Гендерная индивидуальность и воспроизводство материнства



Нет адекватного объяснения, с точки зрения биологии и теории инстинктов, почему и как женщины начинают выполнять материнские функции. Разумеется, есть тесная связь между способностью женщины к вынашиванию ребенка и к лактации с одной стороны и ответственностью женщины за заботу о ребенке с другой. Известно также соображение, что половое разделение труда, при котором женщина выполняет функции заботы о потомстве, было исторически оправданным (и, возможно, необходимым для выживания). Однако материнство и материнская роль женщины являются частью социальной структуры, поэтому требуют объяснения в терминах социального. Традиционные феминистские и социально-психологические теории о происхождении гендерных ролей – девочек и мальчиков «учат» подобающему поведению и они «учатся» подобающим чувствам – недостаточны ни эмпирически, ни методологически для объяснения того, как женщина превращается в мать. <…>

Материнство устроено так, что воспроизводит самое себя. Это воспроизводство состоит в производстве женщин с определенными психологическими способностями и установками, которые входят в структуру первичного родительства, и мужчин без таковых. Психоанализ дает нам теорию социального воспроизводства, которая объясняет основные характеристики развития личности, развития психической структуры и, в частности, дифференциального развития гендерной индивидуальности. Психоаналитики считают, что личность развивается из того, как ребенок присваивает, интернализует и организует ранние переживания в семье – посредством фантазий, используемых средств защиты, способов канализации и перенаправления влечений в контексте объектных отношений, – и одновременно определяется этим. <…>

Однако в психоанализе нет подходящей теории воспроизводства родительства. Из-за телеологического допущения, что анатомия есть судьба, что судьба женщины включает в себя первичное родительство, онтогенез материнства был упущен из виду, несмотря на то, что происхождение разнообразных связанных с материнством расстройств и трудностей не раз привлекало внимание клиницистов. Большинство психоаналитиков согласно, что основа для родительства и родительского поведения заложена, независимо от гендера, в ранних отношениях с лицом, осуществляющим первичную заботу о ребенке. Но затем, размышляя, почему женщина выполняет материнские функции, психоаналитики ссылаются на смутные представления о последующей идентификации девочки с матерью, что заставляет ее, а не брата, усвоить роль первичного родительства; или на плохо сформулированную и неисследованную концепцию врожденной женственности девочки. При этом используют логически непоследовательные переходы, связывая лактацию или ранние ощущения во влагалище со способностью и обязанностью осуществлять заботу о ребенке.

<…> Материнская установка женщины порождает соответствующее психологическое самоопределение и способности, необходимые для материнства, одновременно урезая и тормозя такие способности и такое самоопределение у мужчины. Ранний опыт получения заботы от женщины приводит к созданию и у женщин, и у мужчин важной структуры ожидания отсутствия у матери других интересов, кроме ее ребенка, и полной поглощенности благополучием младенца. Дочь растет, идентифицируясь с такой матерью и в соответствии с такими ожиданиями. Отсюда предположение, что для женщины естественно заботиться о детях любого возраста, и убеждение, что «материнские» качества женщины могут и должны быть распространены на другую «нематеринскую» работу, которую она выполняет. Все эти последствия обстоятельств материнской роли женщины обеспечивают то, что женщина бесконечно будет выполнять материнские функции по отношению к младенцам и возьмет на себя долгосрочную ответственность за детей.

Воспроизводство материнства является основой воспроизводства структуры положения и обязанностей женщины в домашней сфере. Материнская роль и ее распространение на структурное положение женщины в домашней сфере связывают современную социальную организацию гендера и социальную организацию производства, а также участвуют в их воспроизводстве. Материнство женщины является основной структурной характеристикой системы «пола/гендера»: оно лежит в основе полового разделения труда и порождает психологию и идеологию мужского доминирования, а также идеологизированные суждения о женских способностях и природе женщины. В качестве жены и матери женщина участвует в физическом и психологическом воспроизводстве мужчин-рабочих изо дня в день и из поколения в поколение и, таким образом, в воспроизводстве капиталистического производства.

Материнская функция женщины служит воспроизводству семьи и ее структуры в обществе с мужским доминированием. Половое и семейное разделение труда, при котором материнские функции выполняет женщина, создает половое разделение психической организации и направленности. Оно приводит к появлению женщин и мужчин с социально порожденной гендерной идентичностью; эти женщины и мужчины вступают в асимметричные гетеросексуальные отношения. Такое разделение порождает мужчин, которые реагируют на женщин особым образом, боятся их и смотрят на них свысока, которые большую часть своей энергии направляют на работу вне семьи и не выполняют родительских функций. Наконец, это половое разделение порождает женщин, которые обращают всю свою энергию на уход и заботу о детях – что, в свою очередь, воспроизводит половое и семейное разделение труда, при котором материнские функции выполняет женщина.

Таким образом, социальное воспроизводство асимметрично. В своей домашней роли женщины воспроизводят мужчин и детей физически, психологически и эмоционально. В роли домашних работниц они воссоздают себя физически повседневно и воспроизводят себя в качестве матерей, эмоционально и психологически, в следующем поколении. Так они участвуют в сохранении собственных социальных ролей и своего положения в гендерной иерархии.

Институционализированные черты семейной структуры и социальные отношения воспроизводства воспроизводят сами себя. Психоаналитическое исследование показывает, что способности к материнству и преданность ему, общие психологические способности и желания, которые являются основой эмоциональной жизни женщины, встраиваются в личность женщины в ходе развития. Поскольку по отношению к самой женщине материнские функции выполняла мать, она вырастает со способностями и потребностями в отношениях, с психологическим определением «себя-в-отношениях», что предопределяет ее материнство. У мужчин это не так, поскольку их матерью была женщина. Женщина выполняет материнские функции по отношению к дочери, которая, когда станет женщиной, в свою очередь, будет выполнять материнские функции.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!