ФИГУРНЫЕ КАРТЫ ТАРО СО СФЕРАМИ ИХ НЕБЕСНОГО ГОСПОДСТВА 11 страница
Итак, за этой картой следует признать большую важность и универсальность, чем предполагает ее сугубо зодиакальный атрибут. Это обзор вселенской энергии в ее самой тайной форме.
XIV. ИСКУССТВО
Эта карта дополняет и завершает Ату VI, карту Близнецов. Она относится к знаку Стрельца, который в Зодиаке противоположен Близнецам и потому, «другим манером», един с ними «Стрелец» - это лучник, и сама карта (в ее простейшей и самой примитивной форме) изображает Диану-Охотницу. Диана в первую очередь - одна из лунных богинь, хотя римляне, пожалуй, понизили ее в ранге по сравнению с греческой «девой Артемидой», которая также Великая Мать Плодородия, Многогрудая Диана Эфесская (форма Исиды; см. Ату II и III). Связь между Луной и Охотницей подчеркивает форма лука, а оккультный знак Стрельца - стрела, пронзающая радугу, последние три пути Древа Жизни составляют слово Кешет, то есть «радуга», и Стрелец держит стрелу, которая пронзает радугу, ибо этот путь ведет от Луны Иесод к Солнцу Тифарет. (Это объяснение очень сложно, но необходимо, поскольку данная карта представляет важную научную формулу, невыразимую на общепонятном языке.)
На карте изображено завершение Королевской Свадьбы, состоявшейся в Ату VI. Черные и белые персонажи теперь объединились в одну андрогинную фигуру. Даже Пчелы и Змеи на их одеяниях заключили союз. Красный Лев стал белым, увеличившись в размере и важности, в то время как Белый Орел, тоже выросший, стал красным. Он обменял свою красную кровь на ее белую клейковину (эти термины невозможно объяснить тому, кто не продвинулся в изучении алхимии достаточно далеко)134.
|
|
Равновесие и взаимообмен вполне выражены и в центральной фигуре карты; у белой женщины теперь черное ожерелье, а у черного короля - белое. У нее золотая корона с серебряным обручем, у него - серебряная с золотым; белая голова справа проявляет себя в действии через белую руку слева, которая держит чашу с белой клейковиной, у черной же головы слева есть черная рука справа; она держит копье, которое превратилось в факел и изливает горящую кровь. Огонь зажигает воду, вода гасит огонь.
Одеяние андрогинной фигуры - зеленое, и этот цвет символизирует рост растений: еще одна алхимическая аллегория. В символизме отцов науки все «актуальные» объекты рассматривались как мертвые; сложность трансмутации металлов заключалась в том, что они по природе своей являются экскрементами, поскольку не растут. Первой задачей алхимии было поднять минерал до уровня растительной жизни; адепты считали, что для этого следовало подражать природным процессам. Алхимическая очистка, например, не должна была выполняться путем нагревания вещества в реторте на огне; ей надлежало произойти естественно, даже если для завершения Делания потребовались бы месяцы. (В тот период развития цивилизации месяцы еще были в распоряжении пытливых умов.)
|
|
Из-за этого-то недопонимания сейчас многое объявляют «невежеством» - причем как раз те люди, которые сами невежественны относительно идей мыслителей прошлого. В нижней части данной карты, например, видны гармонично смешанные Огонь и Вода. Но это лишь грубый символ духовной идеи, суть которой - удовлетворение желания неполного элемента одного рода завершить свою формулу, ассимилировав равное и противоположное.
Итак, эта стадия Великого Делания заключалась в смешении противоречивых элементов в алхимическом котле. Последний изображен здесь золотым, или солнечным, поскольку Солнце есть Отец всякой Жизни и (в частности) руководит очисткой. Плодородие Земли поддерживается дождем и солнцем; образование дождя - процесс медленный и мягкий, он нуждается в содействии воздуха, который алхимически сам является плодом Свадьбы Огня и Воды. Формула же продолжающейся жизни - это смерть, или гниение. Здесь оно символизируется сарut mortuum 135 на котле - вороном, усевшимся на черепе. Если употребить сельскохозяйственный термин, это земля под паром.
|
|
Есть одно особое толкование этой карты, которое могут понять только Посвященные Девятого Градуса О.Т.О.; в нем содержится практическая магическая формула, настолько важная, что ее невозможно передавать открыто.
Как результат выполненной операции, из котла поднимается луч света, который превращается в две радуги; они образуют плащ андрогинной фигуры. В центре луча видна летящая вверх стрела. Она связана с общим символизмом, о котором уже говорилось: результат Великого Делания становится духовным.
Радуга, кроме того, символизирует еще одну стадию алхимического процесса. В определенный период, как результат гниения, наблюдается феномен многоцветных огней (с этим связана «одежда разноцветная», которую, по преданию, носили Иосиф и Иисус. См. также Ату 0, где говорится о пестрой одежде Зеленого Человека, Сновидца-Искупителя).
Если суммировать, вся эта карта представляет скрытое содержание Яйца, описанного в Ату VI. Это та же формула, но на более поздней стадии. Изначальная двойственность полностью компенсирована; но после рождения наступает рост; после роста - созревание, а после созревания - очищение.
|
|
Итак, в этой карте уже предвосхищается заключительная стадия Великого Делания. Позади фигуры виден ореол, сливающийся с радужным сиянием над двумя радугами-близнецами. На ореоле надпись: VISITA INTERIORA TERRAE RECTIFICANDO INVENIES OCCULTUM LAPIDEM.
Это означает: «Посети внутренние части Земли: выпрямлением найдешь скрытый камень». Латинское изречение образует аббревиатуру УТТКЮЬ; это Универсальный Растворитель, который мы обсудим позже. (Его числовое значение 726 = 6 х 112 = 33 х 22.)
Этот «скрытый камень» также называют Универсальным Лекарством. Иногда его описывают как камень, иногда как порошок, иногда как настойку. Он также делится на две формы, золотую и серебряную, красную и белую; но его сущность всегда одна и та же, и его природу нельзя понять иначе, как на опыте. Алхимики имели дело с субстанциями на самой границе «материи», поэтому-то их так трудно понимать. Предметом современных химии и физики является то, что называется «изучением мертвых вещей»; ибо подлинное различие между вещами живыми и мертвыми заключается прежде всего в их поведении.
Итак, начальные буквы вышеприведенного алхимического девиза складываются в слово Уйпо1. Оно не имеет ничего общего с сульфатами водорода, железа или меди, как можно было бы заключить из современного словоупотребления.136 Это слово обозначает сбалансированное сочетание трех алхимических принципов - Сульфура, Меркурия и Соли. Эти названия тоже никак не связаны с общеизвестными веществами; мы уже говорили о них в Ату I, III и IV.
Совет «посетить внутренность Земли» - это обобщение (на более высоком уровне) первой формулы Делания, тема которой постоянно затрагивается в наших эссе.
Особенно важным словом этого предписания является RECTIFICANDO; подразумевается верное направление новой живой субстанции по пути Истинной Воли. Камень Философов, или Универсальное Лекарство, должен быть талисманом, применяемым'при любом событии, совершенно гибким и совершенно жестким сосудом Истинной Воли алхимика. Он должен оплодотворять Орфическое Яйцо и приводить его к проявленной Жизни.
Крайне важна Стрела - и в этой карте, и в Ату VI. Стрела - это, фактически, простейший и самый чистый глиф Меркурия, символ направленной Воли. Этот факт подчеркивается в Четвертом Этире «Видения и Голоса».
XV. ДЬЯВОЛ
Эта карта соответствует букве Айн, название которой означает «глаз», а в Зодиаке - Козерогу. В Темные Века христианства ее совершенно неправильно понимали. Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, поскольку она связана с церемониальной магией, его любимым предметом, и нарисовал ее заново, отождествив с Бафометом, ослиноголовым идолом Рыцарей-Храмовников.
В то время археологические исследования еще не продвинулись очень далеко и природу Бафомета понимали недостаточно. (См. Ату 0.) Но, по крайней мере, Леви удалось опознать в козле, изображенном на карте, бога Пана.
На Древе Жизни Ату XIII и XV расположены симметрично; они ведут от Тифарет, человеческого сознания, к сферам, в которых развиваются Мысль (с одной стороны) и Блаженство (с другой). Между ними находится Ату XIV, который ведет к сфере, где формулируется Существование. Таким образом, эти три карты можно суммировать как иероглиф процессов проявления идеи как формы.
Карта XV представляет созидательную энергию в ее наиболее материальной форме; в Зодиаке Козерог занимает Зенит. Это самый высокий из знаков: козел, прыгающий с вожделением на земные вершины. Знак управляется Сатурном, отвечающим за самость и вечность, экзальтирован же в нем Марс, демонстрирующий в лучшем виде огненную, материальную энергию творения. Карта представляет Пана Пангенетора, Всезачинающего. Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, входя в этот знак, поворачивает к Северу. Корни Древа сделаны прозрачными, чтобы было видно, как скачет внутри сок; перед Древом стоит гималайский козел с глазом во лбу, представляющий бога Пана на высочайших и самых тайных горах Земли. Его созидательная энергия скрыта из виду символом Жезла Старшего Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса.
«Услышь меня, Владыка Звезд,
Ибо тебе поклонялся я всегда
Пятнами, печалями и шрамами,
Радостными, радостными усилиями.
Услышь меня, о лилейно-белый козел,
Ломкий, как чаща шипов,
С златым воротником на горле,
С алым луком рогов.»137
Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений. Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата. «У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет "нет". Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях» (АЬ, I. 42 - 44).
Далее следует отметить, что ствол Древа пронзает небеса; в самом верху показано кольцо тела Нуит. А древко Жезла опускается вниз, прямо к центру Земли. «Если поднимаю голову мою, я и моя Нуит - одно. Если опускаю голову мою и выплевываю яд, тогда восторг Земли, тогда я и Земля - одно» (АЬ, II. 26). Итак, формула этой карты - совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он - Пан; он - Всё. .
Очень важно отметить некоторые другие соответствия. В еврейском алфавите есть три полугласных буквы: Алеф, Йод и Айн, и из них состоит
тайное имя Бога - ИАО. Соответствующие три Ату - IX, 0 и XV - таким образом, предлагают тройственное объяснение мужской созидательной энергии, но последняя карта особенно изображает мужскую энергию в ее самой мужской форме. Сатурн, ее управитель, - это Сет, ослиноголовый бог египетских пустынь; бог юга. Его имя родственно всем именам богов, содержащих те же согласные. Это, например, Шайтан, или" Сатана (см. «Магию»). В его символизме особенно важна среда - бесплодные места, особенно возвышенности. Точную параллель составляет культ гор. Ветхий Завет полон нападок на царей, совершавших поклонение на «высоких холмах»118; и это при том, что сам Сион был горой! Такое ощущение местности сохранялось до времен ведьмовских шабашей, которые проводились по возможности на отдаленных горах, если же таковых не было - то хотя бы в диком месте, не оскверненном хитростью человеческой.
Заметьте, что Шаббатай, «сфера Сатурна», и есть шабаш139. Исторически враждебность к ведьмам восходит к страху перед евреями, чьи ритуалы, вытесненные христианскими формами Магии, стали восприниматься как таинственные и ужасные. Панически предполагалось, что евреи крали христианских детей, приносили их в жертву и ели. Это верование сохраняется и по сей день.
В каждом символе этой карты - намек на самое высокое и самое отдаленное. Даже рога козла имеют спиральную форму, изображая движение ^всепроникающей энергии. Зороастр определяет Бога как «обладающего спиральной силой». Сравните с этим более поздние, пусть даже и менее глубокие писания Эйнштейна*.
* Сравните Сатурн на одном конце цепи Семи Священных Странников с Луной на другом: старик и девушка; см. «Формулу Тетраграмматона». Они связаны так сильно, как никакие другие две планеты, поскольку 3 = 9, и каждый содержит в себе крайности своей собственной идеи.
XVI. БАШНЯ (или ВОЙНА)
Эта карта соответствует букве Пе, название которой означает «рот», и планете Марс. В простейшем толковании она обозначает проявление космической энергии в ее самой грубой форме. Картина изображает разрушение существующего материала огнем. Можно считать это предисловием к Ату XX, «Страшный Суд», то есть «Приход Нового Зона». Если это так, похоже, даная карта указывает на наиболее существенное качество Владыки Зона*
.* См. Liber АЬ, III. 3-9; 11; 13; 17-18; 23-29; 46; 49-60; 70-72.
В нижней части карты поэтому показано разрушение старого, утвердившегося Зона молнией, огнем, орудиями войны. В правом углу видны челюсти Диса140, изрыгающие пламя на основание строения. С башни падают солдаты гарнизона. Заметьте, что они уже потеряли человеческую форму и стали всего лишь геометрическими выражениями.
Это указывает нам на другое (и совершенно отличное) толкование карты. Чтобы вникнуть в него, необходимо обратиться к доктринам Йоги, особенно к тем, что распространены в Южной Индии, где преобладает культ Шивы- Разрушителя. Шиву изображают танцующим на телах своих почитателей. Большинству западных умов это трудно понять. Если коротко, доктрина заключается в том, что предельная реальность (Совершенство) есть Ничтойность. Поэтому все проявления, какими бы славными, какими бы восхитительными они ни были, суть загрязнения. Для достижения совершенства должно быть уничтожено все сущее. Поэтому можно счесть, что уничтожение гарнизона означает освобождение из тюрьмы организованной жизни. Солдаты были заключены в тюрьму, за которую собственная глупость заставляла их цепляться.
Все вышесказанное не оставляет сомнений в том, что магические символы должно понимать в двух смыслах, противоречащих друг другу Эти идеи естественным образом сливаются с высшим и более глубоким значением карты.
Карта прямо ссылается на «Книгу Закона». В главе I, стих 57, богиня Нуит говорит: «Призывайте меня под звездами моими! Любовь есть закон, любовь согласно воле. И пусть не заблуждаются глупцы, ибо есть любовь и любовь. Есть голубь, и есть змей. Выбирайте как следует! Он, пророк мой, выбрал, зная закон крепости и великую тайну Дома Божьего»*
* По этой причине и было сохранено древнее название карты, сегодня не слишком понятное. Иначе ее можно было бы назвать «Войной».
.
Главная деталь карты - Глаз Гора. Это тот же Глаз Шивы, открыванием которого, согласно шиваитскому мифу, уничтожается Вселенная.
Кроме того, этот символ имеет особое магическое значение, которое открыто объясняется лишь посвященным Одиннадцатого Градуса О.Т.О., градуса столь секретного, что он даже не упоминается в официальных документах. Постижению этого смысла не поможет и изучение Глаза в Ату XV. Пожалуй, позволительно заметить, что об этом предмете писали, не всегда осторожно, арабские мудрецы и персидские поэты.
В сиянии Глаза (который теперь приобретает уже третий смысл, указанный в Ату XV), купаются Голубь и Змей, упомянутые в цитате выше. Змей изображен как Змей-Лев Хнубис или Абраксас. Они представляют две формы желания-то, что Шопенгауэр назвал бы Волей-к-Жизни и Волей-к-Смерти, -а также женский и мужской импульсы; благородство последнего, возможно, основывается на признании ничтожности первого. Вот, пожалуй, почему отречение от любви во всех обычных смыслах этого слова с таким постоянством объявляют первым шагом к посвящению. Такое мнение излишне жестко. Данный Козырь - не единственная карта в колоде, а «Воля-к-Жизни» и «Воля-к-Смерти» не так уж несовместимы. Это становится ясным, когда понимаешь жизнь и смерть (см. Ату XIII) как фазы единого проявления энергии.
XVII. ЗВЕЗДА
Эта карта, как уже объяснялось в другом месте, соответствует букве Хе и зодиакальному знаку Водолея. На картине изображена Нуит, наша Владычица Звезд. Чтобы полностью понять смысл последней фразы, необходимо вникнуть в первую главу «Книги Закона».
Фигура богини показана в проявлении, а не как окружающее небесное пространство в Ату XX, где Нуит является чистой философской идеей -непрерывной и многообразной. В настоящей же карте она явным образом персонифицирована как человекоподобная фигура. Она держит две чаши, причем золотую подняла над головой и льет из нее на себя воду. (Эти чаши напоминают груди, ибо написано: «молоко звезд из ее сосков; да, молоко звезд из ее сосков»141.)
Вселенная здесь распадается на предельные элементы. (Трудно удержаться от искушения процитировать из Видения на Озере Пасквани142: «Ничто, а в нем мерцание... но какое мерцание!») Позади фигуры богини виден небесный глобус. На нем хорошо заметна семилучевая Звезда Венеры, как бы объявляющая о том, что главная характеристика ее природы - Любовь (см. снова описание в главе I «Книги Закона»). Из золотой чаши богиня изливает вечную воду, которая также есть молоко, и масло, и кровь, себе на голову. Это указание на вечное обновление категорий, неисчерпаемые возможности бытия.
Ее левая, опущенная рука держит серебряную чашу, из которой она также изливает бессмертную жидкость своей жизни. (Эта жидкость есть Амрита индийских философов, Непента и Амброзия греков, Алкагест и Универсальное Лекарство алхимиков, Кровь Грааля или, скорее, нектар, родивший эту кровь.) Она льет ее на то место, где соединяются суша и вода. Это вода великого моря Бина; когда Нуит проявляется на низшем плане, она Великая Мать. Ведь Великое Море омывает плодородную землю, и это плодородие представлено розами в правом нижнем углу картины. Но между морем и сушей находится «Бездна», и она скрыта облаками, клубящимися, как продолжение волос богини: «мои волосы - деревья Вечности» (АЬ, I. 59).
В левом верхнем углу картины видна звезда Бабалон, сигилла Братства А.'.А.'.. Ведь Бабалон - это дальнейшая материализация изначальной идеи Нуит; она есть Багряная Жена, священная Блудница, госпожа Ату XI. От этой звезды, позади самой небесной сферы, исходят закручивающиеся лучи духовного света. Само небо - не более чем завеса перед ликом бессмертной богини.
Вы видите, что все формы энергии, изображенные на этой картине, спиральны. Зороастр сказал: «Он бог с головой ястреба; обладающий спиральной силой».143 Интересно отметить, что этот оракул, кажется, предсказывает нынешний Зон, Эон ястребоголового Владыки, а также математическую концепцию формы Вселенной, разработанную Эйнштейном и его школой. Лишь формы энергии, изливающиеся из нижней чаши, демонстрируют прямолинейность. Здесь можно усмотреть доктрину, согласно которой своей слепотой ко всем красотам и чудесам Вселенной человечество обязано этой иллюзии прямоты. Очень важно, что Риман, Боляй и Лобачевский были, по-видимому, математическими пророками Нового Откровения. Ведь эвклидова геометрия построена на понятии прямой линии, и только благодаря обнаружению недоказуемости теоремы о параллельных прямых математики начали понимать, что прямой линии в реальности ничто не соответствует.*
*Прямая - не более чем предел любой кривой. Например, это эллипс, фокусы которого находятся на «бесконечном» расстоянии друг от друга. Собственно говоря, такое использование Исчисления есть единственный эффективный способ достижения «прямизны».
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!