ТРЕЗВУЧИЯ  ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЯМИ И РАЗРЕШЕНИЕМ



Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются

трезвучиями главных ступеней лада.

На I ст. – тоническое Т53,

На IV ст.– субдоминанта, S53

На V ст. лада,- доминанта ,D53.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное -з s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,

d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное -  D53

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким образом получается следующая схема: S53 – T6        D53 – T64 S6 – T64        D6 – T53     S64 – T 53     D64 – T6

ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ

Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях,  

 Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре. 

В натуральном мажоре – на VII ст.

В натуральном миноре – на II ст.

В гармоническом мажоре – на II ст. 

В гармоническом миноре – на VII # ст.

Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду вниз.                                              До мажор

ля минор

Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре. 

В гармоническом мажоре – на VI b ст.

В гармоническом миноре – на III ст. 7

Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый

звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,

Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6. 

СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее - квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.

Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7),

 D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд  и  требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.

D7 имеет 3 обращения:

D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), - Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.

D43 (доминантовый терцквартаккорд), Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53) с удвоенным основным тоном в октаву.

D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3 (или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с удвоенным основным тоном.

8.ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ

 Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется – водным септаккордом (DVII7).

Малый вводный -MVII7 - строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3 (или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,

Уменьшённый УмVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние звуки умVII7 образуют интервал ум7,

Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Вводные септаккорды могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие.

Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.

 

 СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ (II7).

Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.

Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется субдоминантовый септаккорд.

В натуральном мажоре на II ст. строится малый минорный септаккорд, (М53+м3).

SII7  разрешается через D43 в тоническое трезвучие;

SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,

т.к. его нижним звуком является субдоминанта.

АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ

Альтерация– это изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар

Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия.

в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI

ступень понижается (гармонический мажор); 

в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII

ступень повышается (гармонический минор). 

В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.

Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)

диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.

Хроматизм в мелодии связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательный звук (ре-до#-ре или соль-ляb-соль ). 

Проходящий звук, образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками ( ре-ре#-ми или ля-ляb-соль). 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 5272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!