ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. 26 страница



Заметным явлением, отражающим тенденции театрального строительства последней четверти XX в., стал проект нового здания Парижской Оперы, приуроченный к открытию Всемирной выставки «Экспо-89». В здании, строительный объем которого регламентирован условиями конкурса (100 тыс. м3), находятся: большой зрительный зал на 2700—3000 мест и малый зал на 600—1500 мест, концертный и выставочный залы, ресторан, кафе, зимние сады, библиотека, дискотека, видеотека, кинозал для просмотра фильмов-опер. Трансформация залов позволяет расширить постановочные возможности театра, привлечь дополнительное число зрителей. Этому же способствует раздвижной металлический занавес, дающий возможность раскрытия спектакля на площадь и превращения ее в гигантский зрительный зал. В театре предполагается ежегодно ставить 20 новых спектаклей по всем видам театрального искусства и принимать не менее 1 млн зрителей в год, что в четыре раза больше, чем в старом здании «Гран Опера». Проектирование здания Парижской Оперы вызывает проблемы, связанные с его будущей эксплуатацией, в том числе с подготовкой технического персонала по обслуживанию большого здания и новых форм открытых зрелищных выступлений. Если в настоящее время парижская «Гран Опера» получает ежегодную государственную дотацию 360 млн франков, то новый театр потребует значительно больших средств.

Экономичность строительства и эффективность эксплуатации здания французского театра «Лирика» на 3000 мест обусловлена следующими особенностями: зрительный зал, решенный компактно, представляет собой объем двоякой кривизны, вписанный в полусферу с диаметром 112 м, зрительские места размещены вокруг сцены, находящейся посреди зала. Рациональным геометрическим построением обеспечен наименьший расход строительного материала и затрат на содержание здания; зал может быть разделен на две части, а сценическая площадка использована для различного вида театральных представлений — этим может быть достигнута мобильность чередования представлений и обеспечена относительно высокая посещаемость театра; артистические помещения вынесены в подземную часть здания — этим обеспечивается экономия городской территории.

Для французского города Монпелье разработан проект областного Оперного театра во Дворце конгрессов. Зрительный зал театра рассчитан на 2000 мест, общая площадь помещений — 8000 м2. В состав театральных помещений входят: репетиционный и балетный залы, библиотека, буфеты и др. Здание Дворца конгрессов, с которым объединено здание театра, включает два зала заседаний на 800 и 250 мест, выставочные залы общей площадью 800 м2, представительские службы и технические помещения площадью 5500 м2. Объединением двух крупных общественных зданий достигается экономия городской территории и некоторых затрат, связанных с общими строительно-монтажными работами.

Необычное здание передвижного оперного театра Wagner Space — Opera (Франция) представляет собой своеобразную пространственную структуру над сценой и зрительным залом на 3000 мест. Структура позволяет изменить вместимость зала, которая может быть на 3500, 4500 и 5000 мест. Эффективность театрального здания достигается тем, что театр будет многопрофильным, позволяющим использовать зрительный зал для проведения различных представлений и массовых мероприятий.

Проект нового Королевского театра в г. Плимут (Великобритания) включает большой зрительный зал, трансформирующийся с 770 до 1271 места, малый зал, ресторан. Объемно-планировочные, технологические и акустические устройства позволяют использовать зал для спектаклей, концертов и конференций. Экономическая эффективность здания обусловлена его многофункциональностью и наличием двух зрительных залов — большого и малого.

В сложившейся застройке Лондона рядом со зданием старой неиспользованной часовни предполагается построить новое здание театра, который до недавнего времени размещался в этой часовне. Проектируемый комплекс включает в себя здание театра и здание молодежного театра-студии. Своеобразное решение проекта позволяет использовать площадь между этими зданиями для размещения зрителей. Рациональное использование существующей постройки и территории строительства обусловливает экономичность проектного решения.

Театр с залом на 450 мест, построенный в г. Данди (Великобритания), представляет собой комплекс, в состав которого кроме зрительного зала, сцены и подсобных помещений входят ресторан, бар, помещения отдыха для зрителей. Компактное решение проекта позволило разместить здание на небольшой территории — на месте бывшей автостоянки на 12 автомашин.

В результате проведенного в Великобритании конкурса отмечены два проекта любительского театра, завоевавшие 1-е и 2-е места. Проект, завоевавший 1-е место, представляет собой здание сложной конфигурации, выполненное полностью из деревянных конструкций. К двухэтажному прямоугольному в плане объему здания, где размещены зрительный зал, фойе, буфет, холлы, примыкают четыре одноэтажные пристройки, по две с каждой стороны, также прямоугольные в плане, в которых расположены артистические уборные, гардероб, подсобные помещения. Проект, завоевавший 2-е место, выполнен из трехслойных деревянных панелей, но в отличие от первого проекта это здание, овальное в плане, и его наружные стены наклонены под углом 60° к центру зрительного зала. В двух примыкающих к сцене деревянных башнях расположены лестницы, ведущие к ярусам балкона.

В г. Хайльбронне (ФРГ) построен двухзальный комплекс для драматических и оперных спектаклей: большой зал с амфитеатром на 547 мест и балконом на 158 мест, малый зал на 90—150 мест для экспериментальной студии. Общий строительный объем комплекса 71 тыс. м3. Трансформирующаяся сценическая площадка малого зала и возможность изменения числа мест в этом зале позволяют варьировать виды постановок. В театре сочетаются упрощенная внутренняя отделка фойе (оштукатуренный потолок, деревянные стеновые панели) с дорогостоящей наружной отделкой (на фасадах использован гранит, листовая медь, цветная штукатурка).

Интересным с архитектурной точки зрения и вместе с тем экономичным является театр в одном из городов ФРГ. Здание с восьмигранным залом на 545 мест примыкает к школе так, что в качестве театрального фойе используется актовый зал школы, а переход от театра к школе используется как входной вестибюль во время школьных мероприятий или как дополнительное фойе во время театральных представлений. Строительный объем этого небольшого здания всего 8470 м3 (15 м3 на одно место в зале), общая площадь 1164 м2 (2,1 м2 на место).

Исследования, проведенные американскими специалистами, изучившими планировку существующих театров США, привели к выводу, что та часть театра, в которой располагаются костюмерная, гримерная, мастерские, административные и технические помещения, как правило, не отвечает современным требованиям. Основные недостатки — в непродуманном расположении этих помещений, что приводит к созданию запутанной сети коридоров, затрудняющих ориентацию в здании. В результате исследования рекомендовано располагать все подсобные помещения театра вокруг одного какого-то помещения или зала, являющегося ядром данной части театра.

Исследованиями, проведенными во Франции, установлено, что зрительные залы драматических театров должны вмещать не более 1000 зрителей, а их оптимальная вместимость — 800—900 мест.

Проектирование и строительство библиотек развивается на основе постоянного изменения задач, назначения и использования. И во времена монастырского позднего средневековья, и эпохи Возрождения, и барокко библиотеки располагались обычно в помещении, которое служило местом контакта между книгой, читателем и библиотекарем. Это было единое целое как в функциональном, так и пространственном отношениях.

Промышленная революция в начале XIX в., сопутствующий ей рост книгоиздательства и спрос на книги среди широких слоев населения вызвали необходимость расширения библиотечного здания. Библиотека, располагающаяся в одном помещении, уже не могла отвечать возросшим требованиям. Стало необходимым выделить читательские помещения и помещения для книг и их обработки. Эта идея была впервые осуществлена в проекте, разработанном в 1816 г. Л. де ля Санта в Италии. Здание было четко разделено на три части. В центре — читальный зал, за ним следуют комнаты каталогов и служебного персонала. По обе стороны зала — ряды небольших комнат хранения, где книги, подобранные по размерам, расставлены на полках. Эта концепция послужила исходным пунктом дальнейшего развития библиотечных зданий.

В 1817 г. архивариус Бейербак по аналогичной системе разработал проект здания муниципальной библиотеки во Франкфурте-на-Майне. В этом неосуществленном проекте впервые устанавливается высота потолка книгохранилища 2,32 м, которая определила экономичность здания и соответствует современной практике.

В 1843 г. была построена библиотека Сент-Женевьев в Париже по проекту архитектора Г. Лабруста, специализировавшегося на проектировании библиотечных зданий. Весь третий этаж занимает большой читальный зал на 600 мест с фонарями верхнего света. Под ним — книгохранилище с книгами, расставленными на деревянных полках.

В 1858 г. была построена Французская Национальная библиотека в Париже, тоже по проекту Г. Лабруста. В этом здании со стабильным каркасом завершено полное разделение на зоны для книг и читателей. Прямоугольный читальный зал отделен от книгохранилища помещением, где находится библиотечный персонал, осуществляющий наблюдение за читальным залом и связь с книгохранилищем. Дневной свет поступает в читальный зал через большое окно на северном фасаде и девять световых куполов. Пятиэтажное книгохранилище рассчитано на 900 тыс. томов; высота этажа в свету 2,28 м. Интерьер лишен украшений, архитектура здания подчинена функциональному назначению.

В 1890 г. слесарь Липман предложил один из важнейших элементов библиотечного оборудования — металлический стеллаж с переставляемыми полками, благодаря которым экономилось 40% площади здания. Для экономичности здания также важно, что стойки стеллажей могут быть включены в систему несущего каркаса здания и воспринимать нагрузку перекрытий вышележащих этажей. Впервые такие стеллажи были установлены в крупной библиотеке Страсбурга, а в дальнейшем стали применяться в усовершенствованном виде.

Система разделения на три зоны развивалась в течение XIX в. и до середины XX в. она оставалась основной архитектурной композицией европейских библиотечных зданий. В связи с отмиранием однозальной библиотеки и введением в начале XIX в. разделения зон книги и читателя, все книжные фонды стали выноситься в книгохранилище, где книги ставились в порядке поступления, им присваивались порядковые номера. Система порядковой расстановки в ряде случаев повлекла за собой увеличение затрат на строительство вместо ожидаемой экономии. Однако эта система существует и по сей день в библиотеках, где весь книжный фонд находится в книгохранилище.

Новый принцип организации библиотек с гибкой планировкой поставил новые требования к архитектурной композиции здания и его строительному решению. Специалисты полагают, что здание не должно иметь несущих внутренних стен, его лестничные клетки и прочие стационарные элементы должны располагаться так, чтобы оставалось большое свободное пространство для перемещения оборудования. Однако, по мнению австрийского специалиста по библиотечному строительству Ф. Кроллера, стопроцентная гибкость планировки может быть экономически оправдана только в пределах одного этажа. Лестничные клетки, шахты лифтов и инженерные коммуникации делают необходимыми компромиссные решения.

Старые музеи располагались во дворцах и замках, их коллекции предназначались для узкого круга. Впервые музей (Лувр) был объявлен достоянием населения Французской революцией в 1793 г. Это было началом интенсивного развития музеев. В первой половине XIX в. побуждением для создания музеев была национальная гордость: огромные импозантные коллекции в пышных дворцах поднимали пристиж государства, музей поражал богатством собрания, количеством экспонатов. Во второй половине XIX в. музеи создавались меценатами и имели в основном просветительское значение. Уже в 20-х годах XX в. стало ясно, что музей-дворец с его историческими экспозициями не имеет перспектив развития. В XX в., вместе с изменением назначения и функций, музей постепенно превратился из уединенного дворца с пустынными залами в органический элемент общественной жизни города. Появились новые системы композиции: гибкий музей Миса ван дер Роэ и растущий музей Ле Корбюзье. В их проектах решался ряд функциональных задач, а также указывались возможные пути развития типа здания музея, в том числе экономичного.

В течение длительного исторического периода архитектурно-строительный тип музея мало изменился, а единственному и твердому представлению о назначении музея соответствовал дворец с анфиладной связью помещений, определившей последовательный график осмотра экспозиции, разорванный на этаж. В современном же строительстве, как отмечают исследователи, многообразию представлений о назначении и широкому диапазону использования музея соответствует многообразие архитектурных идей.

Комплексная проблема архитектуры музея привлекла к себе выдающихся архитекторов XX столетия, которым, кстати, не были безразличны задачи экономики. Предложение «гибкого музея» Миса ван дер Роэ (1924 г.) с размещением экспонатов в едином пространстве в какой-то мере удалось претворить в жизнь в берлинской галерее «XX век». Квадратная спираль «растущего музея» Ле Корбюзье тоже лишь отчасти воплощена им в 1959 г. в Токийском музее западного искусства.

Произведения прошлого в основном уже собраны (особенно живопись) и новых источников практически не предвидится, не считая частных коллекций, передаваемых в музеи. Поэтому старые музеи, очевидно, будут расширяться и получат возможность выставлять большую, чем теперь, часть своих коллекций.

По-видимому, новые музеи с исторической тематикой могут возникнуть лишь специализированные, посвященные малоизученному периоду или отдельному мастеру. Такие музеи располагают обычно в сохранившихся исторических зданиях. Возможно строительство на автомагистралях выставочных залов для экспонатов, привозимых из больших старых музеев, или создание «музеев-контейнеров».

Будущее, как полагают, за строительством музеев современного искусства. Эти музеи не будут грандиозными. Возможно, их будут строить большим числом, но меньшими размерами. И, значит, сравнительно недорогими.

14 марта 1986 г. в Парк-де-ла-Виллет, расположенном северо-западнее Парижа, был официально открыт новый музей науки и индустрии. Одна из французских газет назвала это сооружение «самым большим и самым дорогим научным музеем в мире». Строительство его обошлось в 4450 млн франков. Из них 60% пошло на сооружение самого здания, остальные 40% — на его внутреннее убранство. Здание сооружено из трубчатых металлических конструкций и представляет собой гигантский параллелепипед размером 270x100x45 м.

По сообщениям газеты «Репубблика», в 1987 г. в Италии насчитывалось 1404 музея: 356 — государственных, 532 — коммунальных, 31 — провинциальный, 20 — областных, 47 — содержащихся на средства общественных организаций, 192 — принадлежащих церкви, 109 — частных и 117 — находящихся на счету смешанных компаний. Всемирно известные музеи Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя, Милана, Турина, Болоньи, Модены посещают ежегодно миллионы людей. В то же время сотни небольших музеев, обладающих также ценнейшими экспозициями, совершенно не имеют финансовых средств на содержание.

В последнее время в Париже непрерывно увеличивается количество галерей, даже неизвестно, сколько их, полагают, около четырехсот. Правда, некоторые после первой экспозиции закрываются. Но тут же рядом появляются другие. Некоторые крупные выставки посещают до миллиона человек. Самым популярным местом Парижа стал открытый в 1977 г. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду, в котором ежегодно бывает восемь миллионов человек. Интересно, что во Франции по воскресеньям вход в музей, в том числе и в Лувр, бесплатный, чтобы «в храм искусства могли ходить французы, а не иностранные туристы».

В Англии около двух тысяч музеев. Только около двух десятков из них — государственные, субсидируются правительством, вход в них преимущественно бесплатный. Частные музеи сами решают порядок и размер оплаты за вход. Часть музеев получает субсидии от профсоюзов или благотворительных организаций.

Существует добровольная Ассоциация музеев Великобритании. Независимо от «ведомственной» принадлежности, в музеях обязательно предусмотрен один день, полдня или час перед закрытием для бесплатного посещения. А дети, пенсионеры, студенты, инвалиды и безработные пользуются льготными билетами, весьма доступными по цене. Ежегодно музеи Великобритании посещают свыше 70 млн человек.

Клубы зародились в Лондоне еще в конце XVII в., а в начале XVIII в. клубов было уже немало не только в Лондоне, но и в других городах. К началу XIX в. роль клубов в жизни города возросла, поэтому число их увеличивалось с каждым годом. Для вступления в члены клуба необходимы были вступительные взносы, которые были очень высоки, к тому же в начале XIX в. в клубы не принимали представителей некоторых профессий: хирургов, солиситоров, поверенных и др.

Новые клубы, открывшиеся в середине XIX в., стали более доступны лицам, не обладавшим большими доходами. Тем не менее каждый клуб был замкнутым учреждением, а вступительные взносы даже в недорогие клубы достигали 50 фунтов. Большинство клубов помещались в специально оборудованных зданиях, на отделку которых затрачивались большие суммы. Неписанный закон английских клубов требовал предоставления своим членам комфорта, и в достижении этой цели клубы состязались между собой — переманивали, например, лучших кулинаров. Президент клуба заботился о крайне строгом режиме в подопечных им учреждениях. Ни один посторонний не мог войти в клуб. Исключения делались лишь для знатных иностранцев. Обедать в клубе разрешалось только в вечерних костюмах, как было принято в самых фешенебельных домах Англии. Как правило, в мужские клубы женщины не допускались. Нередко члены клуба проводили там большую часть дня в полном безделии.

Описывая один из лондонских клубов, Теккерей отмечает, что «...здесь представлены все известные стили архитектуры и внутреннего убранства. Большая библиотека — в елизаветинском стиле; малая — в готическом, столовая — в строго дорическом; приемная — в египетском; гостиные — в стиле Людовика XIV (вероятно, потому, что их безобразные украшения были в моде при Людовике XV); дворик — мавританско-итальянский. Повсюду мрамор, панели кленового дерева, зеркала, арабески — и подделка под мрамор и золото. Завитушки, монограммы, драконы, купидоны, нарциссы и другие цветы рассыпаны по стенам, словно из рога изобилия».

В конце XX в. клубы по-прежнему — один из популярных видов общественных зданий. Примерно за 15 лет, с начала 1970-х годов, во Франции создано 25 тыс. клубов для лиц старшего поколения, членами которых стали более 1 млн пенсионеров.

«...Очень не хватает нашим городам кафе или таких домов, где мог бы ежедневно собираться народ, с тем чтобы потолковать и развлечься». Может показаться, что это цитата из современного сборника научных трудов какого-нибудь градостроительного или архитектурно-типологического института. Но это опубликовал в декабре 1790 г. выдающийся испанский просветитель Гаспар Мельгор де Ховельянос. Будучи одно время министром юстиции, Ховельянос полагал, что «эти заведения, устроенные достойным образом, являлись бы прибежищем для той части скучающей публики, которая, как говорится, ищет ежечасно, где бы убить время». Весьма современно звучит также аргумент в пользу таких учреждений, которые «предлагают достойные развлечения многим разумным и чистым людям в часы, свободные от трудов, но и благотворно влияют на тех безнадзорных юношей, которые получают воспитание вне семьи, или, как обыкновенно говорят, «на улице».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!