Конфликт в журналистском произведении
Так как тема журналистского произведения – проблемная ситуация, то в материале неизбежно будет присутствовать конфликт. Журналистское произведение без конфликта – это либо недоработка автора, либо заказной или рекламный материал.
Конфликты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это противостояние людей или групп людей (фирмы, ведомства, партии) с другими людьми и группами, а также государством, обществом или природой (живой и неживой). Внутренние конфликты – это противоборства между желаемым и возможным либо желаемым и должным. Например, хочу, но не могу. Или не хочу, но должен.
Внешние конфликты:
- человек против другого человека;
- человек или группа против группы;
- человек или группа против государства;
- человек или группа против общества;
- человек или группа против природы (живой или неживой).
Внутренние конфликты:
- противоборство между желаемым и возможным (хочу, но не могу);
- противоборство между желаемым и должным (не хочу, но должен);
- противоборство между желаемым и запретным (хочу, но нельзя)
! Конфликт между существующим и возможным присутствует в любой жизненной ситуации. Человеку всегда приходится выбирать между альтернативами. Например, продолжить читать эту книгу или заняться чем-то еще. Наконец, никогда не получается сделать что-то идеально. Вот вы хотите один раз прочитать эту книгу и тут же все усвоить, что в ней написано. Я поддерживаю ваши намерения, но в том, что это удастся, сомневаюсь…
|
|
Конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Открытые – это обострившиеся, вышедшие на поверхность. Например, когда соседи по коммунальной квартире дерутся – это конфликт открытый. А когда один сосед про себя раздражается, что другой сосед намусорил в коридоре или надолго занял ванную, это конфликт скрытый. Он есть, но на первый взгляд кажется, что в коммуналке все мирно.
Умение распознавать скрытые конфликты – один из базовых журналистских навыков. Здесь помогут и наблюдательность (если соседи по коммуналке друг друга ненавидят, это всегда можно заметить, как бы они не скрывали свои чувства), и знание философских законов, согласно которым в каждом состоянии человека заключена его противоположность, а количественные изменения рано или поздно перейдут в качественные, превратив скрытый конфликт в открытый.
Скрытые конфликты – неисчерпаемый источник тем для журналистских материалов. Количество же скрытых конфликтов, которые способен выявить журналист в каждой из ситуаций, это показатель уровня профессионализма. У плохого журналиста все кругом спокойно, везде гармония, и все довольны. У хорошего же весь мир раздирается противоречиями, и нынешнее равновесие – очень тонкая грань, с которой происходящее вот-вот соскользнет.
|
|
Надеюсь, вам стало понятно, как описывать так называемые «положительные» события? Например, вы работаете в местной газете, и в вашем районе открывают новую поликлинику. С одной стороны, это хорошо. Но с другой, новая поликлиника все равно далека от идеальной. И помещение могло быть попросторнее, и оборудование – подороже, и врачей – побольше и поквалифицированнее. И вообще поликлинику нужно было построить в другом районе города, так как в этот очень сложно добираться. Вот и сравнивайте, как могло бы быть, и что в реальности получилось.
Актуальность
Любой журналистский материал должен быть актуальным, то есть привязанным к текущему моменту – таков стандарт качества в нашей профессии. В любом тексте должен содержаться ответ на вопрос «Почему мы написали об этом именно сейчас?» («Было больше не о чем писать» – не ответ, хотя часто в редакциях бывает именно так.) При этом привязка может быть как жесткая (например, сообщать о счете после первого тайма футбольного матча нужно до начала второго тайма, а потом эта информация потеряет смысл), так и мягкая, когда материал посвящен какому-то нарождающемуся тренду, и публиковать такой текст одинаково допустимо сейчас или через месяц. (Примеры трендов – все больше молодых людей становятся религиозными, все чаще во власть приходят выходцы из силовых структур, все меньше пригодных для купания водоемов остается в Подмосковье.)
|
|
Поэтому актуальность бывает разных видов. Самая простая и непосредственная – это событийная актуальность, когда событие только что произошло, сейчас происходит или вот-вот произойдет. Телевидение, радио и интернет позволяют информировать о событиях в режиме прямой трансляции. В прессе задержка между производством информации и ее доставкой читателю неизбежна, но журналисты стремятся сообщить о максимально поздней фазе события либо дав прогноз, тем самым актуализировав материал, насколько возможно.
! Разновидность событийной актуальности – ситуация, когда событие произошло давно, однако узнали о нем только сейчас. Например, журналистам попал ранее скрываемый от общественности документ.
Для информирования о проблеме или тренде используют латентную актуальность, когда в качестве информационного повода используют событие, иллюстрирующее проблему или тренд. Например, статью о росте числа наркоманов среди студентов привязывают к аресту наркоторговцев, которые вели свой бизнес в одном из вузов. Вот как описал латентную актуальность В. Панюшкин:
|
|
! Есть закон журналистской работы - для того, чтобы про что-то написать, что-то должно случиться. Пятеро молодых людей, не получающих лекарства, идут и приковываются к государственному учреждению9, создавая таким образом информационный повод для того, чтобы поговорить о проблеме, которая касается миллионов людей. ((Политическая журналистика в России умерла? Дискуссия в эфире радиостанции «Эхо Москвы», 17.10.2006.)
При отсутствии событий применяют календарную актуальность, когда материал привязывают к какой-то дате. Дата не обязательно должна быть круглой (юбилей со дня рождения, смерти, открытия, закрытия, начала, конца и т.д.). К примеру, спустя три месяца после повышения штрафов с водителей журналисты выясняют, как изменилось число аварий на дорогах.
Еще одна разновидность актуальности – собственная, когда журналисты сами создают информационный повод либо событие целиком. Например, чтобы поднять проблему доступа фермеров на городские рынки, журналист покупает в деревне картошку и потом пытается продать ее в городе. Или пробует избраться депутатом, чтобы выяснить, насколько это возможно для обычного человека.
! К собственной актуальности также относится направление в органы власти запросов и публикация полученных ответов. Например, в городе не хватает детских садов, но на том месте, где можно было бы построить детский сад, строят торговый центр, хотя торговых центров здесь в избытке. Как бы ни выкручивались чиновники, их ответ будет говорить сам за себя.
При контекстной актуальности могут быть связаны два события, происходящее в одной сфере. Например, журнал «Русский репортер» приурочил к чемпионату мира по хоккею текст о том, как в Ярославле возрождают хоккейный клуб «Локомотив», прежний состав которого погиб в авиакатастрофе в сентябре 2011 г. (Ярославль: взгляд в будущее // Русский репортер – 2012 – 6 июня.)
Если же актуальность материалу придают с помощью фраз «все больше», «все чаще», «все тяжелее» и им подобных, это вымышленная актуальность – признак того, что материал привязывают к текущему моменту искусственно. Даже если автор статьи убежден, что нечто происходит «все чаще», нужно найти подтверждающие это цифры либо собрать большое количество примеров (хотя бы пять-десять в зависимости от темы) и упомянуть их в начале статьи. Иначе утверждение о том, что нечто происходит все чаще, будет звучать неубедительно.
Таблица 4. Разновидности актуальности
Разновидность актуальности | Краткое описание |
Событийная | Привязка к времени события или к времени получения первой информации о событии |
Латентная | Текущее событие, служащее для иллюстрации тренда |
Календарная | Привязка материала к дате (юбилей, годовщина и др.) |
Собственная | Журналисты сами создают информационный повод |
Контекстная | Событие или процесс связывают с другим событием, происходящим в данной сфере |
Вымышленная | Придание материалу актуальности с помощью фраз «все больше», «все чаще» и др. |
У различных журналистских жанров разные требования к актуальности. Подавать в качестве новости событие недельной давности недопустимо. Однако как информационный повод для трендовой статьи или для интервью использовать такое событие вполне допустимо. К тому же старое событие всегда можно актуализировать, сфокусировавшись на какой-то его новой фазе. Так часто поступают, когда упустили тему, и материал уже вышел у коллег. Например, коллеги написали, что против известного общественного деятеля возбуждено уголовное дело. Тогда нашей новостью, к примеру, будет результат первого допроса, жалоба адвокатов или высказывание американского президента, который в связи с этим уголовным делом усомнился, что в России существует демократия.
Правда и объективность
«Почему вы не написали, что журналист должен писать правду, только правду, и ничего, кроме правды?», – написал в отзыве на мою предыдущую книгу «Практическая журналистика» преподаватель журфака одного из столичных вузов. Действительно, почему я не написал этого там и не собираюсь писать здесь?
Давайте, разберемся, что такое правда. Определение из философской энциклопедии о «подлинной вселенской истине» и «предельной личной убежденности говорящего» (В. Кемеров. Философская энциклопедия. - Панпринт, 1998.) нам не подходит. Истину журналист не знает, а убежденным человек может быть в чем угодно.
Принятый в западной журналистике подход разделяет «правду факта» и «правду жизни». «Правда факта» состоит в том, что я действительно видел, то, о чем написал, и мне действительно говорили те слова, которые я процитировал. «Правда жизни» – это притязание на то, что весь мир или какая-то его сфера устроены так, как я написал. Например, что основная деятельность дорожной полиции состоит в вымогательстве денег у водителей вне зависимости от того, нарушили водители правила дорожного движения или не нарушили.
Должен ли журналист все время сообщать только правду всех видов - и «правду факта», и «правду жизни»? На мой взгляд, нет. К примеру, в новостях есть только «правда факта», а на «правду жизни» автор заметки не претендует. В очерке же допустимо игнорировать «правду факта» ради «правды жизни». Например, если я пишу очерк про то, что закончившие карьеру спортсмены оказались бедными, больными и никому не нужными, то я могу для простоты восприятия из судеб нескольких спортсменов слепить одну. «Правда факта» окажется нарушена – спортсмена с такой биографией никогда не было на свете. Но «правда жизни» будет соблюдена – с кем-то все это действительно происходило, и описанное явление реально существует. Вот как разрешает это противоречие Валерий Панюшкин.
Я не считаю, что моя работа излагать факты. Я вам не новостное агентство. Моя работа - рассказывать истории. И мне, честно говоря, всё равно, правдивые они или выдуманные. Вы не обязаны верить ни одному моему слову. Вы вообще не обязаны меня читать. Когда я пишу что-нибудь, я вероятнее всего ошибаюсь. Но что же делать, если я так думаю?
(http://v-panyushkin.livejournal.com/68079.html?thread=1140463)
С объективностью все обстоит не менее сложно. «Тысячи репортеров насобачились формально соблюдать правила объективной журналистики, так чтобы на выходе получалось враньё», - не без оснований утверждает В. Панюшкин. Под объективностью в журналистике имеется в виду изложение версий обеих сторон конфликта. Вот как описывается требование объективности в редакционном руководстве британской вещательной корпорации «ВВС».
Би-би-си старается отразить все аспекты того или иного конфликта или спора. Если вы освещаете международный конфликт, - скажем, спор по поводу Нагорного Карабаха, - дайте по возможности, высказаться каждой из сторон. Если та или иная сторона отказывается от комментария, вы, как правило, должны об этом упомянуть в вашем репортаже, но при этом всё же постарайтесь указать, какова позиция этой стороны. При освещении выборов старайтесь предоставить всем основным конкурентам возможность высказать их точку зрения. Если, например, вы приводите характеристику одного из кандидатов, желательно сделать то же самое в отношении его основных соперников в том же репортаже, а если нет, то обязательно в последующих, либо в других материалах на эту тему.
(Как это делается на Би-би-си // «Журналист» - 2009 - № 6.)
Но почему тогда так критично настроен к объективности Валерий Панюшкин? Потому что журналист всегда цитирует выборочно и факты, характеризующие персонажа, приводит также выборочно. И можно выбрать такие цитаты и такие факты, которые будут персонажа и его позицию только дискредитировать. Например, он действительно это говорил, но в другой обстановке и по другому поводу. Или он сделал это, но сделал еще много чего, и это «много чего» изменит восприятие первого поступка.
Поэтому требование объективности нужно расширить. Это не просто предоставление слова обеим сторонам конфликта, но и честный выбор из сказанного ими самого важного. В редакционном руководстве газеты «Коммерсант» идут еще дальше и предписывают критикуемого персонажа обязательно похвалить: «Любой материал, содержащий критику, должен содержать фактурный позитив – либо в отношении критикуемого персонажа, либо в отношении критикуемой ситуации».
Наконец, одним стандартов новостной журналистики является «амбивалентность восприятия» журналистского материала: с одной стороны, прав этот, с другой – тот. Вроде он украл, а вроде и у него украли. Неоднозначны все жизненные ситуации, и даже точка зрения преступника имеет право на существование. Если же автор склоняет читателя к одной версии происходящего и отрицает другую, это признак некачественной работы либо ангажированности.
Впрочем, журналист может сделать все, от него зависящее, для выяснения истины, и все равно написать неправду. Вот как объясняет это специальный корреспондент журнала «Секрет фирмы» Константин Бочарский.
Истины, как известно вообще не существует. Как и “вранья” в изложении взгляда, точки зрения и пр. Вранье — это когда ты искажаешь факты. Скажем, оборот компании 20 млн, а ты написал 200 млн, или, наоборот, 2 млн. Но таких штук в среднестатистической журналистике собственно и нет. <…>
Как только твоей задачей становится сопоставление фактов, выстраивание из них логической цепочки, и тем более производство неких выводов — все, легкая жизнь закончилась. <…> Есть такой занятный термин: “Эффет Рассемона”. Отправная точка - фильм Куросавы “Рассемон”. Сюжет: в лесу изнасилована женщина, ее муж убит. И далее взгляд на происходящие события дается от лица самых разных героев, которые так или иначе были вовлечены в драму. Каждый из них добавляет к происходящему маленькую деталь, и все представление о картине переворачивается с ног на голову. Вот человек — невинная жертва, вот он уже — негодяй, вот он — убийца, вот он — …
Собственно таких поворотов может быть бесчисленное количество. И зависят они, в теории, от того, сколько и каких фактов, ты взял в рассмотрение.
Если же перейти к журналистике, то раскапывая сюжет, мы ограничены только той фактурой, которую собрали к номеру. Сколько еще осталось за бортом? Как она изменит наше представление о реальности?
Вот свой блог завел солдат Андрей Сычев. В его ЖЖ тут же 100 комментариев: “Андрей, молодец, мы тебя поддерживаем.”
Затем журналистка пишет “Я звонила его родным, они говорят, что Андрей никакой блог не ведет”. В ЖЖ тут же 200 комментариев: “Сука! Гад! Проклятый виртуал! Как так можно издеваться”.
Далее корреспондент НТВ едет к нему на квартиру, показывает Сычева за монитором и тот рассказывает, как ведет свой ЖЖ. Тут же 200 комментариев в ЖЖ журналистки: “Сука, тварь, провокаторша, обманщица”.
Журналистка доказывает, что реально говорила с сестрой Андрея, сестра признается, что сказала это, чтобы защитить брата от излишнего внимания… 200 человек в ЖЖ “Ох….”. Маты делятся пополам по всем участникам процесса.
(Бочарский К. запись в форуме на сайте «Медиапедия»)
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1019; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!