НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 15 страница



 

ПЕРЕДВИЖНИКИ , художники, входившие в российское художественное объединение — «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского , Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в противовес официальному центру искусства — Петербургской Академии художеств . И. Н. Крамской стал идейным вождем нового объединения. Передвижники находились под воздействием тенденциозных и вульгарных общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки Академии художеств в создании, показе и реализации своих произведений, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и эстетикой академизма, искусство передвижников искало свой творческий метод. Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Служа своим творчеством интересам народа, они стремились прославлять его величие, силу, мудрость и красоту. Однако в изображении его жизни многие передвижники видели только темные стороны, не замечая духовного богатства православно-монархического мировоззрения.

Характерные для передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет. В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин , В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A.M . и В. М. Васнецовы , А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко , И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В. В. Стасов; П. М. Третьяков , приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку.

Передвижники внесли большой вклад в русское искусство. Но этот вклад мог бы быть гораздо большим, если бы их мировоззрение не было замутнено социальной тенденциозностью, обличительством и вульгарной эстетикой, которые духовно обедняли талантливых русских художников, вымывая из-под них национальную почву. К к. XIX в. передвижничество сходит на нет, а сами они постепенно становятся членами той самой Академии художеств, против которой ранее боролись.

О. П. 

 

ПЕРЕДЕЛ ЗЕМЛИ. — См.: ОБЩИНА.

 

ПЕРЕКОМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь , Новгородская еп., на западном берегу Ильменя, в окрестностях Новгорода. Основан прп. Ефремом Перекомским в 1450; перенесен в сер. XVI в. В 1611 он был разорен шведами; в 1672 возобновлен боярином Феодором Боборыкиным; в 1764 упразднен; в 1796 восстановлен. В приделе прп. Ефрема почивали мощи его. Монастырю принадлежала находящаяся в Новгороде у Волховского моста часовня Чудного Креста, сооруженного в глубокой древности и называемого так потому, что он издавна (с 1418) прославился особенными чудесами; этот крест был сделан из липового дерева, восьмиконечный, на нем сохранялось резное изображение Распятия.

С. В. Булгаков 

 

ПЕРЕМЫШЛЬ , село в Калужской обл., центр Перемышльского р-на. Расположено на реках Ока и Жиздра. Население 3,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1328 в духовной Ивана Калиты . В 1404 Перемышль захвачен Литвой, с 1408 принадлежал Московскому княжеству , в 1445–49 вновь под властью Литвы, с 1449 окончательно в составе Московского княжества. Во 2–й пол. XV в. вотчина князей Воротынских, с 1494 принадлежал московскому кн. Ивану IV Васильевичу . В XVI в. входил в засечную черту , возведенную от набегов крымских татар. В XVII в. неоднократно подвергался нападениям польских гетманов. Позже теряет свое стратегическое значение в связи с расширением границ Московского княжества и превращается в заштатный город. В 1708 приписан к Смоленской губ., в 1719 — к Калужской провинции Московской губ., с 1776 уездный город Калужской губ.

Архитектурные памятники: церковь Рождества (сер. XVIII в.), церковь Сошествия Святого Духа (1767), Успенский собор (XVI в.).

 

ПЕРЕПЛУТ , в древнерусской языческой мифологии божество, упоминаемое вместе с берегинями в «словах» против язычества . По некоторым сведениям, являлся покровителем подземного царства.

 

ПЕРЕРВИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., приписанный к митрополичьему дому, в окрестностях Москвы. Время основания монастыря неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567. Первоначально он назывался Николой Старым. Настоящее наименование — позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к с. Коломенскому. В 1908 был освящен храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражавший своим величием и красотою.

С. В. Булгаков 

 

ПЕРЕСВЕТ Александр († 8.09.1380), герой Куликовской битвы . Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря . До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки».

В 1380 Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу , чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в московском Симоновом монастыре.

О. М. Рапов 

 

ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович (XVI в.), писатель, публицист, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. Служил литовским и молдавским государям; ок. 1539 выехал в Россию. В 1549 передал царю Ивану IV свои сочинения. В списках сохранились произведения Пересветова «Сказание о книгах», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о царе Константине», «Первое и второе предсказания философов и докторов», Малая и Большая челобитные и его переделка «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера. В них он развивал свою концепцию государственной власти: основа державы — «правда» (справедливость), а «коли правды нет, то и всего нет». Пересветов призывал царя опираться на «воинников», награждая их по заслугам, а не по знатности рода; перевести все должностные лица с «кормлений» на государево содержание, строго наблюдая за честным исполнением ими своих обязанностей и жестоко карая за «воровство»; отказаться от закабаления и всяких форм полного порабощения (подневольные люди суть плохие воины). Видя истинный долг христианского государя в борьбе в «неверными», писатель призывал Ивана IV к покорению Казани.

Выступал за сильную самодержавную власть, создание постоянного войска. Защищал интересы неродовитого дворянства.

 

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ , город в Ярославской обл., центр Переславского р-на. Расположен в северо-восточной части Клинско-Дмитровской гряды, на юго-восточном берегу оз. Плещееве, при впадении в него р. Трубеж. Население 44,8 тыс. чел.

Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким под названием Переяславль как укрепленный пункт на границе Ростово-Суздальского княжества. В 1175–1302 центр Переславского (Залесского) княжества, затем вошел в состав Московского княжества и стал одним из транзитно-торговых пунктов на дороге из Москвы в Архангельск. С сер. XIII в. до н. XV в. неоднократно разрушался монголо-татарами. С XV в. называется Переславль-Залесский. В XV—XVI вв. вотчина московских князей. С сер. XVI в. город переживал расцвет благодаря значительным денежным пожертвованиям Ивана Грозного . В 1688–93 на Переславском озере (оз. Плещеево) Петром I , неоднократно посещавшим Переславль-Залесский, была построена учебная «потешная» флотилия. С сер. XVIII в. в Переславле-Залесском стали развиваться полотняные и бумажные мануфактуры.

В центре города сохранились земляные валы древнего укрепления, в кольце которых находится Спасо-Преображенский собор (1152, достроен в 1157–60). Ансамбли Феодоровского (осн. в XV в.), Троицкого Данилова (осн. в 1508), Горицкого (осн. в XV в.), Никитского (XVI в.) монастырей.

 

ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ (до 1943 — Переяслав, или Переяславль) , город в Малороссии при впадении р. Альты в р. Трубеж (лев. приток Днепра). Переименован в честь Богдана Хмельницкого . Впервые упоминается в договоре Руси с Византией в 907 (на 3–м месте после Киева). Переяслав, являясь пограничным городом Киевского государства, был крупным экономическим, политическим и культурным центром, игравшим большую роль в борьбе против кочевников. Под 992 в летописи сообщается о постройке Переяславской крепости киевским кн. Владимиром Святым после победы над печенегами. Во 2–й пол. XI — 1–й пол. XIII в. — центр Переяславского княжества . В 1239 был разрушен монголо-татарами. Со 2–й пол. XVI в. — один из центров казачества . 15 мая 1630 под Переяславом казацко-крестьянское войско под руководством гетмана Тараса Федоровича нанесло поражение польско-шляхетской армии Конецпольского. С лета 1648 — центр Переяславского полка. В 1648–54 — один из центров национально-освободительной борьбы против польских оккупантов под руководством Б. Хмельницкого. 8 (18) января 1654 здесь состоялась Переяславская рада 1654 , принявшая решение о воссоединении Малороссии с Россией. В 1754–59 в Переяславе работал учителем философ и поэт Г. С. Сковорода . В XVIII—XIX вв. — крупный ремесленный и торговый центр. В 1845 и 1859 город посетил Т. Г. Шевченко; здесь он написал знаменитый «Заповiт». В 1949 при раскопках в Переяславском детинце открыта северная часть Михайловского собора (XI в.), который был богато украшен фресками и мозаикой. При раскопках в Переяславе-Хмельницком обнаружен центр ремесленного производства XII в.

 

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ КНЯЖЕСТВО , княжество Руси XII—XIII вв. с центром в г. Переяславле-Залесском (Суздальском). Занимало территорию вокруг Плещеева озера. Возникло в 1175–76. Первым князем Переяславль-Залесского княжества был Всеволод Большое Гнездо . В 1238 Переяславль-Залесское княжество подверглось татарскому разорению, но и потом оно продолжало играть важную роль в политической жизни Северо-восточной Руси, в системе земельных отношений вел. князей Владимирских, оставаясь обычно за старшим в роде. В 1262 в Переяславль-Залесском княжестве вспыхнуло народное восстание против татар. В 1263–94 им владел сын Александра Невского Дмитрий Александрович, который стал в 1276 вел. князем Владимирским, сделав Переяславль своим стольным городом. Это было время его наибольшего расцвета. В 1302, по завещанию умершего без прямых наследников кн. Ивана Дмитриевича, Переяславль-Залесское княжество перешло к его дяде, московскому князю Даниилу Александровичу.

 

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА , собрание представителей Малороссии, созванное гетманом Богданом Хмельницким 8 января 1654 в г. Переяславле (совр. Переяслав-Хмельницкий ), которое приняло решение о воссоединении Малороссии и России. Этим великим актом Малороссийские земли возвращались в состав России, а русский народ обретал единство.

Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. В. Бутурлиным; утром 8 (18) января он созвал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Малороссии с Россией. Около 2 часов дня была созвана открытая рада. Кроме представителей полков освобожденных от власти Польши земель, на ней присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший с речью Хмельницкий напомнил о неисчислимых жертвах, понесенных малороссами в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность Царю старшины, затем казаков и мещан.

 

ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО , древнерусское княжество с центром в г. Переяславле (см.: Переяслав-Хмельницкий). Образовалось ок. сер. XI в., выделившись из Киевского княжества. Занимая территории по левым притокам Днепра — Суле, Супою, Псёлу, Ворскле, Переяславское княжество граничило на западе с Киевским княжеством, на севере — с Черниговским , на востоке и юге — со степью. По своему положению Переяславское княжество являлось передовым бастионом Руси в обороне от кочевников, с которыми вели борьбу его князья Всеволод Ярославич (1055–73), Владимир Всеволодович Мономах и др. В сер. XII в., во время борьбы Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславичем за Киев, Переяславское княжество переходило из рук в руки, пока не осталось за потомками Юрия. В 1239 было разорено полчищами Батыя и перестало существовать.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЛУЧЕВЫХ СКОРОСТЕЙ ЦЕФЕИД , выдающееся открытие в астрономии (1896), сделанное русским ученым А. А. Белопольским.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ , великое открытие русского ученого Д. И. Менделеева 17 февраля (1 марта) 1869.

 

ПЕРМЬ , центр Пермской обл. Расположен в Среднем Предуралье, на р. Каме (порт), ниже впадения в нее р. Чусовой. Население 1028 тыс. чел.

На месте современной Перми в н. XVII в. существовала деревня Егошиха, где в 1723 был построен медеплавильный завод с поселком. В 1781 на месте Егошихинского поселка заложен новый город, названный Пермь, — центр Пермского наместничества; с 1796 губ. центр. В 1781–98 и 1807–31 здесь находилось главное Горное управление Уральских заводов. В н. XIX в. Пермь — крупнейший в Прикамье речной порт. В 1846 установлено регулярное судоходство по Каме; в 1863 через Пермь проложен Сибирский тракт, в 1878 построена Уральская железная дорога. Пермь была местом политической ссылки (в 1812–14 сюда был сослан М. М. Сперанский, в 1835 — А. И. Герцен, в 1880–81 — В. Г. Короленко). В 1863 у пос. Мотовилиха, близ Мотовилихинского медеплавильного завода (осн. в 1738 к северу от Перми), вырос Мотовилихинский пушечный завод, ставший позднее одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Урала (позднее пос. Мотовилиха слился с Пермью). Дореволюционная Пермь была административным, торгово-складским и транзитно-транспортным, а также культурным центром Урала.

 

ПЕРОВ Василий Григорьевич (21.12.1833–29.05.1882), живописец, один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников . Учился в Арзамасской школе живописи (1846–49), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–61), пансионер (стипендиат) Петербургской Академии художеств (1862–69), в 1864–69 находился в творческой командировке от Академии художеств в Париже.

В н. 1860–х Перов создал ряд обличительных (гл. обр. нравов русского духовенства) картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасху» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) и др. Во 2–й пол. 1860–х обратился к сюжетам из народного быта; от обличительного тона перешел к эмоциональной лирике: его картины «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868) выражают сострадание к простым людям.

Для творчества Перова 1870–х характерны жанровые описания «отрадных» и даже анекдотичных сцен из народной жизни: таковы его картины «Птицелов» (1870), «Рыболов»(1871), «Охотники на привале» (1871). Писал Перов и портреты (А. Н. Островского, В. И. Даля, Ф. М. Достоевского ), картины на исторические сюжеты («Суд Пугачева», 1875). В 1871–82 Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были известные русские художники К. А. Коровин , Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров.

В. А. Федоров 

 

ПЕРТОМИНСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь , Архангельская еп., в Архангельском у., на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы. Основан в 1599 на месте погребения утонувших в бурю (1561) соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы. Мощи их покоились в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 монастырь был упразднен; в 1778 восстановлен. Монастырь посетил Петр Великий , где в храме Преображения 5 июня 1694 принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре была спасательная станция, находившаяся на западном Яренгском Рогу.

С. В. Булгаков 

 

ПЕРУН , в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей — «Перунъ есть многъ» (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества.

Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде Перуна сбросили с моста.

О. П. 

 

ПЕРЫНСКИЙ скит , Новгородская еп., близ Новгорода, при истоке Волхова из оз. Ильмень; здесь находится церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы , основанная, по преданию, первым Новгородским еп. Иоакимом в 995 на месте, где стоял славянский идол Перун . Перынский монастырь, упоминаемый в 1386, был в 1764 упразднен, а в 1828 восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю . Существующий храм во имя Рождества Богородицы построен в к. XII — н. XIII в. Ежегодно 8 сентября совершался в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, т. е. один раз в год, в скит допускались и женщины.

С. В. Булгаков 

 

ПЕРЫНЬ , холм в шести км от Новгорода, у истоков р. Волхова из оз. Ильмень, где в X в. находилось славянское языческое капище Перуна . Раскопками обнаружено святилище в виде правильного круга (диаметром 21 м), в центре которого стоял деревянный идол Перуна (сохранилось основание столба диаметром 65 см). По периметру круга шел кольцеообразный ров с дугообразными выступами, служившими местом кострищ. В одном из них, по-видимому, поддерживался вечный огонь. В плане святилище имело форму восьмилепесткового цветка. Рядом была открыта ритуальная площадка, ограниченная рвом. Раскопки подтвердили свидетельства Новгородской летописи, согласно которым в 988, при введении христианства, статуя Перуна была срублена и сброшена в Волхов. Одновременно были перекопаны кострища и засыпан ров. Позднее здесь возник Перынский скит.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!