Художественные эффекты горячего батика.



Брызги резерва.

Случается, что резерв капает на ткань, оставляя мелкие пятна. Это можно использовать как декоративный прием. Можно изобразить таким образом снежинки или звезды. Смочите крупную кисть в резерве, отожмите его излишек и, ударяя по ручке, нанесите брызги.

Кракелюры.

Изображение в виде трещинок и прожилок характерно для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и сминают в различной степени, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор.

Роспись способом «сложного батика»

Состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному. Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись «от цветового пятна»

Самая сложная работа по оформлению ткани ручной росписью. с преобладанием в композиции живописных качеств над графическими. Здесь горячий резерв играет роль не только разъединяющего различные цветовые участки средства, а активно участвует формой и характером наносимого пятна, в создании цветовых, ритмических, стилистических отношений в композиции, отступающими на второй план орнаментальностью и условной глубиной пространства столь характерных для декорирования ткани вообще. Этим способом часто выполняются композиции, украшенные растительными мотивами, а также любые, свободные от какой либо систематизации рисунка композиции. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на по­лотно в соответствии с эскизом или лишь тематически опираясь на него, наносят горячий резерв на пятна цветовой заливки в наибольшей степени отражающие замысел художника и тем самым, сохраняя наиболее удачные участки росписи. Это первый слой резерва после чего наносится слой краски также не плотно, выборочно, усиливая цвет или изменяя его незначительно т.к. все последующие введения цвета в композицию опираются на уже заданную цветовую гармонию первого слоя цветовой заливки. Далее снова наносят слой горячего резерва сохраняя тем самым следующий цветовой слой. Эту процедуру можно повторять до полного, необходимого набора цвета и тона в композицию. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

 

Для успешной работы в технике горячего батика необходимо соблюдать следующие технологические условия:

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

Если резервирующий состав недостаточно горячий, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.

Необходимо удалять следы краски с плоскостей резерва т.к. при выпаривании они фиксируются на ткани.

Если резерв случайно капает на ткань, оставляя мелкие пятна это можно использовать как декоративный прием ,увеличив их количество .

Бандан

Окрашивание тканей в технике «бандан» основана на механическом резервировании тканей. Этот вид художественного декорирования ткани заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы раствор красителя не мог проникнуть внутрь и окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов.

В различных странах наименование такой окраски разное: в Милане ее называют «штанги», в Индии — «бандана», в Японии — «тибари».

Узелковая техника декорирования ткани «Бандан» используется для украшения интерьера и одежды, создания платков, картин, уникальных рукотворных нарядов и аксессуаров.

Обучение батику детской аудитории логично начинать именно с этой техники: происходит знакомство с тканью, красителями, приготовлением краски, запаркой изделия. А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе; дети и взрослые могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша эта техника для кружковой работы: приготовления театрального реквизита — занавесей, костюмов; моделирования одежды, выполнения тканей для интерьера.

Главный прием узелкового окрашивания тканей — фиксирование ткани в определенном положении сильным сжатием. Это может быть завязанный узел или дополнительный материал различного характера.

Кусок ткани необходимых размеров и формы можно сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем плотно зафиксировать, завязать одним или несколькими узлами или витками ниток. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости фиксирующего материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается по определенной системе и только потом фиксируется.

В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и выразительность полученного рисунка.

Есть несколько способов механического резервирования тканей, с помощью которых можно получить разнообразные узоры на ткани. К ним относятся:

- узелковый — с помощью завязанных узелков;

- складной — в результате многократных сложений ткани;

- прошивной — вследствие прошивания ткани и стягивания её на нитку.

Рабочее место для узелковой окраски ткани должно быть оборудовано электроплитой, емкостью для крашения, стол с защитным покрытием. В комнате, должно быть естественное вентилирование. Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он окрашивания.

 

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, а также лен, вискозу, натуральный шелк, шерсть. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком.

Анилиновые красители являются самыми доступными для декорирования ткани. Используют также красители с пометкой «для домашнего крашения».

Емкость для крашения должна быть нержавеющей и вместительной.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 513; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!