ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ, ИХ СТРОЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ



ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 7 КЛАССА

ЛАД и ТОНАЛЬНОСТЬ

ЛАД – система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике.

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от тоники и наименования лада. 

ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевым знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

 3 ВИДА МАЖОРА И МИНОРА

Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ - т – т – т – ½ 

Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:

Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз – понижается VI и VII ступени.

Натуральный минор – имеет строение: т – ½ - 1 – 1 – ½ - т – т 

Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью: 

Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре: 

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст.

 В миноре - при движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст. 

2. ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ ( «расстояние»). - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков

Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов: 

Прима – содержит 1 ступень,  чистая (ч1).

Секунда – 2 ступени. Если секунда содерж. ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон -(б2)

Терция –3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3). 

Кварта –4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта –5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5). 

Секста –6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6) 

Септима –7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).  

Октава – 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. 

Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.тритоны

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие. Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все

диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов – это переход неустойчивых  в ближайшие устойчивые звуки. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Перенос  нижнего звука  интервала на октаву вверх или верхнего на октаву вниз называется обращением.При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим

составляет чистую октаву. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9 , а сумма тонов равна 6. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в

увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, диссонирующие – в диссонирующие

3.ТРИТОНЫ  и ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5. 

ув.4 = 4 ст.  3 тона. ум.5 = 5 ст. 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

В натур. мажоре: ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст.

В гарм. мажоре: ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.

В натур. миноре: ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.

В гарм. миноре: ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).

    Ув.4 м.6 ум.5   б.3   ув.4 б.6  ум.6 м.3

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.

Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в сторону сужения. ув2 = 2 ст.  - 1,5 тона. ум7 = 7 ст. - 4,5 тона.

В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.                   В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.

В гарм. миноре ув2 – на VI ст.                       В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

Разрешение: ув2 - расширяется (в ч4); ум7 – сужается  (в ч5).

ув5 = 5 ст. - 4 тона. ум4 = 4 ст. -  2 тона.

В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.       В гарм. миноре ув5 – на III ст.

В гарм. мажоре ум4 – на III ст.          В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.

Разрешение: ув5 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону расширения (в б6); ум4 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону сужения (в м3).

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ, ИХ СТРОЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ

Созвучие из 3 и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд. Аккорд, состоящий из 3

звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшѐнное (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука на октаву вверх

Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, Он состоит из кварты и терции,.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!