НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 18 страница



В Петропавловской крепости также находилась тюрьма для особо опасных государственных преступников. В частности, в ней были заточены такие враги русского народа, как декабристы, петрашевцы, народовольцы и др.

 

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ пустынь , Рязанская еп., близ г. Раненбурга (Чаплыгин). Основана в 1711 иждивением кн. А. Д. Меншикова . Здесь находились: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, деревянный, обложенный серебром крест с мощами (дар кн. А. Д. Меншикова), иконы ап. Петра и ап. Павла (дар Петра I ), на одной из которых имелась надпись: «Прислана Петру I от папы Климента XI».

С. В. Булгаков 

 

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ мужской монастырь , Черниговская еп., в окрестностях г. Глухова, на р. Клевени. Известен с сер. XVII в., но, по преданию, был основан в 1230. Монастырский каменный собор во имя свв. апп. Петра и Павла построен свт. Димитрием Ростовским , бывшим здесь игуменом, и освящен им в 1697.

 

ПЕТУХ , по русским поверьям и сказкам, вещая птица, способная противостоять нечистой силе и вместе с тем связанная с ней. Во время языческих ритуалов петуха приносили как умилостивляющую жертву богу огня Сварогу.

Ночью после первого крика петуха у русских было принято креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего». «Петух поет — значит нечистой силе пора пришла, — говорили в народе. — Петух поет — на небе к заутрене звонят». По русскому преданию, когда перестанут петь петухи, тогда и всему миру конец.

У русских людей петух считался опекуном хозяйства. Они полагали, что без него не будет водиться скот, у коровы станут безвкусными молоко и масло. Русские крестьяне любили, чтобы их петухи были бойкими и драчливыми. В русских хозяйствах, как правило, не заводили черных петухов, так как считалось, что супруги будут часто ссориться.

Петухов использовали во многих магических ритуалах. Как символ плодородия он являлся одной из главных принадлежностей свадебного обряда. Петуха резали, чтобы приготовить ритуальное блюдо после завершения жатвы. Считалось, что крик петуха предохраняет от эпидемии, болезней и градобития. Поэтому петуха носили с собой во время обрядового обхода села. Иногда петуха закалывали на границе села, веря, что его мистическая сила остановит злых духов. Во время холеры петуха купали в реке или колодце, считая, что таким образом он очистит воду и изгонит болезнь. К пению петуха прислушивались как к особой примете. По народному поверью, крик петуха на вечерней заре и в полдень предрекал смерть или перемену погоды. Неурочный крик петуха предвещал получение новостей. Когда петух пел на пороге, ждали гостей.

О. П. 

 

ПЕЧАЛОВАНИЕ , в Древней Руси право высших или особо уважаемых духовных лиц ходатайствовать пред государем за осужденных или опальных. Последний случай печалования относится к 1698, когда патр. Адриан безуспешно ходатайствовал перед Петром Великим о помиловании осужденных на казнь стрельцов.

 

ПЕЧАТНИК , должностное лицо при дворе русских князей и царей в XIII—XVII вв. Печатники обычно были незнатного происхождения. Хранили государственные печати и обязаны были прикладывать их к документам, составлявшимся в правительственных учреждениях. В XVI—XVII вв. в ведении печатников находился Печатный приказ , руководство которым они иногда совмещали с выполнением др. обязанностей (печатниками, напр., являлись руководители Посольского приказа: И. М. Висковатый и В. Я. Щелкалов). В XVI в. печатники зачастую заведовали также и личной канцелярией государя и Царским архивом.

 

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР , в России XVI-XVII вв. название типографии. Первый Печатный двор в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV имитр. Макария . Заведение книгопечатания было вызвано стремлением русского правительства и церкви унифицировать тексты богослужебных книг и необходимостью в значительном количестве таких книг для распространения христианства среди населения Поволжья. Печатный двор находился на Никольской улице. Первыми русскими печатными книгами, выпущенными, по-видимому, на Печатном дворе, считаются: Триодь постная, 2 Евангелия, Псалтирь, еще одно Евангелие и Псалтирь, а также Триодь цветная (экземпляр не обнаружен). Все эти книги не имели выходных данных. В 1564 на Печатном дворе Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол», имевший выходные данные, а в 1565 — «Часовник». После отъезда Федорова и Мстиславца в Белоруссию работу на Печатном дворе продолжили Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа, выпустившие в 1568 «Псалтирь». После 1568 работа на Печатном дворе замерла. Книгопечатание перешло в Александровскую слободу («Псалтирь», 1577). В Москве печатание книг возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый Печатный двор (действовал с 1614). В 1645 и 1679 он был перестроен. К сер. XVII в. Печатный двор представлял собой ряд строений, в которых размещались приказная, где сидели приказные люди во главе с дьяком; правильня, в которой работали 4 справщика, подготавливая тексты для печати, книжные чтецы и писец. Печатали на 12 станах, стоявших в 3 комнатах по 4 стана в каждой. Стан обслуживали 2 наборщика, 1 разборщик, 4 тередорщика и 4 батырщика. С подсобными работниками и сторожами штат Печатного двора насчитывал 165 чел. В XVII в. здесь было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Тираж книг был ок. 1200 экз.

 

ПЕЧЕНГСКИЙ скит.См.: ПЕЧЕНГСКИЙ ТРИФОНОВ мужской монастырь.

 

ПЕЧЕНГСКИЙ ТРИФОНОВ мужской монастырь , Архангельская еп., на Мурманском берегу, в холмистой местности, орошаемой р. Овечьей и Манной, впадающими в р. Печенгу. Основан в сер. XVI в. прп. Трифоном . Разрушенный в 1590 шведами, он был построен близ г. Колы; в 1619 после пожара был перенесен в г. Колу; в 1764 упразднен. В 1886, с целью удержать беззащитных лопарей в Православии от влияния соседей иноверцев и раскольников, монастырь был возобновлен на месте кончины прп. Трифона, а в 1896 перенесен на место первоначального основания своего. В монастыре было введено богослужение и житие иноков по уставу Соловецкому, а также и неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и за упокой. Вся монастырская братия — «трудники» с утра до вечера работали по проведению дорог, на молочном дворе, занимались ловлею трески и семги, разводили гаг для добывания драгоценного гагачьего пуха и т. п.; имелся небольшой лесопильный завод, обслуживаемый даровой силой водопада р. Княжухи. На средства монастыря в 1887 была открыта школа в Печенгском поселке для русских колонистов-поморов, а другая — для живущих там корел православного исповедания с обучением их ремеслам; обе школы единственные для всего Мурманского края.

Культурно-просветительское значение монастыря для местного населения было настолько велико, что оно начинало стягиваться около обители, как оплота русской государственности и культуры на нашем далеком Севере. Монастырь состоял в ведении Московской Синодальной Конторы. К нему был приписан Сретенский скит, в 25 верстах от монастыря, основанный, с двумя храмами, в 1886 на месте кончины прп. Трифона, мощи которого почивали здесь под спудом.

С. В. Булгаков 

 

ПЕЧЕРСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Сама собою образовалась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры на стене алтаря в 1085. В Печерском Патерике о явлении ее повествуется так. «Иконописцы принялись за дело — украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимой силой изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ; вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе к образу Спасителя и там скрылся. Через некоторое время голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам святых, и скрылся за чудотворною местною иконою Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но ни за иконою, ни за занавесью не могли найти его. Вдруг голубь опять вылетел из уст Богоматери в алтаре и полетел кверху к образу Спасителя. Бывшие вверху хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы».

Празднуется 3/16 мая.

Прот. И. Бухарев 

 

ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК , один из памятников древнецерковной письменности, представляет собой сборник отдельных произведений, происходит из Киево-Печерского монастыря , отчего назван Печерским. Основанием ему послужили два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, бывшим епископом Владимирским и Суздальским Симоном к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания: путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архим. Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету Печерского Патерика, а иногда и без всякой связи с ним.

Здесь можно встретить ответ прп. Феодосия на вопрос вел. кн. Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и пр. Редактировался Печерский Патерик много раз; древнейший список относится к XV в., позднейший к XVII в.: 1) т. н. Арсеньевский, составлен в 1406 для новгородского епископа Арсения Тверского, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятой Богородицы; 2) два Кассиановские, составлены в 1460 и 1462 по поручению киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана, содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви, которая разделена на две части: первая — о церкви — помещена в начале Патерика, вторая — об оковании раки Феодосия — после жития св. Феодосия. В 1635 вышел печатный Патерик под редакцией Сильвестра Коссова на польском языке; в приложение этого Патерика вошли жития Нестора , Симона и Поликарпа . В 1661 вышло новое печатное издание Патерика на славянском языке, в 1759 в московской синодальной типографии напечатан новый Патерик, основанием для которого послужил киевский, тщательно пересмотренный и проверенный согласно с учением Православной Церкви.

 

ПЕЧИЩЕ , распространенное в прошлом на русском Севере название: первоначально формы семейной общины , а затем (в XVI—XVIII вв., а в некоторых районах и в XIX в.) формы землевладения и сельского поселения, состоявшего из нескольких родственных семей-дворов. Каждый двор имел право на определенную долю в с.-х. угодьях печища. Эту долю можно было продавать, завещать, наследовать, дробить на более мелкие части, при условии согласия всех дворов-семей, составлявших печище (при этом сохранялось право предпочтительной покупки др. членами печища, а также право выкупа проданного постороннему).

 

ПЕЧОРА , река в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Длина 1809 км. Основные притоки: Илыч, Подчерем, Шугер, Уса, Лая, Шапкина (прав.); Ижма, Цильма (лев.).

 

ПЕЧОРЫ , город в Псковской обл., центр Печорского р-на. Население 14 тыс. чел.

Возник в к. XV в. как посад Псково-Печерского монастыря (основан в 1473). В н. XVI в. монастырь был разрушен ливонскими рыцарями, восстановлен в 1516. В 1565 обнесен стенами с 9 сторожевыми башнями; стал называться Печорской крепостью. В XVI — н. XVIII вв. важный стратегический пункт на западной границе Русского государства. В 1581–82 крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611–16 — польских войск Я. Ходкевича и А. Лисовского, шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700–21 — осаду шведских войск в 1701 и 1703. По окончании Северной войны утратила военное значение. Город Печоры с 1776.

 

ПЕЧЬ , наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом печь является одним из сакральных центров дома.

Характер символического осмысления печи во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфически женскими занятиями. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекает как бы в присутствии предков и под их покровительством.

В противовес красному углу, в котором хранятся иконы и человек как бы предстоит перед лицом Бога, печь воплощает сакральность иного типа. В ней готовят пищу, на ней спят, а в некоторых регионах используют также и в качестве бани , с ней по преимуществу связана народная медицина. В связи с этим и символика печи отнесена главным образом не к сфере ритуального или этикетного поведения человека, а к его интимной, «утробной» жизни в таких ее проявлениях, как соитие, дефлорация, развитие плода, рождение и, с другой стороны, агония, смерть и посмертное существование.

Печь играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи или домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия и в этом отношении соотнесена со столом. Поскольку же через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, в том числе с «тем светом», печь сопоставима и с дверью и окнами. Печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через нее в дом проникают огненный змий и черт , а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе , и т. п.

Символическую функцию печь выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т. е. природный продукт превращается в культурный объект, сырое — в вареное, печеное или жареное, а дрова, в свою очередь, обращаются в пепел и дым, восходящий к небесам.

Разные символические значения печи выражались в зависимости от проводимого обряда. Если в свадебном и родинном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти, подчас дифференцированное на ад и рай . Если в обрядах, призванных приобщить новорожденного ребенка или купленное домашнее животное к дому, она обозначала его средоточие, то в былинках о проникающих в дом огненном змее или черте с ней связывалась смертельная опасность для его обитателей. В обряде перепекания ребенка печь символизирует одновременно и могилу, смерть, и рождающее женское лоно, причем засовывание ребенка в печь призвано убить болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить уже ребенка здорового. Когда заглядывали в печь, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему.

В Малороссии и Белоруссии было принято, вынув хлеб или другую пищу из печи, положить туда одно, два или три полена. Делали это в основном для того, чтобы по ним на «том свете» перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой. Известны, однако, и другие мотивировки: вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т. е. не было голода в хате. На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было что есть и пить.

Огонь в печи осмыслялся как живое существо. Известен бродячий сюжет о разговоре двух огней: один из них жалуется другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщает, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Несмотря на то что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей. Например, в Вологодской губ. затапливали печь, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.

Домашний огонь непрерывно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового . Вытирая «живой огонь» во время эпидемий или эпизоотии, тушили все огни в селении и зажигали новые от живого огня.

С другой стороны, горение огня в печи может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, направленных против воров, поддерживаемое в печи пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека.

Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба (малороссийское «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети).

Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губ. закрывали печь, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из печи хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен». При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату. Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных, чтобы летом они не заблудились в лесу. В Новгородской губ. в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушки, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской обл. шепчут заговор от укуса змеи в печь, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают о случае, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, после чего на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что, когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И, наоборот, в Брестской обл. при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

А. Л. Топорков 

 

ПИМЕН (в миру Извеков Сергей Михайлович ) (10/23.07.1910–3.05.1990), Патриарх Московский и всея Руси. Родился в с. Богородском близ Москвы. С 1927 в монашестве. В духовном сане с 1930 (иеродиакон, иеромонах). В 1937 был арестован, отбывал заключение в Средней Азии. В 1941–43 на фронте. В 1944 снова арестован. В 1946 освобожден, служил игуменом в Муроме, монашествовал в Одессе. С 1949 по 1953 наместник Псково-Печерского монастыря . В 1954–57 настоятель Троице-Сергиевой лавры. С 1957 — епископ, в 1960–61 управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода. С 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1963 — митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1971 избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1988 председательствовал на Соборе, одобрившем новый церковный устав.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!