РАСКРОЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы по предмету (например, соревнований, конкурсов знатоков предмета).
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровыми результатами.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
|
|
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемыхсистем, явлений,процессов.
Дидактическаяигра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Основными структурными элементами являются:
|
|
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- принятие решения в изменяющихся условиях;
- эффективность применяемого решения.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Этапы учебной игры (технологическая схема).
1. Этап подготовки:
- разработка игры: разработка сценария; плана и общего описания игры, содержания инструктажа; подготовка материального обеспечения;
- ввод в игру: постановка проблемы, целей; инструктаж, объяснение условий, регламента, правил; распределение ролей; формирование групп; консультации.
2. Этап проведения:
- групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, мозговой штурм;
- межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов.
3. Этап анализа и обобщения: вывод из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!