РИТМ, МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, АКЦЕНТ, ЗАТАКТ



Ритм - это соотношение длительностей в музыке. Метр – это равномерное

чередование сильных и слабых долей времени. Такт - отрезок мелодии между

двумя соседними сильными долями. Количество долей в такте может быть

разным. Первая доля такта имеет больший вес, чем все остальные доли, поэтому

она называется сильной долей. Доли, не имеющие ударений, называются

слабыми долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной

тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы

ее выделить. Акцент – это ударение на сильной доле при исполнении музыки.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт -

затакт. В большинстве случаев произведения, начавшиеся с затакта,

заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. 

Cинкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются следующие формы синкоп:

а) междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные);

б) внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные)

ПРОСТЫЕ РАЗМЕРЫ

Простые размеры – это размеры, у которых в такте одна сильная доля. К ним

относятся: 

а) двухдольные размеры – 2/2 , 2/4, 2/8

б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8, реже 3/16

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой

длительностей. При группировке длительностей в простых размерах основные

доли такта должны быть отделены друг от друга. Объединение всех длительностей общим ребром возможно, когда эти длительности одинаковые. 

СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Сложный размер состоит из 2 и более простых размеров и может иметь

несколько сильных долей. Акцент первой доли сложного метра сильнее

остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более

слабыми акцентами называются относительно сильными долями. Наиболее

употребительны следующие сложные размеры: 

а) 4-хдольные: 4/4, 4/8, реже 4/2 

б) 6-дольные: 6/4, 6/8, реже 6/16

 в) 9-дольные: 9/8, очень редко 9/4 и 9/16 

г) 12-дольные: 12/8 , реже 12/16

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры

группируются отдельно, образуя самостоятельные группы, как бы скрытые такты. 

СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ

От слияния 2 или нескольких простых разнородных размеров образуются сложные смешанные размеры. Смешанные размеры встречаются в музыке реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них 5-дольные и 7-дольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров; чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

а) 5-дольные размеры: 5/4=2/4+3/4 или ¾ +2/4                                                                   б) 7-дольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Встречаются такжепеременные размеры, в этом случае новый размер выставляется в начале такта.

Период

Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Периоды бывают:

• Однотональный,

• модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,

• Расчлененного строения(делится на предложения),

• cлитного строения.

• Повторного строения,(2 предложение начинается так же как 1).

• неповторного строения.

• Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;

• неквадратный — число тактов ≠ 2n.

• с дополнением

• с расширением

1 предложение периода называется вопрос (заканчивается на доминанте),2 предложение – ответ(заканчивается на тонике).заключительный оборот - каденция.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!