НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 17 страница



«Положительные преобразования Петра это те — которые продолжают и развивают начатое при его отце и предшественниках и согласны с русской исторической традицией. Отрицательные — те, которые нарушают самое существо русской жизни и представляют разрыв с русской национальной самобытностью».

«Государственная система Петра Великого основывалась на чуждом русской исторической традиции, западном идеале автократии и на «пользе государства» как высшем благе. Она охватывала все стороны жизни страны и возглавлялась Монархом, который правил не в согласии с землей и не «по Правде Божией», а «по Правде воли Монаршей».

«Россия до Петра была «симфонией» двух частей — Государства и Церкви, иногда нарушавшейся в ту или другую сторону, но без сосуществования которых она не мыслилась даже Иоанну Грозному».

Можно дать и другую характеристику царствованию Петра Великого: упадок нравов, проявившийся в Смутное время , все усиливающееся влияние иностранцев, под которое попал и Петр, не прекращавшееся брожение во всей стране в оба предыдущие царствования, раскол в Церкви и конфликт между царем и патриархом, произошедший при патр. Никоне , в соединении с обстоятельствами молодости Петра не могли дать иного результата. Перед Петром стояли проблемы внешних нашествий и войн, которые он вынужден был разрешать и разрешил отчасти под давлением внутреннего устройства страны, отчасти под давлением военной необходимости, отчасти под влиянием Запада, в соответствии с уже весьма распространившимися влияниями в стране, хотя и не всеми разделяемыми. Невозможно отрицать наличие этих взглядов уже тогда в значительной части высшего класса страны. Петр не учел, или не поспел учесть, что сила государства зиждется прежде всего в его Вере и в его самобытности. Но если реформы Петра не всегда приносили положительные результаты, то главным образом потому, что в последующий период начинавшие выявляться недостатки не только не были выправлены, но были чрезвычайно усилены и усугублены. Винить Петра Великого в этом бесспорном факте нет основания. Тем не менее в результате петровских преобразований России была навязана чуждая ей западная бюрократическая система управления, начался процесс разрушения духовных ценностей русской цивилизации, разрыв единства русского общества, отчуждения правящего класса и образованных слоев от народа.

Н. Сахновский 

 

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ (12.10.1715–18.01.1730), российский император (1727 —1730) из династии Романовых . Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Вольфенбюттельской, внук Петра I . Оказался на российском престоле в 1727 после смерти имп. Екатерины I.

В начале правления Петра власть фактически находилась в руках А. Д. Меншикова , лелеявшего мечту породниться с царской династией. Несмотря на помолвку дочери Меншикова Марии с Петром в мае 1727, в сентябре последовало отстранение от дел и опала, азатем и ссылка Меншикова. Петр оказался под влиянием семейства Долгоруких, его любимцем стал Иван Алексеевич Долгорукий, невестой — княжна Е. А. Долгорукая. Петр заболел оспой и скончался накануне свадьбы. С его смертью прервался род Романовых по мужской линии.

Л. Н. Вдовина 

 

ПЕТРОВ Борис Николаевич (26.02/11.03.1913–23.08.1980), русский ученый в области автоматического управления, автор ряда выдающихся научных открытий.

 

ПЕТРОВ Василий Владимирович (8.07.1761–22.07.1834), русский физик, один из первых российских электротехников. С помощью созданной им гальванической батареи открыл электрическую дугу (1802) и указал на возможность ее практического применения. Исследовал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.

 

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (24.10/5.11.1878–15.02.1939), русский художник. Учился в Петербургском Центральном училище графики (1896–97) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1905) у В. А. Серова . Брал уроки в Мюнхене и в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В начале века был под влиянием символизма и модернизма. Широкую известность принесла ему картина «Купание красного коня» (1912). Входил в объединение «Мир искусства» . Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), «После боя» и «Смерть комиссара». Участвовал в выставках «Золотое Руно» (1909–10), «Мир искусства» (1910–24), общества «Жар-Цвет» (1924), «Четыре искусства» (1925–29). Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга «Моя повесть».

 

ПЕТРОВ ДЕНЬ , праздник первоверховных апп. Петра и Павла . Имеет древние корни. В языческой Руси на эти дни приходился праздник солнца, связанный с такими божествами, как Сварог, Дажьбог, Хорс , и эротическими ритуалами Ярилы . Образы св. апп. Петра и Павла вытеснили языческих идолов, но некоторые древние суеверия, ритуально празднуемые в этот день, сохранялись вплоть до XIX в. Крестьяне верили, что в день апп. Петра и Павла рано утром играет солнце, и старались даже сами наблюдать это чудное явление. По замечанию Стоглава , вбылое время в первый понедельник после Петрова поста и в самый день Петров русские ходили в рощи «деяти зде бесевския потехи». Летописец тоже говорит, что «о празднике святых верховных апостолов Петра и Павла диавол сетию своею занимает чрез колыски и качели, на них же бо колышущимся приключается внезапу упуститься на землю, убиватися и зде без покаяния душу свою испустити».

Адам Олеарий так описывал провождение праздника в честь св. апп. Петра и Павла: «У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна за другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами». От этих-то гуляний и игр, совершавшихся в старое время в честь солнца, в XIX в. сохранялись как остаток былого разные народные гулянья и забавы, которые своими качелями только напоминают уже забытое нашим народом веселое празднество в честь солнца. Русская пословица говорит: «У мужика то и праздник, что Петров день». В старой Руси день апп. Петра и Павла был также важным временем в быту гражданском, так как он служил сроком суда и взносов дани и пошлин, о чем особенно часто упоминают грамоты XV и XVI вв. Платежи эти известны в этих памятниках главным образом под именем «петровской дани, или просто петровских поборов, которую тянули попы». Тогда же съезжались по зазывным грамотам ставиться на суд и вообще производили разные хозяйственные и торговые сделки.

Так, например, в одной из грамот об отпущении на волю крестьян из-под власти бояр и детей боярских повелевается отказывать, т. е. выводить от себя за другого, о Юрьеве дне , иных о Рождестве , аиных о Петрове дне. Петровские торги известны с XVI в. и в былое время составляли особенные местные ярмарки по селам. Праздник 29 июня/12 июля считали важным сроком в различных своих хозяйственных и домашних занятиях и сделках. День памяти св. апп. Петра и Павла как день церковный, которым обыкновенно оканчивается Петров пост, или попросту Петровки, назывался Петрово говейно. О происхождении Петровки в Малороссии рассказывали, что прежде ее не было и все недели были сплошные; мужья, пользуясь этим, съедали масло, сметану, ежедневно приготовляемые женами, так что ничего нельзя было заготовить впрок. Вот хозяйки, которые были поумнее, посоветовавшись между собою, пустились на хитрость и учредили Петровку: но как были неграмотные, то не сумели назначить постоянного для нее срока, одна назначила в шесть недель, другая — в пять и т. д. Таким образом, все идет по их положению, не ровно, а по очереди. Во многих местах западных губерний некоторые прихожане приносили в церковь сбереженные постом сыр и хлеб, которые шли в пользу причта. Наконец, нужно сказать, что св. ап. Петр считался в народе покровителем рыбного промысла и потому нередко прямо назывался Рыболовом. Такое верование особенно сильно между рыбаками, и потому они весьма часто обращались за помощью к этому св. апостолу. Приходилось ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов — рыбаки молились ап. Петру. В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» — св. ап. Петра, который был сам по занятию рыбарем, призван был Господом к апостольскому служению в то самое время, когда занимался рыбной ловлей. Обратившись к Петру и брату его Андрею, Иисус Христос сказал: «Грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком».

Не могло ускользнуть от внимания народного и то обстоятельство, что Сам Господь благословил занятие Петра, и, как замечает евангелист, после этого благословения вместе со своими сотрудниками будущий апостол поймал так много рыб, что от тяжести их едва не растерзались сети. Этот случай, по замечанию Димитрия Ростовского , имел особенное значение, так как он служил прообразом духовной апостольской молитвы, в которой «призываемые яко слова Божия мрежею имеяше многие народы уловити в спасение». Сама Церковь считала приличной и уместной молитву ап. Петру как покровителю рыбного промысла; так, например, в Требнике Петра Могилы (изд. 1746) есть чин на освящение новых сетей и здесь в одной из молитв читаем: «Сам, Владыко Всесильный, и предлежащия сети благослови, и в ловитве Твоим Божественным благословением множество рыб на пищу Твоим рабом всегда исполни, молитвами Преблагословенныя Славныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых славных и всехвальных апостол Петра Верховнаго, Фомы, Нафанаила и Иоанна, и прочиих рыбам ловцем бывших».

И. П. Калинский 

 

ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна (р. 19.09.1957), русская певица. Родилась на Урале. Окончила Училище им. Ипполитова-Иванова и Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, там же — аспирантуру. «Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами — русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар — русская песня и романс от древности до наших дней» (В. Распутин ).

Творческий диапазон певицы чрезвычайно широк: авторские песни — от русской классики (Пушкин, Лермонтов, Козлов, Некрасов, Цветаева, Клюев, Есенин ) до мастеров поэзии нашего времени (А. Фатьянов «Соловьи», Н. Рубцов «В горнице моей светло», Вл. Волков «Православная», К. Скворцов «Чистые снега», «Русская женщина», Н. Мельников «Поставьте памятник деревне», Ю. Кузнецов «Кубанка», А. Васильев «Половиночка» и др.); народные обрядовые и лирические песни («Лучинушка», «Вот мчится тройка», «По диким степям Забайкалья», «А брат сестру обидел в пиру», «Ухарь-купец» и пр.).

Общепризнанной вершиной исполнительского мастерства и гражданского долга певицы стал знаменитый марш «Прощание славянки» (1912, композитор В. И. Агапкин), при исполнении которого зрительный зал неизменно «в едином порыве встает, приветствуя ее пение» (В. Кожинов ).

Т. Петрова — инициатор и участница благотворительного цикла «Монастырские вечера», лауреат премии Андрея Первозванного и фестиваля «Ангельский глас России». Традицией стали проводимые ею ежегодные творческие отчеты-праздники «Татьянин день».

«Т. Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на спасение, как утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо, мало бьются за Россию. Поет, как поют в церкви... Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь — вот отчего лучшие в мире женские голоса — это русские» (В. Крупин ).

 

ПЕТРОВСК , город в Саратовской обл., центр Петровского р-на. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах р. Медведицы (приток Дона). Население 35 тыс. чел.

Основан в к. XVII в. как село, преобразовано в 1698 Петром I в город-крепость для охраны края от набегов крымских татар. С 1780 уездный город.

 

ПЕТРОВСК-ПОРТ (с 1922 Махачкала ), город в Дагестане на Каспийском море. Основан в 1844 как Петровское укрепление на месте лагеря, где во время Персидского похода в 1722–23 стоял Петр I ; в 1857 переименован в Петровск-Порт.

 

ПЕТРОВСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в московском Успенском соборе и названа так потому, что в 1307 написана св. митр. Петром Московским , когда он был еще игуменом на Волыни. Она еще при жизни сего святителя ознаменовала себя чудотворениями. При возвращении митр. Максима из Владимира Петр с братией своей обители, принимая благословение от него, поднес ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы; святитель с радостью принял святую икону, украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил ее в своей келье. По кончине митр. Максима некто игумен Геронтий хотел хитростью захватить сан святителя и, взяв с собой святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомысленными ему церковными сановниками. Тогда князь Галицкий Юрий просил блж. игумена Петра поспешить в Царь-град, чтобы помешать обману. Петр послушно предпринял дальний путь и прибыл в Царьград. Блж. патр. Афанасий принял его с радостью и, по внушению Духа Святого, посвятил в сан митрополита всей России.

Когда же Геронтий подплывал к Царьграду, то поднялась страшная буря и корабль его был задержан. Ночью во время бури явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр Ратский, возведен будет на верховный престол митрополии Русской и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после прекращения бури Геронтий прибыл в Царьград, то принужден был рассказать свое сонное видение. Тогда патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону и, передав святителю Петру, сказал: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо его ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». В 1325 перемещена была митрополия из Владимира в Москву, и Петровская икона перенесена была сюда митр. Петром и поставлена в Успенском соборе. В 1613 вместе с Феодоровскою иконою она была при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича . Во Владимире в соборе находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая написана также святителем Петром. Она есть подобие Петровской в Москве.

Празднуется 24 августа/6 сентября.

Прот. И. Бухарев 

 

ПЕТРОВСКИЙ Иван Георгиевич (5/18.01.1901–15.01.1973), русский математик. Ректор Московского университета (1951). Работы в области дифференциальных уравнений с частными производными, алгебраической геометрии, теории вероятностей, математической физике. Автор ряда базовых университетских куров, переведенных на многие языки.

 

ПЕТРОВСКИЙ «НА ПОЛЕ» мужской монастырь , Ярославская еп., близ Ростова на берегу оз. Неро. Основан во 2–й пол. XIII в. ордынским царевичем Петром . Монастырская соборная церковь во имя св. апп. Петра и Павла построена в 1684 на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивали под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803. В Соборном храме находился иконостас с иконами древнего письма.

С. В. Булгаков 

 

ПЕТРОДВОРЕЦ , город в Ленинградской обл., подчинен С.-Петербургской городской администрации. Население 82,2 тыс. чел.

Основан Петром I в н. XVIII в. (впервые упоминается в 1705) как «попутный двор» и пристань для переправы на о. Котлин. В XVIII—XIX вв. здесь был создан один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей (строительство начато в 1710–х; современная площадь около 1 тыс. га). Его ядром является Большой дворец (первоначально 2–этажный дворец сооружен в 1714–25; перестроен в 1747–52 арх. В. В. Растрелли). В 1714–25 были разбиты регулярные сады: Верхний с 5 фонтанами (в т. ч. «Нептун») и Нижний (на приморской полосе, площадь 102,5 га) с крупнейшим в мире комплексом фонтанов.

 

ПЕТРОЗАВОДСК , столица Карелии, центр Прионежского р-на. Порт на берегу Онежского озера. Расположен амфитеатром на озерных террасах, вытянувшись вдоль побережья Петрозаводской губы. Население 282 тыс. чел.

Основан в 1703 как Петровская слобода при строительстве по указу Петра I железоделательного и пушечно-литейного завода (закрыт в 1734). В 1773–74 в связи с русско-турецкой войной выше по течению р. Лососинки построен Александровский пушечно-литейный завод, где наряду с производством военной продукции были налажены художественное литье и художественная обработка металлов. В 1798 Александровскому заводу было дано исключительное право изготовления мер объема (гири, весы, безмены, на которые ставился «секретный штампель» во избежание подделок).

В 1777 Петровская слобода преобразована в уездный город Петрозаводск. С 1781 Петрозаводск — центр Олонецкой провинции, в 1784–96 и с 1801 — Олонецкой губ.

 

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ , центр Камчатской обл. Расположен на восточном побережье п-ова Камчатка, на берегах Авачинской губы Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок. Население 205 тыс. чел. Петропавловск-Камчатский — один из самых старинных городов на Дальнем Востоке. Основан на месте камчадальского селения Аушин, где в 1740 зимовала и построила Петропавловский острог 2–я Камчатская экспедиция В. И. Берингa и А. И. Чирикова . Название острог получил от наименования судов экспедиции — «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». К н. XIX в. стал главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки. В 1822 преобразован в г. Петропавловский Порт. В 1849–58 — центр Камчатской обл. В августе 1854 во время Крымской войны 1853–56 гарнизон города героически отразил нападение англо-французской эскадры. С 1909 переименован в Петропавловск-Камчатский.

 

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ , крепость в Санкт-Петербурге, на Заячьем острове. Начало строительства крепости — 16 (27) мая 1703 считается днем основания города. Петр I и его сподвижники лично контролировали строительство крепости. Этим объясняются названия бастионов: Государев, Нарышкинский, Трубецкой, Зотов, Головкинский и Меншиков. Бастионы были соединены крепостными стенами — куртинами. В 1730–х Петропавловская крепость была усилена сооружением подкрепостных укреплений: Алексеевского и Иоанновского равелинов, названных в честь деда и отца имп. Анны Ивановны . В 1706–40 земляные стены и бастионы Петропавловской крепости были перестроены в кирпиче, в 1780–х облицованы гранитом. После сооружения крепости Кроншлот (1704) Петропавловская крепость потеряла военное значение.

В числе исторических и архитектурных памятников Петропавловской крепости: Петропавловский собор (ок. 1712–33) и Петровские ворота (1717–18; арх. Д. Трезини); Невские ворота (1784–87, арх. Н. А. Львов); Монетный двор (1798–1806, арх. А. Порто). В соборе Петропавловской крепости находятся могилы Российских императоров (от Петра I до Александра III , за исключением Петра II и Ивана VI Антоновича).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!