Легенды и предания Кадомской земли



Кислякова Софья, 7 класс, МОУ «Кадомская средняя школа им. С.Я. Батышева»

Научный руководитель: Никулина Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кадомская СШ им. С.Я. Батышева»

 

Кадом – старинный русский город Рязанской области, расположенный в нижнем течении р.Мокша. Необъятные заливные луга, чистые воды Мокши и многочисленных озер, живописные рощи придают ему особую привлекательность. А ещё Кадомский край привлекает своей богатой историей. Я слышала много всяких легенд и преданий о Кадомской земле. Чувство такое бывает, что они немножко выдуманные! Но в каждой выдумке есть доля правды. О легендах и преданиях я расскажу в своей работе. Может быть, и Вас они увлекут.

Цель: изучить легенды Кадомской земли, чтобы лучше узнать историю своей малой родины.

Задачи: собрать легенды, связанные с Кадомским краем; обобщить и проанализировать собранный материал; подготовить письменную часть работы на основе полученных данных; подготовить иллюстративный материал, наглядно раскрывающий суть работы.

Легенды и предания Кадомской земли.

Се повести временных лет откуда есть пошла кадомская земля кто в Кадоме нача первее княжить и откуда кадомская земля стала есть…

Легенда о Вассе. По первой легенде выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. А дело было, рассказывают, так. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка – подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать её пустился хозяйский сын. Бежал он быстро – вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (ныне Вознесенская гора). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась с недостатками и лишениями и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало - помалу начали селиться на этой горе. А после кончины пустынницы это новое поселение получило название «Как Дом», в память о ее пещере, теплой, «как дом» - Кадом.[3] [6]

Легенды о происхождении Кадома. По одной легенде появление названия Кадом, как и самого поселка относится к временам татаро-монгольского нашествия. Завоевывая очередные земли, Батый оставлял здесь своих военачальников, которые хозяйничали в этих местах, а сам шел дальше. Были среди военачальников Кадым, Касим и Ермиш. Пришло время, дошла очередь и до них. И там, где некогда стояли их шатры, появились одноименные селения [4] По другому преданию, основал Кадом (Кадим) татарский князь Кадый. «Кадим» по-татарски значит «старина». По другому местному сказанию, Кадом получил свое название от Кадма, родного брата ордынского царевича Касима, давшего название городу Касимову.[1] И ещё одна легенда приписывает основание Кадома скифу царского происхождения, который был родом с верховьев Танаиса – реки Дон. Звали того мудреца Анахарсисом. Вернувшись на родину из Греции, он задумал построить город. Построил и назвал его Кадомом в честь своего друга – финикийца Кадма, изобретателя букв. Кстати, у Кадма была жена Гармония.[2] Более исторически достоверной является версия, связанная с событиями 968-969 г. Писатель Э.Тополь в книге «Русская дива» рассказывает о походе князя Святослава на хазар. «И записано в Повести временных лет: «Иде Святослав на хазары. Слышавше же казары, изодоша с князем своим каганом, и спутившися битися: и бывши, брани, одоле Святослав и город их взя». Записано мусульманским историком Ибн-Хаукалом о 358 (968-969 г.) годах и походах русов, которые «…ограбили болгар, хазаран, итиль и семендер и отправились тот час в Рум и Андалус…» Отчаянно сопротивлялись казары «Хазарский царь Иосидо обратился к своим воинам: «Воины мои, великое войско хазарское! Не назад мы пойдем, а вперед! Во имя Бога – вперед! А Он раздавит наших врагов! Кадыма!! - «Кадыма-ц`ад» - крикнул хасан-бек, выхватив меч из золоченых ножен… - заставлял кричать от восторга общей атаки и ужаса близкой смерти. – Кадыма ц`ад!» «…Русы, разрушили… и разграбили все, что принадлежало людям хазарским, болгарским и бартасским на реке Итиле. Русы, овладели этой страной, и жители Итиля искали убежище на острове Баг-ал-абваба, а некоторые в страхе поселились на острове Сия-Кук (Мангышлак, Каспийское море).

…Изничтожив державу хазарскую, истребив всех пленных, не оставив в живых ни одного свидетеля своего поединка с царем хазар Иосифом, ни даже могилы его, Святослав переименовал Итиль. Он назвал эту реку полным, настоящим именем своей матери Вольга». Местные краеведы считают, что он (Святослав) в честь своей победы на рубеже Русского государства построил крепость, назвав ее Кадыма. Долгое время носил наш город и имя Кадома. Теперь он Кадом.

Легенда о кладе. Много преданий старины глубокой сохранил наш холм со своей древней Вознесенской церковью. Есть устная легенда, ходившая в своё время среди кадомчан и описанная нашим краеведом. Она гласит следующее: «В Кадоме среди города есть курган огромный и высокий. На этом кургане стоит церковь кладбищенская. Под алтарной стеной ее, а может под самим алтарем, зарыт клад. И, должно быть, такой большой и ценный, что татары из под Казани приезжали за ним и прошение об этом подавали. Да отказано было будто бы им. А у них-де на тот клад запись была - по наследству досталась». Один кадомский мещанин В.К., содержатель постоялого двора в городе, говорил, что в 1867 г. приезжал татарин и, остановившись у него на постой, ходил с ним на горы несколько раз, причем указывал ему место, где был по их приметам царский (ханский) дворец. При этом он спрашивал, не приезжали ли назад тому лет 12 татары за положенным кладом, но хозяин отозвался незнанием. Татарин объяснил ему, что их хан жил здесь во дворце, имел большие сокровища, которые и скрыл в этом кургане, оставив запись, которую переслал к своим единоверцам и родственникам в Казань. Место дворца, который был сожжен, татарин указал на среднем кургане. Эту легенду можно подкрепить следующим описанием: «Не в очень давние времена на горе на северной стороне рыли могилу для усопшего. Вырыли аршина на три глубины. Один из копавших, отставной солдат, заметил на дне её как бы обвал или небольшую ямку. Подкопав ее, он наткнулся на проход по направлению к церкви. Спустился в него и очутился в подземелье, вроде горницы. Оглядевшись, увидел на стенах развешенное старинное оружие: сабли, копья, ружья. Он взял горсть монет, собираясь покинуть убежище, да вдруг услышал голос: Не бери ничего и не говори никому о находке, иначе же скоро умрешь. Испугавшись, солдат положил деньги обратно, благополучно выбрался из ямы и завалил вход в неё. Долго молчал он об этом, но однажды под пьяную руку где-то в компании обмолвился. За это и поплатился жизнью.

Легенда об «Аниковом городище». Существует предание, что в «Аниковом городище» (заречная часть Кадома) жил когда-то и какой-то боярин Аникей (Еникей), мучивший своих людей за исповедание христианской веры. Не пришло ли это сюда из Вологды, где есть урочище, называемое «Аниковой могилою»? Сходство имени обоих городищ дало повод к сказанию о «бояре» (воине в Вологде) Анике, тем более это вероятно, что в этих местах было много сосланных на жительство из Вологодского края.

Легенда об источнике на Панике. О явлении источника и иконы положительно неизвестно и рассказы об этом различны. Иные говорят, что ключ был на этом месте исстари веков (что и верно), но только засорен, а с появлением иконы, его очистили и привели к нынешнему состоянию. Другие - появление ключа и образа считают одновременным, придавая легендарный характер явлению. Они рассказ ведут так: «один старик древних лет, житель Кадома, - фамилия которого и теперь существует, - рубил в этом лесу дрова, сваливая сухостой и хворост. Дело было не то летом, не то зимою, - они не упомнят хорошо. В одно время, уже к вечеру, вдруг поднялся шум в лесу позади старика. Он обернулся – грянул гром - и из под самых почти его ног забил и заклокотал обильный ключ, выворачивая клубы земли. От страха упал он на колени, чтобы помолиться, и в это время увидел на дубе над ключом икону Предтечи и перед ней висящее и горящее паникадило. От радости старик хотел взять икону, но она поднялась выше и не соблаговолила даться ему в руки. Бросив хворост и собранные дымовики, побежал он в город и объявил священнику, который на другой день рано прибыл на место, указанное стариком. Священник взял благоговейно икону и лампаду и отнес в городскую соборную церковь, из которой она за ночь ушла на прежнее место, где и осталась до некоторого времени, а за тем скрылась. Нынешняя икона – не та явленная, а другая, верная, впрочем, копия с подлинной, разница та, что у прежней главы были крылья как у херувимов, а у этой их нет. Не надо думать, что подлинник пропал, но он скрывается или скрыт до известного времени, когда ему снова пожелается показаться верующим христианам. Некоторые благочестивые люди по усердной молитве своей сподобились видеть его в недавние еще времена. По их рассказам икона находится в пещере на Панике же в известном месте. Перед нею совершаются службы старцами и горит паникадило, каких ныне уже нет – все резное, в виде городков, с обручами и прозрачными накладками. Множество свеч горит в пещере и курится ладан. Самая икона лежит на блюде – и её нельзя было бы отличить от ныне существующих, если бы не крылышки. Тут же стоят и другие иконы. Старцы, вводившие и выводившие из пещеры счастливцев, строго-строго запретили показывать место пещеры и один, который хотел было сказать, - онемел, хотел показать – ослеп, и только по молитве в церкви Предтечи получил и прощение, и исцеление».

Легенды о чудодейственных свойствах источника. Благодаря излияниям по молитвам Предтечи на воды, сохраняется в изустных рассказах, так как записи никакой не ведется о получивших помощь от пользования водою из родника по молитвам Предтечи. Передаются следующие случаи: у губернского секретаря И.В.Н., дочь двух лет отроду не могла ходить по слабости ног. Прибыв на Панику, Н. отслужил молебен и искупал дочь водою из источника. К вечеру того же дня она получила возможность ходить свободно. Летом 1870 г. мальчик больной грудью (страдавший одышкой) при употреблении воды снаружи и внутрь совершенно выздоровел. Страдающие падучей болезнью не могут добровольно пить эту воду…

Сообщаем к сведению следующие известия очевидцев: В 1869 г. пришла за 2000 верст женщина, никому из живущих при храме незнакомая, имя же ее и прозвание позабыли. Пришла она из такой дали с тем, чтобы вылечить свои зубы от боли. «Видела-де она во сне человека, который ей говорил об этом месте и указал на камень, бывший под дубом, от которого де она получит исцеление». Больная признала указанное ей место, хотя, по ее словам, она никогда от роду здесь не бывала и пошла, по словам живущих, домой здоровой. При пожаре леса 1839-40 гг., когда не было не было возможности остановить огненное море при сильном ветре, - не доходя около версты до Паники, пламя остановилось само собою, образовав круговую линию около этого места, а затем вовсе прекратилось без всяких пособий со стороны людей. Следы пожара до сих пор заметны на соснах и елях, стоящих с обожженными стволами с зеленою вершиною. По сказаниям жителей, пожар остановился на той самой черте, на которой бывают первые сотрясения у беснующихся и страдающих падучею болезнью.

Легенда о камне. В ½ версте расстояние от храма на Панике течет р.Пологая, в правой руке от дороги. Много–де из жителей города, ходят в лес по грибы и по ягоду, видели около этой речки продольной фигуры камень, похожий на могильный, с непонятными на нем знаками, похожими на татарские буквы. Рассказчики уверяют, что сидели на нем. Когда из любопытства пойдут на это место опять или с кем-нибудь, чтобы указать странную находку, то никоим образом не только камня, но самого места найти не могут. Некоторые заламывали ветки у деревьев для означения дороги, но и это не помогает. Замечен камень около 40 гг. текущего столетия одною девочкою, бравшею в лесу ягоды; попадался невзначай и другим, которые не обращали на него внимание, а искателям же в руки не дается Молва гласит, что под ним зарыт громаднейший клад одним из известных разбойников, скрывавшимся в здешних лесах в древние времена.

Легенда о соленом озере. По легенде Беловское озеро было руслом р.Мокши, и по нему плавали баржи. Однажды на месте сегодняшнего Белого озера затонула баржа с солью, и с тех пор оно носит название соленое.

Легенда о битве. В роще есть местечко Мирдяшево. Существует легенда, что в том месте состоялся какой-то бой, и был заключен мир. Отсюда и название «мир», «дёшево». (Войска, посланные рязанским князем, встретились с кадомцами недалеко от их города. Верстах в 8 произошла битва, начальник воевода рязанский, Андрей, был убит, но кадомцы были разбиты и город был взят). [5]

Предание о колоколе. Существует предание, что для новой Харлампиевской церкви отливали колокол на кадомской горе. Везли его на Белое на шести лошадях. Переправляясь через Беловское озеро, лошади чего-то испугались, шарахнулись в сторону. Крепеж оборвался, и колокол ушел в воду. Между прохожими пошёл разговор, что таков промысел Божий, так как какой-то купец при литье колокола бросил в него серебро, нажитое неправедным путем. Говорят, что купол колокола ещё долго виднелся над водой, и одна девушка взобралась на него и станцевала. А далее, как говорится, верь - не верь. Трагично сложилась её судьба. Родились у неё два сына. В разное время, но оба в самом расцвете сил утонули в том же Беловском озере.

Предание о возникновении Преображенской церкви. Предания возникновения Преображенской церкви на Заречном холме удят вглубь веков. В конце XVIII в. ордынский князь Бахмет захватил Мещерский край. Его сын Беклемеш принял христианскую веру и получил имя Михаил. В честь своего преображения он соорудил в Андреевском городке церковь Преображения Господня. И холм по церкви тоже стал называться Преображенским.

Легенда о дубе. В Кадомском районе есть деревня Петрослободка, говорят, что сам Петр I останавливался в этой деревне (отсюда и название) и посадил дуб, местонахождение которого неизвестно.

Легенда о помещице. В нач. ХХ в. хозяином с.Котелино и крупным местным землепользователем был помещик Николай Тимофеевич Иванов. Его дочь Екатерина, выйдя замуж за ростовского купца Солодова, родных мест не позабыла и увековечить имя своё в каменном строении порешила, задумавшись о церкви. Что побудило Солодиху (так её прозвали в народе) построить каменную церковь в селе, никто не знает. Но есть легенда. Один из братьев Екатерины пил водку, играл в карты, и зачастую проигрывал своё имение. Сестре и брату приходилось выкупать владения обратно. И Екатерина Николаевна решила построить храм, чтобы молиться за спасение души родного человека. Храм был построен и жизнь брата спасена.

    Много красивых легенд и преданий сохранилось о Кадомском крае. Они различны. Одни имеют историческую основу, другие - существуют на уровне слухов. Но все он по-своему хороши. В них отражается история, быт, верования, душа народа.

Список использованной литературы

1. ГАРО Ф. Р-5039, Оп. 1,Д. 454, Л.135[ Журкин И., Катагощин Б.]

2. РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422.[Панков В., Костер на «горе». / Рязанский комсомолец.-1982.-21 сентября]

3. РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422 [Панков В. /Иду Мещерой.-М.,1984.-С.60]

4. Бабурин А. Запись со слов жителя г.Касимов. Запись сделана 3 августа 1999 г.

5. Рейтаров Н. Город Кадом заштатный. Тамбов. Типография губернского правления 1879

6.Чумакова Ю.П. К происхождению некоторых топонимических легенд Рязанского края.//Этнографический вестник. - Рязань,1996.-С.87-91

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!