Турнир по национальным видам спорта



Турнир по национальным видам спорта, проводимый в рамках социального проекта «Этнокультурное воспитание молодежи Тверской области», предполагается провести как большой летний праздник на берегах Селигера, куда съедутся представители самых разных этнокультурных сообществ Тверской области из разных районов. Следует отметить, что само слово "забава" у славян носило не совсем "развлекательный" смысл, а более широкий: "массовое событие". Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь игра. Таким же массовым событием предполагается провести турнир по национальным видам спорта.

Благотворительный фонд Тверской области «Защита и справедливость»

стремится способствовать возрождению национальных игр. Для турнира по национальным видам спорта выбираются игры из следующего перечня (конкретные игры будут отобраны в ходе встречи с представителями сообществ и детализации программы).

1. Кулачный бой На протяжении всей истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных "потехах". Русский кулачный бой ("кулачная потеха"), - яркий тому пример. Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища бескомпромиссной борьбы.

Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.

Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места - городские площади, поляны. Зимой "потеха" происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду - с использованием веса всего тела.

Большинство кулачных боев были "правильными", т.е.

проводившимися по правилам. Вот основные их положения:

· биться "по любви" - то есть не иметь на противника злобы, · не бить лежачего противника, · не бить сзади, · не таить в кулаке тяжелых предметов, · не ставить подножек и не захватывать одежды противника, · не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцынадёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения, незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.

По окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными - "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства.

Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую.

Однако для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам - а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.

После 1917 года, кулачный бой был зачислен в "прогнившее наследие проклятого царизма" и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.

Возрождение кулачного боя происходит в наше время - появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

4. Пляски и танцы Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

     

Например, суть известнейшего русского танца "барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством. Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника, и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается не танец, а поединок - но не бой, а искусство.

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.

Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Один из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым "славянским" из которых является хоровод (коло, корогод, танок).

3. Массовые игры На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем. Дети соревновались друг с другом в беге "взапуски", то есть наперегонки. К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях игры хорошо известные и сейчас.

Для проведения турнира можно выбрать игру «Взятие городка».

Традиционно она проводилась так. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри "крепости". Парни, разделившись на "всадников" и "коней", начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на "коне". Если "всадник" падал с "коня" или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал.

Задача женщин - не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Альтернативным вариантом может стать игра «Коняшки». Игроки разделялись на два "войска". Каждое "войско", в свою очередь, состояло из "всадников" и "коней". Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста - вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

4. Спортивные игры. К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных черт - азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян - норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.

Первый чемпионат РФ прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", принятое в 1987 г.

В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается "бьющей', другая - "водящей".

После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится "дом", и затем вернуться обратно.

Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его "осалят" мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Городки (рюхи, чушки). История этой игры насчитывает несколько веков - она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков - "городков") за черту игрового поля - "города". Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к "общему знаменателю" городки привели уже после Революции, в 1923 г. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня. В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки - выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков - дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа.

Время проведения турнира: 2-4 мая 2014 г. (пятница, суббота и воскресенье).

Место проведения турнира по национальным видам спорта – д.

Светлица близ озера Селигер (около 15 км от г. Осташков).

Озеро Селигер по праву считается одним из самых красивых озер нашей страны. Оно расположено между Москвой и Санкт-Петербургом, среди живописных холмов Валдайской возвышенности. В течение многих веков эти места были населены древними финнами. Именно от них и пошли современные названия озер, рек и лесов. В русских летописях первые упоминания о Селигере встречаются XII-XIII веков. Красота здешних мест привлекает сюда многочисленных туристов, для которых по берегам озера имеется большое количество гостиниц, туристических баз и пансионатов с развитой инфраструктурой. Селигер имеет богатое историческое наследие.

По берегам озер и на островах можно увидеть старинные церкви и монастыри. Старинный русский город Осташков раскинулся на полуострове.

Он вырос из рыбацкого поселения, а название свое получил, согласно легенде, в честь рыбака Евстафия («Осташко»). Здесь занимались рыболовством, делали лодки и рыболовные сети. Затем в городе начало развиваться кожевенное ремесло.

Примерная программа турнира по национальным видам спорта:

01 мая 2014 г. (чт). Приезд участников и зрителей из других районов Тверской области, расселение.

Участников предполагается расселить в забронированные номера гостиницы «Орловская». Это 3-х этажная гостиница на окраине города Осташков на берегу озера Селигер. Комфортабельные номера оборудованы всем необходимым для проживания: сан. узел, душ, балкон с видом на озеро, телевизор, журнальный столик, шкаф, тумба. Выбор гостиницы обусловлен не только местоположением, но и стоимостью проживания: 4хместный 2х комнатный стандарт обойдется в 3000 руб.(т.е. 750 руб. в сутки на человека).

На случай отсутствия или нехватки мест участники проекта подбирают до проведения турнира варианты расселения исходя из лимита 750 руб. на человека в сутки.

1й день турнира, 02 мая 2014 г. Проведение турнира.

2й день турнира, 03 мая 2014 г. Проведение турнира.

Предполагается за два дня провести не менее 10 спортивных состязаний (индивидуальных и массовых) – славянских игр и национальных форм физической культуры (национальных видов спота) других народов.

3й день турнира, 04 мая 2014 г. Подведение итогов турнира по национальным видам спорта. Посещение Осташковского краеведческого музея (адрес: г. Осташков, ул. Володарского, дом 19). Отъезд участников и зрителей.

Участникам и зрителям Турнира по национальным видам спорта во второй день программы предлагается посетить Осташковский краеведческий музей. В этом музее много интересного об основных этапах развития человеческого общества на территории Селигерского края, в нем можно увидеть редкие предметы из археологических раскопок, орудия труда, оружие, бытовые и культовые вещи, произведения искусства, изделия осташковских ремесел и промыслов, созданные трудом и талантом наших предков. В музее представлены замечательные материалы, характеризующие быт различных слоев населения, культурную жизнь Осташкова - одного из самобытных городов России. Посещение данного музея как часть программы турнира, проводимого на Селигере, отвечает цели настоящего социального проекта и способствует решению поставленных задач.

Предполагается, что участниками турнира национальных видов спорта станет не менее 300 человек, а зрителями – не менее 350 человек. Турнир соберет представителей разных национальностей и народов Тверской области. Это мероприятие направлено на социализацию и аккультурацию молодежи, на сохранение культурных (спортивных и массовых) традиций народов, проживающих на территории Тверской области и выступает формой межэтнического и межкультурного диалога. Кроме того, турнир по национальным видам спорта служит пропаганде здорового образа жизни.

Турнир по национальным видам спорта может стать традиционным ежегодным мероприятием, а в перспективе превратиться в этнокультурный фестивать, в котором будут участвовать не только жители Тверской области, но и гости из других регионов России.

4.Конкурс народного музыкального творчества «Селигерская волна»

В этнической культуре любого народа музыкальное искусство является не только отражением его художественного творчества, но оно имеет и социальную значимость. Для идейного и тематического содержания его произведений (народных песен, эпических повествований, сказов и других созданий словесно-музыкального народного искусства) характерно глубокое отражение жизни народа, его истории, быта, труда, а также сложившегося на этой основе мировоззрения, идеалов, этических и эстетических взглядов, претворенных в ярких национально-самобытных художественных образах.

Социализирующие функции воздействия народного музыкального творчества на личность многообразны: оно может служить средством познания объективного мира (знакомство с эпохой, страной, обычаями, традициями и т.д.), средством коммуникации (совместное исполнение народных песен, участие в народных праздниках, обрядах, фестивалях), средством воспитания (отношение человека к обществу и себе, окружающему миру), формируя взгляды, вкусы, идеалы личности.

Конкурс народного музыкального творчества «Селигерская волна»

также планируется провести в Селигерском крае. Форма проведения может показаться традиционной для молодежи, но непривычной для традиционной для музыкальных конкурсов – open air.

Обоснование выбора формы музыкально конкурса - open air.

Рано или поздно подростку хочется сходить на дискотеку. Собравшись компанией, ребята выбирают клуб и решают, на какую вечеринку отправиться: вечернюю или ночную? Большинство всегда за ночную.

Следовательно, молодёжная жизнь начинается с обычных ночных дискотек.

Проходит время, и опять хочется чего-то нового. Надоедает ходить по одним и тем же клубам, смотреть на тех же ди-джеев, видеть того же бармена, встречаться с теми же людьми. Настаёт время мегадискотек на открытом воздухе, так называемых опен эйров (open air). От английского open – открытый, air – воздух. В этом смысле open air – новое модное времяпровождение.

В Россию такого рода дискотеки пришли не так давно (около 5 лет назад). Каждый год проводятся фестивали опен эйр, где соревнуются диджеи, устраивая битвы на нескольких танцполах. Опен эйры часто проводятся в преддверии каких-либо праздников.

Чем же хороши опен эйры по сравнению с обычными дискотеками?

Во-первых, это танцы на чистом воздухе, чаще всего они проводятся возле озёр, морей, рек, либо курортных отелей или санаториев, иногда в аэропортах. Во-вторых, это одновременно несколько танцполов, поэтому есть возможность в одну ночь потанцевать сразу в нескольких стилях.

Довольно часто проходят опен эйры, где играет музыка House и R’n’B.

Иногда можно встретить закрытый танцпол, он предназначен для vip-персон.

В-третьих, на опен эйрах можно не только танцевать, но и пойти поплавать, если дискотека на свежем воздухе проходит возле воды. Можно прогуляться по лесу, можно облюбовать беседку, накрыть стол и отпраздновать чейнибудь день рождения. Опен эйры – альтернатива обычным дискотекам, их духоте и тесноте. Опен эйр – это новый стиль ночной жизни молодёжи.

Молодежи легче согласиться поучаствовать в open air, чем «воспитываться» традициями этнокультуры на конкурсе народного музыкального творчества. Планируется, что благодаря такому формату сам конкурс станет действительно массовым культурным мероприятием для молодежи.

Конкурс призван всемерно способствовать развитию народного музыкального творчества юных исполнителей, пропаганде межкультурного и межнационального согласия.

Время и место проведения. Конкурс проводится 14-15 июня 2014 года на базе отдыха «Чайка», расположенной на берегу озера Волго, в сосновом бору в 35 км. к югу от г. Осташков и в 16 км. от поселка Селижарово (Тверская обл., Селижаровский район, п/о Хотошино, база отдыха "Чайка").

Конкурс народного музыкального творчества «Селигерская волна»

предполагается проводить во второй половине дня (начало в 13.00).

Выступления конкурсантов заканчиваются подведением итогов, награждением победителей (и вручением дипломов всех участников), дискотекой.

Конкурс проводится по специальностям:

• струнно-смычковые инструменты;

• баян, аккордеон;

• гитара;

• балалайка, домра;

• духовые и ударные инструменты;

а также по хоровому и сольному пению.

Конкурсные прослушивания проводятся публично, в один тур.

Последовательность исполнения произведений в каждом туре устанавливается самими участниками. Все произведения исполняются на память.

К участию в конкурсе допускаются молодые исполнители после прослушивания, проводимого участниками настоящего социального проекта с привлечением экспертов на местах.

Для оценки выступлений участников конкурса оргкомитет приглашает авторитетных ведущих музыкантов Тверской области, учитывается оценка публики.

Предполагается, что в конкурсе примут участие не менее 200 чел., зрителей будет не менее 350 чел.

б) Рабочий план-график реализации выполения запланированых мероприятий Рабочий план-график выполнения запланированных мероприятий составлен по этапам реализации социального проекта с указанием запланированых мероприятий.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Особенностью этнокультурной сферы является то, что в ней оказывается влияние на глубинные многовековые национальные и религиозные традиции, и основные результаты деятельности выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентации и норм поведения граждан, в постепенной модернизации всего общества. Однако эти процессы средне- и долгосрочного характера.

Сложность заключается и в том, что в этнокультурной сфере далеко не все может быть замерено при помощи количественных индикаторов. В рамках данного проекта не ставится задача разработки системы количественной оценки эффективности проекта. Тем не менее, проведение оценки эффективности настоящего проекта обязательно.

Ожидаемые результаты от реализации социального проекта «Этнокультурное воспитание молодежи Тверской области»:

1. сохранение и воспроизводство культурных традиций народов, проживающих на территории Тверской области;

2. повышение интереса молодежи к национальным культурам народов, проживающих на территории Тверской области, через использование новых форм межэтнического и межкультурного диалога;

3. аккультурация, социализация (повышение социальной активности) молодежи Тверской области;

4. привлечение внимания общественности к этнокультурным и религиозно-культурным проблемам в Тверской области;

5. обретение новых союзников и партнеров в решении данных проблем.

Как видим, ожидаемые результаты настоящего социального проекта соответствуют решаемым задачам и служат достижению поставленной цели проекта.

Ожидаемые результаты для Благотворительного фонда Тверской области «Защита и справедливость»:

1. реализация направлений деятельности в рамках Устава Фонда;

2. полезный и положительный опыт проведение серии этнокультурных мероприятий в рамках одного проекта;

3. увеличение числа участников Благотворительного фонда Тверской области «Защита и справедливость».

Реализация социального проекта «Этнокультурное воспитание молодежи Тверской области» будет способствовать повышению уровня этнокультурного развития нашего региона, снижению уровня межнациональной и межрелигиозной напряженности, повышению индекса социализации молодежи.

Социально-экономический эффект от реализации социального проекта выражается в укреплении единого этнокультурного пространства Тверской области как фактора устойчивого развития региона, в снижении межнациональной и межконфессиональной напряженности, в активизации экономических и социальных процессов этнокультурного развития (в том числе за счет использования негосударственных ресурсов – средств Благотворительного фонда Тверской области «Защита и справедливость»), повышении эффективности использования этнокультурного потенциала Тверского региона.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!