ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ часть II (продолжение) 12 страница



Нечего удивляться тому, что у актеров драматургических способность понимания и правдивого воспроизведения чувств встречается чаще, чем у танцовщиков. Большая часть их получает лучшее воспитание, чем танцовщики, да и сама профессия понуждает их к такого рода занятиям, которые, наряду с хорошими манерами и умением вести себя в обществе, внушают им охоту образовывать себя и расширять свой кругозор, не ограничиваясь одним только театром; они усердно занимаются литературой, знают поэтов, историков, а некоторые из них доказали своими творениями что умеют не только хорошо произносить чужые произведения, но и с приятностью сочинять собственные. Хотя подобные знания и не имеют прямого отношения к профессии актера, они немало содействуют совершенству, которого ему удается достичь. Нет сомнения, что из двух актеров, одинаково одаренных природой, тот, кто более просвещен, всегда сумеет вложить в свою игру и большее разумение, и большую гибкость.

Танцовщикам следовало бы, подобно актерам стараться живописать и чувствовать, ибо у них одна и та же цель. Если они не взволнованны своей ролью, не прониклись ее подлинным характером, им нечего надеяться на успех и одобрение. Они должны покорить публику силой иллюзии, заставив ее испытывать все те чувства, которыми сами одушевлены. Та правдивость чувств, тот внутренний огонь, которые характеризуют великого актера и составляют душу всех изящных искусств, представляют собой некое подобие электрического заряда, если дозволено мне такое сравнение: эта стремительно передающаяся искра в одно мгновение воспламеняет воображе­ние зрителей, потрясает их души и властно открывает их сердца навстречу чувствам.

И возглас боли, правдиво переданный актером, и исполненные правды телодвижения пантомимного действия в равной мере призваны трогать наше сердце; первый обращается к нему через слух, второй через зрение. И тот и другой произведут одинаково сильное впечатление, если только образы, рисуемые пантомимой, столь же живы, пылки и способны так же нас поразить, как образы, выраженные словами.

Нельзя достигнуть подобного впечатления, невыразительно произнося красивые стихи или ме­ханически выполняя красивые па; нужно, чтобы душа, лицо, жесты, позы — все слагалось здесь в стройное целое и говорило языком столь же энер­гическим, сколь и правдивым. Станет ли зритель сострадать актеру, если тот сам не сострадает своему герою? Может ли актер смягчить чье-ни­будь сердце, исторгнуть чьи-нибудь слезы, когда сам не проливает их? Умилится ли публика го­рестной ситуации, если он не сумел сделать ее трогательной и сам живейшим образом не про­никся ею?

Вы скажете, быть может, что у актера перед танцовщиком есть то преимущество, что он обладает словом — силой и выразительностьюдекламации. Но разве у танцовщика нет жестов, нет поз, нет музыки, которую следует рассматривать как своего рода речь, как истолкователя последовательных движений танцовщика?

Дабы искусство наше могло подняться до такого высокого совершенства, которого я требую и которого ему желаю, совершенно необходимо, что бы танцовщики распределяли свое время между духом и телом, чтобы и то и другое в равной мере стало предметом их усердия. К сожалению, внимание их устремлено на тело, ничего не оставляя духу. Голова танцовщика редко руководи его ногами, а поскольку ноги не являются обиталищем разума, им нетрудно и заблудиться. Человек как разумное существо исчезает, остается плохо слаженная машина, вызывающая лишь восторги глупцов да справедливое презрение ценителей.

Будем же учиться, сударь! Довольно нам походить на марионеток; движимые с помощью грубых нитей, они способны обманывать и пленять одну только чернь. Если управлять нашими телодвижениями будет душа, тогда и ноги, и корпус и лицо, и глаза — все обретет надлежащее направление, а стройность и осмысленность, кои воцаряются при этом в танце, будут одинаково волновать как сердце, так и ум.

 

ПИСЬМО ОДИНАДЦАТОЕ

 

Трудно, сударь, чтобы не сказать невозможно, найти человека, который обладал бы безупречным телосложением. Вот почему приходится то и дело встречать множество дурно сложенных танцовщиков, страдающих к тому же природными недостатками, которые им едва удается скрыть ценой всевозможных ухищрений. Не сказывается ли некое роковое свойство человеческой натуры в том, что мы всегда отклоняемся от пути, всего более нам подходящего, и часто избираем себе поприще, на котором не в силах ни преуспеть, ни удержаться. Это-то ослепление, это незнание самих себя и есть причина появления всей этой толпы скверных поэтов, посредственных живописцев, пошлых актеров, терзающих слух музыкантш отвратительных танцовщиков, плясунов на проволоке и прочих — кто их там всех разберет, сударь — людей одинаково невыносимых во всех видах искусства. Займись эти люди делом им подходящим они приносили бы пользу, но вне того места и положения, для которого они предназначены самой судьбой, истинный талант их оказывает под спудом, уступая место, притязание которые делают одного смешнее другого. Всякий, кто намерен посвятить себя искусству танца, должен, прежде всего (во всяком случае, если он уже достиг того возраста, когда человек способен рассуждать) тщательно взвесить все достоинства и недостатки своего телосложения. Если природные недостатки, которые он обнаруживает у себя, таковы, что устранить их невозможно, ему следует тут же, раз и навсегда, отказаться от лелеемой мечты служить удовольствию публики. Если же недостатки эти могут быть исправлены с помощью прилежания, беспрерывных упражнений, а также советов и наставлений умного, про священного учителя, ему не следует пренебрегать ни одним из средств, могущихспособствовать устранению этих недостатков,— вполне устранению, если заняться этим своевременно, пока тело еще окончательной своей формы и организм не достиг последней ступени развития, когда все члены закостеневают, а недостатки так, укореняются, что уже не поддаются исправлению. К сожалению, мало найдется танцовщиков, способных подвергнуть себя подобной оценке, и, ослепленные самолюбием, мнят себя вовсе лишенными недостатков, другие, так сказать, закрывают на них глаза, хотя они легко обнаружи­лся при самом поверхностном осмотре. Они не видят у себя того, что бросается в глаза всякому более или менее сведущему человеку, — удивительно ли после этого, что они не достигают своей цели? Непропорциональное развитие отдельных членов тела постоянно препятствует игре всех частей механизма и мешает достичь слаженности, которая должна приводить к их единству, тогда не может быть ни плавности в па, ни мягкости в движениях, ни изящества в позах и противопоставлениях, ни соразмерности в deployment, а, следовательно, ни твердости, ни апломба. Вот, сударь, во что превращается танец у тех, кто заблуждается относительно своего телосложения и боится трезво взглянуть на себя в пору обучения или во время упражнений. Не желая искать их, мы воздаем должное усердию, но не можем не назвать их плохими танцовщиками. Будь у нас больше хороших учителей, Возможно, и хорошие ученики встречались бы почаще. Но те, кто способны обучать, не дают уроков, а те, кому следовало бы самим учиться, обуреваемы страстью учить других. Надо ли говорить о невнимательности к ученикам и шаблонности преподавания? Ведь сущность танца одна — возразят мне. Согласен, но разве есть один толь способ наглядно ее объяснять и передавать тем, кого обучаешь? И разве не следует идти к одной и той же цели разными путями? Не буду отрицать чтобы преуспеть в этом, требуется поистине прозорливость, ибо лишь по зрелому размышлению и после тщательного изучения особенностей ученика, возможно, определить приемы, пригодные дляданного типа телосложения и данной степени одаренности: невозможно предугадать с первого взгляда, что подойдет одному, что не подойдет другому, и приспособить свои уроки ко всем тем разнообразным особенностям, какие являет нам природа или привычка, нередко еще более нет корная, чем сама природа. Таким образом, именно на учителя, по су дела, возложена задача определить, какой жанр танца подходит данному ученику. А для этого нужно не только превосходно знать свое искусство, но еще быть способным побороть, то суетное тщеславие, которое заставляет воображать, будто свойственная вам самим манера исполнения является единственно возможной и что только он одна может нравиться публике. Ибо наставник, предлагающий в качестве образца себя и стремящийся сделать из своих учеников лишь копию с того — хорошего ли, плохого ли — оригинала, которым является сам, создаст более или менее сносную копию лишь в том случае, если ему попадутся ученики, обладающие точно такими жесклонностями, ростом, телосложением, умом словом, такими же природными данными, каким обладает он. Среди изъянов телосложения отмечу два основных к первому относятся ноги иксообразные,второму — ноги дугообразные. Оба этих органических порока весьма распространены, в той или иной мере свойственны почти каждому, по­чему-то так редко встречаются танцовщики, совершенно свободные от какого-нибудь из них. Мы говорим, что у человека иксообразныеноги, когда у него узкие и закрытые бедра, ляжки приближены одна к другой, колени большие и, соприкасаясь, задевают одно другое, а между ступнями имеется некоторое расстояние, отчего ноги, от колен до ступней, образуют нечто вроде треугольника; отмечу еще громоздкость внутренней части лодыжки и высокий подъем; ахилловы сухожилия, не только сухи и тонки, но и значительно удалены от коленных суставов. Танцовщик с дугообразными ногами страдает противоположным недостатком. Линия ног от бедер ступней представляет у него как бы дугу, — в самом деле, бедра у него удалены друг от друга, ляжки и колени открыты так, что, когда он сдвигает ноги, просветы, образующиеся лишь между некоторыми, несоприкасающимися частями ног, сливаются в один сплошной просвет и кажутся, гораздо больше, чем им следовало бы быть. Люди сдобным телосложением отличаются, кроме того, длинными и плоскими ступнями; наружная часть лодыжки у них выступает, а ахилловы сухожилия толсты и находятся близко к сочленениям. Два столь противоположных недостатка красноречивее всяких слов доказывают, что упражнений, которые пригодны для ученика, страдающего первым из этих пороков, неизбежно будут пагубны для того, кто страдает вторым, и что обучение двух учеников, различных по слаженностям, не может быть одинаковым. Тому, у кого иксообразные ноги, следует постоянно стремиться раздвинуть их слишком тесно примыкающие друг к другу части. Лучший способ преуспеть в этом, разворачивать бедра и двигать ими в таком положении используя для этого способность головки берцовой кости свободно вращаться в вертлужной впадине тазобедренного сустава. С помощью такого упражнения колени будут тоже двигаться и встанут, так сказать, на свое место. Коленная чашечка как бы самой природой предназначена, для того чтобы ограничивать чрезмерные разгибания коленного сустава займет тога положение на перпендикуляре как бы проведенном от кончиков пальцев, вследствие чего бедро образует прямую линию, чем обеспечивает твердость и устойчивость корпуса. Другой способ искоренения этого недостатка заключается в том, чтобы постоянно держать коленный сустав слегка согнутым, сохраняя види­мость крайней напряженности, на самом деле мни мой; здесь уж, сударь, нужно предоставить дело времени и привычке; когда положение это де­лается привычным, танцовщику становится как бы невозможно принять прежнее, естественное для него, но неправильное положение без того, чтобы не испытывать нестерпимой боли и онемения в этих частях ноги. Я знавал танцовщиков, так хорошо овладевших искусством скрывать этот не­достаток, что о нем нельзя было бы догадаться, если бы он не обнаруживался во время антраша и других сильных движений. Обнаруживался же он потому, что сокращение мышц во время прыжка вызывает полное разгибание суставов и заставляет каждую часть ноги вернуться на свое место и принять свойственное ей от природы положение: колени, таким образом, теряют выворотность. Возвращаются на исходное место, что препятствует заноскам. Чем теснее сближены верхние части голени, тем нижние части более удалены друг от друга. Ноги, не будучи в состоянии ни «отбивать» антраша, ни скрещиваться, как бы застывают в неподвижности, в то время как голени красиво трутся одно о другое; если заноски не будут ни подрезаться, ни отбиваться, ни скрещиваться, они не могут обладать быстротой и блеском, составляющими главное их достоинство. Не ничего труднее, на мой взгляд, чем скрывать эти недостатки, особенно в моменты энергичного исполнения, когда сотрясается весь механизм человеческого тела, когда оно подвергается сильным повторным толчкам и проделывает противоположные движения, требующие постоянных и разнообразных усилий. И если искусству удается в это время одержать верх над природой, разве не достоин танцовщик величайших похвал? Тот, кто обладает телосложением такого рода, должен отказаться от антраша, кабриолей и всех резких и сложных движений, тем более, что подобные

движения неизбежно получаются у него плохо. Ибо, поскольку он узок в бедрах или, пользуясь языком анатомов, кости его таза мало расширены, они несколько ограничивают действие прикрепленных к ним мышц, от которых частично зависят движения корпуса. Тому, у кого эти кости обладают гораздо большей шириной, проделывать эти движения и сгибания значительно легче, потому что в этом случае мышцы прикреплены к точке, более удаленной от центра тяжести. Вообще говоря, единственным жанром, доступным танцовщикам этого рода, является танец благородный и тер-а-терный. Однако, сударь, недостаток силы, свойственный танцовщикам с иксообразными ногами, они явно возмещают ловкостью. Я заметил, что даже самые простые движения отличаются у этих танцовщиков мягкостью и блеском, что они легко превозмогают трудности, не требующие физических усилий, и что их прыжки всегда отличаются грацией, ибо, отталкиваясь от пола, они в равной мере используют и кончики пальцев, и сухожилия, приводящие в движение голеностопный сустав. Вот те достоинства, которые компенсируют отсутствие у них силы. А, в танце я всегда предпочту силе ловкость. Танцовщикам с дугообразными ногами нужно лишь стараться сближать те части ног, которые слишком отстоят одна от другой, дабы уменьшить, таким образом, просвет между коленями. Не менее чем танцовщики с иксообразными ногами, дугооб­разные нуждаются в упражнениях для выворотности бедер, и скрывать свой недостаток им еще труднее. Как правило, они бывают сильными и коренастыми, следовательно, мускулы у них отличаются меньшей эластичностью, а суставы сгибаются с меньшим изяществом. Разумеется, если этот дефект телосложения является следствием изменения костей, то все труды будут бесполезны и усилия искусства — бессильны. Я сказал, что танцовщикам с иксообразными ногами следует во время танца держать колени несколько согнутыми; танцовщики же с дугообразными ногами, вследствие противоположных причин, должны сильно втягивать колени и делать заноски возможно более компактно, дабы предельное сближение ног пылало естественно разделяющий их просвет или интервал. Они мускулисты, проворны и блистательны там, где требуется больше силы, нежели ловкости — мускулисты и легки вследствие на­правления их мышечных волокон, а также проч­ности и выносливости суставных связок; проворны, потому, что заноски они делают движением ско­рей нижней, нежели верхней части ног и выпол­няют их с большей скоростью, поскольку им не приходится очень раздвигать ноги при каждой заноске; блистательны потому, что между частями ног, которые то сходятся, то расходятся, обра­зуются просветы, и эти просветы, сударь, представляют собой как бы светотень танца, ибо, когда в антраша заноски выполняются без четкого скрещивания, с ударом, а, напротив, ноги только трутся одна о другую и ворочаются, — не будет света, подчеркивающего тени, а слишком стисну­тые ноги будут казаться некоей единой неотчет­ливой массой и не произведут никакого впечат­ления.1*(1*Наблюдения такого рода могут быть сделаны только истинными художниками, которые всегда стараются разобраться в природе каждого эффекта, достигаемого ими в своем ис­кусстве. Наслаждаться, не стараясь вникнуть в причины доставляемого наслаждения, этим довольствуется большин­ство людей; удел наблюдательного художника — подвергать анализу подобное наслаждение, такой анализ, безусловно, способствует развитию его искусства.) Они недостаточно ловки, ибо слишком полагаются на свою силу, она же препятствует цепкости и непринужденности. Стоит им на мгновение утратить ее, как они делаются неловкими, причем не владеют даже искусством скрадывать это с помощью тех простых движений, которые, не требуя усилий, всегда дают танцовщик возможность передохнуть. Кроме того, у них очень малая эластичность, а при прыжках они редко отталкиваются носком. Мне кажется, я открыл истинную причину этого явления: она заключается в длинных и плоских ступнях. Эту часть тела я сравню с рычаги второго рода, то есть с рычагом, у которого тяжесть находится между точкой опоры и точкой приложения силы, между тем как точка опоры и точка приложения силы находятся на крайних её концах. В данном случае неподвижная точка, или точка опоры, расположена в носке, тяжесть или вес тела действует на голеностопный сустав а сила, поднимающая и поддерживающая этот вс< прилагается к пятке через ахиллово сухожилие, а так как длинная и плоская ступня представляет собой более длинный рычаг, и точка приложения силы тяжести находится дальше от точки опоры и ближе к точке приложения силы, тяжесть тел, должна увеличиваться, а сила ахиллова сухожилие соответственно уменьшаться. Отсюда я делаю вы вод, что поскольку у танцовщика с дугообразными ногами соотношение мускульной силы и силы тяжести не столь выгодно, как у танцовщиков с иксообразными ногами, отличающихся высоким подъемом и силой ступни, первому труднее становиться на носки. Я сделал еще одно наблюдение, сударь: недостатки сложения, свойственные ноге на протяжении между тазом и ступней, обычно бывают, свойственны также руке между плечом и кистью; чаще плечо точно повторяет строение бедра, локоть колена, а кисть — ступни. Достаточно самого поверхностного наблюдения, чтобы убедиться в истине и увидеть, что физические недостатки, являющиеся следствием неправильного строения сочленений, за малыми исключениями, распространяются на все конечности. Усвоив эту ту, учитель должен подсказывать ученикам несоответствующие движения рук. Замечание это заслуживает особого внимания. При коротких руках требуются движения, пропорциональные их длине. Чрезмерная длина руки скрадывается посредством ее округления. Искусство состоит в том, чтобы уметь извлечь выгоду из подобных несовер­шенств. Я знавал танцовщиков, искусно скрывав­ших чрезмерную длину своих рук с помощью полуоборотов, при которых ракурс менял их очертания. Я уже говорил, что танцовщики с иксообразными ногами не отличаются силой, они худощавы и стройны; танцовщики с дугообразными ногами более сильны, плотны и мускулисты. Принято считать, что плотный и коренастый человек непре­менно должен быть грузным. Это справедливо к отношении истинного

 

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ

 

 

 Нет ничего более необходимого для хорошего танцовщика, чем выворотность — en dehorns , и нет ничего более естественного для человека, чем обратное положение — еп dedans . С ним мы и рождаемся. Чтобы убедиться в этом, нет нужды ссылаться на пример жителей Востока Африки и всех тех народов, которые танцуют — вернее прыгают и пляшут—без каких-либо правил.

Зачем идти так далеко? Взгляните на детей, понаблюдайте поселян, и вы увидите, что ступни их всегда завернуты внутрь. Обратное положение является, следовательно, чисто условным, и с очевидностью доказывается тем, что художник погрешил бы и против природы, и против своего искусства, заставь он свою модель позировать ногами, выворотными, как у танцовщика. Вы видите стало быть, сударь, что для того чтобы изящно танцевать, грациозно двигаться и выступать с благородством, приходится нарушить естественный порядок вещей и путем столь же длительных, сколь и мучительных упражнений принудить свои ноги принять совсем иное положение, то, которое было свойственно им при рождении.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!