Глава 1. Тема, жанры, конфликт и другие основные понятия журналистики



Nbsp;

Оглавление

Предисловие

 

Глава 1. Тема, жанры, конфликт и другие основные понятия журналистики

Тема журналистского материала

Жанры современной прессы

Конфликт в журналистском произведении

Актуальность

Правда и объективность

Ассимиляционно-контрастная иллюзия

Обучение написанию текстов

 

Глава 2. Новостная заметка

Жанр «новость»

Критерии отбора новостей

Перевернутая пирамида, или антиистория

Новость-цитата

Новость о длящемся событии

Многопредметная новость

Короткая новость

Расширение новости

Мягкая новость

Шаблоны новостных заметок

Заголовок новости

Лид новостной заметки

Редактирование новостных заметок

Направления роста в новостной журналистике

Приложение: памятка о работе на пресс-конференции, брифинге и круглом столе

 

Глава 3. Репортаж

Сущность жанра

Репортажная тема

Предварительный сбор информации

Наблюдение за происходящим

Красная нить

Язык репортажа

Планы в репортаже

Композиция репортажа

Драматургия репортажа

Заголовок и лид репортажа

"Я" в репортаже

Репортаж о псевдособытии

 

Глава 4. Интервью

Метод и жанр

Формы интервью

Роли собеседника

Подготовка к интервью

Интервью личное и по телефону

Вопросы в интервью

Развитие беседы

Приемы журналиста

Уловки собеседника

Расшифровка диктофонной записи

Согласование интервью

Заголовок и лид интервью

Особенности интервью с отдельными типами собеседников

Репортажные элементы в интервью

 

Глава 5. Трендовая статья

Сущность жанра

Сбор информации

Метод «шести дорожек»

Отложенный лид

Основной абзац

Зигзаг

Концовка трендовой статьи

Пример трендовой статьи с разбором

 

Глава 6. Комментарий

Сущность жанра

История и современное использование

Идея комментария

Сбор информации

Доказательство прямое и косвенное

Композиция комментария

Комментарии «точка зрения» и «диалектический»

Стилистика комментария

Редакционная статья и глосса

 

Глава 7. Портрет и очерк

Портрет. Сущность жанра

«Холодный» сбор информации

«Теплый» сбор информации

Типология персонажей

Композиция портрета

Очерк. Сущность жанра

Сбор информации для очерка

Композиция очерка

Очерк и «новая журналистика»

 

Глава 8. Поиск информации

Информация в журналистике

Почему журналисту желательно знать философию

Поиск темы

Уровни информации

Наблюдение как метод сбора информации

Сбор информации методом интервью

Документы как источники информации

Особенности поиска информации в интернете

Как ссылаться на источники информации

Взаимодействие журналиста с чиновниками

 

Глава 9. Работа журналиста: приемы и карьерный рост

Карьерный рост в журналистике

Карьерная мотивация

Профессионализм журналиста

Как повысить свою эффективность

Язык журналистских текстов

 

Глава 10. Устройство редакции и работа редактора отдела

Структура редакции

Творческий коллектив редакции

Специализация и разделение труда в журналистике

Редактор отдела: общая характеристика работы

Работа редактора отдела: руководство корреспондентами

Работа редактора отдела: выбор и подача тем

Работа редактора отдела: редактирование текстов

 

Глава 11. Разновидности журналистики

Журналистская деятельность: попытки классификации

Информационная журналистика

Интерпретационная журналистика

Авторская журналистика

Информационно-развлекательная журналистика

Новая журналистика

Расследовательская журналистика

Открывающая журналистика

Адвокативная журналистика

Сетевая журналистика

Гражданская журналистика

Персональная журналистика

Гонзо-журналистика

Презентационная журналистика

Потребительская журналистика

Тотальная журналистика

 

Заключение

Библиография

Об авторе

 

 

Предисловие

Книга посвящена тому, как повысить эффективность журналистской работы. Имеется в виду экономическая эффективность: минимизация затрат ресурсов на единицу продукции. В журналистике главный ресурс – время. Вы хотите успевать сделать больше за одинаковый промежуток времени или делать ту же самую работу быстрее?

Вам помогут изложенные в книге методы и приемы. Суть их – это переход от «журналистики по вдохновению», когда без вдохновения ничего не получается, к «журналистике по технологии», когда автор текста в каждый момент работы осознает, что и зачем он делает. Тогда текст для журналиста станет тем же, чем машина для инженера – набором конструктивных элементов, заменяя и комбинируя которые, можно влиять на характеристики изделия. И больше не возникнет ситуаций, когда «текст не пишется» либо «не понятно, почему в прошлый раз получилось, а в этот – не получилось».

В основе книги – как 17-летний журналистский опыт автора, включая работу в центральных, специализированных и зарубежных изданиях, так и рекомендации других журналистов и медиатренеров. Особенно хотелось бы выделить американских и немецких преподавателей журналистики, чьи учебники приблизили автора к его сегодняшнему пониманию технологии журналистской работы: Роя-Питера Кларка (Roy-Peter Clark), Кристофера Сканлана (Christopher Scanlan), Мелвина Менчера (Melvin Mencher), Михаэля Халлера (Michael Haller) и Зигфрида Вайшенберга (Siegfried Weischenberg).

В этой книге получили развитие идеи, представленные в моей предыдущей книге «Практическая журналистика». За пять лет, прошедших после ее выпуска, я многое узнал и осмыслил. У меня изменились ответы на многие вопросы, касающиеся журналистской работы. И теперь я бы хотел поделиться этими новыми ответами, которые, на мой взгляд, более точны и практичны.

Книга состоит из одиннадцати глав. В начале каждой главы представлен список ее разделов. Это сделано для удобства навигации по книге, чтобы книгу можно было использовать не только как учебник, но и как справочник.

Первая глава – вводная. Там разъясняются основные понятия журналистики, такие как жанры, тема, актуальность, конфликт. Если вы, уважаемый читатель, достаточно подкованы в журналистике, я рекомендую эту главу не читать, а просмотреть. Но пропускать первую главу я бы не советовал: возможно, какие-то концептуальные понятия журналистики мы с вами определяем по-разному, и это исказит восприятие вами дальнейших глав и разделов.

Следующие шесть глав посвящены написанию текстов в наиболее распространенных журналистских жанрах (новость, репортаж, интервью, трендовая статья, комментарий, портрет). Подготовка материала в каждом из жанров охватывает все этапы работы над текстом: от сбора информации с учетом особенностей жанра до вариантов подачи материала и шаблонов, которые можно использовать, как повара используют рецепты приготовления блюд.

В восьмой главе изложены методы поиска информации, а также приемы общения с ньюсмейкерами и противодействия манипуляциям с их стороны. Девятая глава содержит критерии для оценки профессионального уровня журналиста и рекомендации по повышению этого уровня. Десятая глава посвящена менеджменту в журналистике: рассматривается как устройство редакции в целом, так и работа редактора отдела, в том числе управление корреспондентами, формирование тематической повестки и правка текстов.

Одиннадцатая глава этой книги – особенная. Она в большей мере теоретическая, но посвящена очень важной для практики и пока еще очень слабо исследованной области журналистской науки - разновидностям журналистики. Сейчас принято называть одним и тем же словом ォжурналистикаサ слишком разные виды деятельности, и из-за чего возникает много путаницы и конфликтов. Тем, кто прочтет 11-ю главу, она поможет определить свое место на карте медиапространства и не обвинять коллег в ангажированности или непрофессионализме. В действительности ваши коллеги просто занимаются другой журналистикой, с другими методами работы, задачами и стандартами качества. Конфликты же между сотрудниками издания часто происходят из-за того, что каждый убежден: только та школа журналистики, которую он прошел, и в рамках которой он работает, и есть настоящая журналистика.

Книга предназначена в первую очередь для практикующих журналистов и студентов журфаков, однако будет полезной и тем, кто взаимодействует журналистами, особенно сотрудникам пресс-служб и отделов по связям с общественностью, а также публичным людям. Кроме того, я бы рекомендовал эту книгу всем желающим понять технологию работы журналиста в прессе. Для вас станет ясно, почему журналисты написали именно об этом и именно так.

Читать книгу можно как последовательно, так и начиная с любой главы и любого раздела – в зависимости от ваших текущих потребностей и интересов (исключения – первая и последняя глава, о чем было сказано выше). Поэтому книга претендует на статус настольной, на статус справочника, который вы, как я надеюсь, будете держать у себя под рукой.

Я благодарю свою супругу корреспондентку журнала «Русский репортер» и преподавателя Института современной журналистики Алесю Лонскую за помощь в работе над книгой. Особенно ценными были ее советы при подготовке главы про репортаж. И я надеюсь, что прочитав книгу один раз, вы вернетесь к ней спустя несколько месяцев или несколько лет. С новым журналистским опытом вы посмотрите на книгу другими глазами и сможете извлечь из нее то, что раньше не замечали.

 

 

Глава 1. Тема, жанры, конфликт и другие основные понятия журналистики

- Тема журналистского материала

- Жанры современной прессы

- Конфликт в журналистском произведении

- Актуальность

- Правда и объективность

- Ассимиляционно-контрастная иллюзия

- Обучение написанию текстов

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!