ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 27 страница



Десятки тысяч кинотеатров разбросаны по всему миру. Они появились в канун XX столетия и быстро стали популярнейшими общественными сооружениями нашего времени.

Когда 22 марта 1895 г. в Париже впервые публично были продемонстрированы фильмы и даже когда там же 28 декабря в индийском салоне «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, 14 состоялся первый в истории платный сеанс, никто не мог предвидеть, какое будущее ожидает «синематограф», изобретенный братьями Люмьер.

По окончании киносеанса изобретателям одно за другим посыпались предложения продать свой аппарат. 10 000, 20 000, 50 000 франков. Напрасно. Братья Люмьер оставались непреклонными. «Этот аппарат является большим секретом, — сказал один из них,— и я не хочу его продавать; я желаю исключительно сам пользоваться им и эксплуатировать его». Однако поздно. Джинн выпущен на волю. Уже в 1896 г. в Париже появился аппарат Р. Поула, а в Фоли-Бержер установлен был американский «биограф». После проекции первых картин в Париже кинематограф начал быстро распространяться по всему миру. Так, в январе 1896 г. первые фильмы демонстрировались в Лионе, в феврале — в Лондоне, Бордо, Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Вене, в июне — в Испании и Северной Америке, в июле — в Сербии, в августе — в Румынии...

За свою сравнительно короткую историю кинотеатры мира успели испытать на себе множество разных архитектурно-строительных направлений. Первые кинотеатры напоминали здания театров, собраний, концертов. В 20-х годах строились кинотеатры в стиле барокко, готики, неоклассицизма и в то же время строго функциональные, экономичные типы зданий. Тогда же были построены так называемые суперкино на 4000—5000 зрительских мест. В 30-х годах строились здания меньших размеров, упрощенных архитектурных форм.

Кинотехника и здания кинотеатров совершенствовались во многих странах с развитой кинематографией. Так, в июле 1955 г. в парке детского городка Диснея (США, Калифорния) был построен театр «Циркорама», который, правда, использовался как аттракцион. Диаметр цилиндрического экрана в этом театре — 12 м.

В 70-х годах в Нью-Йорке в специально построенном кинотеатре, расположенном в подвале высотного здания на глубине 16 м от уровня земли, был сооружен уникальный кинотеатр. Действие происходило не только на экране, но и вокруг зрителя, над ним и даже под ногами. Зритель находился в центре событий. Киноаттракцион имел 68 устройств для спецэффектов, включая 41 прожектор. Этот кинотеатр с его уникальным кинозрелищем явился настоящей сенсацией.

В разных странах мира время от времени появляются необычные кинотеатры. Один из них задуман в г. Бостоне. Здесь проводится музыкальный фестиваль, где предполагается поставить под открытым небом спектакль, в котором музыка будет сопровождаться световыми и цветовыми абстрактными образами, проецируемыми лазерным лучом на...облака. А если в день исполнения спектакля облаков не будет, над эстрадой предполагается создать искусственное облако.

Некоторые древние памятники иногда и сегодня используются для концертов и спектаклей: театр Диониса в Афинах, театр на востоке Алжира в г. Тимгада, покинутом жителями в VII в. Однако самым старым в мире постоянно действующим театральным сооружением до сих пор остается «Олимпико» в Веченце.

Осенью 1987 г. у подножья пирамид под открытым небом была поставлена опера Джузеппе Верди «Аида». Эта опера была написана по заказу египетского правительства по случаю открытия Суэцкого канала. По мнению специально созданной египетской культурной комиссии, настало время, чтобы бессмертная «Аида» помогла привлечь туристов к пирамидам. Перед пирамидами была выстроена сцена почти в 150 м длиной, расположены в четырех уровнях ряды кресел на 5 тыс. зрителей. Билеты стоили от 250 до 500 долларов!

Роль и место общественных зданий и сооружений в истории экономики строительного дела всегда отличались от роли и места утилитарных объектов в силу своей необязательности для определенной части населения. Общественные здания и сооружения в разные периоды и у разных народов выполняли различные функции — идеологические и социальные, а затем и экономические.

В их строительство вкладывались огромные деньги, чтобы «продемонстрировать» всему миру блеск двора, пустить пыль в глаза. В то же время, истощая казну на строительство египетских пирамид, афинского Акрополя или парижского Версаля, Хеопс, Перикл и Людовик XIV тщательно подсчитывали расходы на свои сооружения. Всегда стояла задача осуществления архитектурного замысла меньшими средствами, только масштабы были разными.

Строительство спортивных и зрелищных зданий и сооружений требовало огромных денег, но уже на заре их существования пытались окупить затраты теми доходами, которые создает зритель, приходящий на спортивное или театральное зрелище. Это сохранилось и до наших дней. Причем такие зрелища стали настолько необходимыми, что зрители готовы платить и платят за них значительные деньги. Между тем эти сооружения способствуют созданию таких благ для человека, что те затраты, которые несет за них сам человек, можно считать символическими. Это, кстати, знали и в древнем мире, когда, например, врачи предписывали посещение театра в качестве лечения души.

В общем объёме строительства многих стран общественные здания и сооружения занимают всё большее место.

 


ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

 

Вчерашнее уже не в счёт,

хотя оно ещё цепляется.

Одно лишь жалко: всё течёт

и всё меняется.

Виктор Чарин

 

 

«Относительно искусства,— писал К. Маркс,— известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации»[********]. В процессе исторического развития художественные достоинства архитектуры претерпевают подъемы и спады. Так, искусство Древней Греции, включая архитектуру, обладает для нас вечной прелестью, хотя современное нам общество, его наука и техника находятся на несравнимо более высоком уровне развития. Однако это не означает, что древнегреческое искусство противоречило той исторической основе, на которой оно выросло. «Наоборот, — подчеркивал К. Маркс,— оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова»**.

В отличие от архитектурно-художественных систем строительная техника как элемент производительных сил меняется быстрее и последовательнее. Однако в настоящее время нельзя сказать, что в строительном деле мы во всем способны превзойти прошлое. Исследователи утверждают, что в течение веков мы машинально копируем старое, применяя лишь незначительные изменения. Но привязанность к привычному, особенно в жилищном строительстве, по-видимому, имеет в своей основе не столько технические, сколько психологические регламенты.

С древнейших времен дошли до нас принципы сознательной стандартизации в строительстве, существовавшие задолго до нашей эры. Так, известный немецкий специалист в области стандартизации Хорст Сименс считает, что типичным проявлением стандартизации являются установленные в Египте пять тысяч лет назад размеры строительных элементов, применявшихся при возведении зданий и сооружений. К тому же египтяне использовали модульную, гармонизированную систему унификации.

Ровесницей первых египетских пирамид можно считать установленную в Китае стандартную систему пяти мер. Единицей измерения служило расстояние между двумя узлами бамбукового шеста, используемого в качестве музыкального инструмента. Древние знали,

 

Каков пропорции закон,

дабы не оскорбляли взгляда

при сочетании колонн

антаблемент и анфилада.

 

Разумеется, строители уже не считают прежние правила за священные, отклоняясь от старых «норм» или даже ломая их. Поэтому сегодня можно осуществить практически любой проект — от доисторического до космического.

Уже в античные времена, как мы отмечали, все старинное считалось красивым, все новое якобы не отличалось действительной красотой. Спустя столетия, при строительстве средневековых замков старались употреблять кирпич и камень самых темных оттенков, а в цемент примешивать сажу, чтобы замок носил отпечаток глубокой древности.

В XVI в. испанский писатель Кристобаль де Вильялон писал: «Сколь неискусными покажемся рядом с ними мы, нынешние! И дабы не говорили нам, будто древние историки, из желания возвеличить перед потомками свою старину и следуя своему пристрастию, чрезмерно все восхваляли, посмотрим на некоторые сооружения древних, сохранившиеся до наших дней и доступные взору всякого, кто полюбопытствует на них взглянуть; одни из них стоят нетронутые, у других основания разбиты в куски и стены разрушены, но по их виду можно судить, как прекрасны они были, когда стояли новые и невредимые».

Проходят столетия. Все меньше остается на планете сооружений, о которых воочию можно судить, «как прекрасны они были». Поэтому естественно и понятно наше желание увидеть сооружения, ставшие легендарными, сохранить то, что еще осталось от прошлых времен. Во многих странах из года в год увеличиваются ассигнования на восстановительные работы, реконструкцию, реставрацию.

Примерно в 350 тыс. фунтов стерлингов обойдется двойник уникального Стоунхенджа (во сколько же обошелся бы подлинник?), который собираются построить неподалеку от оригинала, сооруженного пять тысячелетий назад. Строительство предполагается в такой же равнинной местности, из такого же камня. Специально для туристов, которых здесь ежегодно бывает до 800 тыс. человек.

Но правомочен ли вопрос: во сколько обошелся бы подлинник? К. Маркс писал: «...Хотя деньги начали играть известную роль очень рано и всесторонне, однако в древности они выступают как господствующий элемент только у односторонне определившихся наций, у торговых наций. И даже в наиболее развитой древности, у греков и римлян, полное развитие денег, которое составляет предпосылку современного буржуазного общества, отмечается только в период разложения. Таким образом, эта совершенно простая категория исторически выступает в своей полной силе только в наиболее развитых состояниях общества. Она отнюдь не проникает во все экономические отношения; например, в Римской империи, в период наибольшего ее развития, основу составляли натуральные подати и повинности. Денежное хозяйство было там вполне развито, собственно, только в армии, оно никогда не охватывало весь процесс труда в целом»[††††††††].

Поэтому вряд ли имеет смысл оценка прошлого труда строителей в современной валюте, разве только в качестве сенсации. Например, ошеломляющая стоимость восстановления Стоунхенджа или Вавилона не объективна и не раскрывает подлинной стоимости этих сооружений — ни для своего, ни для нашего времени. Вообще оценить в деньгах произведение культуры сложно, хотя это и делается с переменным успехом. Критерием, по-видимому, может служить потребительная стоимость, величина которой зависит от времени, обстоятельств и т. п.

Разработан проект и уже ведутся строительные работы по восстановлению библейского Вавилона. Над его восстановлением трудятся иракские археологи, многочисленные рабочие, приехавшие из Китая, Южной Кореи, Египта, Судана. Специалисты изучили шумерские и вавилонские письменные источники и рисунки.

Для восстановительных работ используются как древние, найденные в раскопках кирпичи, так и специально изготовленные по древнему образцу. К 1987 г. в Вавилоне были уже восстановлены греческий театр Александра Великого и два храма. Велись работы по реконструкции зиккурата, того самого, на террасах которого зеленели легендарные висячие сады — одно из семи чудес света. Предполагается реконструкция коронационного зала и церемониальной дороги «Э-Ибур-Шабу» («враг не пройдет»), ведущей к воротам Иштар — вавилонской и ассирийской башни любви и красоты, украшенной изображениями фантастических животных.

Даже архитектура отелей, ресторанов, развлекательных центров, театров и кинотеатров, размещенных в специальном городке для туристов, построенном в 56 милях к югу от Багдада, выдержана в древневавилонском стиле.

Никто точно не знает, во сколько обойдутся эти работы, но средств как будто не жалеют: президент подписал открытый чек. Только на постройку городка для туристов уже к 1987 г. было затрачено 8,5 млн динаров (19,8 млн долларов). Большая часть работ должна была быть завершена к середине 1988 г.

Исследователям не дают покоя египетские пирамиды. Полагают, что если люди в те далекие времена сумели придумать и осуществить фантастическое по своей грандиозности строительство, то они владели многими тайнами строительного искусства, которые надо понять и разгадать.

Время от времени археологи и историки делают настоящие открытия, иногда, правда, додумывают за египтян. Так, американский инженер Джон Буш утверждает, что многотонные глыбы египетских пирамид перемещали к месту постройки не по салазкам волоком, как считали раньше, а другим, более простым методом. Буш уложил двухтонную каменную глыбу в округлые колодки, и шесть человек без всякого труда смогли перекатывать ее практически на любые расстояния. Интересная версия, но ее надо еще подтвердить будущими археологическими раскопками. Конечно, если бы блоки, из которых сооружены пирамиды, перемещали таким способом, то сотне тысяч строителей, о которых говорит Геродот, там нечего было бы делать. Правда, как мы уже отмечали, это количество рабочих давно ставится под сомнение.

Строительные загадки египетских пирамид привлекают внимание все новых и новых исследователей из разных стран. Египетские и американские ученые в 1985 г. приступили к исследованию камеры, обнаруженной у пирамиды Хеопса, пытаясь с помощью разработанной для космических эксперементов техники оставить ее содержание в том виде, в каком оно хранится почти пять тысячелетий.

В 1986 г. исследования проводила египетско-французская экспедиция. Еще одна загадка. Или открытие? Оказывается, песок, который был найден в пирамиде в результате ее сверления, не обнаружен больше ни в одном строении в Египте.

Считалось, что древние использовали песок в нескольких известных нам целях: поддерживать определенный уровень влажности, засыпать входные отверстия, тащить по песку тяжелые глыбы, обеспечивать сейсмостойкость. Но для этих целей сколько угодно песка вокруг, даже если в те времена ландшафт здесь был другой. Однако использован явно привозной, мельчайший, специальный. Для чего? Да и с экономической точки зрения нонсенс.

В 1987 г. в пирамиде работала египетско-японская экспедиция. Японская группа прибыла в Каир, вооруженная специально сконструированным прибором, излучающим электронно-магнитные волны и способным «прощупывать» пирамиду на глубину до 10 м. Исследования продолжаются.

Египетское правительство приняло решение о реставрации древних архитектурных памятников, в частности укрепление каменных блоков пирамиды Хеопса, восстановление конструкций Сфинкса (эти работы проводились некогда еще римлянами). Работа заняла пять месяцев и, по оценке министерства древностей, обошлась более чем в 5,5 млн египетских фунтов. На ней было занято около тысячи человек.

Весной 1984 г. мировую прессу обошло сообщение о том, что греческое правительство решило восстановить Колосс Родосский — одно из чудес древности. Проектов восстановления и раньше было немало. По одному из них Колосс будет отлит из алюминия, а в полой голове устроят бар для туристов («Тебе бы пользы все...»). Можно не сомневаться: чудо не повторится — ни архитектурное, ни экономическое. Однако пока неизвестно, какой из проектов реконструкции будет осуществлен.

В период правления императора Гая Юлия Цезаря в Риме действовало 11 акведуков, составляющих единую систему снабжения водой жителей Вечного города. Три из них — Феличе, Верджино и Паоло — продолжают действовать и в наши дни. Сколько же воды утекло по ним с тех пор! Конечно, они значительно переоборудованы. Но восстановление единой водосистемы древних, как утверждает доцент Римского университета Паоло Соммела, невозможно. Можно только постараться сохранить памятники прошлого. Это крайне важно.

Решением мексиканского правительства утвержден проект о воссоздании центра древней столицы ацтеков, уничтоженной в XVI в. испанскими конкистадорами.

Особое место в современном строительстве занимает переоборудование старых зданий для новых функциональных целей, модернизация памятников культуры. При этом сохраняют здания и сооружения прошлых веков как образцы культуры и строительной техники минувших эпох и, таким образом, старые постройки в обновленном виде приобретают новое социальное значение. Реконструируемые здания и сооружения продолжают свою активную роль в условиях новых потребностей, например, старинные замки включаются в сеть учреждений досуга в качестве музеев, исторических панорам и т. п. Обновляются зрелищные здания, спортивные сооружения и др.

Различные здания и сооружения приспосабливаются для использования в качестве учреждений культуры в Англии, Америке, Франции и других странах. Так, павильон, построенный в 1853—1857 гг. для парижского рынка, переоборудован в многофункциональный зрительный зал, здание бывшего вокзала д’Орсэ, построенное в 1898—1900 гг. и потерявшее свое функциональное значение, переоборудовано в Музей искусства XIX в. (в 1960-х годах здание намечалось к сносу). Перестроена в театр манчестерская биржа по закупке и продаже хлопка, построенная в 1921 г. по проекту, разработанному в конце XIX в. Здание Патентного бюро в Вашингтоне, построенное в 1867 г., и здание Полицейского участка в Бостоне (США) переоборудованы в Художественную галерею, особняк Карнеги, построенный в Нью-Йорке в 1901 г., перестроен в музей, спортивный зал Южного Аллегениса (штат Пенсильвания, США), построенный в 1920-х годах и не использующийся по прямому назначению, перестроен в Музей изобразительных искусств, железнодорожная станция, построенная в 1847 г. в г. Паклингтон (Англия), перестроена в спортивный центр. В ряде городов ФРГ происходит модернизация спортивных сооружений, на что выделяются специальные средства из городских бюджетов. Здание консерватории, построенное в середине XIX в. в г. Вустер (штат Массачусетс, США), за свою историю претерпело несколько коренных реконструкций. Построенное в 1850—1857 гг. в качестве клубного здания, в 1968 г., оно использовалось как спортивный зал для борьбы, в 1972 г. было переоборудовано в театрально-концертный зал и в 1979 г. было превращено в здание консерватории с залом многоцелевого назначения, концертным залом на 1500 мест с галереями, клубными и вспомогательными помещениями. Последняя реконструкция обошлась в 2,6 млн долл. Примерно в такую же сумму (2,5 млн дол) обошлось переоборудование старого здания железнодорожного вокзала под ресторан в г. Питтсбурге (США).

Во многих проектах реконструкции предусматривается состав помещений и, по-возможности, их размеры, присущие новому строительству. При этом внешний облик зданий во многих случаях остается без изменения, подчеркивая архитектурный стиль своего времени. Так, при реконструкции театра Old Vic (Лондон), размещенном в здании постройки 1818 г., сохранены наружные стены почти без изменения. При реконструкции здания Гранд Опера (Париж) для репетиционного зала балетной труппы приспособлен промышленный корпус постройки XIX в., внешний облик которого также оставлен почти без изменения.

Одним из характерных приемов реконструкции является расширение функциональных возможностей зданий. Так, реконструкция театра в г. Зельб (ФРГ) заключена в расширении фойе с организацией пространства для выставок, расширении театрального ресторана с баром в подвале, а также пристройки центральных инженерных помещений. В г. Кливленд (штат Огайо, США) к существующему небольшому театру, возведенному в 1927 г., пристроены новые помещения общей площадью 4680 м2 и реконструированный склад, в котором будет размещен клуб. Здание театра в Нью-Йорке перестроено из кинотеатра постройки 1941 г. и предназначено для танцевальных постановок небольших балетных трупп и массовых зрелищных мероприятий.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!