Свобода утверждения может проистекать только из внутреннего состояния чистой восприимчивости. 1 страница



 

Это предложение является основой для последовательного учения о космической гармонии; следовательно, мы должны тщательно рассмотреть его значение.

Начнем с дальнейших соображений относительно значимости согласующего импульса для инициирующего фактора триады. Поскольку мы привыкли к диалектической триаде, в которой синтез появляется в результате противоречия между тезисом и антитезисом, нам трудно представить себе синтез, первичный по отношению к элементам, которые он согласует. Скорее мы должны представить себе импульс открывания, дающий место возможности, которая иначе не могла бы существовать. Чтобы лучше представить себе, что могло бы означать "открывание", представим себе "Ультимативное Бытие" как полноту, в которой переплетены все возможные и невозможные ситуации. Эта полнота бесконечно плотна, так что ни в одной точке нет возможности для вхождения еще какого-либо Бытия. Первичный акт творения состоит в разделении этой полноты на два множества: одно, которое содержит все возможное, и другое, содержащее все невозможное. Первое множество мы называем "Существованием". В результате изъятия всего невозможного в Существовании остаются "пустоты". Это по-прежнему полнота, но она уменьшилась по своему содержанию - поскольку бесконечное количество невозможного изъято.

Все возможные проявления Воли представлены тотальностью ситуаций, вместе составляющих все Существование. Все они даны в четырех законах - Экспансии, Концентрации, Тождественности и Взаимодействия. Пятый закон - Закон Порядка - не более и не менее как результат отделения возможного от невозможного; это "так" и "как" Существования. В так сконструированной Вселенной нет возможности избежать законов - нет свободы. Если бы свобода буквально означала освобождение воли от ограничений законов, она должна была бы быть невозможной, поскольку нарушала бы космический порядок. И это было бы столь же справедливым для малейших действий свободной воли, как и для величайших.

Дилемма свободной воли и необходимости может теперь быть сформулирована в терминах космической картины, нарисованной выше. Цепь триад, составляющих все Существование, не дает никаких средств, с помощью которых сущность могла бы выбирать, находится ли ей под действием одного закона или другого. Нет, например, никакого указания на то, посредством чего могла бы быть инициирована триада концентрации, поскольку воспринимающая сила не может "выбрать" соответствующее утверждение. Вероятность того, что случайно произойдет благоприятное соединение, столь мала, что не могло бы быть никакой эволюции, и вся Вселенная была бы вынуждена двигаться посредством экспансии к конечному состоянию, в котором импульс утверждения истощил бы свои потенциальности, и только законы Тождественности и Взаимодействия остались бы действующими. Такое заключение родственно той точке зрения, что Вселенная должна, в конце концов, придти к превращению всей энергии в инертные массы низкотемпературной теплоты.

Для избежания этой ситуации должно произойти нечто невозможное. Мы видели, что для невозможного есть место, поскольку полнота Существования содержит "пустоты", оставленные разделением Бытия. Следовательно, можно представить себе шестой закон, который допускает невозможные или "запрещенные" трансформации триад одного рода в триады другого рода. Ни утверждение, ни отрицание не может войти в "запрещенный" район без нарушения универсального порядка. Эта задача, следовательно, выпадает на долю согласующего импульса; и мы можем представить себе триады, инициируемые из "запрещенного" района, если только есть непредопределенная восприимчивость в их сердцевине. Такие триады не могут произвести никакого прямого результата в полноте Существования - иначе говоря, Универсальный Порядок не будет нарушен; но они изменяют отношения существующих сущностей к законам, которые ими управляют.

Таким образом, мы приходим к заключению, что подлинная свобода не может возникнуть в существующем мире, но может войти в него из "запрещенного" района невозможного, которым тайно проникнуто все Существование. Мы можем рассуждать далее, что свобода для сущности возможна, только когда она находится в состоянии чистой восприимчивости. Находясь в состоянии пустоты, Самость не предопределена и может выбрать подчинение действию "более высокого" закона. Если закон - чистый ответ Высшей Воле, Самость находится в состоянии совершенной свободы. Это содержится в высказывании Беатриче (Данте, "Рай", XXXIII, 88-90): "В Его Воле - наш мир".

Обратившись теперь к триаде Концентрации, мы вспоминаем, что она завершается согласующим импульсом, который соединяется с новым материалом, чтобы составить новый источник восприимчивости. Мы отмечали (ср. выше рис. 28. 1 и 28. 2), что шаг, посредством которого последовательные триады связывались вместе, не может произойти автоматически, и что здесь необходимо действие другого закона. Теперь мы можем связать это с тем, что мы находим в Законе Свободы. Момент Свободы может рассматриваться как сплавление "возможного" и "невозможного" импульсов согласования, дающее рождение плодотворной восприимчивости, которая может продвинуться к следующей стадии эволюции.

Это может помочь нам изобразить, как триада Свободы сталкивается с триадой Концентрации, в следующей диаграмме:

 

                                                                                  C-

 

                   +                   S                      =

 

                               =              B+

 

       _                                B-, A=

 

                                 A+

 

     R                     A-

 

Рис .28.4. Закон Свободы.

 

Символы те же, что и на рисунке 28.2. Треугольник представляет триаду в форме 3-2-1, трансцендирующую Детерминирующие Условия. "Запрещенный район" обозначен криволинейной фигурой, заключающей в себе треугольник, а также А=, которое без изменения своей природы становится инициирующим фактором новой триады и обозначается, следовательно, как В- на том же месте.

Конкретным примером действия Закона Свободы может быть влияние внимания на восприятие чувственных ощущений человеком. Ощущения - это форма энергии, принадлежащая группе автоматических на шкале энергий. Они входят в организм посредством афферентных нервов органов чувств - зрения, слуха и т. д. - и в обычном случае производят эфферентные импульсы, ведущие к реакциям в соответствии с Законами Взаимодействия, 1-3-2.

В человеке, однако, есть сенситивная энергия, которая может действовать как утверждающий импульс на впечатления и преобразовывать их в сознательную энергию по Закону Концентрации, 2-1-3. Это требует участия способности внимания, содержащейся в человеке. Внимание - это одна из способностей Воли. Наиболее примечательное действие внимание состоит в том, что оно может возникнуть у человека спонтанно, без видимой причины. Мы можем, следовательно, предположительно связывать способность внимания с Триадой Свободы. Если это справедливо, то внимание может быть средством создания "запрещенного" перехода от автоматической к сознательной энергии. Сама трансформация происходит "законосообразно" в соответствии с триадой Концентрации; но поскольку эта триада не может инициировать сама себя, она требует подкрепления параллельной "невозможной" триадой Свободного Внимания. Это может быть представлено диаграммой:

 

                                                                               A=

                                                                               Сознательная

                                                                               Энергия

 

 

                                                        А+ Чувствительная Энергия

                   +

 

=

       _

                                  A-

                                                                   Автоматическая энергия

                                                         R

 

 

Рис.28.5. Трансформация впечатлений.

 

Состояние внутри "запрещенного района" может быть описано как "двойная чувствительность", что подразумевает состояние разделенного внимания, в котором мы одновременно сознаем как наше собственное существование, так и приходящие впечатления. Стрелка направленная вправо вниз и обозначенная как "впечатления, утерянные во взаимодействиях", указывает, что имеет место разделение того рода, которое необходимо для действия Закона Концентрации, состоящего в отделении тонкого от грубого.

Необходимо далее заметить, что в "запрещенном районе", очерченном кривой линией, процесс ускользает от Детерминирующих Условий. Это требует внутреннего состояния чистой восприимчивости рассматриваемой Самости. Если есть какая-либо внутренняя реакция на впечатление, посредством которой Самость оказывается вовлеченной или аффектированной, Триада Свободы исчезает и не остается ничего, кроме обычного взаимодействия и телесных рефлексов.

Ни абстрактный анализ, ни изучение конкретных примеров не приведут нас к центру тайны свободы. Поскольку мы не можем знать невозможное, мы не можем следовать за актом Воли, посредством которого она входит в Существование, являющееся царством возможного. Мы не можем образовать идею того, как простое Существование может быть трансформировано в Бытие. Свобода отличается от неопределенности постольку, поскольку она таинственна и чудесна. Тот, кто отрицает чудесное, вынужден рассматривать свободу как иллюзию. Тот, кто не видит, что свобода невозможна в рамках Существования, склонен слишком легко принимать ее как нечто само собой разумеющееся и оставлять без внимания ее кардинальную значимость для понимания того, как Воля Божья входит в мир. Свобода - это дверь, которую Бог оставляет открытой и через которую Его милосердие может проникнуть в существующий мир и действовать в нем.

Рассматривая свободу, мы можем лучше понять Третий Космический Импульс как Бога. Свобода, дарованная Существованию - это проявление и доказательство Любви Бога. Это также основание Справедливости, ибо цена Свободы - это риск, и именно использование свободы несет с собой ответственность, которую нельзя переложить обратно на Творца. В полностью детерминированном мире не могло бы быть ни добра, ни зла, ни какой бы то ни было ценности. Зло экзистенциально невозможно. Это цена, которая должна быть заплачена, чтобы могла быть открыта дверь, через которую Существование может быть трансформировано в Бытие. Но зло не могло бы существовать, если бы Бог был всем. Триада 3-2-1 отделяет утверждение от отрицания, но наша интуиция Божества отвергает как утверждение, так и отрицание в качестве атрибутов Божественной Воли, кроме как трансфинитных сил за пределами Существования. Этот подход значим постольку, поскольку мы должны признать, рассматривая понятие Божественного, полную невозможность для человеческого ума проникнуть в мистерию Воли в Мире I. Лишь принятие, путь отрицания готовит нас к акту подчинения, открывающему свободу, являющимся прямым опытом Индивидуальности. Бог, которого мы почитаем - это всемогущая, вездесущая, любящая и сострадающая Воля, гармонизующая конфликт утверждения и отрицания и тем открывающая для Существования путь возвращения к своему Источнику. Этот путь есть Свобода - наиболее драгоценная и наиболее рискованная из всех способностей Воли.


Глава 29.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

 

11.29.1. Индивидуальная Воля

 

Индивидуальность следует отличать от Самости /Selfhood/. Индивидуальность - это простое проявление воли, которое не требует ни Бытия, ни Функции. Самость - это комплекс трех элементов триады Функции-Бытия-Воли. Представление, что Индивидуальность не существует и не имеет функций, может породить некоторые трудности. Это представление, однако, первостепенно важно для понимания природы и судьбы человека, и мы должны отвести некоторое место для его прояснения. Мы можем начать с рассмотрения некоторых обычных ошибок относительно индивидуальной воли.

а) Воля рассматривается как свойство Функции. Слова "я волю" считаются принадлежащими к тому же логическому классу, как "я думаю", "я чувствую", "я хочу" и т. д. Избежать этой ошибки надеются, заменяя утверждения относительно воли утверждениями относительно функции, что предполагается возможным. Из многих положений функциональных теорий воли мы можем взять расселовское: "Ощущения и представления, с их отношениями и причинными законами, порождают все, что кажется необходимым для анализа воли, вместе с фактом, что кинестетические образы имеют тенденцию порождать движения, с которыми они связаны". Доведенные до своего логического конца, все эти взгляды должны вести к механицизму, то есть к отрицанию того, что есть какой-либо иной агент, кроме законов природы. Если наша интуиция относительно реальности ценностей и возможности внесения ценностей в Существование обоснованна, то должна быть какая-то ошибка в предположении, что воля функциональна.

б) Воля рассматривается как свойство Бытия. Типична позиция Гегеля, если под Geist (Духом) мы понимаем Бытие с присущей ему относительностью. В "Феноменологии духа" Гегель едва упоминает Волю, до тех пор, пока Дух не обретает практического разума, завершающего понятие. В "Логике" Воле приписывается более независимый статус (раздел 235). Связь между Волей и самостью обсуждается в разделах 53-54, где фраза "человек должен сделать Добро содержанием своей воли" предполагает, что воля содержится в духе с самого начала, как способность самодетерминации. Гегель преуспевает в отличии Воли от функции; но здесь, как и во всех философских учениях, которые делают Бытие Предельной Реальностью, индивидуальная воля - призрачная субстанция. Логическим результатом оказывается монизм и точка зрения, выраженная Бозанкетом в "Принципах индивидуальности и ценности", что есть только один Индивидуум - философский Абсолют. В какой бы форме Воля ни подчинялась Бытию, монизма или пантеизма можно избежать только ценой принятия множественности самостей без какого бы то ни было интегрирующего их принципа.

в) Противоположная предшествующей точка зрения - считать Бытие свойством Воли. Это, возможно, итог трех кантовских "Критик" вместе взятых. Это ясно выражено Шопенгауэром в его фразе: "Я сам являюсь этой Волей. Воля есть первичная субстанция, самая внутренняя сущность, ядро всякой индивидуальной вещи и равным образом - тотальности существования. Она проявляется также в свободных действиях человека". [60] Шопенгауэр очень старается отделить Волю от функции, понимая, что результатом их отождествления должно быть отрицание свободы. Подчиняя Бытие Воле, Шопенгауэр, однако, теряет согласующий элемент, который состоит в независимой реальности ценностей, и таким образом впадает в пессимизм, которым знаменита его система. Это неизбежно, ибо, если Воля рассматривается как основной принцип, все существование должно казаться безостановочным стремлением, которое никогда не может найти завершения. Гармония оказывается невозможной целью, если Бытие в своей наиболее внутренней природе не независимо от Воли, пронизывающей его.

Чистая Индивидуальность - это не более чем позитивный результат или реализация разделения возможного и невозможного. Когда это разделение произошло, возможное противостоит невозможному с одной стороны и актуальному - с другой. Сила или способность играть эту роль уникальна и универсальна, поскольку это - эффективная связь между возможным и невозможным и, следовательно, также между Существованием и Бытием. В этом смысле может быть только одна Космическая Индивидуальность.

Космическая Индивидуальность ассоциируется с Миром III, который предшествует переходу от Бытия к Существованию. По определению, космическая Индивидуальность является уникальным Орудием Воли за пределами всяких ограничений Существования. Она полностью сверхъестественна и непостижима, поскольку все естественное содержится в Существовании. Мы приходим к заключению, что "существование" никак не может быть приписано Воле; но есть различие, которое может и должно быть проводимо, между действиями Воли в Существовании и за его пределами. Под Космической Индивидуальностью мы понимаем теологическое различение, выраженное в словах "рожденный, а не сделанный". Супра-экзистенциальный статус Космической Индивидуальности выражен в словах "рожденный прежде всех миров". Это - теологические тайны, к которым можно подойти только посредством веры, и мы не будем задерживаться на них.

Мир VI есть проявление Воли в существующей Вселенной, и здесь мы подразумеваем модус индивидуальности, который можно назвать естественным, поскольку он подвержен ограничениям возможности. Это Универсальная Индивидуальность, пронизывающая все миры и являющаяся источником всякой конечной Самости. Фундаментальное различие между этими двумя модусами Индивидуальности состоит в том, что Космическая Индивидуальность сверхъестественна, то есть, не обусловлена законами существования, в то время как Универсальная Индивидуальность естественна, то есть, подвержена условиям возможности.

Универсальная Индивидуальность, будучи "чистой Волей", не связана ни с каким частным Бытием или Функцией, ни даже со всей Вселенной как уровнем Бытия или тотальной системой Существования. Если Универсальная Индивидуальность оказывается связанной с какой-либо сущностью на любой шкале, эта сущность приходит в совершенную гармонию со всей схемой Существования. Таким образом, Универсальная Индивидуальность не чужда тому, что неоплатоники называли "нус", с той разницей, что это есть проявление Воли и только Воли. Это модус Индивидуальной Воли, который привязан к существующему миру и все же вездесущ.

Мир XII подвержен разделению одинакового и иного, и мы видим здесь третью Индивидуальность, которая уже не универсальна, а множественна. Она может быть названа "Монадической Индивидуальностью", но чтобы избежать незнакомых терминов, мы используем название "Полная Индивидуальность". В Мире XII все триады имеют эссенциальные импульсы в своей сердцевине, то есть в центральной позиции. Полная Индивидуальность эссенциальна и не зависит ни от какого частного существования.

В Мире XXIV есть экзистенциальный двойник истинной, или эссенциальной Индивидуальности, который необходимо связан с существующим целым, являющимся опорой (Seat) для его сознания и функций. Это центральная точка всякой сущности, способной к ответственному и независимому действию; она будет названа Истинной Самостью (True Seif). Эта Самость нуждается во внутренней поддержке связанного с ней существования, но не зависит от внешней поддержки. Существующая сущность является инструментом Воли Истинной Самости, которая нуждается в ней для своего исполнения.

Проекция Индивидуальности в Мир XLVIII является смешанной. Она возникает частично внутри Истинной Самости, частично из действия внешних триад. Мы назовем этот модус индивидуализированной Воли Разделенной Самостью. Она зависит от внешней поддержки и не может обладать истинной ответственностью.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!