Образцовая театральная студия «Игроки»



Рылева Анастасия, 11 класс, МБОУ «СОШ №4» г. Скопина

Научный руководитель: Морозова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№4» г. Скопина

 

20 лет исполнилось школьной театральной студии «Игроки». За это время большое количество детей прошло через занятия в ней, которые ведет Е.М.Ильина. Цель нашей работы - проанализировать и обобщить все, что сделано за 20 лет. Показать роль театра в развитии способностей детей, раскрыть их талант. То, чем занимается театральное искусство, оказывается интересным и важным для очень многих, в том числе и для школьников. Театр, где работают профессиональные артисты и где школьники, совершенно разные, и подходы к работе со школьниками совершенно особые. Желание многосторонне развить личность подростка, расширить сферы его духовных потребностей побудило Е.М.Ильину к созданию в школе театральной студии «Игроки» в 1997 г. Ею была разработана педагогическая технология «Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства». Теоретическая основа этой технологии – учение К.С. Станиславского, его ассистента Г.В.Кристи и П.М.Ершова. Дети любят театр. С самого раннего возраста они играют в различные игры, верят во все происходящее. Задача руководителя - не дать пропасть этой вере, фантазии, помочь сохранить лучшие детские качества, воспитать школьника как творца, раскрыть его индивидуальность, зажечь в ребенке искру творчества. В этом главное предназначение театральной студии «Игроки» Без руководителя не может существовать студия. Елена Михайловна - талантливый человек, влюблённый в своё дело. Её путь в театр тоже интересен.

Биография . Елена Михайловна Ильина – педагог дополнительного образования, режиссёр образцовой театральной студии «Игроки» родилась 21 июня 1957 г. в г.Скопине. В 1964 г. первоклассница Елена переступила порог средней школы № 6. Любовь к театру проявлялась с детства. Во время учебы в школе Елена Михайловна ходила в Скопинский народный театр Дворца культуры, играла в спектакле «А зори здесь тихие» Лизу Бричкину. Но время летит, и вот в 1974 г. Елена выпускается из школы и поступает в Тамбовский филиал Московского университета культуры. Закончив обучение в 1978 г., отправляется в г.Ковдор Мурманской области, где работала режиссером народного театра во Дворце культуры имени 50-летия Октября.

Много ролей было сыграно, много спектаклей было поставлено. Одним из них был спектакль по пьесе Ю.Михайлова-Кима «Ной и его сыновья», о котором не раз упоминалось в газетах. В начале 1992 г. она уехала работать на Север в восьмую школу режиссером школьного театра (почти двадцать лет). Ее выпускники с любовью вспоминают о своём режиссёре и прекрасном театре, который останется у них в сердцах навсегда. Стоит упомянуть о поездке в Швецию на театральный фестиваль. Это прекрасная страна с прекрасными людьми. До сих пор у неё хранятся письма шведских друзей. В 1997 г. она возвращается в родной город Скопин, где по сей день работает режиссёром школьной образцовой театральной студии «Игроки». С её приходом укоренилась традиция каждый год ставить новогодние спектакли для учеников начальной школы. На протяжении 20 лет Ильина со своими учениками дарит детям новогоднюю сказку. Первой постановкой была «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. И спустя 20 лет этот спектакль был снова поставлен в стенах средней школы № 4. В 2014 г. Елена Михайловна со своими воспитанниками ездила в Санкт-Петербург на фестиваль со спектаклем «Житие Сергия Радонежского», где заняли III место. У Ильиной прекрасная семья. Двое детей – Алиса и Алексей. Они оба выпускники школы № 4 и образцовой театральной студии «Игроки». Сейчас они работают в Москве и постоянно приезжают к своей любимой маме. У неё имеется множество наград и большое количество дипломов.

Работа студии . В студию принимаются без исключения все желающие и увлеченные театром дети. Занятия театральным искусством полезно всем детям, в том числе (и даже в первую очередь) малоспособным, трудным. Игровая форма освоения нового, готовность педагога вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, и исправлять по ходу выполнения детьми упражнения развивает и укрепляет интерес к ученому процессу. Возникает игровое равноправие, партнерство. Создание собственных сценариев для праздников, «капустников», этюдов по сказкам, басням, способствует развитию собственного художественного творчества школьников.

Задачи театра: развитие эмоциональной памяти; развитие фантазии; развитие речи; сохранение самобытности.

Детская мимика и детская интонация неподражаемы для взрослого; взрослым учить детей с голоса не имеет смысла; единственный способ научить детей правильной игре - помочь им понять роль, вникнуть в нее при помощи своего воображения.

Задача руководителя - формирование раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное – понимать своего партнера. Занятия начинаются с 1 класса - «Развивающие театральные игры», 2 класс – «Формирование навыков коллективной работы», 3 класс - «Освоение детьми понятия о выразительном языке», 4 класс - «Собственное творчество». 2-й этап - творческая деятельность младшей группы театральной студии (учащиеся 5–х классов).

Театральное искусство – синтетическое, коллективное творчество. Оно невозможно без дисциплины, без умения подчинить свои личные интересы интересам общего дела. 3-й этап – средняя группа «Игроков» (6-7 класс). Главная тема – настройка к действию, преодоление застенчивости, скованности, напряженности. Результатом становятся сценические работы по сказкам К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Бармалей».

4-й этап – старшая группа «Игроков» (8-11 классы). Задача – развитие эмоциональной памяти, сценической логики. Важный этап - выбор пьесы. Начинается с читки, далее - обмен мнениями, летом – работа над пьесой. Анализ пьесы - очень трудоемкий и кропотливый этап. Надо актеру самому разобраться в пьесе – задача руководителя – помочь ученику вырастить образ. Важный этап – занятия сценической речью: работа над скороговорками; дыхательная гимнастика; умение слушать и слышать; участие в диалоге.

Назначение студии – получать радость от общения с театральным искусством и дарить эту радость зрителям. За 20 лет много раз «Игроки» становились лауреатами и дипломантами городских и областях фестивалей:

2000 год «Иван – царевич» Ю. Кима.

2001 год – «Завтра была война» - Б. Васильева.

2002 – 2003 годы «Обручение» М.Метерлинка.

2004 год - «Любовь моя, цвет зеленый» по пьесе Ф.Г. Лорки, «Дом Бернарды Альбы».

2005 год - «Мне нужен кто-то, кто меня поймет» Т. Смородиной.

2006 год – «Прыгающая мышь» В. Янсюкевича.

Многие студийцы становились победителями различных конкурсов: «Слово доброе посеять», «Одаренные дети», «Адрес детства – Россия».

Школа должна давать не только знания. В жизни надо уметь правильно, грамотно, красиво говорить, уметь держаться на публике, точно выражать свои мысли. Бывает, что человек много знает, умеет, но поделиться своими знаниями не может – не хватает умения выражать мысль. Такой опыт обучения даёт образцовая театральная студия «Игроки», которая помогает развить способности учащихся. Я думаю, что театральные студии должны быть в каждой школе.

Список литературы :

1. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т.2 Работа актера над собой. М., Искусство, 1991

2. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т.1. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство, 1998

3. Щепкин М. С. Жизнь и творчество. В 2-х томах. М., Искусство, 1984

4. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., Искусство, 1968

5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., РОЧ, 1992

6. Культура сценической речи. Сб. статей, М., ВТО, 1979

7. Основы сценического движения. Пособие для культурно-просветительских театральных училищ под ред. И.Э. Коха. М., Просвещение, 1976

8. Авров Д.Н., Спектакль и зритель. М., Сов. Россия, 1974

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!