Свобода утверждения может проистекать только из внутреннего состояния чистой восприимчивости. 2 страница



В Мире XCVI есть нуль-триады, и Индивидуальность балансирует между положительными и отрицательными силами. Она подвержена страстям и не имеет способности выбора. Вся ее деятельность - это реакции на внешнюю стимуляцию. Это страстная иди Реагирующая Самость.

За Миром XCVI триады замыкаются в сетях Существования. Здесь действуют силы гипономного или материального мира на уровне вещности. Седьмая или низшая форма индивидуальности будет названа Материальной Самостью. Ее деятельность в человеке - автоматическая работа соматического организма. Это Самость ощущений и внешних проявлений посредством рефлекторного механизма нервной системы. Она не обладает способностью независимого действия, и поэтому седьмая Индивидуальность находится на том же уровне, что и материальные объекты, которые движутся только под действием внешних сил.

Семь модусов Индивидуальности составляют различные ассоциации, в зависимости от интенсивности внутренней объединенности, или уровня Бытия. "Объединенность" различных Индивидуальностей и Самостей мы назовем Душой. Слово "душа", следовательно, обозначает не бытие и не существо, а объединенность воль. Платоновская "гармония" - это интуиция такой объединенности.

 

11.29.2. Эссенциальные и экзистенциальные триады

 

Мы определили как эссенциальные те импульсы, которые имеют свой источник непосредственно в мире III. Они проникают во все миры, так что эссенциальные триады возможны на всех уровнях. Экзистенциальные импульсы имеют своим началом Мир VI, где уже произошло разделение Бытия и Существования. Это различие принципиально для интерпретации законов. Эссенциальные импульсы не зависят друг от друга в своем действии. Чистое утверждение следует понимать не в противопоставлении отрицанию, а скорее как космическую силу (power), не имеющую ни начала, ни конца и не нуждающуюся в поле для своего действия. Космическая восприимчивость есть также эссенциальное состояние, существующее в безграничной и неопределенной способности воспринимать и отвечать. Не будучи связанной ни с какой фиксацией, она независима от утверждения или любой другой силы.

Третий Космический импульс в своей чистой Сущности в Мире III есть источник нашей непосредственной интуиции Божества. Единый Бог, Всемогущий, чья Любовь и Сила приносит гармонию во все миры, свободен от противоположения утверждения и восприимчивости. Чистая Любовь не нуждается ни в субъекте, ни в объекте: она не имеет ни источника, ни конца. Такова чистая Сущность Божества, которая может открыться только очищенному сознанию, способному сознавать реальность Мира III.

Проходя через универсальные законы Мира VI до встречи с Индивидуальностью, ее способностями и ограничениями, мы обнаруживаем импульсы, которые начинаются в существующем мире, то есть, ограничены возможностью. Мы будем называть Космические Импульсы, действующие с таким ограничением, "экзистенциальными импульсами", Так, "экзистенциальное утверждение" означает импульс утверждения, который может быть распознаваем как факт.

Каждый такой экзистенциальный Космический Импульс может проявляться только через остальные компоненты триады. В существующей Вселенной не может быть утверждения вне противопоставления отрицанию, и оба они должны некоторым образом соответствовать космической схеме посредством согласования, если не внутреннего, то приходящего из окружения. Поскольку ни для какой конечной триады невозможно быть независимой или полной в себе, в каждом экзистенциальном импульсе есть некоторый элемент неравновесия. Хотя экзистенциальное утверждение нуждается в отрицании, оно никогда не может встретить себе точного соответствия. Всегда остается некоторый остаток, так что импульсы экзистенциального рода образуют сеть сцепляющихся триад, ни одна из которых не может быть полностью отделена от остальных и испытываема как совершенно независимый акт Воли.

В Мире VI, - о котором Плотин говорил как об "Умопостигаемом Мире", где "все есть все, и каждое нечто есть все, и все есть каждое нечто, и нет разделенности", - есть полное взаимопроникновение универсального существования, которое не предполагает смешения законов. Каждый из шести фундаментальных законов в этом мире отделен и чист в своем действии, в то время как в "более низких" мирах всегда следует принимать во внимание ограничения Существования. Вселенная как целое подвержена экспансии; как целое она также концентрируется; экспансия и концентрация полностью гармонизованы и все же отличны друг от друга. Как целое Вселенная есть то, что она есть, и нет другой, подобной ей; и как целое она вибрирует с активностью, в которой каждый компонент принимает участие равным образом. Ее порядок - совершенная, полная и связанная в себе полнота (plenum) возможностей, каждая из которых на своем месте и каждая - выражение ее целостности. И ее свобода - это универсальная свобода, которая согласует возможное с невозможным во всех мирах.

Когда Универсальная Воля нисходит из Мира VI, она порождает множественность миров. Мир XII - это не единство, а плюральность миров, в каждом из которых пребывает Индивидуальная Воля, обращенная внутрь - к Бытию, и наружу - к Существованию, ищущая в обоих направлениях единства и полноты Мира VI. Отныне Воля распадается на неполные триады, и каждый последующий мир характеризуется степенью неполноты, которую он должен поддерживать.

Четыре различных типа триад могут быть построены на основе различения эссенциальных и экзистенциальных импульсов:

 

1. Триады Бытия. Все Космические Импульсы в этих триадах происходят из воли Мира III и не ограничены условиями Существования.

 

2. Эссенциально-доминируемые смешанные триады. Два из трех импульсов каждой триады происходят из Мира III.

 

3. Экзистенционально-доминируемые смешанные триады. Два из трех импульсов происходят из Мира VI и экзистенциальны по своему характеру.

 

4. Триады Существования, в которых все Космические Импульсы - экзистенциальны.

 

Есть шесть триад первого рода, по восемнадцати - второго и третьего, и шесть - четвертого; всего - сорок восемь. Это образует сорок восемь законов Мира XLVIII. Схематически можно выписать следующим образом триады четырех соответствующих миров:

 

Мир VI                   Шесть триад Чистой Сущности

 

Мир XII      Шесть триад Чистой Сущности

Шесть эссенциально-доминируемых смешанных триад.

 

Мир XXIV Шесть триад Чистой Сущности

Двенадцать эссенциально-доминируемых смешанных триад.

Шесть экзистенциально-доминируемых триад.

 

Мир XLVIII Шесть триад Чистой Сущности

Восемнадцать эссенциально-доминируемых смешанных триад.

Восемнадцать экзистенциально-доминируемых смешанных триад.

Шесть триад Существования.

 

Рис.29.1. Распределение законов.

 

Миры XII и XLVIII могут быть названы "узловыми", поскольку в первом из них имеет место равновесие триад Бытия и смешанных триад, а во втором - равновесие эссенциально-доминируемых и экзистенциально-доминируемых триад. Это "узловое" свойство имеет особую значимость для космической роли различных типов индивидуализированной Воли.


Двенадцать законов Мира XII могут быть обозначены следующим образом:

 

Экспансия              Эссенциальная                              1-2-3

Экзистенциальная             1-2-3*

 

Концентрация        Эссенциальная                              2-1-3

Экзистенциальная             2-1-3*

 

Тождественность   Эссенциальная                              2-3-1

Экзистенциальная             2-3-1*

 

Взаимодействие    Эссенциальное                              1-3-2

Экзистенциальное             1-3-2*

 

Порядок                 Эссенциальный                 3-1-2

Экзистенциальный            3-1-2*

 

Свобода                 Эссенциальная                              3-2-1

Экзистенциальная             3-2-1*

 

Рис. 29.2. Двенадцать законов индивидуальности.

 

Законы каждого Мира спускаются к нему, так сказать, свыше. Законы Мира VI происходят из Мира III. Их источником является Космическая Индивидуальность, но проявляются и действуют они в Существовании. Законы Мира XII происходят из Мира VI; их источник - Универсальная Индивидуальность, но их проявление или действие осуществляется среди отдельных Самостей. Законы Мира XXIV происходят из Мира XII. Их источником является Полная Индивидуальность, но их проявление или действие осуществляется в Мире Самости.

 

11.29.3. Законы Мира XII

 

Законы Мира XII возникают благодаря разделению экзистенциальных и эссенциальных импульсов. Во внутреннем характере импульсов не происходит изменения, они во всех мирах остается теми же, что в Мире III. Но есть принципиальное изменение в модусе действия Воли, когда она переходит через порог, разделяющий необусловленное от возможного, посредством чего каждый Космический Импульс, хотя и неизменный по своей природе, становится вовлеченным в исключения (exclusions), связанные с Существованием. Чистое утверждение становится утверждением, отличным от отрицания или согласования. "Это есть это" начинает означать также "это не есть то". Универсальное отношение уступает место частному и определенному отношению. Самореализация Бытия в Существовании разделяется на два потока, один из которых есть самореализация Существования в себе и для себя. Безоговорочная свобода Бытия переходит в свободу в форме шестого закона существующего мира. Существование предопределено к определенным формам и не может избежать их иначе как путем несуществования, или аннигиляции. [61]

Все эти предопределения являются следствиями - как абстрактными, так и конкретными - исключения невозможного. Мы можем взять два случая триады Экспансии для иллюстрации различия между эссенциальными и экзистенциальными законами. Первый проявляются в росте семени, вырастающего в дерево. Когда зародыш оплодотворен, утверждение находится в своей наибольшей интенсивности. Все потенциальности сконцентрированы в оплодотворенной клетке. Здесь утверждение эссенциально, но отрицающий импульс образуется из существующих окружающих условий. Семя попадает в плодородную почву и начинает осуществлять свою судьбу развития, роста и воспроизведения. Поскольку поддерживается отношение утверждающего, отрицающего и согласующего импульсов, растение живет и растет. Его рост содержит возможности обновления и формирования новых семян. Этот случай типичен для многих естественных процессов; если отбросить его частную привязанность к существующей форме, то есть можно рассматривать как иллюстрирующий эссенциальный творческий процесс.

Второй случай - это акт намеренного поджигания дома. Это, как и в первом случае, самообновляющийся процесс, который также зависит от воздействия активной силы - пламени спички или факела - на пассивные условия, то есть горючие материалы дома. Есть инициирующий момент, когда процесс приводится в движение посредством акта, аналогичного оплодотворению зародышевой клетки. Затем огонь "занимается" и поддерживает себя за счет материала, существующего в окружении. Он распространяется посредством триады Экспансии, и поскольку имеется горючий материал, экспансия продолжается с увеличивающейся скоростью. Когда весь материал истощен, огонь утихает и разлетается дымом и копотью. Здесь нет обновления - не остается сущностного паттерна, и только время может примирить руины с окружающей средой. Такая триада полностью экзистенциальна - в своем начале, по своей природе и по своему результату. Мы представляем ее символом 1*‑2*‑3* и отмечаем, что каждый из космических импульсов может произвести здесь лишь ограниченные результаты, и несет силы обновления. Триада принадлежит к материальному Миру.

Мы должны теперь различить среди законов Мира XII шесть экзистенциальных и шесть смешанных. Первые - те же, что и шесть фундаментальных законов Мира VI, но только они проявляются не в универсальных, а в индивидуальных формах. Последние могут быть определены посредством правила экзистенциального исключения, в соответствии с которым две экзистенциальные триады разного рода не могут быть применены к одной и той же ситуации одного и того же мира. Правило экзистенциального исключения выражает простую истину, что существование есть ограничение. Исключение, характеризующее Мир XII, состоит в отделении частного от универсального. В Мире VI не может быть такого исключения, ибо там все одновременно и универсально и "частно" без разделения.

Мир XII репрезентирует понятия двух родов, которые могут быть названы, соответственно, эссенциальными и экзистенциальными. Эссенциальные понятия обладают неограниченной применимостью, в то время как экзистенциальные понятия относятся только к ограниченным существующим целым. Примерами первого рода являются понятия, даваемые категориями. Они сопоставимы с универсальностью Мира VI и всегда могут найти воплощение. Понятие роста или экспансии эссенциально, в то время как производные понятия истощения и разрушения экзистенциальны, поскольку они могут быть применены только к Сфере факта. Понятия единства и множественности – экзистенциальны, Они не могут быть приписаны Сфере Ценности.

Много заблуждений связано с ошибочным предположением, что экзистенциальные понятия применимы к Бытию. Монистические учения подвержены ошибке, которая может быть названа неуместной экзистенциальностью. Они предполагают, что Единое должно быть некоторым образом первичным и более "реальным", чем многое. Такое рассуждение происходит мимо самоочевидной истины, что мы можем мыслить единство и множественность только в терминах Существования. Если, скажем, "древесность" - это абстрактное понятие, передающее нам сущностное качество, общее всем деревьям, мы не можем говорить, что "древесность" единственна или множественна. Нельзя также сказать, что "единство" всех деревьев каким-то образом предшествует их "множественности" и более сущностно. Впрочем, этот пример не вполне удовлетворителен, поскольку наше знание о деревьях, как существующих фактически, предшествует нашему понятию "древесности".

Понятия экспансии и концентрации приобретаются иным путем - посредством размышления об универсальных качествах Существования. К сожалению, наш язык полон словами, вызванными к жизни ошибкой неуместной экзистенциальности. Необходим тщательный пересмотр языка, чтобы убедиться, что эссенциальные и экзистенциальные понятия всегда правильно различаются.

Теперь мы можем рассмотреть каждый из шести основных законов, чтобы увидеть, как они изменяются из-за исключений, свойственных Индивидуальности, порождая двенадцать различных модусов Воли, то есть Законов Мира XII.

 

11.29. 4. Законы Экспансии: 1-2-3 и 1-2-3*

 

Триада 1-2-3 обладает направленностью благодаря положению согласующего импульса, который связывает друг с другом ряды осуществляющих экспансию триад. Направление вполне определено - это направление максимума реализации возможностей. В терминах физического мира это может быть выражено как максимальный потенциальный градиент иди максимальное возрастание энтропии.

Направление экспансии фиксируется единственным образом только на крайних точках шкалы: на высшей точке, при переходе от Бытия к Существованию, управляемом единственным условием возможности; и на нижней - с исчезновением Существования в не‑Существовании, управляемом единственным условием вероятности. Между этими крайними точками экспансия разделяется из-за нарушающего направление влияния существующих существ.

Мы можем представить себе экспансию Существования как сгущение водяного пара, падающего на землю дождем и разделяемого на множество потоков и ручейков. Они пробивают свой путь через препятствия - горы, холмы, скалы, камни, - пока не сольются в большую реку, возвращающуюся в океан, бывший ее источником. Единство потенциальностей разрушается в процессе актуализации, возвращающейся к единству недифференцированной основы.

Существование, из-за его ограничений, неопределенно и рискованно. Невозможно предсказать, какой будет отдельная судьба любого отдельного потока или водоворота. Индивидуальность полностью вовлечена в эту неопределенность. В каждой точке индивидуализации имеет место отклонение потока, и каждое такое отклонение само по себе претерпевает экспансию в той мере, в какой для этого есть место. Теперь нет уже единственного направления - есть основное направление и множество подчиненных; первое соответствует единственной триаде 1-2-3, последние - множественным триадам 1-2-3*.

Каждое независимое утверждение может быть инициирующим фактором в триаде воспроизведения. Мы можем рассматривать такое утверждение как ограниченный мужской принцип. Там, где есть возможность истинного воспроизведения - то есть инициирования процесса самообновляющегося роста, - этот мужской принцип эссенциален по своему характеру. Если порождение не реализуется в женском принципе, тоже эссенциальном по характеру, триада не принадлежит Миру XII. Полная индивидуальность воспроизводит творчески, благодаря союзу мужского и женского принципов - эссенциальных и потому нераздельных.

Творческая деятельность Полной Индивидуальности эссенциальна по своему характеру, но дает результаты в уже существующем мире. Такое действие может обладать характером подлинного творчества благодаря "пустотам" Существования. Есть не только "пустоты", оставленные исключением невозможного, но есть также экзистенциальная пустота из-за разделения актуального и потенциального. Это разделение возникает не в Мире XII, а в Мире XXIV, так что Полная Индивидуальность не подвластна актуализации, как мы ее понимаем. Когда Индивидуальность сознательна, она может обозревать существование в нижележащих мирах и способна инициировать процесс, который начнет новую линию актуализации в направлении, которое иначе осталось бы только потенциальным. На этом пути творчество Индивидуума происходит не ценой чего-либо существующего, а является подлинным добавлением к актуальному миру.

Закон Экспансии производит результаты уровнем ниже, чем их источник. Это заключено в форме триады 1-2-3. Универсальная Индивидуальность не может ничего добавить к реальности Мира VI, но может - в Мире XII, где Бытие и Существование разделены. Полная индивидуальность Мира XII не может сотворить ничего нового в своем собственном мире, но может - в Мире XXIV, где разделены потенциальное и актуальное.

Женский принцип Мира XII - это потенциальность. Представление о "матери" отличается от представления о чистой восприимчивости. Хотя отношение утверждающего и отрицающего импульсов совершенно одинаково в Мире XII и Мире VI, поскольку оба эссенциальны, но есть подверженность Существованию из-за действия всех остальных законов Мира VI, которые входят в каждую ситуацию Мира XII.

Постижению этого может помочь пример рождения ребенка в данной семье. Акт воспроизведения, осуществляемый отцом и матерью, не отличается по природе от других соединений утверждающего и отрицающего импульсов, начиная от Мира VI и ниже; он происходит в предопределенном окружении, включающем наследуемые качества родителей, социальную, историческую и физическую окружающую среду, общий синхронический паттерн внешних влияний в момент зачатия - все, что привязывает акт рождения к узкому диапазону возможных актуализаций. Сам акт свободен от предопределения и эссенциален по характеру, но результат может войти в существование только в соответствии с паттерном потенциальностей, открытый для него. Это иллюстрирует триаду 1-2-3*.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!