Перспективные задачи психологической работы с Натальей
Задачи | Содержание задач |
Главная задача (формулируется на основании знания о принадлежности образа цели к определенной группе потребностей) | Сместить акцент с потребностей в безопасности, принадлежности и любви на потребность самоактуализации. |
Задача 1 | Сформировать чувство уверенности в собственных силах. Оказать психологическую поддержку. Более глубоко, подробно рассмотреть ресурсы Натальи. |
Задача 2 | Построить детальную программу конструктивной самореализации на ближайшие несколько лет. |
Задача 3 | Обсудить риски и факторы, препятствующие реализации программы. Продумать способы нейтрализации рисков. |
Замечание. У Натальи карта сказочной страны имеет силуэт человека. Так как каждая часть тела человека имеет определенное символическое значение, интерпретация рисунка приобретает новые оттенки.
Разделим карту страны на пять областей.
В первую область войдут голова и шея. Эти части тела символизируют ментальную деятельность. Шея связывает ментальную и эмоциональную сферы.
Во вторую область войдет туловище до линии талии, исключая руки. Это область сосредоточения актуальных эмоций и чувств.
В третью область войдут руки до плеч. Руки символизируют взаимодействие с окружающим миром, коммуникацию, ощущения от взаимодействия с другими людьми.
Четвертую область составит тазобедренная область. В ней помещаются сексуальные и творческие переживания.
|
|
Пятую область образуют ноги. Они символизируют чувство опоры, уверенность, а также дают возможность "заземления" негативным переживаниям.
Исследуя карту Натальи, мы можем увидеть, чем окрашены ее мысли, чувства, коммуникация, в чем ее опора.
Область карты (тела) | Объекты ландшафта | Интерпретация |
1 | 2 | 3 |
Голова, шея | Пустыня поиска - большая часть, долина Раздумий, озерцо Любви. | Разум Натальи настроен на поиск, размышления, анализ, что является хорошим ресурсом для психологической работы. |
Туловище | Река Любви, берег Боли, Огненная река, кусочек пляжа Веселья | В данный момент у Натальи актуализированы амбивалентные чувства. Она желает быть любимой и боится боли одновременно. Скорее всего, имела место травматическая ситуация, связанная с романтическими отношениями. |
Руки | В одной руке - лужайка Беззаботности, в другой - пляж Веселья. | Во внешних взаимоотношениях Наталья старается выглядеть беззаботной, общительной, веселой. Есть люди, которые ее поддерживают (лужайка Беззаботности), есть люди, с которыми она вынуждена строить поверхностные взаимоотношения (пляж Веселья). Но, похоже, она никого глубоко не допускает до своих переживаний, до своего внутреннего мира. |
Тазобедренная область | Река Любви, Огненная река, берег Боли, кусочек пустыни Поиска. | Опять же, мы имеем амбивалентные чувства, по всей вероятности связанные с недостаточно благоприятными романтическими взаимоотношениями Натальи. |
Ноги | Пустыня поиска, долина Раздумий, лес Одиночества, река Любви, Огненная река, берег Боли. | Амбивалентные чувства и ощущения, с одной стороны, наполняют жизнь Натальи, с другой, лишают ее опоры. Она может ощущать то приливы активности, жизнелюбия, то "отливы" пессимизма и апатии. В одной из стоп располагается лес Одиночества. По-видимому, Наталья стремится преодолеть ощущение одиночества, "заземлить" его. |
Общие выводы | Внутренний мир Натальи имеет ряд противоречий, однако то, что она имеет интеллектуальную готовность работать с ними, является достойным ресурсом для психологической работы. |
Таким образом, в случае рисования "человеческого" силуэта карты у нас появляется возможность приобретения дополнительной информации. Мы можем использовать ее или отказаться.
|
|
Страница 4 из 4 < Валентина К., 40 лет | Оглавление
Страница 4 из 7 < Примеры анализа рисунков в контексте исследования образа цели | Оглавление | Символическое значение метафорических автопортретов >
|
|
Метафорический автопортрет - это автопортрет в любом образе: сказочного персонажа, мифологического героя, предмета или представителя фантастического и реального миров. Для того чтобы обосновать идею метафорических автопортретов, нам придется коснуться "теории волшебства", принятой в сказкотерапии (подчеркнем, что речь идет не о практической магии, а о практической психологии). (Подробнее о "теории волшебства" можно прочитать в книге Т. М. Грабенко и Т.Д. Зинкeвич-Евстигнссвой "Практикум по креативной терапии".)
Для понимания основной идеи метафорических автопортретов главное - разделить понятия "волшебства" и "колдовства".
Слово "волшебство" обладает особым положительным эффектом. "Волшебник", "волшебница", - говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Волшебство связано именно с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами, чернокнижниками.
В Западной Европе с XIII по XVIII столетие колдовство являлось символом общения со сверхъестественными силами, направленными ко злу. Колдовство оказалось опасным занятием в период "охоты на ведьм". По-видимому, со времен Средневековья в подсознании большинства людей хранится устойчивая ассоциация колдовства со злом. Тем более что она подкреплена разнообразными сказочными историями, в которых героям приходится противостоять и бороться с колдунами, принимая помощь Добрых Волшебников.
|
|
Таким образом, Волшебники (Добрые) выступают в качестве Созидателей, а колдуны - в качестве разрушителей. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности. Колдун (или злой волшебник) выступает по отношению к герою в качестве манипулятора, гонителя, существа, ограничивающего свободу, самоактуализацию, навязывающего свою волю.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!