БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.



Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции.

Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:

До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си

  c – d – e – f – g – a – h

Повышение звука на пол тона (диез) обозначается прибавлением к названию

звука слога is. Понижение звука на пол тона (бемоль) обозначается слогом es. 

В настоящее время буквенная система используется и для обозначения

тональностей. Мажор обозначается словом dur (твѐрдый), а минор – moll

(мягкий). Мажорная тональность пишется с большой буквы, а минорная – с

малой. Есть три исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).

 КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а

бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом. В музыке

употребляется 7 диезных и 7 бемольных тональностей. Знаки альтерации

пишутся при ключе и называются – ключевыми. Каждая новая диезная

тональность появляется через ч5 вверх, последний  диез приходится на

VII ступень новой тональности. 

Таким образом,  получается следующий ряд мажорных и минорных диезных

тональностей:

C – G(1#) – D(2#) – A(3#) – E(4#) – H(5#) – Fis(6#) – Cis (7#)

A – e – h – fis – cis –    gis – dis –  ais

Каждая новая бемольная тональность появляется через ч5 вниз, а предпоследний

бемоль приходится на I ступень тональности. 

Таким образом, получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных

тональностей: 

 C – F(1b)– B(2b) – Es(3b)– As(4b)– Des(5b)– Ges(6b)– Ces (7b)

A – d –   g – c –    f –   b –     es –   as moll

РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Родственными называют те тональности тонические трезвучия которых

находятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического видов.

Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков называют

родственными. Каждая тональность имеет в родственных тональностях:

1. Параллельную главной тональности

2. Тональность субдоминанты

3. Параллельная тональность субдоминанты

4. Тональность доминанты

5. Параллельную тональность доминанты

6. Тональность минорной субдоминанты (в гармоническом виде) для мажора

или мажорной доминанты (в гармоническом виде) для минора.

 Например До-мажору родственны тональности ля минор, Фа мажор, ре минор,

Соль мажор, ми минор, фа минор; ля минору родственны тональности До

мажор, ре минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, Ми мажор.

 ПЕНТАТОНИКА

Лад, состоящий из 5 звуков называется - пентатоника (китайская гамма).

Особенность этого лада – отсутствие в его составе полутонов (м2) и ступеней,

образующих тритоны. Наибольшее применение получили 2 вида пентатоники:

Мажорная пентатоника – в ней отсутствуют IV и VII ступени.

Минорная пентатоника –в ней отсутствуют II и VI ступени.

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Многие мелодии народных песен имеют в своей основе лады, схожие с мажором

и минором, но отличающиеся от них отдельными звуками. Такие лады

называются ладами народной музыки (натуральными ладами, старинными

ладами). К ладам мажорного наклонения относятся:

Ионийский – совпадает с натуральным мажором;

Лидийский –отличается от натурального мажора  IV высокой ступенью;

Миксолидийский – отличается от натурального мажора VII низкой ступенью

К ладам минорного наклонения относятся: 

Эолийский – совпадает с натуральным минором;

Дорийский – отличается от натурального минора высокой VI ступенью;

Фригийский –– отличается от натурального минора низкой  II ступенью.

 

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая

гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени

повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз

ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при

движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст. ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Энгармонически равные тональности – это тональности, одинаковые по звучанию,

но разные по названию. Мажорные и минорные тональности с 5, 6 и 7

диезами энгармонически равны мажорным и минорным тональностям с 5, 6 и 7

бемолями. Ключевые знаки в энгармонически равных тональностях в сумме

составляют 12 знаков . Мажорные тональности:

H dur (5#)     = Ces dur (7 бемолей)

Fis dur (6#) = Ges dur(6 бемолей)

Cis dur(7#) = Des dur(5 бемолей) 12

 Минорные тональности:

gis moll(5#) = as moll (7 бемолей)

dis moll(6#) = es moll (6 бемолей)

ais moll(7#) = b moll (5 бемолей)


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!