Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства



Варна-санкара – нежелательное потомство. Другими словами это люди со смешанными наклонностями в деятельности (варна - окрас, склонность, санкара – смешание). Такой человек находится в постоянном беспокойстве, так как не может определиться чем ему заниматься и таким образом достичь умиротворения. Это беспокойство сказывается также на всем обществе. Еще одно следствие появления варна-санкары в том, что у таких людей уменьшается чувство ответственности по отношению к семье, обществу и даже к себе самому. (Бхаг., 4.27.7, комм.) Это создает еще больше беспокойств.

По сути в Кали-югу все население является варна-санкарой. Шрила Прабхупада пишет, что сейчас такие дети появляются даже в семьях потомственных брахманов, так как те перестали следовать традициям, способствующим рождению благочестивых детей.

Есть как минимум три причины появления варна-санкары (если найдете больше, присылайте мне):

1. Не целомудрие женщин

«Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нем развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства». (Б.г., 1.41)

2. Зачатие без гарбхадхана-самскары

«Чтобы родить детей существуют самскары. Первая самскара – гарбхадхана-самскара. …Это не так, что муж с женой совокупляются без всяких ограничений и занимаются сексом в любое время. Нет. Вы знаете, что отец Хираньякашипу, Кашьяпа Муни. Итак она, женщина стала очень сексуально возбужденной и муж ответил: «Сейчас не время. Это очень плохое время, вечер. Почему ты настаиваешь?» Но она была полна вожделения и поскольку мужа вынудили, родился Хираньякашипу, демон родился. Поэтому существует гарбхадхана-самскара, чтобы определить когда муж и жена могут совокупляться и зачинать ребенка. …Но если они не зачаты таким способом, но как кошки и собаки, тогда это называется варна-санкара». (Лекция по БГ 1.40, Лондон, 28 июля 1973 г.)

Шрила Прабхупада установил гарбхадхана-самскару для вайшнавов как чтение 50 кругов махамантры перед зачатием. Это должно происходить в определенный благоприятный день месячного цикла женщины, когда наступает созревание яйцеклетки.

«В этом случае муж и жена должны повторить по меньшей мере пятьдесят кругов, прежде чем вступить в половые отношения. Рекомендуемый период для этого – в течении шести дней после окончания месячных». (Письмо Шьяме даси, 18 января 1969 г.)

3. Пратилома (брак, когда девушка превосходит мужа по сословию и качествам)

«Согласно шастрам, брахман мог жениться на дочери кшатрия, но кшатрий не мог жениться на дочери брахмана. Люди были очень осмотрительными по поводу появления в мире варна-санкары. Шукрачарья внес поправку в этот закон, запрещавший такой брак, и склонил Императора Яяти принять Деваяни». (ШБ 1.2.24, комм.)

Брак, когда мужчина женится на девушке из низшего сословия, называется анулома. Жениться на девушке, принадлежащей к более высшем сословию – пратилома. Принадлежность к сословию в ведической культуре определялось качествами, которыми обладает человек. Если жена обладает более высокими моральными качествами, то она не будет послушна своему мужу, он не будет для нее авторитетом. Поэтому согласно шастрам брак пратилома приводит к появлению на свет потомство со смешанными наклонностями в деятельности.

Когда традиции соблюдаются, рождаются дети с четко определенными наклонностями (варной) и деление на 4 сословия происходит само собой, естественно. А когда установлена варнашрама, духовное развитие протекает намного легче:

«Не испытывая счастья мы не можем совершать никакого духовного развития. Мы должны быть умиротворенными. Таково предварительное условие. Поэтому настолько, насколько возможно, ведические предписания должны быть – должно быть разделение общества, варнашрама, варнашрама-чаравата. (Лекция по ШБ 1.7.43, Вриндаван, 3 октября 1976 г.)

 

Замужество

Почему Бог – мужчина

Вопрос: Почему Кришна мужчина? :) Одна матаджи предположила, что Бог среднего рода, ни мужчина, ни женщина.

Ответ: Бог - Ишвара, наслаждающийся и Верховный контролирующий. А все живые существа, будь то в женских или мужских телах - дживы, наслаждающие, те, кто дарят наслаждение.

Мы можем испытывать неприязнь от самой мысли, что Бог - мужчина, возможно потому, что у нас накопился негативный опыт взаимоотношений с разными мужчинами этого мира, которые вели себя не соответственно своему положению. Этот опыт разочарования подталкивает к идеям не только о том, что Бог не мужчина и не женщина, но и к идее, что Он безличен вообще. У современных людей можно часто встретить разочарование во взаимоотношениях в принципе, поэтому и возникает идея имперсонализма или желание растворить свое бытие. У Бога есть такой безличный аспект - это Брахман, безличное сияние. Поэтому в таком контексте про Бога можно сказать, что он не мужчина и не женщина. Но это самый низший аспект понимания Бога. Выше этого - понимание Параматмы и Бхагавана, Личности Бога.

Если мы получим опыт общения с настоящим мужчиной, роль которого не только в том, чтобы наслаждаться нашим служением, но и в том, чтобы защищать более слабых и помогать идти по духовному и материальному пути, то у нас появится способность признать за кем бы то ни было право быть мужчиной, контролирующим. Получить такой опыт может помочь гуру или наставник, если они обладают вайшнавскими качествами и строго следуют этикету. Отношения с такими безупречными вайшнавами способны дать вкус к отношениям и показать нам, что значит жить гармоничной жизнью. Что значить просто наслаждаться жизнью, а не выживать в ней. Поэтому первое, что нужно - это найти человека, с которым приятно вступать во взаимоотношения. Второе - научиться самой правильно вступать во взаимоотношения с ним (ней), потому что отношения - это всегда обоюдное действие. Если только один поступает правильно, а другой неправильно, работать это тоже не будет или по крайней мере слабо.

Современный мир навязывает идеологию "бери от жизни все", "живи на полную катушку". Мы хотим видеть Бога только как нечто безличное, чтобы наслаждаться самой. Поэтому и не можем так легко признать за Богом право быть мужчиной.

Но как только мы научимся правилам поведения и найдем достойных кандидатов для вступления с ними во взаимоотношения, то сможем возродить свою способность чувствовать вкус от отношений. И с этого уровня собственно начинается духовная реальность Голоки Вриндаваны.

 

 

О поклонении мужу как Богу

Вопрос: Как совместить этот стих из Шримад Бхагаватам о том, что муж является Богом для своей жены, с другой цитатой Шрилы Прабхупады, где говорится, что мужу не нужно поклоняться как Богу?

«Для женщины муж - главный из богов. Верховная личность Бога, Господь Васудева, супруг богини процветания, пребывает в сердце каждого. Люди, привязанные к плодам своего труда, поклоняются Ему в образе различных полубогов и их имён. Точно так же и женщина оказывает почтение Господу, поклоняясь своему мужу». (Бхаг., 6.18.33-34)

«Поклонение Богу предназначено только для Бога, а ни для кого-либо еще. Но взаимообмен, сотрудничество между мужчиной и женщиной ради служения Богу – это является сутью. Не так, что женщине нужно поклоняться как Богу или мужчине нужно поклоняться как Богу. Но чувство так называемой любви иногда побуждает видеть его как Бога или видеть ее как Бога. Это сентиментально. Бог отличен как от мужчины, так и от женщины. Оба они являются живыми существами, оба они предназначены для служения Богу». (Фолио Шрилы Прабхупады. Аудио транскрипция философских дискуссий. Дискуссия с Хаягривой дасом, Огюст Конт)

Ответ: Во-первых, когда говорится о муже как о Боге для жены, имеется ввиду, что ему нужно оказывать почтение как представителю Бога. Точно такому же представителю, которым является отец или мать ребенка. Они тоже представители Бога для него и им, в соответствии с Ведами, рекомендуется поклоняться даже прежде Самого Вишну.

Во-вторых, если прочитать внимательно комментарий к приведенному стиху из Шримад Бхагаватам, то остальные вещи тоже встают на свои места. В конце комментария Шрила Прабхупада пишет интересную вещь: «Поклонение этим полубогам, как и поклонение мужу, рекомендуется лишь тем, кто слишком привязан к материальным чувственным наслаждениям». То есть существуют разные уровни поклонений в соответствии с разными уровнями развития сознания. Людям, привязанным к чувственным удовольствиям, невозможно сразу же занять себя духовной практикой высшего уровня, отбросив все желания и занимаясь абсолютно бескорыстной деятельностью. Поэтому для них существуют такие предписания.

Но, как Шрила Прабхупада пишет в комментарии к стиху Бхагавад-гиты (12.12), Кришна не рекомендует постепенный путь духовного развития, который был рекомендован в Ведах:

«Поскольку последний доступен не всем, окольный путь познания Бога также приемлем. Необходимо, однако, заметить, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Aрджуне, ибо тот уже преданно служил Верховному Господу. Многоступенчатый, окольный путь предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и потому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако «Бхагавад-гита» основное внимание уделяет прямому пути духовного самопознания. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне».

В век Кали на окольный путь духовного развития нет времени. И, как правило, реально квалифицированных представителей Господа тоже практически не найдешь. В наше время работает только прямой метод - воспевание святого имени.

В известной шлоке харер нама харер нама харер намаива кевалам говорится, что в век Кали нет другого пути кроме воспевания святого имени. Что это значит? Это значит, что другого метода нет. А если и есть, то они уже не работают в наше время. Как и многие утверждения о женщинах из ведических писаний.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 570; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!