ее следовало бросить в воду. Дети считались собственностью отца, который был волен поступать с ними, как ему заблагорассудится.

 Или например, законы древнего Шумера (ХХ в. до н.э.) разрешали отцу продавать в рабство своих детей. Это было вполне реальное право, имевшее широкое распространение. Условия такой продажи фиксировались в документах и были замаскированы под обычай усыновления. Сделка скреплялась особым документом, и усыновитель платил определенную сумму отцу усыновляемого в качестве платы за усыновление. Усыновление осуществлялось в двух формах: с объявлением усыновленного наследником и без такового. Усыновление первого вида происходило, как правило, в бездетной семье для продолжения рода. Во втором случае речь шла о приобретении рабочих рук и зависимом положении «усыновленного».

Своеобразные социальные отношения и социальная практика сложились в Древнем Китае. Древнекитайское общество было жестко иерархичным и делилось на пять социальных групп. Высшую ступеньку на иерархической лестнице занимал единоличный правитель - ван. Он являлся верховным собственником земли в Поднебесной, а все люди были его слугами.

 Как верховный собственник земли ван «жаловал» высшим аристократам - чжухоу - право наследственного владения частью земель в государстве. В свою очередь чжухоу признавали право на владение принадлежащей им территории глав родоплеменных групп, которые на этой территории проживали.

 Этот третий социальный слой назывался дафу. Сами дафу не обрабатывали землю, а передавали ее во владение четвертой группе - ши. В конечном счете земля обрабатывалась пятой группой, которую называли простолюдинами. Принадлежность к одной из пяти групп определяла объем тех материальных благ, которыми мог пользоваться человек.

В одном из китайских источников Х-VIII вв. до н.э. подчеркнуто: «Одежда зависит от ранга, а потребление богатств - от размера вознаграждения, соответствующего рангу. Различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы».

Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был отец человека, каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья опускались на одну ступеньку ниже. При таком подходе с жесткой иерархией в обществе проблемы малоимущих и бедных не были предметом заботы общества и, фактически, их положение не могло быть изменено.

Как и в Месопотамии, государство в Древнем Китае регулировало, прежде всего, семейно-брачные отношения. Семья, согласно закону и конфуцианской традиции, рассматривалась как первичная социальная ячейка. Главная цель брака заключалась в обеспечении физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением, прежде всего, мужского потомства, «чтобы человек был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род».

Положение мужчины как господина в семье распространялось не толь ко на жену, но и на детей. В Древнем Китае существовал обычай закладывать детей за долги. Если таких детей не выкупали в течение трех лет, они становились рабами. Дети могли быть также проданы своими родителями. Исключение делалось только для старшего сына, который пользовался рядом преимуществ. До ХIХв. в Китае сохранялась безнаказанность за убийство отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, если смерть наступила в результате побоев.

Необходимость поддержания стабильности в обществе диктовала участие государственной власти в решении социальных проблем, прежде всего в экстремальных условиях. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что, например, в Древнем Египте уже в III тыс. до н.э. (2700-2300 гг. до н.э.) проявлялась забота о членах общества со стороны государства.

Власть в Древнем Египте применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания по различным регионам. Использовалась также определенная миграционная политика. Эта практика объяснялась не моральными, этическими нормами египетских властей, а их рационализмом. Прерогативой государства было заботиться о сохранении трудовых ресурсов и поддерживать жизненный уровень людей, которые были заняты на общественных работах, а именно: строили каналы, пирамиды, гробницы и храмы. Целью властей было также предотвращение голодных бунтов, которые могли бы угрожать стабильности государства.

В древнеиндийском обществе власть также брала на себя обязанность помогать населению в случае голода и стихийных бедствий, а царь считался покровителем больных, вдов и малолетних.

Подобное положение сложилось и в Древнем Китае, где правительство уже в 1 в. до н.э. разработало меры социальной защиты для чрезвычайных ситуаций:

- бесплатное (или за минимальную плату) распределение зерна;

- использование всех пустующих полей для засева бесплатным зерном;

- переселение голодающих в благополучные районы страны.

Такая политика продолжалась только в период чрезвычайных ситуаций и не имела постоянного характера.

История древнего государства Вавилон свидетельствует о том, что оказанием социальных услуг населению занимались не только органы власти, но и храмы. Храмовые хозяйства отличались огромными размерами и уступалитолько царским хозяйствам.

В отличие от государства, их деятельность носила постоянный характер. Под опеку храмов попадали различные категории людей: - военнопленные; - рабы, купленные или полученные в подарок; - незаконнорожденные; - дети из бедных семей, отданные в храм во время голода.

Благодаря такой социальной помощи разным категориям людей храмы превращались в мощную социальную и политическую силу, имели поддержку широких слоев общества.

Следует также отметить социальную практику иудейских обществ в древности. Жизнь в условиях пустыни, борьба за выживание обусловили стремление снять противоречие между интересами личности и коллективными интересами общества. Выход был найден в формировании религиозного альтруизма (альтруизм - принцип жизненной ориентации личности, в соответствии с которой благо другого человека более важно и значимо, чем собственные благо и личные интересы).

На практике это вылилось в почитание и следование одной из десяти заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это вторая заповедь, полученная Моисеем от Бога. Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего и ему одному поклоняйся». Эти библейские заповеди позднее перешли в христианство.

Иудейская система социальной помощи, основанная на любви к ближнему, действовала через законом установленные налоги и вела к перераспределению доходов среди нуждающихся.

В иудейской культуре социальная помощь проявлялась в двух элементах:

 - в поведении самого человека, обязанностью которого был труд;

 - в заботе общества по обеспечению нуждающихся пищей. В древнем

Иерусалиме вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пищу, прежде всего, в храмах. Имеющиеся довольно ограниченные сведения из истории древних народов относительно развития общественной помощи позволяют все же сделать определенные выводы:

1. Оказание помощи различным категориям нуждающихся - больные, имеющие физические и умственные недостатки, вдовы, дети, старики и др. Они могли рассчитывать на помощь своих родственников и семей, друзей, соседей или членов общины. Такая помощь оказывалась, прежде всего, под воздействием духовных, религиозных систем у тех или иных народов, а также традиционного общинного уклада.

2. Помощь, оказываемая властями, носила, как правило, прагматический характер. Она была отражением потребности государства в обеспечении его трудовыми ресурсами, а также в обеспечении социальной и экономической стабильности.

Способы, к которым прибегала власть, были различны:

- централизованное планирование распределения продуктов питания и средств существования людей;

- налоговая система, которая позволяла накапливать средства, необходимые для оказания помощи нуждающимся, эксплуатация ресурсов завоеванных территорий.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1002; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!