Оборудование мастерской для ручной росписи тканей



Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола — 1 кв. м. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой.

В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий.

Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необходим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки.

Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.

Характеристика материалов, инструментов, приспособлений для каждого

Вида росписи

Ткани для ручной росписи и их подготовка

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льня­ных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капроновые и натуральные шелковые ткани. При производстве ткани на ткацких станках используют аппрет и разные замаслители. Их перед росписью с ткани нужно уда­лить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом выварив в мыльно-содовом растворе (его можно заменить любым универсальным стиральным порошком) 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в теплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что после вываривания и стирки ткань дает усадку.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщенных ниток, блесен и т. д.). Петли и узелки еще до росписи следует сре­зать так, чтобы не повредить структуру ткани.

При росписи важное значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность (особенно это касается росписи ткани способом холодный батик). От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом (на ткани атласного переплетения линия должна быть немного реже, чем на ткани полотняного пе­реплетения). Чем толще и плотнее

менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани.

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются такие: батист, шифон, маркизет, мадаполам, бязь и полотно. Наилучшими для росписи являются первые три ткани. Они тонкие, легкие и не име­ют на своей поверхности значительной пушистости, как у мадаполама, бязи и полотна, которая становится особенно заметной после снятия аппрета. В сравнении с первыми тремя, эти ткани хуже в росписи способом холодный батик, в этом случае резервную линию следует делать шире и во время нанесения краски не подводить кисть или тампон с краской близко к этой линии, потому что возможно затекание краски через резервную линию по выступающим волокнам. Резерв на таких тканях нужно наносить с обеих сторон, следя за тем, чтобы контуры резервных линий с обеих сторон рисунка совпадали.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светлоокрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон (полотна) и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток (плательные, рубашечные, подкладочные ткани). Их роспись не вызы­вает особых трудностей, среди них лучше поглощают краски ткани из вискозных волокон.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхнос­ти пушистости, краски на них хорошо растекаются и равномерно покры­вают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, полотно, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Наилучше растекаются краски на туали, крепдешине, полотне, хуже — на креп-жоржете и креп-шифоне (нитки в этих тканях имеют высокую крутку, и поэтому краска их хуже пропитывает и медленнее подтекает к линии, сделанной резервом). Линии резервом при этом можно исполнять любой толщины, начиная с самых тонких.

Из синтетических тканей для росписи используют капроновые (отбеленные и светло закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, оре­олы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

Все виды росписей исполняют на деревянных рамках, которые бывают раздвижными (можно увеличивать или уменьшать до необходимого размера при помощи раздвижных реек с продольными отверстиями и винтов и не раздвижными. Раздвижные рамы с обеих сторон имеют внутренние срезы 5-6 мм, в которые вбивают острые крючки на расстоянии 1,5-2 см друг от друга. Крючки не должны выступать над рейками рамы во избежание царапанья рук. Для того чтобы крючки при работе не ржавели, их покрывают лаком. На них прикалывают ткань. Более простая раздвижная рама представлена на рисунке 3. Ее рейки крепятся также винтами, но не через продольные отверстия, а через отдельно высверленные. Ткань на такую раму крепится с помощью кнопок с внешней стороны реек. Порядок натягивания ткани на подрамник такой для начала она закрепляется под углом, а за тем она в том порядке, как показано на рисунке 4а, б. Полностью первой прикалывается та сторона ткани, у которой есть кромка. Чем больше кнопок, тем ровнее натягивается материал.

Можно прикалывать ткань и с изнаночной стороны подрамника. Но для этого нужно немножко больше усилий. Однако проще всего ткань на раме можно закрепить с внешней стороны с помощью кнопок и ли пришив прочными нитками за ее края. Ткань туго натягивают на раму, для того чтобы не было перекосов ниток и утка. Можно натягивать ткань во влажном состоянии.

Перенося рисунки на ткань, нужно учитывать, что при растяжении уток растягивается больше, чем основа. Это особенно важно для раппортных рисунков геометрического характера. Поэтому, выполняя такой рисунок на ткани, необходимо делать раппорт со стороны утка немного большим, чем по основе. Тогда углы в рисунке будут одинаковые, и после снятия изделия с рамы рисунок будет симметричным.

При росписи раму укладывают на стол. Во время резервирования и на­несения краски ткань не должна касаться поверхности стола, иначе краска будет растекаться за границы резервной линии. В процессе работы не рекомендуется подтягивать ткань во избежание перекосов и нарушения резервной линии рисунка.

После росписи изделия высушивают и запаривают для того, чтобы зафиксировать краску на волокне. Запариванию, в основном, подлежат вещи утилитарного назначения (одежда, шторы, скатерти и т. д., то есть это то, что в дальнейшем подлежит стирке). Изделия декоративного назначения, например, панно, ширмы и т.д., можно не запаривать.

В домашних условиях запарку можно сделать в баке-выварке, в ведре, а в условиях небольшого предприятия — в медицинских автоклавах или запаривательных камерах. Расписанные изделия должны быть переложены сухой бумагой или тканью так, чтобы окрашенные места нигде но накладывались одно на другое. Потом изделие сворачивают несколько раз пирожком так, чтобы оно поместилось в выварку, или трубочкой, легко пере­вязав, чтобы оно не развернулось при вываривании. После этого в выварку на 1/5 ее объема заливают воду и доводят до кипения. Потом бак накрывают отрезом ткани, давая ему немного провиснуть, и в это углубление кладут сверток расписанных изделий. Он не должен касать­ся стенок выварки, расстояние между ним и водой должно быть таким, чтобы во время кипения на изделие не попадали капли воды. Сверху бак тщательно накрывают подушкой или одеялом, а потом крышкой. Время запаривания для тканей, расписанных активными красителями, составляет 30-40 минут, другими классами красителей — 1-1,5 часа.

Инструменты и материалы для холодного батика

Холодный батик характеризуется четко выраженным графическим рисунком.

На натянутую ткань наносят рисунок карандашом или же переводят предварительно выполненный на бумаге. Для этого ее при помощи булавок прикалывают с изнаночной стороны, и сквозь просвечивающуюся ткань рисунок переводят на лицо. На бумаге рисунок желательно делать четкими и контрастными линиями — это облегчит перевод его на ткань.

Теперь выполняем один из основных этапов холодного батика. По карандашному рисунку, по тем же линиям, на ткань наносят специальные резервные смеси (рис. 11). Для этого набирается резерв в трубочку. Загнутый конец трубочки опускаем в сосуд с резервом, и через противоположный конец осторожно втягиваем резиновой грушей состав. Заполняем трубочку нужным нам количеством резерва. Кончик вытираем тканью или ватой. Рисунок строится в виде ограниченных деталей, и в их пределах красками расписывают изделие.

Для росписи методом холодный батик, выполняемым при помощи стеклянных трубочек, используют резервную смесь, в состав которой входят: резиновый клей, бензин, воск, парафин, вазелин и канифоль.

Существуют несколько рецептов для работы в технике «холодный батик» (Таблица ‑1).

Таблица ‑1. Холодные резервы для батика (в граммах)

  1 2 3 4 5
Резиновый клей 200 200 200 200 215
Бензин 250 250 250 250 200
Парафин 50 25 - 50 -
Воск пчелиный - 25 50 - -
Канифоль - - - 2 -
Вазелин - - - - 85
  500 500 500 502 500

 

Приготовляя резерв для холодного батика, следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Резерв варится на водяной бане на закрытом гоне (электроплите с закрытой спиралью) в хорошо проветриваемом помещении.

В металлическую или стеклянную банку насыпают измельченный парафин. И для того чтобы он расплавился, ставят на водяную баню в небольшой сосуд с маленьким коли­чеством кипящей воды так, чтобы банка с парафином могла в ней стоять вертикально. Если резерв приготовляется в стеклянной банке, то в воду на дно необходимо положить кусочек ткани, чтобы в кипящей воде стеклянная банка не треснула.

Когда парафин расплавится, в него вливают резиновый клей, воск, канифоль, вазелин в соответствии с рецептом, хорошо размешивают и потом постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане, получая таким образом однородную массу, готовую к применению — резерв.

Приготовленный резерв хранится в плотно закрытой посуде. При длительном его хранении парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряется. Поэтому перед использованием резерв следует подогреть на водяной бане, и если он загустел, долить не­много бензина. Количество бензина в предлагаемых рецептах может колебаться в пределах 20-30 г меньше или больше — это зависит от густоты резинового клея. В процессе изготовления резерва бензин следует вливать не весь сразу, а по частям, при этом делая пробы резерва на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани.

Наиболее используемым и распространенным является рецепт № 1. Получаемый резерв прозрачен, дает чистый контур, при высыхании не виден. Резервы с добавлением пчелиного воска пластичны, хорошо растекаются, но при высыхании получается желтый контур.

Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей.

Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают.

Правильно приготовленный резерв имеет хорошие текучесть и пластичность, пропитываемость ткани. Если во время приготовления резерва вы добавили слишком много парафина, то он плохо пропитает ткань и будет лежать сверху так называемой колбаской. Такой резерв очень ломкий — через трещины он будет пропускать краски («стрелять»), которые будут заходить друг на друга и смешиваться в совершенно не нужных вам местах.

Если в резерве содержится больше положенного резинового клея, то при наведении контурных линий из носика трубочки будут отделятся тоненькие волоски клея (паутинки) и оседать на ткань в ненужных местах. Удалить их почти невозможно, и во время крашения они образуют не закрашенные линии.

Инструменты для росписи

В холодном батике рисунок может быть самым разнообразным, но должен быть четкий раздел цветовых участков. Каждый из них обводится резервом, который наносится на ткань при помощи небольших стек­лянных трубочек размером 15-20 см с загнутым утонченным кончиком. На небольшом расстоянии от кончика трубочка имеет расшире­ние, в которое набирается резерв. Кончик трубочки окунают в резерв, и с обратной (широкой) стороны трубочки он втягивается в расширение. Большое значение в работе имеет также угол наклона трубочки к ткани — он не должен быть больше 130. Если угол больше, трубоч­ка становится перпендикулярно к ткани, давление резерва усиливается, следовательно, его больше вытекает, контур становится толще. Это следует регулировать в ходе работы. При росписи лучше иметь несколько трубочек с отверстиями разных диаметров. Для работы можно ис­пользовать также обычный чертежный рейсфедер или прямую стеклянную трубочку, в утонченный конец которой вставляется тупая иголка). Когда трубочка отрывает­ся от ткани, иголка закрывает отверстие, не позволяя таким образом выливаться резерву. В момент соприкосновения трубочки с тканью иголка поднимается, освобождая отверстие для прохода резерва застывает, и трубочка забивается. Если же это случилось, то необходимо трубочку опустить в бензин, чтобы засохший резерв растворился, или в горячую воду (температура 80-90°С), а потом трубочку продуть. Рабочий тоненький кончик трубочки нужно хорошо зачистить маленькой наждачной бумагой (нулевкой) или маленьким напильником. Это делается для того, чтобы край трубочки был гладким и ровным, тогда он не будет цепляться, царапать ткань, а будет плавно передвигаться по ткани в нужном вам направлении, что облегчит работу. Если кончик трубочки большого диаметра, а вам нужен диаметр поменьше и другой тру-

По окончании работы трубочку необходимо промыть бензином, и в кончик вставить тоненький дротик, потому что при высыхании резерв застывает, и трубочка забивается. Если же это случилось, то необходимо трубочку опустить в бензин, чтобы засохший резерв растворился, или в горячую воду (температура 80-90°С), а потом трубочку продуть. Рабочий тоненький кончик трубочки нужно хорошо зачистить маленькой наждачной бумагой (нулевкой) или маленьким напильником. Это делается для того, чтобы край трубочки был гладким и ровным, тогда он не будет цепляться, царапать ткань, а будет плавно передвигаться по ткани в нужном вам направлении, что облегчит работу. Если кончик тру­бочки большого диаметра, а вам нужен диаметр поменьше и другой трубочки у вас нет, то можно диаметр уменьшить. Для этого кончик трубочки нагревают на огне свечи или газовой горелки до красного состояния, потом аккуратно, при помощи пинцета, кончик вытягивают. Вытянутый и заплавленный кончик затачивают при помощи наждачной бумаги, пока не образуется отверстие нужного вам диаметра.

При работе кончик трубочки с набранным резервом нужно постоянно протирать, потому что там собираются капельки, которые при соприкосновении с тканью образуют резервные капли. Поэтому в другой руке необходимо держать кусочек ткани или ватный томпончик для пропитывания.

Протертую трубочку быстро опускают на ткань, и когда резерв достигнет кончика, начинают наводить контуры рисунка. Когда трубочку отрывают от ткани, ее кончик следу­ет повернуть вверх, чтобы резерв отошел от кончика.

В зависимости от волокнистого состава ткани трубочку нужно вести с разной скоростью. На более плотных и толстых тканях (полотно, мадаполам, бязь) контур обводится достаточно медленно для того, чтобы резерв полностью пропитал ткань; при необходимости на таких тканях резерв наносится с обеих сторон. При наведении контура рисунка на капроне и на натуральном шелке трубочку следует вести побыстрее, при этом следя, насколько равномерно резерв пропитывает ткань. Качество наведенного контура проверяется с обратной стороны, пока резерв не просох. Места, плохо пропитанные резервом или имеющие пропуски, следует зарезервировать с обратной стороны.

После того как резерв нанесен на ткань, ему дают время высохнуть (примерно 30-40 минут). Цветные резервы с использованием масляных и печатных красок сохнут значительно дольше. Обычный резерв после высыхания становится прозрачным и незаметным. Обычно работа по резервированию (наведению контуров рисунка резервом) занимает около 70% времени, а на покрытие рисунка краской уходит около 30%.

Резервы для горячего батика (Таблица 2)

Основной составной частью для резервов горячего батика является парафин. Один он почти не применяется, потому что после высыхания он становится твердым и сильно кро­шится. Второй составной частью резерва является искусственный или пчелиный воск (лучше брать пчелиный), а также вазелин. Соотношение этих составляющих может быть разным. Вы сами должны подобрать для себя оптимальный вариант. Увеличение в составе резерва количества воска ведет к увеличению пластичности.

Таблица ‑2. Горячие резервы для батика (в граммах)

1 2 3 4 5
Парафин 250 400 250 350 250
Воск          
пчелиный          
  250 100 230 - 125
Вазелин          
техниче - - 20 150 125
ский          
  500 500 500 500 500

 

Используемые в резерве вещества измельчают, высыпают в металлическую посуду и расплавляют на закрытом огне. При приготовлении резерва следует придерживаться правил пожарной безопасности, так как воск и парафин — легко воспламеняющиеся вещества. Пары парафина являются вредными для здоровья, поэтому роспись такими резервами следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Работать нужно осторожно, не нагибаясь над посудой, не допуская, чтобы в резерв попадали капли воды, потому что он может взорваться.

Инструменты для росписи

Как для росписи холодным батиком, так и для росписи горячим батиком применяют разные несложные инструменты — это лейки, рейсфедеры, ножи и т.д. Некоторые из них можно приготовить самому.

Кисти. В горячем батике чаще всего используют кисти из щетины разных размеров, с деревянными ручками, потому что работают кистями не только с красками, но и с резервом, а он должен все время быть горячим.

Рейсфедеры. Применяют обычные чертежные рейсфедеры, предварительно насадив их на деревянные ручки, между лезвиями вставив полоски поролона или вату для того, чтобы увеличить запас резерва. Для нанесения нескольких параллельных линий используют инструмент из нескольких рейсфедеров. Во время работы рейсфедер окунают в горячий резерв, вынимают, стряхивают излишки. Предварительно следует сделать пробу на бумаге, линия должна быть прозрачной, выпуклой и равномерной. Если линия неравномерна, с рваными краями, значит, инструмент перегрет и его нужно охладить. Для нанесения линий можно использовать обыкновенный нож, предварительно затянув его тканью. Работать так же, как и рейсфедером.

Лейки. Используют самодельные или латунные лейки разных размеров с отверстиями для подачи зрячего резерва диаметром 0,2-,3 мм. К ним приделывают деревянные ручки.

Обыкновенный нож, предварительно обтянув его тканью. Работать так же, как и рейсфедером.

Лейки. Используют самодельные медные или латунные лейки разных размеров с отверстиями для подачи горячего резерва диаметром 0,2-0,3 мм. К ним приделывают деревянные ручки.

Кофейничек. Емкость с приделанной деревянной ручкой, в которую набирается расплавленный воск, выходящий через отверстие разных размеров, которое может быть похоже на «носик» или «краник». Им можно работать так же, как и трубочкой для холодного батика.

Штампики. Их используют, если необходимо нанести часто повторяющиеся формы. Они бывают твердыми и мягкими, твердые — из меди и латуни, мягкие — из фетpa, поролона. К ним прибивают деревянные колодки с ручками. Размеры могут быть разными, но следует помнить то, что чем меньше размер, тем четче отпечаток и наоборот. Они могут быть в виде разнообразных геометрических фигур, а также разнообразных каталок.

Штампик-каталка. Имеет вид катушки с ручкой, свободно вращающейся на оси. На катушке закрепляют узор из фетра или металла, который обтягивают тканью. Способом катания образуется непрерывный узор на ткани. Штампик окунают в резерв, хорошо нагревают и печатают по ткани. Если штампик остыл во время работы, его снова опускают в резерв и хорошо нагревают.

Батик-штифт. Этот инструмент является наиболее совершенным для нанесения резервной смеси на ткань. Рабочей частью батик-штифта является головка ‑ это медный конус с отверстием, из которого выступает иголка-штифт. Другим концом иголка упирается в пружину, на которую давит грузик. Во время соприкосновения с тканью иголка заходит в глубину головки, освобождая отверстие для вытекания резерва. По окончании работы пружина под давлением грузика выжимает иголку обратно, закрывая отверстие. Головка вкручивается в медную или латунную трубку длиной 10-11 см, диаметром 10-12 мм, которая помещается в деревянный, картонный или пластмассовый футляр. Верхняя часть трубки выступает на 3-5 мм и остается открытой. Трубка обматывается тонкой неизолированной электрической проволокой с большим сопротивлением, к которой по шнуру подключают электроэнергию. Объединенные с обмоткой концы электрошнура плотно укладываются вдоль трубки, закрепляются, и вся обмотка хорошо изолируется. Потом на трубку с обмоткой одевается футляр.

Батик-штифт должен иметь переключатели для перехода от нормального нагревания к более слабому или более сильному. Желательно иметь несколько головок с отверстиями разных диаметров для разных по толщине линий. Нагреваться батик-штифт должен равномерно, чтобы линия была ровной и выпуклой, тогда он хорошо пропитывает ткань. При сильном нагревании резерв будет вытекать быстро, неравномерно и образовывать капли и затекания. Поэтому нагревание следует регулировать в ходе работы.

В трубку засыпают измельченный резерв, включают ее в электросеть, она нагревается, резерв плавится. Аппарат готов к применению. Батик-штифт нужно держать вертикально к плоскости ткани, и легко надавливая, водить им по ткани. Иголка прячется в середину и открывает отверстие для выхода расплавленного резерва из головки. Он вытекает и впитывается тканью.

Инструменты для свободной росписи ткани

Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей.

Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора; красками с загусткой из резерва; печатными красками; по тканям, ап­претированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные из­делия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не запаривать, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах.

Роспись ткани с применением солевого раствора. Ткань пропитывают раствором кухонной соли и после высыхания расписывают красками для холодного и горячего батика, или же раствор соли вводят в краску и ею расписывают (вводить раствор соли в краску рекомендуется только для класса основных красителей). Всеми другими красителями рекомендуется расписывать по материи, пропитанной солевым раствором. Соль ограничивает растекание краски на ткани и дает возможность выполнять рисунки свободными мазками (свободная роспись). Эту роспись можно соединять с росписью холодным батиком.

Солевой раствор для пропитки натурального шелка и капрона выполняют 20-30% -й концентрации, а для хлопчатобумажных и вискозных тканей нужен более концентри­рованный раствор. Роспись выполняют кистями или тампонами из ваты разными степенями насыщенности. При большей насыщенности получают акварельный эффект, при меньшей — графические рисунки.

Роспись (с введением в краску) выполняют красками на базе основных красителей. Шелковые и капроновые ткани расписывают по такому рецепту: основной краситель — 5-15 г/л; уксусная кислота 80% -я — 40 г/л; этиловый спирт 95° — 300 г/л; раствор соли 25% -й — 125 г/л; резорцин технический —10 г/л; утропин технический —10-15 г/л; мочевина — 10-15 г/л; вода — до 1 л.

Изделия запаривают так же, как и изделия холодного и горячего батика.

Роспись ткани красками с загусткой из резерва. При этом способе краски загущивают резервной смесью для холодного батика. Чаще используются основные красители, реже кислотные, которые хорошо растворяются в спирте, (в граммах):

основной краситель — 1-10;

спирт 95° или

уксусная кислота — 50;

резервная смесь — 450-500;

бензин — 450-500.

Краситель растворяют в спирте или кислоте, смешивают с резервом для холодного батика. Смесь подогревают на водяной бане до кипения. Так как эти краски дают прозрачные мазки, для уплотнения цвета добавляют немного предварительно обезжиренных цинковых белил. Перед использованием смесь разводят бензином. Хранится такая краска в закрытой посуде достаточно долго, в случае застывания разводится бензином.

Расписанные этим способом изде­лия запариваются таким же способом, как изделия холодного и горячего батика.

Роспись красками для печати. Для этого способа применяют кра­ски для печатания на ткани и красители разных классов: активные, прямые, кислотные и др. Роспись выполняется колонковыми кистями, рисунки любой сложности — свободными мазками, без ограничения количества цветов, можно смешивать краски одного класса между собой, увеличивая цветовую гамму.

Изделия запаривают в обычном режиме, как и в предыдущих способах росписи.

Роспись по аппретированным тканям. В процессе изготовления ткани применяются аппреты, в основном для хлопчатобумажных, вискозных, натурального шелка. Такие ткани без любой предварительной подготовки можно расписывать красками методом холодного й горячего батика. Аппрет предотвращает растекание красок по ткани. Для росписи используют кисти или тампоны. От насыщенности мазков кисти или тампона получаются рисунки с акварельным эффектом или графическим.

После росписи изделия запаривают так же, как и в предыдущих случаях.

Роспись масляными красками

Для использования в росписи масляные краски сначала обезжиривают. Для этого их выдавливают из тюбика на любую гигроскопичную бумагу, оставляя на 2-3 часа. Они становятся суше, перед применением их разбавляют растворителем для масляной живописи (пиненом) и начинают роспись. Расписывают кистями из щетины или колонковыми кистями. Краски можно смешивать между собой и накладывать одну на другую.

По окончании работы изделие высыхает в течение 3-4 дней. Этим способом можно расписывать все виды тканей, он не нуждается в других специальных обработках для закрепления красок на волокнах. Изделие можно стирать в теплых растворах моющих средств.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 857; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!