НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 23 страница



Организатор народного театра. С 1885 заведовал художественно-постановочной частью в частной опере С. И. Мамонтова . Автор оперы «Призраки Эллады» (1906), оратории, романсов.

 

ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна (15.11.1850–7.11.1898), русская художница. Сестра В. Д. Поленова . Автор поэтических иллюстраций к русским сказкам, навеянных народным искусством. Работала в графике, живописи, делала рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю модерн.

 

ПОЛЕНОВО , музей-усадьба художника В. Д. Поленова в Тульской обл., в Заокском р-не. В 1890 В. Д. Поленов приобрел участок земли, где по его проекту была построена усадьба, названная им Борок (главный дом, флигель, мастерская, хозяйственные постройки), в которой он жил и работал, вел просветительскую деятельность (сделал общедоступными собранные им художественные коллекции, устроил домашний театр для крестьян, в соседних деревнях Бёхово и Страхово построил школы для крестьянских детей).

 

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович (1728–16.05.1766), русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя, создатель первой в России паросиловой установки. Родился в семье солдата из крестьян г. Туринска. В 1742 после окончания первой русской горнозаводской школы в Екатеринбурге был «механическим учеником» у гл. механика уральских заводов Н. Бахарева. С 1748 работал в Барнауле техником по учету выплавляемого металла, в 1750 произведен в унтер-шихтмейстеры. В библиотеке Барнаульского завода познакомился с трудами М. В. Ломоносова , изучил устройство паро-насосных установок. В 1763 Ползунов разработал проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. (1,3 квт) — первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один общий вал, т. е. двигателя, универсального по своему техническому применению.

Президент Берг-коллегии А. И. Шлаттер отметил, что проект Ползунова «за новое изобретение почесть должно», но не оценил достоинств двигателя и предложил на основании европейского опыта объединить новый двигатель с водяными колесами. Ползунов спроектировал новую установку для привода воздуходувных мехов плавильных печей. Установка с рекордной по тому времени мощностью в 32 л. с. (24 квт) впервые в технике заводского производства позволила полностью отказаться от водяных колес. Оригинальность установки Ползунова была оценена посетившим Барнаул в 1765 русским ученым-естествоиспытателем Э. Г. Лаксманом, писавшим, что Ползунов — «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской». За неделю до пробного пуска машины Ползунов, не выдержав напряженного труда, скончался от чахотки.

Б. С. 

 

ПОЛИКАРП , русский духовный писатель XIII в., монах Киево-Печерского монастыря , автор нескольких сказаний о подвижниках Печерского монастыря, составивших основу Печерского Патерика . Поликарпу принадлежит также послание к Акиндину, которое является предисловием к этому Патерику.

 

ПОЛИКАРП БРЯНСКИЙ , игумен († ок. 1620), в миру кн. Петр Иванович Барятинский, по прямой линии потомок св. мч. Михаила Черниговского . Попав в немилость к царю, князь оставил мир и удалился в Брянск, город своих предков. Здесь он основал Спасо-Преображенский монастырь, ставший впоследствии городским собором, на склоне лет был его настоятелем и скончался после долгой жизни, посвященной иноческим подвигам. На гробнице преподобного, в соборе, были возложены его вериги с крестом. В городе долго хранилось воспоминание о строгости святого. Прп. Поликарпу принадлежит предсказание о том, что «город Брянск будет ни голоден, ни сыт, и с тоски и печали все разойдутся». После кончины святого происходило множество исцелений у его гробницы. Он был причислен к лику святых в 1897.

Память прп. Поликарпу отмечается 23 февраля/8 марта.

 

ПОЛИКАРП ПЕЧЕРСКИЙ , архимандрит (1182), с юных лет инок Киево-Печерского монастыря . Из его переписки с еп. Владимирским Симоном составился Киево-Печерский Патерик . В зрелых годах, когда он достиг духовной опытности и дара рассуждения, прп. Поликарп был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Киево-Печерского монастыря. Он был духовным отцом вел. кн. Ростислава Мстиславича Киевского и Смоленского, который в старости хотел даже постричься в его монастыре, но святой удержал его, указывая на княжеские обязанности. Скончался св. Поликарп в глубокой старости.

Память прп. Поликарпу отмечается 24 июля/6 августа и 28 сентября/11 октября.

 

ПОЛКАН , богатырь, полуконь-полупес, его образ заимствован из книжки «Повесть о Бове Королевиче».

 

ПОЛОВНИКИ , в России категория зависимого населения XIV — 1–й пол. XIX вв. Половники формировались гл. обр. из малоземельных крестьян-общинников, а также из отпущенных на волю холопов и обедневших горожан. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства, заключив договор с землевладельцем о «половье» (кроме этой земли, половник мог сохранить и свой собственный надел). В порядных грамотах половников фиксировался срок половья, размер полученной ими ссуды, размер повинностей (доля урожая от 1/2 до 2/3, различные полевые и строительные работы, денежные платежи), обязательство повиноваться землевладельцу. За выполнение государственного тягла с занимаемых половниками земельных участков отвечал землевладелец, что усиливало власть последнего над половниками. Фактическая невозможность расплатиться за ссуду и трудности освоения новых участков приводили к превращению половья в пожизненное состояние. В XIV—XV вв. половничество существовало во всех русских землях. С сокращением черносошного землевладения сокращается и территория, на которой существовало половничество: в XVII в. половники остаются на севере России, в XVIII в. — в Великоустюжской и Вятской провинциях; в XIX в. — лишь в уездах Вологодской губ. Указами 1720–х половники были прикреплены к государственному тяглу, записаны в подушный сбор по месту проживания и слились с общей массой черносошных крестьян.

 

ПОЛОВЦОВ Александр Александрович (1832–9.09.1909), русский государственный деятель. Из дворян. С 1873 — сенатор, с 1883 — государственный секретарь; в 1892 — член Государственного совета, позднее председатель Русского Исторического общества. Половцов начал издавать самый крупный биографический справочник «Русский биографический словарь» (вышло 25 томов), рассматривая его как «государственное дело», «осуществление патриотической мысли». С к. 1850–х Половцов вел дневник, часть которого опубликована и представляет ценный материал о жизни государственно мыслящего русского патриота.

 

ПОЛОН , так в Древней Руси назывался захват русских людей для продажи их в рабство.

В н. XVI в. южная степь, лежавшая между Московским государством и Крымом, начиналась скоро за Старой Рязанью на Оке и за Ельцом на Быстрой Сосне, притоке Дона. Татары, кое-как вооруженные луками, кривыми саблями и ножами, редко пиками, на своих малорослых, но сильных и выносливых степных лошадях, без обоза, питаясь небольшим запасом сушеного пшена или сыра да кобылиной, легко переносились через эту необъятную степь, пробегая чуть не тысячу верст пустынного пути. Частыми набегами они прекрасно изучили эту степь, приспособились к ее особенностям, высмотрели удобнейшие дороги, сакмы или шляхи, и выработали превосходную тактику степных набегов; избегая речных переправ, они выбирали пути по водоразделам; главным из их путей к Москве был Муравский шлях, шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца. Скрывая свое движение от московских степных разъездов, татары крались по лощинам и оврагам, ночью не разводили огней и во все стороны рассылали ловких разведчиков. Там им удавалось незаметно подкрадываться к русским границам и делать страшные опустошения. Углубившись густой массой в населенную страну верст на сто, они поворачивали назад и, развернув от главного корпуса широкие крылья, сметали все на пути, сопровождая свое движение грабежом и пожарами, захватывая людей, скот, всякое ценное и удобопереносное имущество. Это были обычные ежегодные набеги, когда татары налетали на Русь внезапно, отдельными стаями в несколько сотен или тысяч человек, кружась около границ, подобно диким гусям, по выражению Флетчера, бросаясь туда, где чуялась добыча. Полон — главная добыча, которой они искали, особенно мальчики и девочки. Для этого они брали с собой ременные веревки, чтобы связывать пленников, и даже большие корзины, в которые сажали забранных детей. Пленники продавались в Турцию и другие страны. Кафа была главным невольничьим рынком, где всегда можно было найти десятки тысяч пленников и пленниц из Польши, Литвы и Московии. Здесь их грузили на корабли и развозили в Константинополь, Анатолию и в другие края Европы, Азии и Африки. В XVI в. в городах по берегам морей Черного и Средиземного можно было встретить немало рабынь, которые укачивали хозяйских ребят польской или русской колыбельной песней. Во всем Крыму не было другой прислуги, кроме пленников. Московские полоняники за свое уменье бегать ценились на крымских рынках дешевле польских и литовских; выводя живой товар на рынок гуськом, целыми десятками, скованными за шею, продавцы громко кричали, что это рабы, самые свежие, простые, нехитрые, только что приведенные из народа королевского, польского, а не московского. Пленные приливали в Крым в таком количестве, что один еврей-меняла, по рассказу Михалона, сидя у единственных ворот Перекопии, которые вели в Крым, и видя нескончаемые вереницы пленных, туда проводимых из Польши, Литвы и Московии, спрашивал у Михалона, есть ли еще люди в тех странах или уж не осталось никого.

Стоглавый собор узаконил выкуп русских людей, попавшихся в плен татарам. Прежде таких пленников выкупали греки, армяне, а иногда и турки, и приводили в Московское государство, предлагая выкупить, но если не находилось охотников, то уводили их назад. Теперь же поставлено было выкупать их из казны и издержки на выкуп разложить по сохам на весь народ. Никто не должен увольняться от такой повинности, потому что это общая христианская милостыня.

В. О. Ключевский 

 

ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ , налог в России 1551–1679, который собирали на выкуп русских «полоняников» (пленных), гл. обр. из Крыма. Полоняничные деньги собирались посошно с различных категорий земель. Освобождение от этого налога в тарханных грамотах встречается редко. До 1580–х полоняничные деньги взимались «по разводу», т. е. смотря по расходу на выкуп пленных, а в к. XVI в. стали окладным налогом (по 2 руб. с сохи ).

 

ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД , поселок городского типа в Калужской обл., в Дзержинском р-не. Расположен на р. Суходрев. Население свыше 5 тыс. чел.

До н. XVIII в. погост Взгомонье. В 1718 построен парусно-полотняный завод, в 1720 — бумажная фабрика (купец Т. Ф. Карамышев с компаньонами А. А. Гончаровым и Г. И. Щепочкиным). В 1760–70–х сооружены главный дом усадьбы Гончаровых, хозяйственные постройки, фабричные корпуса, разбит парк с прудами. В октябре 1812 в доме Гончаровых размещался штаб русской армии во главе с М. И. Кутузовым . В 1830 и 1834 здесь бывал А. С. Пушкин , после его гибели несколько лет жила вдова Н. Н. Пушкина с детьми.

 

ПОЛОЦК , город в Белоруссии на Западной Двине при впадении р. Полоты. Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862. Был центром Полоцкого княжества . Во 2–й пол. XIII в. захвачен Литвой. В 1563, во время Ливонской войны 1558–83, был взят русскими войсками, которые удерживали его до 1579. Вновь был занят русской армией в 1655, но по Андрусовскому перемирию 1667 отошел к Польше.

Окончательно возвращен России в 1772. В 1777–96 — центр Полоцкого наместничества. В Полоцке родился (ок. 1490) и жил белорусский просветитель Ф. Скорина . В XIX — н. XX в. — местный торговый центр. Архитектурные памятники: собор Софии (между 1044 и 1066 или к. XI — н. XII вв., перестроен в XVIII в.), собор Спасо-Евфросиниевского монастыря , выстроенный зодчим Иоанном (между 1128 и 1158), домик Петра I и др.

 

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО , русское княжество, возникшее в X в. с центром в Полоцке. Располагалось в бассейне pp. Западная Двина, Березина, Неман, на важном для Руси торговом водном пути, что способствовало раннему развитию в Полоцкой земле самостоятельной экономики и культуры. Полоцкая знать стремилась к обособлению от Киева. В к. X в. кн. Владимир Святославич завладел Полоцким княжеством, убив полоцкого кн. Рогволода, а позднее отдал его своему сыну Изяславу. При Брячиславе Изяславиче (1001–44) началась долгая борьба Полоцкого княжества с Киевом, приведшая после 1021 к его обособлению. Наибольшего значения Полоцкое княжество достигло при Всеславе Брячиславиче (1044–1101). При его сыновьях начались междоусобные войны, дробление на уделы (Минское, Витебское и др. княжества) и войны с Киевом. В к. XII — н. XIII вв. произошел упадок политического значения Полоцкого княжества, большинство его городов перешло к Смоленску; владения в низовье Западной Двины захватили немецкие рыцари. К сер. XIII в. Полоцкое княжество подчинилось литовским князьям. В 1307 было присоединено к Литве с сохранением автономии, ликвидированной в 1385.

Г. Горшков 

 

ПОЛОЧАНЕ , часть древнерусского племенного объединения кривичей , известная в IX в. по среднему течению Западной Двины. Свое название полочане получили от притока Западной Двины — р. Полоты. На юге полочане распространялись до верховьев Свислочи и по левому берегу среднего течения Березины — до земли дреговичей . На юго-востоке граничили со смоленскими кривичами, на севере и востоке — с изборскими кривичами и новгородскими славянами, на западе — с литовскими племенами. Впоследствии объединение полочан послужило основой Полоцкого княжества.

 

ПОЛТАВА , город в Малороссии на р. Ворскла (левый приток Днепра). Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1174 под названием «Лтава». В 1240–х была захвачена монголо-татарами, в XIV в. — Великим княжеством Литовским. Под названием «Полтава» впервые упоминается в 1430 в грамоте вел. кн. литовского Витовта. По Люблинской унии 1569 отходила к Польше. В 1648–1775 — центр Полтавского казачьего полка; жители Полтавы активно участвовали в народно-освободительной войне 1648–54. В 1658 население Полтавы участвовало в народном восстании, возглавляемом полтавским полковником Мартыном Пушкарем против изменника русского народа И. Выговского. В 1693–95 несколько раз разорялась набегами крымских татар. Во время Северной войны 1700–21 героически выдержала осаду шведских войск. 27 июня (8 июля) 1709 под Полтавой между шведскими и русскими войсками произошло Полтавское сражение 1709.

В XVII—XVIII вв. Полтава — один из ремесленных и торговых центров Левобережной Украины. С 1802 — центр Полтавской губ.

 

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА , весной 1709 во время Северной войны России со шведами шведский король Карл XII осадил город Полтаву, которую защищал небольшой гарнизон. К лету Петр I стянул к Полтаве 50 тыс. войска, против 28 тыс. шведов. 27 июня Карл XII атаковал русских, но через семь часов упорного боя шведы были обращены в бегство; шведская армия уничтожена. Эта победа очень возвысила Россию, а Швеция превратилась во второстепенную державу.

 

ПОЛУБОЯРИНОВА Елена Адриановна (1864–1918), русский общественный деятель, вдова подполковника, имела свидетельство купца 1–й гильдии. Член Русского Собрания с момента его основания. В к. 1907 вступила в Союз Русского народа (СНР), была избрана членом его Главного совета. Стала издателем газеты СРН «Русское знамя» (в 1909–12 ее редактором), которую печатала в собственной типографии. Ежегодно расходовала на нужды Союза Русского народа до 100 тыс. руб. личных средств. Пользовалась большой популярностью в провинции, являлась почетным членом многих патриотических организаций в Нижнем Новгороде, Туле, Казани, Вологде и др. При расколе Союза Русского народа приняла сторону А. И. Дубровина . Впоследствии разделила и его судьбу — была зверски замучена еврейскими большевиками.

О. Платонов 

 

ПОЛУНОЩНИЦА. — См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

 

ПОЛЮДЬЕ («хождение по людям») , объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже — сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря (945) на территориях, прочно вошедших в Древнерусское государство, полюдье было отменено.

 

ПОЛЯНЕ , восточнославянское племенное объединение VI — IX вв. в лесостепной области Приднепровья между устьем Десны и устьем Роси. Этноним «поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя соседним древлянам — обитателям Полесья. Область входила в зону старой земледельческой культуры. По археологическим и летописным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами — полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. В дальнейшем стали появляться укрепленные городища -замчища. Полянам принадлежали курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян, известные по кладам VI — VIII вв., и распространение в IX в. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремесла. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С полянами связываются записанные в летописи легенды о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающие историческую обстановку VI — VII вв. В это время земля полян стала ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившим вокруг себя другие восточнославянские области. В последний раз имя полян упоминается в летописи под 944; его сменил этноним «Русь» («поляне, яже ныне зовомые Русь»), распространившийся затем и на др. земли Киевской Руси.

П. Третьяков 

 

ПОЛЯРНЫЙ , город в Мурманской обл. Расположен у Екатерининской гавани, на западном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря. Население 24,3 тыс. чел.

Освоение Екатерининской гавани началось в 1723, когда Петр I подписал указ об организации Кольского китоловного промысла; с 1803 была основной базой Беломорской китобойной компании. В 1896 началось осушение местности, и в 1899 был официально открыт новый административный центр края — г. Александровск. В 1898–1929 здесь базировалась биологическая станция, переведенная с Соловецких островов . В 1900 из Александровска на поиски т. н. Земли Санникова отправилась экспедиция Э. В. Толля на судне «Заря», в 1912 отсюда уходили полярные экспедиции Г. Л. Брусилова на шхуне «Св. Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес».

 

ПОМЕСТЬЕ , одна из форм землевладения в Древней Руси. Во 2–й пол. XV в. расширение государственной территории Московской Руси потребовало создания обширной военной силы; этой военной силой явился особый класс населения, отдельный от личных слуг князя , хотя именно эти последние и составили его ядро. С возникновением этого класса возникли и особые формы землевладения, вызванные отчасти служебными, отчасти хозяйственными потребностями страны, по своей юридической природе весьма близкие к формам условного владения дворцовых слуг. Тогда же впервые стал употребляться термин «поместье» (жалованная грамота 1470, Великокняжеский Судебник 1497), понимаемый как личное безвозмездное владение, обусловленное выполнением известных служебных обязанностей. Наделение служилых людей участками дворцовой земли производилось со времен Иоанна III в очень широких размерах, причем самой плотной и многочисленной группой наделенных землею помещиков явился средний военно-служилый класс дворян и детей боярских . Первоначально чрезвычайно неравномерное распределение службы с земли вызвало в сер. XVI в. разверстку поместий, причем при назначении поместных окладов принималось во внимание, кроме наличности вотчины служилого человека, еще и качество его службы, исполнение им известной должности, чин и, наконец, отечество, причем самым существенным элементом, определявшим размер оклада, была «служба», т. е. степень боевой годности служилого человека, степень того, насколько он «собою, и службою, и головою своею добр». Нормальный оклад боярина равнялся 800–1000 четям; окольничего и думного дворянина — 600–700 четям; детей боярских выборных — 300–700, дворовых — 200–450, городовых — от 50 четей и выше.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!