Выразительные особенности, изобразительные средства горячего батика.



В горячем батике используется разогретый резервирующий состав для нанесения линий контура, резервирования отдельных участков ткани с целью предохранения их от последующего окрашивания и стремительно растекающейся краски, а также для декорирования поверхности ткани и последовательного внесения элементов рисунка. Резерв выполняет информативно-изобразительную функцию в горячем батике, используя изобразительные возможности инструментов и оборудования.

Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава, разнообразие используемых инструментов позволяет выполнять технически сложные и разнообразные по характеру композиции.

Традиционно роспись в технике «горячий батик» на территориях родоначальниках техники ( о.Ява, острова Индонезийского архипелага) выполняли с помощью изобретенного в 16 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин) ‑ небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке - ручке. Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Затем ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция - удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей (флейцы - плоские щетинные кисти № 5-25), тампонов из поролона, специальных штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом или просто, капая его на ткань. Материалом для рабочей поверхности традиционно является хлопчатобумажная ткань светлого цвета полотняного переплетения.

Исходя из перечня составляющих для резерва в горячем батике ‑

Рецепт №1

Парафин   660 г

Вазелин технический      340 г

Канифоль 3 г

Рецепт №2

Парафин   500 г

Вазелин технический      250 г

Воск пчелиный     250 г

можно однозначно утверждать о необходимости поддержания относительно высокой температуры резервирующего состава, рабочей температуры, при которой резерв полноценно пропитывает ткань при соприкосновении с ней и тем самым обеспечивает качественное резервирование заданной плоскости. Температура близка к температуре кипения что налагает на процесс резервирования определенные нормы безопасного поведения с подобными веществами (устройство рабочего места, безопасность электронагревательных приборов и установок для разогрева резерва, защитная одежда, специфика инструмента и т.д.).

Особенности составления эскиза.

Специфика каждого вида росписи ткани налагает свои особенности составления эскиза. В холодном батике нужен совершенно точный, графически безупречный рисунок с обязательным обозначением всех составляющих композицию элементов т. к. графика эскиза в полной мере материализуется в работе на ткани.

Горячий батик требует меньшей детализации эскиза и использует эскиз как систему ориентиров, где в работу переносятся лишь основные движения и элементы. С этой позиции эскиз для горячего батика более символичен и обобщен, основная задача которого ‑ дать ориентацию расстановки основных элементов рисунка, а также составить стратегический план их послойного внесения в работу.

В горячем батике художник имеет уникальную возможность импровизации, вести работу «от пятна», опираться построением следующего слоя «резерв-краска» на художественные достижения предыдущего, оставляя за собой возможность выбора средств дальнейшей детализации композиции. Цветовое пятно последовательно резервируемое на ткани – основное выразительное средство и качественная характеристика техники горячего батика.

Характер композиции может быть различным (сюжетно-тематическая, предметная, абстрактная, растительная и т.д.). Но, так как цвет и цветовые отношения являются основными выразительными средствами данного вида росписи, следует избегать излишней орнаментальности, и использовать возможность работать, от слоя к слою, с тонкими оттенками цвета и глубиной пространства.

Технология выполнения росписи.

На полотно в соответствии с эскизом или лишь тематически опираясь на него, наносят горячий резерв на пятна цветовой заливки в наибольшей степени отражающие замысел художника и тем самым, сохраняя наиболее удачные участки росписи. Это первый слой резерва после чего наносится слой краски также не плотно, выборочно, усиливая цвет или изменяя его незначительно т.к. все последующие введения цвета в композицию опираются на уже заданную цветовую гамму первого слоя краски. Далее снова наносят слой горячего резерва, сохраняя тем самым заданный цветовой слой. Эту процедуру можно повторять до полного и необходимого набора цвета и тона в композиции. Процесс последовательных окрашиваний и перекрытий резерва дает возможность при определённом их количестве добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

Технически в горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу «от цветового пятна».

Роспись способом простого батика.

Рисунок по шаблону наносят на ткань. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент. Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет про­питывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне.

Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Окрашивание.

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!