НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 22 страница



О. П. 

 

ПОКАЯНИЕ , или исповедь , церковное таинство , в котором кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается самим Иисусом Христом. Таинство это, предуказанное в Ветхом Завете обрядами очищения, проповеданное Иоанном Предтечей, установлено Иисусом Христом, который дал Апостолам власть вязать и решить грехи. В древней церкви покаяние было публичное, а тайная исповедь ввелась уже впоследствии.

Л. П. 

 

ПОКРОВ , город во Владимирской обл., в Петушинском р-не. Расположен на левобережье р. Клязьмы. Население 16,6 тыс. чел.

Возник в XVII в. как монастырское село близ монастыря Антониева пустынь. Город Покров с 1778.

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ , праздник, установленный в XII в. Русской Церковью. Им знаменуется чудесное видение св. Андрею Константинопольскому во Влахернском храме в Константинополе. Оно описано в его житии следующим образом: после длительного моления на всенощной св. Андрей и его ученик Епифаний остались молиться в опустевшей от молящихся церкви. Около 4–х часов утра явилась в куполе Богоматерь, окруженная ангелами и святыми, сняла свой мафорий (покров) и благословляюще простерла его над церковью. Св. Андрей указал на видение Епифанию, и он тоже увидел Владычицу.

Св. Андрей жил в X в., во дни царствования византийского имп. Льва Мудрого (886–911). Родом славянин, он был по тому времени высокообразованным человеком и оставил ряд «Собеседований» со своими учениками. Но избрал себе самый трудный подвиг святости — Христа ради юродивого. Пример св. Андрея нашел много последователей на Руси. Эти блаженные юродивые чтились народом и известны в истории как безбоязненно говорившие правду самым грозным правителям. Знаменитый собор Василия Блаженного построен на могиле такого же юродивого во времена царя Ивана Грозного . Интересно отметить, что собор его имени посвящен Покрову Богоматери, т. е. видению св. Андрея, и этим как бы объединяет св. Андрея Константинопольского, юродивого, с московским Василием Блаженным , а Влахернский храм, в котором явилась Богоматерь, — с Покровским собором в Москве.

На Руси «Придет Покров — девке голову покроет», — говорили старики, а девушки, в свою очередь, втайне молились: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня, молоду», или: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником» , а малороссийские девушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько пели: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хочь ганчиркою, аби не зоставалась дивкою!»

В деревенской жизни русского народа, по завещанию предков, были установлены так называемые «свадебные недели», которые тянулись от Крещения до Масленицы , на Красной горке , особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого «бабьего лета», или Семенова дня (1 сентября), до «Филипповок», т. е. Филиппова заговенья (14 ноября), как начала Рождественского поста, называемого «холодным». Таким образом, последние в году свадьбы приурочивались к Покрову, и засидевшиеся «в девках» в этот день обязательно ходили в церковь молиться о ниспослании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагались особые молитвы о хороших женихах: «Матушка Прасковья! Пошли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой заступницей и покровительницей считалась вмц. Екатерина , к которой с мольбою о добрых невестах обращались в Юго-Западной Руси и парни, а на западе — св. ап. Андрей , к которому обращались девушки.

Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивавшиеся к Покрову, невольно наталкивали на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы , заводимые от Оспожинок и продолжавшиеся нередко до Покрова, служили к сближению молодых людей, а кроме того, на посиделках и супрядках , так как в это время обычно начинались работы в избах при огне, можно было поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. В указанное время можно было сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешили присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не могла обойтись свадьба: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у себя в деревне, а городских, привозных. В этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее, в надежде расплести косу и покрыть голову бабьим повойником. А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом — землю и бабьим платком — девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводили в своем кругу, устраивали складчину и задавали веселый пир, искренне веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

Существенное и важное значение издавна имел этот праздник в экономической жизни народа по отношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражались в поговорках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья »;«подожди до Покрова — весь долг выплачу» и т. п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники» или, как они сами говорят, «строшники» жили обычно по найму с Ильина дня до Покрова. Совершенно обратное явление наблюдалось в фабричных местностях, где с Покрова все ткачи и шпульники работали до св. Пасхи , а затем уходили к родной земле на свои весенние и летние работы. В малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинали закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость было услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т. е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили шуточную поговорку о своих женах-помошницах. «Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прийшла жныва, жинка як нежива; а як прийшла Покрова, той и жинка здорова». На Покров спешили оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорили, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине, что если «не ухитить до Покрова — не будет такова», и придется тогда просить: «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т. е. чтобы он послал бы и теплую погоду, и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.

С Покрова начинались зимние работы, служившие подспорьем земледелию и производимые в хатах. Эта пора у русских крестьян называлась зазимок. На Покров в средней полосе России, не говоря уже о севере, выпадал первый снег.

Старики в Покров предсказывали погоду: «Нехорошо, если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная; если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».

Покров празднуется 1/14 октября.

Н. П. Степанов 

 

ПОКРОВА В ФИЛЯХ , церковь в Москве, один из выдающихся памятников русского (нарышкинского) барокко. Построена в 1693–94 по типу церковь «иже под колоколы» (когда здание завершает колокольня). Воздвигнута на высоком подклете, окруженном открытым гульбищем на аркадах с тремя лестницами. К четверику, несущему два яруса восьмериков и восьмигранный барабан главы, примыкают полукруглые объемы притворов и алтаря. Красивый белокаменный декор поддерживает стройность храма, его устремленность к небу, торжественное изящество форм.

 

ПОКРОВА НА НЕРЛИ , храм, сооруженный в 1165 во Владимирской земле при впадении р. Нерли в Клязьму, один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры. Выполнен в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит во всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок . Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно.

 

ПОКРОВА НА РВУ (Василия Блаженного храм) , собор в Москве на Красной площади , построен в 1555–60 в память взятия Казани и уничтожения разбойничьего государства — Казанского ханства, приносившего много бед русским людям. Авторы собора — русские зодчие Барма и Постник . Собор выражал благодарение Богу за великую победу над жестоким врагом, был грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси. Храм представляет собой совокупность столпов. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших храмов, несущих главы и связанных общей платформой подклета и открытыми ходовыми папертями (позднее перекрытыми кровлей). Внутренняя площадь малых храмов невелика. Для разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой, и в частности противоречивую игру треугольных «деревянных» мотивов и разнообразных по форме кокошников и аркатур. Ныне храм снаружи покрыт цветистой росписью, исполненной в XVII—XVIII вв., первоначально же цветовую гамму образовывало сочетание кирпича стен с белым камнем декоративных деталей, с которой гармонировали сверкающие главы, покрытые «белым железом», и цветные майоликовые украшения центрального шатра.

В образе храма звучала духовная идея органического роста — «цветения». Неудивительно, что у иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Памятник имеет праздничный, ликующий облик. Это высшая точка развития русского зодчества XVI в. Смелый по композиции и необычайно декоративный, он воплотил идею духовного торжества Православия, Святой Руси, мощь русского архитектурного гения.

 

ПОКРОВСКИЙ женский монастырь , Московская еп., в Москве, у Покровской заставы. Основан в 1655 при царе Алексее Михайловиче как мужской монастырь. Соборный храм монастыря до 1812, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова.

2 мая 1999 в монастыре состоялась канонизация св. Матроны . Здесь хранятся ее мощи.

 

ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь , Владимирская еп., около г. Боголюбова; основан в 1165. Покровская обитель живописно расположилась при впадении реки Нерли в Клязьму. Здесь хранился современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской , приносилась во Владимир.

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь , Рязанская еп., в Данкове. Основан, по преданию, в XVI в. боярином Телепневым-Оболенским, который, скрывшись в здешних тогда дремучих лесах от опалы Иоанна Грозного , положил начало обители и сам принял иночество с именем Романа. Над его могилой была устроена часовня; под нею склеп, где хранились четки и вериги отшельника.

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь , Харьковская еп., кафедральный, в Харькове. Основан в 1726. В 1799 обращен в архиерейский дом. Вследствие тесноты главного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы , архиеп. Харьковским Амвросием собраны были значительные пожертвования на построение нового трехпрестольного храма. В 1896 этот храм был освящен во имя Озерянской иконы Божией Матери, каковая икона имела пребывание в монастыре с 30 сентября по 22 апреля; боковые приделы освящены в честь св. ап. Иоанна Богослова (с правой стороны) и св. Димитрия Солунского (с левой стороны). В устроенной под этим храмом церкви во имя Трех Святителей церкви почивало тело свт. Мелетия, архиеп. Харьковского, перенесенное сюда из погребения, находящегося под монастырской Крестовоздвиженской церковью. В той же Трехсвятительской церкви (на северной ее стороне) в земле под полом находилась могила преосв. Амвросия († 1901).

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ мужской монастырь , Костромская еп., на берегу Чухломского озера, в окрестностях г. Чухломы. Основан в XIV в. прп. Авраамием Галичским , мощи которого почивали здесь в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находились: местночтимая икона прп. Авраамия и празднуемая 28 мая, 20 июля и 15 августа чудотворная икона Божией Матери «Умиление» , чудесно явившаяся ок. 1350 прп. Авраамию и называемая Галичскою, Чухломскою и Городецкого. В Покровском храме монастыря хранились вериги преподобного, а у подножия горы находился ископанный им колодезь.

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ БОЛДИНСКИЙ мужской монастырь , Астраханская еп. Основан в 1708 митр. Астраханским Сампсоном. В 1823 в него переведена была Болдинская пустынь, которая находилась на месте, где Волга раздваивалась с другими рукавами, называющимися Болдой. В монастыре находилась особо чтимая икона Покрова Божией Матери , которая носилась в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей.

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в окрестностях Троице-Сергиевой лавры , в с. Хотьково. Основан не позднее 1–й четв. XIV в. Здесь скончались (в 1337) и погребены родители прп. Сергия Радонежского праведные Кирилл и Мария , принявшие здесь иночество; при их гробницах пелись для богомольцев панихиды. В соборном храме, в честь Покрова Пресвятой Богородицы , находилась святочтимая икона Богоматери — Толгская , принадлежавшая прежде царице Параскеве Феодоровне; драгоценный убрус на эту икону пожертвован имп. Анной Иоанновной . Здесь же хранилась старинная икона «Знамения» Божией Матери; на этой св. иконе у ног Богоматери, изображенной во весь рост, начертана гробница Кирилла и Марии, а по сторонам гробницы их дети — Варфоломей (прп. Сергий), Стефан и Петр и супруги последних — Анна и Екатерина.

С. В. Булгаков 

 

ПОКРОВСКИЙ Егор (Георгий) Арсеньевич (1834–16.10.1895), педиатр и педагог, теоретик физического воспитания. Окончил медицинский факультет Московского университета . Имел репутацию «доброго доктора». Основатель и редактор (1890–95) журнала «Вестник воспитания».

Покровский доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первоначальное развитие ребенка, подчеркивал важность союза между педагогами и врачами в деле воспитания детей. Окончательной системой воспитания считал ту, при которой обращается одинаковое внимание на душевное и физическое развитие ребенка. Особое значение придавал народным подвижным играм, имеющим столь же важное значение при обучении и воспитании ребенка, как сказки, стихи, загадки.

 

ПОЛЕВОЙ Николай Алексеевич (22.06.1796–22.02.1846), русский писатель, критик, журналист и историк. Из курских купцов. Родился в Иркутске. Издавал и редактировал «Московский телеграф» (1825–34). Критиковал классицизм, ратовал за романтизм, подчеркивал гражданскую честность, заслуги и монархический патриотизм купечества . В журнале печаталось много статей по истории и этнографии. В 1834 «Московский телеграф» был закрыт правительством. Последние 10 лет жизни, переехав в Петербург, писал гл. обр. драматические сочинения (до 40 пьес преимущественно исторического содержания). Повести и романы Полевого также нередко были посвящены историческим темам. Стоял на твердых православно-монархических позициях. Полевой занял критическую позицию в отношении Н. М. Карамзина . «История русского народа» Полевого (т. 1–6, СПб, 1829–33), написанная в противовес «Истории государства Российского» Карамзина, — крупное явление в развитии исторической науки в России. Полевой старался обнаружить и показать органическое развитие народного начала в исторической жизни, обратился к истории народного быта, к фольклору. Первые тома «Истории» Полевого содержали новое для своего времени изображение общественного строя Киевской Руси . Отрицая, в отличие от Карамзина, существование единого государства на Руси до к. XV в., Полевой поставил задачу исторического изучения развития единовластия. Вместо главного внимания к придворной, военной, дипломатической истории, вместо морализующих рассуждений о достоинствах и недостатках князей и царей Полевой предложил историкам обратиться к раскрытию внутренних закономерностей русского исторического процесса. Уроки истории он усматривал не в частных событиях, а «...в общности, целости Истории, в созерцании народов и государств, как необходимых явлений каждого периода, каждого века».

С. И. 

 

ПОЛЕВСКОЙ , город в Свердловской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, у подножия Коноваловского хребта, на р. Полевой (приток Чусовой). Население 72 тыс. чел.

Поселение на месте современного города возникло в 1708 в связи с открытием (1702) и освоением (с 1718) месторождения медной руды. В 1724–27 был построен Полевский медеплавильный завод, в 1738 в 8 км от него — Северский железоделательный завод.

 

ПОЛЕЛЬ (Полеля) , в древнерусской языческой мифологии божество брака и супружества, сын богини любви Лады , младший брат бога Леля . Изображался в простой белой рубахе и терновом венце, такой же венец он подавал супруге. Полель благословлял людей на семейную жизнь. Праздновался вместе с богиней Ладой.

О. П. 

 

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (2.05.1844–18.07.1927), выдающийся живописец и театральный художник. Состоял в Товариществе передвижников . Значителен вклад лирических полотен Поленова в развитие реалистической пейзажной живописи («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег»). Писал также бытовые («Больная»), батальные и исторические композиции, картины на евангельские сюжеты («Христос и грешница»).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!