Роспись тканей в технике «холодный батик». Линия и её декоративные свойства.



Выразительные особенности, изобразительные средства холодного батика.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде, обычно, замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного контура (бесцветного или цветного) и использование этого контура для создания линейных композиций, разнообразных орнаментальных мотивов придают рисунку графически четкий характер. Следует обратить внимание на то, что резервирующий состав применяется не только для ограничения растекающейся по ткани краски. Линейный рисунок также имеет самостоятельное декоративное значение в композиции. Кроме того, резервирующий состав можно подкрашивать в различные цвета, и в этом случае графическое выражение рисунка обретает колористическую составляющую, может быть многоцветным и участвовать в формировании колористки всей композиции.

Вследствие особого значения линии в холодном батике, общей графической направленности композиции эскиза для данной техники, следует рассматривать линию как основное выразительное средство холодного батика и, следовательно, поведение линии – основной критерий качества и категория ценности данной техники. Графика превалирует над цветом; красота холодного батика специфична и рассматривается, прежде всего, сквозь призму графического воплощения художественного образа.

В связи с этим, следует упомянуть о линии и ее свойствах как универсального графического средства.

Линия – производная точки – простейшего выразительного средства графики.

Линия– след от движения точки на плоскости. Она может быть разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше линия.

Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию линии бывают прямые, волнистые и комбинированные.

Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью.

Короткие линии называются штрихами. Штрих также может обладать различными характеристиками и использоваться в батике. Задача штриха в формировании пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства, в батике – функцию организации декора.

Различное состояние линии способно передавать различные эмоции, и побуждать различные ассоциативные реакции в сознании зрителя.

С технической точки зрения, толщина с пластичность линии в холодном батике зависят от качества инструмента для нанесения резерва на ткань. Обычно это стеклянная трубочка, которая также может внести коррективы в качество линейной графики холодного батика, например, имеет значение толщина стекла выходного отверстия трубочки, угол наклона носика трубочки, наличие и объем резервуара трубочки, количество набранного резерва и конечно диаметр выходного отверстия. Для каждой работы подбирается свой набор трубочек, также как и кистей для росписи.

Инструменты и материалы.

Для росписи способом “холодный батик” необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким носиком (под углом 135°) и небольшим резервуаром, расположенным за ее рабочей частью. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый носик трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Работать трубочкой надо уверенно, вести ее по ткани равномерно. В начале работы трубочку с резервом подносят к поверхности ткани носиком вверх, затем, развернув носик к ткани, быстро опускают на ткань, не допуская образования на кончике капли резерва. Заканчивая линию, следует быстро повернуть ее носиком вверх, чтобы резервирующий состав прекратил свое движение. Одновременно, рекомендуется следить за тем, чтобы противоположный конец трубочки был приподнят, и резервирующий состав случайно не пролился на ткань. После работы трубочки промывают в бензине, используя резиновую грушу.

Выбор трубочки . Для шелковых, капроновых тканей следует использовать трубочку с тонкими стенками и самым маленьким отверстием. Для тонких хлопчатобумажных тканей нужна трубочка большего диаметра, с более толстыми стенками, так как усилие при нажиме на ткань в этом случае больше. Для толстых тканей типа «тик» необходима трубочка среднего диаметра, но обводку проводить необходимо с лицевой и изнаночной стороны для более прочного резервирования грубой ткани.

При работе по плотной ткани наносят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий.

Ткань для холодного батика готовится по общим правилам.

Холодный резервирующий состав наносят на совершенно сухую ткань после чего необходимо просушить наведенный рисунок резерва, в течении 3-12 часов.

Если работа ведется на белой ткани бесцветным резервом, то при высыхании он становится незаметным. Чтобы выявить контур резерва, можно ткань слегка сбрызнуть водой или покрыть самой светлой краской в предполагаемой гамме. При этом существует опасность переувлажнения ткани, которая повлечет за собой неравномерность последующего окрашивания. Краску лучше вносить в просушенную ткань.

Рисунок переводится на ткань любым способом, но лучше всего работать на просвет (рисунок, обведенный черным фломастером, подкладывается под ткань, затем просвечивается лампой или через оконное стекло).

Если рисунок композиции не сложный эффект просвета лампой позволит и вовсе не переносить вспомогательный карандашный контур. Можно наносить резерв, ориентируясь непосредственно на линии эскиза. Этот способ нанесения резерва избавит работу от лишней загрязненности графитом красочной поверхности т.к. это разрушает художественную ценность работы. В случае нанесения резерва по вспомогательному контуру карандаша необходимо прокладывать линию резерва рядом с контуром рисунка.

Изготовление цветного резервирующего состава, его применение и свойства.

Окраску резервирующего состава осуществляют предварительно обезжиренной на пористой бумаге масляной краской. В резервирующий состав краска, разведенная в небольшом количестве бензина, вливается тонкой струйкой, после чего составляющие необходимо перемешать. Введение цвета и бензина в резервирующий состав изменяют его плотность и водоотталкивающие свойства, что необходимо учитывать при ведении работы.

Для этого упражнения нужно приготовить несколько цветных резервов. Выполнить эскиз декоративной композиции, используя зарисовки камней, трав и т. д. Построить композицию из неправильных геометрических форм, напоминающих абрис камня используя в композиции и линии цветного и бесцветного резерва. Эскиз можно выполнить цветными карандашами, цветовой тон которых совпадает с цветовым тоном резервов, а затем нанести на ткань линии контуров соответствующим резервом. Использование цветного резерва может быть направлено традиционно на резервирование контуров композиции, но также может использоваться как контур самостоятельного, декоративного значения, без учета его разделяющих функций.

Использование декоративных свойств цветного резерва часто используется в сочетании с бесцветным резервом в работах выполняемых в несколько приемов. Это позволяет трактовать композиции многоплановые, сложные по характеру рисунка, колориту, движениям.

Для успешной работы в технике холодного батика необходимо соблюдать следующие технологические условия:

- совмещение технологических параметров материалов (толщина и качество ткани, консистенция резервирующего состава);

- подбор инструментов (диаметр трубочки для резерва, размер кистей для росписи соответствующий масштабу изображения);

- при росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, и резервирующий состав накладывался только на хорошо просушенную ткань;

- последующие окрашивания производятся при условии полностью высушенного контура резервирования. Если нанесенный резерв не соответствует качеству и плотности ткани он не полноценно проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.

Рассматривая работу на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места резерв еще раз с обратной стороны ткани до высыхания линий лицевой стороны;

- при окрашивании нежелательно касаться краской линии резерва т.к. возможно их частичное окрашивание, что повлечет ухудшение качества художественного произведения.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!