ФИГУРНЫЕ КАРТЫ ТАРО СО СФЕРАМИ ИХ НЕБЕСНОГО  ГОСПОДСТВА 14 страница



По характеру эта Принцесса бесконечно милостива. Она вся - привлека­тельность, чувственность, мягкость, доброта и нежность. Она живет в мире Романтики, в вечном восторженном сне. Поверхностный взгляд может увидеть в ней эгоизм и леность, но это ложное впечатление; безмолвно и без усилий, она все-таки делает свою работу.

В «И-цзине» земная часть Воды представлена гексаграммой 41, Сунь, что означает «уменьшение», растворение всего плотного. Люди, обозначаемые этой картой, очень зависимы от других, но при этом и полезны им. Сами по себе они, в лучшем случае, редко бывают важны, но зато помощники - не­превзойденные.

 

РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ

 

Рыцарь Мечей представляет огненную часть Воздуха - ветер, шторм, неудержимую силу движения, приложенного к явно управляемому элементу. Он управляет от 21 -го градуса Тельца до 20-го градуса Близнецов. Это воин в шлеме, увенчанном вращающимся крылом. Верхом на обезумевшем коне, Дух Бури, он скачет по Небесам - в одной руке меч, в другой кинжал, - изображая идею атаки.

Моральные качества человека, которому соответствует эта карта, -деятельность и мастерство, тонкость и ум. Яростный, изящный и храбрый, он - жертва идеи, которая приходит к нему как вдохновение, без всякого размышления.

В плохом элементальном окружении в этих качествах отсутствует сила; Рыцарь не способен принимать решения и определять цели. Любое его действие легко отражается противостоящей силой. Неадекватная жестокость обора­чивается ничтожеством. «chimaera bombinans in vacio».171

В «И-цзине» огненная часть Воздуха представлена 32-й гексаграммой, Хэн. Это первый случай, когда легко показать близость китайского мышления и опыта западному. Ибо значение этой гексаграммы, как замечает Легг в своем комментарии, - продолжительность: «настойчивость в добродеянии, или постоянное действие по закону своего существа»; и это кажется несоответстви­ем каббалистической идее бурной энергии, приложенной к самому неустой­чивому из элементов. Но триграмма Воздуха также указывает на Дерево172, и гексаграмма может подразумевать неудержимый поток соков, укрепляющих дерево. Это предположение находит поддержку в предостережении к шестой черте: «Верхняя черта, прерванная, показывает побуждение к постоянству. Будет несчастье».

Если мы это допускаем, тогда к описанию можно добавить «простертое пламя ума», как называет это Зороастр. Это Истинная Воля, мгновенно взрывающая ум. Влияние Тельца способствует устойчивости, а первого декана Близнецов - вдохновению. Изобразим же его, «integer vitae scelerisque purus»173, луч Идеала, который поглощает всю жизнь в сосредоточенном устремлении, переходя от приземленного Тельца к возвышенным Близнецам. Здесь, как и в «И-цзине», показана опасность для того, кого представляет данный символ, ибо первый декан - это карта, называемая «Препятствием» или, в старой колоде, «Сокращенной Силой».174

 

КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ

 

Королева Мечей представляет водную часть Воздуха, гибкость этого элемента и его силу передачи. Она управляет от 21-го градуса Девы до 20-го Весов. Ее трон высится на облаках. Верхняя часть ее тела обнажена, но на ней

блестящий пояс и саронг. Ее шлем украшен детской головой и испускает острые лучи света, озаряющие ее империю небесной росы. В правой руке у нее меч, а в левой - свежеотрубленная голова бородатого мужчины. Она есть ясное, сознательное восприятие Идеи, Освободительница Ума.

Символизируемая этой картой персона очень восприимчива, наблюда­тельна; это тонкая толковательница, индивидуалистка; она быстро и точно фиксирует идеи, действует уверенно, дух ее милостив и справедлив. Ее движения изящны, она исключительно хорошо танцует и владеет равновесием.

В плохом элементальном окружении эти качества будут направлены на недостойные цели. Королева жестока, лукава, обманчива и ненадежна -то есть очень опасна, если учитывать ее поверхностную красоту и привлекательность.

В «И-цзине» водная часть Воздуха представлена гексаграммой 28, Да го. Форма ее предполагает слабое сияние.

Характер этой гексаграммы, совершенной в себе, не терпит вмешательст­ва. Ее охраняют предвидение и благоразумие, осторожность в подготовке действия (черта 1). Преимущество достигается, когда полагаются на помощь от явно неподходящих партнеров (черты 2 и 5). Эта чуждая сила часто помогает победить внутреннюю слабость и даже обрести превосходство над обстоя­тельствами (черта 4). В этом случае может появиться искушение безрассудных предприятий, обреченных на неудачу. Но все равно вины не будет (черта 6); требования Истинной Воли удовлетворяются и исход дела компенсируется ощущением того, что курс был выбран правильно (хоть и неудачно).

Такие люди получают большую любовь и преданность, откуда менее всего можно было ожидать.

 

ПРИНЦ МЕЧЕЙ

 

Эта карта представляет воздушную часть Воздуха, толкуемую как интеллект, ум как таковой. Принц Мечей управляет от 21 -го градуса Козерога до 20-го Водолея.

Он одет в кольчугу очень мелкого плетения, с украшениями, а в его колеснице легко различимы различные геометрические формы. Колесницу тянут крылатые дети, беспорядочно прыгающие во всех направлениях, куда только упадет их взгляд; они не знают вожжей и в высшей степени Капризны. Поэтому колесница достаточно подвижна, но неспособна двигаться ни в каком определенном направлении, кроме случайного. Это совершенная картинка Ума.

На голове Принца, тем не менее, сияет детская голова, ибо природе этой карты присуща тайная корона; при сосредоточении это как раз Тифарет.

Выполнение этого логического ментального процесса свело Воздух, элемент этой карты, ко множеству различных геометрических узоров, но в этом

нет какого-то замысла; они просто демонстрируют силы Ума без всякой определенной цели. В правой руке Принца - поднятый меч, которым он творит, в левой же - серп, которым все сотворенное он тотчас уничтожает.

Человек, к которому относится этот символ, сугубо интеллектуален. Он полон идей и планов, сталкивающихся друг с другом. У него множество тонких идеалов, не находящих практического выхода. Его аппарат Мышления работает безупречно, он очень умен, замечательно рационален, но цели его неустойчивы; собственно, он равнодушен даже к собственным идеям, зная, что любая из них не лучше и не хуже любой другой Любую вещь он доведет до нереальности, удаляя ее субстанцию и методично преобразуя ее в идеал - чисто формальный и не связанный даже с теми фактами, на которых он основывается.

В «И-цзине» воздушная часть Воздуха представлена гексаграммой 57, Сюнь.

Это одна из самых трудных фигур во всей книге, поскольку она амби­валентна: означает и гибкость, и проникновение.

Чрезвычайно сильные благодаря полной свободе от установленных принципов, всегда готовые прибегнуть к любому мыслимому аргументу, неподвластные сожалению и раскаянию, бойко и ловко «цитирующие Писа­ние» в поддержку любого тезиса, безразличные к судьбе противоположного аргумента, выдвинутого ими же двумя минутами раньше, непобедимые, поскольку любое положение для них не хуже и не лучше других, способные войти в союз с любым, кто бы ни оказался под рукой, эти скользкие и гибкие люди могут быть полезны только в том случае, когда их прочно подчинит себе созидательная воля, подкрепленная более сильным, чем у них, разумом. На практике это редко возможно: их ничем не подденешь, даже потакая их аппетитам. Но они могут быть и бурными, даже неуправляемыми. Чудаки, поклонники выпивки, наркотиков, гуманизма, музыки или религии - часто принадлежат к этому классу; но и в таком случае стабильности нет. Они бродят от одного культа или порока к другому, всегда фанатично и блестяще под­держивая то, что, по сути, является всего лишь мимолетной модой.

Легко быть обманутым такими людьми, поскольку внешнее проявление обладает огромной силой: это все равно как если бы слабоумный прочел вам диалоги Платона. Таким образом они могут приобретать репутацию людей глубокого и широкого ума.

 

ПРИНЦЕССА МЕЧЕЙ

 

Принцесса Мечей представляет земную часть Воздуха, фиксацию летучего, материализацию Идеи, влияние Неба на Землю. Она причастна к характеристикам Минервы и Артемиды, даже с намеком на Валькирию. В какой-то степени она символизирует гнев Богов и изображается в шлеме, украшенном змееголовой Медузой. Она стоит перед пустым алтарем, как бы собираясь мстить за пренебрежение им, и тычет вниз своим мечом. Ее родной дом, небеса и тучи, кажутся разгневанными.

Характер этой Принцессы - жесткий и мстительный. Ее логика разруши­тельна. Она непреклонна и агрессивна, в материальных делах обладает практической мудростью и тонкостью, умно и ловко управляется с ними, особенно когда они противоречивы. Улаживает противоречия очень искусно.

При плохом элементальном окружении эти качества рассеиваются; Принцесса действует бессвязно и все ее дарования складываются в образчик низкой хитрости, не разбирающейся в средствах.

В «И-цзине» земная часть Воздуха представлена гексаграммой 18, Гу. Она означает «неприятности» и действительно является самым несчастливым символом во всей книге. Все тонкие качества Воздуха придавлены, угнетены, задушены.

Люди, обозначаемые этой гексаграммой, - тугодумы, постоянно обеспо­коенные, не выдерживающие никакой ответственности, особенно в делах семейных. У одного или обоих родителей, как правило, были те же проблемы.

Трудно понять комментарий к черте 6, которая «показывает нам того, кто не служит ни царю, ни князю, но, возвышенный духом, предпочитает следовать своим наклонностям». Объясняется это так: Принцесса как таковая, будучи «троном Духа», всегда вольна выбросить все за борт, «устроить разнос до небес». Такое действие можно было бы отнести на счет вышеприведенных характеристик в хорошем элементальном окружении. Такие люди чрезвычайно редки; и, вполне естественно, часто они являются как «дети неудачи». Тем не менее, они сделали правильный выбор и в должное время получат свою награду.

РЫЦАРЬ ДИСКОВ

Рыцарь Дисков представляет огненную часть Земли, особенно феномены гор, землетрясений и гравитаций, но также деятельность Земли как про­изводящей жизнь. Он управляет от 21 -го градуса Льва до 20-го Девы, и потому тесно связан с сельским хозяйством. Этот воин невысок и коренаст, одет в очень твердые латы, но забрало его шлема, украшенного головой оленя, откинуто назад, ибо в данный момент его функция ограничена производством пищи. Поэтому и вооружен он цепом для молотьбы. Диск в его руке очень тверд; он представляет питание. Под стать воину и его конь - тяжеловоз, прочно ступа­ющий на все четыре ноги, в отличие от коней других Рыцарей. Воин едет через плодородные земли; даже на отдаленных холмах видны возделанные поля.

Люди, им символизируемые, обычно тупы, тяжелы и озабочены ма­териальными вещами. Они трудолюбивы и терпеливы, но интеллектуально не могут охватить даже того, что касается их самым непосредственным образом. Своими успехами в делах они обязаны больше инстинкту, подражанию Природе. Им недостает инициативы; их огонь - это коптящее пламя процесса роста.

В плохом элементальном окружении эти люди безнадежно тупы, не­самостоятельны, неспособны предвидеть развитие даже своих собственных дел и вообще сознательно интересоваться чем-нибудь за пределами своего мирка. Они грубы, неотесанны и тупо-ревнивы к инстинктивно осознаваемому ими более высокому состоянию других. Но, чтобы улучшить себя, им не хватает смелости или ума. Однако они с раздражающим упорством вмешиваются во все и неизбежно все портят на своем пути.

В «И-цзине» огненная часть Земли представлена 62-й гексаграммой, Сяо го, которая не менее важна, чем дополняющая ее Чжун фу (см. Принца Чаш); это «большая Кань», триграмма Луны, у которой каждая черта удвоена. Она также напоминает геомантическую фигуру «Конъюнкцио»т (Меркурий в Деве), действительно соответствующую Огню Земли в каббалистической системе. Китайским же мудрецам форма этой фигуры напоминала птицу; соответственно, ее значение видоизменилось под человеческим влиянием более фривольного и безответственного характера: шекспировской «шлюхи», «souvent femme varie» французского циника176, переменчивой толпы «Кориолана»177; да, собственно, самой Истории. Но Меркурий в Деве символизирует и Разум (и даже творческую Идею) применительно к сельскому хозяйству; и это (опять!) находится в совершенной гармонии с Десяткой Дисков, управляемой этой Планетой и этим Знаком. Еще одно доказательство того, что вся эта символистическая система основывается на Реалиях Природы, как их понимает материалистическая Научная Школа - если такая школа еще сохранилась в каком-нибудь всеми забытом старомодном университете! Такая связность, такое сосредоточенное на себе шелушение не может быть случайным параллелизмом грез расплывчатых философий.

Итак, характер, описываемый этой картой, чрезвычайно сложен , но при этом восхитительно крепок; на подстерегающие его опасности указывают символы Луны и птицы. В самом счастливом случае это всего лишь романтизм и воображение, но слишком часто такие «сыны почвы» высокомерны, амби­циозны, суеверны, любят гоняться за ignus fatuus178 и мечтать попусту. Томас Харди179 написал много замечательных портретов таких типов. Воистину несчастлив и черен от желчи тот, кто осквернил Священный Огонь, не воспла­менил Землю к новой, более обильной, более разнообразной жизни, но, пялясь на обманчивый лунный свет, отвратил лицо свое от матери своей, Земли.

 

КОРОЛЕВА ДИСКОВ

 

Королева Дисков представляет водную часть Земли, материнскую функцию этого элемента, пассивность - обычно в ее высшем аспекте. Она управляет от 21-го градуса Стрельца до 20-го Козерога.

Эта Королева восседает на троне растительной жизни. Взгляд ее обращен назад, туда, где спокойная река петляет по песчаной пустыне, неся с собой плодородие. Среди пустошей начинают показываться оазисы. Перед Королевой на шаре стоит козел. Это намек на догму о Великом Делании как оплодотво­рении. Доспех Королевы состоит из мелких чешуек-монет, а ее шлем украшен огромными винтообразными рогами мархура180. В правой руке у нее скипетр, увенчанный кубом, внутри которого видна трехмерная Гексаграмма181, а в левой изгибается ее «диск» - сфера из переплетенных петель и окружностей. Так Королева изображает стремление материи принять участие в великой работе Творения.                                    

Персоны, обозначаемые этой картой, обладают качеством тончайшего спокойствия. Они деятельны, но только в полезном направлении. У них огромные запасы любви, доброты, великодушия. Они не интеллектуалы и даже не особенно умны, но для их нужд более чем достаточно инстинкта и интуиции. Эти люди спокойны, трудолюбивы, практичны, благоразумны, любят домаш­ний уют, часто (в сдержанной и непритязательной манере) похотливы и даже развратны, склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Они словно бы могут осознать свое сущностное счастье, лишь выйдя за пределы самих себя.

В плохом элементальном окружении они тупы, раболепны, глупы - скорее батраки, чем работники. Жизнь для них - сугубо механический процесс, и они не могут подняться, ни даже попытаться подняться, над уготованным им жребием.

В «И-цзине» водная часть Земли представлена гексаграммой 31, Сянь. Ее значение - Воздействие. В комментарии описываются результаты движения различных частей тела, от больших пальцев ног до зубов и языка. Это скорее расширение вышесказанного, чем указание на точные соответствия; но и разногласия здесь нет. Общий совет - спокойно идти вперед, не слишком вторгаясь в сложившиеся ситуации.

ПРИНЦ ДИСКОВ

Принц Дисков представляет воздушную часть Земли, цветение и плодоно­шение этого элемента. Он управляет от 21-го градуса Овна до 20-го Тельца.

Облик этого Принца задумчив. Это элемент Земли, уже ставший умо­постигаемым. Он одет в легкий доспех, а его шлем украшен головой быка; бык

впряжен и в его колесницу - это животное особенно священно для элемента Земли. В левой руке он держит свой «диск» - шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на плани­рование, без которого невозможно сельское хозяйство. В правой руке у него скипетр, увенчанный шаром и крестом, символ осуществленного Великого Делания, ибо функция этого Принца - извлекать из материала своего элемента растительность, которой питается сам Дух.

Эта карта обозначает огромную энергию, примененную к самым «плот­ным» практическим делам. Такой человек силен и вынослив; он способный менеджер, стабильный и настойчивый работник. Он хороший специалист: изобретательный, думающий, осторожный, надежный, невозмутимый, постоян­но ищет новых применений для известных вещей и понемногу, продуманно, планомерно переделывает свои обстоятельства «под себя».

Он почти совершенно лишен эмоций, несколько бесчувственен и может казаться скучным, но это не так; он просто не старается понимать идеи, которые ему не нужны. Может выглядеть и глупым, склонен обижаться на более духовные типы людей. Сердится редко, но, если уж «заведется», то становится неумолимым. Различать для этой карты хорошие и плохие элементальные достоинства182 - не очень практично; можно лишь сказать, что в плохом элементальном окружении ее характеристики и количественно, и качественно несколько ухудшаются. Реакция других на Принца будет зависеть почти полностью от их собственного темперамента.

В «И-цзине» воздушная часть Земли представлена 53-й гексаграмой, Цзянь. В комментарии говорится о полете диких гусей, «приближающихся к берегу», затем к «большим скалам», затем к «сухим равнинам», «деревьям», «высоким холмам» и, наконец, к «большим возвышенностям». Это символи­зирует медленное, постепенное освобождение от всего, что подавляет.

Это толкование - еще более счастливое, чем каббалистическое, хотя и полностью согласующееся с ним. Китайское мышление - даже самое абстракт­ное и метафизическое - никогда не чуралось практических соображений. Главная же ересь Черной Ложи есть презрение к «миру, плоти и дьяволу», которые очень важны для замысла Вселенной; для Великого Делания Адепту совершенно необходимо так устроить свои дела, чтобы «даже злые микробы Материи тоже стали полезными и добрыми».

Ошибка христианских мистиков в этом вопросе была причиной жесто­кости, страдания и коллективного безумия в большей степени, чем все остальные факторы, вместе взятые; ее ядовитые следы можно распознать даже в учении Фрейда, полагавшего Бессознательное «дьяволом», в то время как на самом деле это инстинкт, который завуалировано выражает внутреннюю Точку Зрения каждого и, правильно понятый, является ключом к Посвящению и указанием на то семя, что может расцвести и принести плод «Знания и Общения Святого Ангела-Хранителя». Ибо «Каждый мужчина и каждая женщина -звезда»183.

Но, несомненно, на суждение Исключительных Адептов184 (ибо именно они, под руководством Владык Храма, определяют подобные детали доктрины) в случае этой карты повлияло ее положение - переходное от Овна к Тельцу. Слишком часто забывают, что Телец - дом Венеры, а Луна в нем экзальти­рована. Новая доктрина, излагаемая в настоящем эссе, утверждает основным цветом Земли не черный, но зеленый185; она настаивает на том, что каждый Диск есть живой и вращающийся символ. Центральный тезис «Книги Закона» - Совершенство Вселенной. В ее пантеистической концепции все возможности одинаково ценны; любое и каждое Точечное Событие есть «игра Нуит», как сказано в «Книге Мудрости или Глупости». «Не связывайте! Да не будет для вас различия между одной вещью и любой другой; ибо от этого вред. Кто же поспособствует этому, тот да будет над всеми вождем» («Liber АL», I. 22-23). Или, еще понятнее и проще: «Каждое число бесконечно; тут нет различия» (там же, I. 4).

 

ПРИНЦЕССА ДИСКОВ


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!