ФИГУРНЫЕ КАРТЫ ТАРО СО СФЕРАМИ ИХ НЕБЕСНОГО  ГОСПОДСТВА 10 страница



 

 Эта Сфинкс представляет элемент Сульфур и вознесена -временно - колесом на самый верх. Она вооружена коротким мечом римского образца и удерживает его вертикально в своих львиных когтях.

Полевой стороне колеса взбирается наверх Германубис, представляющий алхимический Меркурий. Это составной бог, но в нем преобладает обезьяний элемент.

С правой стороны низвергается Тифон, представляющий элемент Соль. Эти фигуры тоже не очень просты. Тифон был первобытным чудовищем и персонифицировал разрушительную мощь и ярость вулканов и тайфунов. Согласно легенде, он пытался обрести высшую власть над богами и людьми, но Зевс поразил его молнией. Он считается отцом бурь, горячих и ядовитых ветров, а также Гарпий. Но эту карту, как и Ату XVI, можно также толковать как Единство высшего достижения и восторга. Молнии, которые разрушают, также и зачинают; колесо же можно рассматривать как Глаз Шивы, что, открываясь, уничтожает Вселенную, или как колесо повозки Джаганатха, почи­татели которого достигают совершенства в тот момент, когда оно давит их..

 

XI ВОЖДЕЛЕНИЕ

В прошлом этот аркан называли «Сила». Однако он означает нечто гораздо большее, нежели сила в обычном смысле слова. Формальный анализ показывает, что Путь, соответствующий данной карте, — это не Сила Гебуры [1], но влияние Хесед на Гебуру, Путь, уравновешенный как по вертикали, так и по горизонтали на Древе Жизни [2] (см. схему). Поэтому было сочтено за благо изменить традиционное название. Вожделение — это не только сила, но и радость от применения силы. Это мощь и упоение мощью.

«Выйдите, о дети, под звезды и досыта вкусите любви! Я — над вами и в вас. Мое блаженство — в вашем. Радость моя — видеть вашу радость» [3].

«Красота и сила, переливный смех и сладостная истома, мощь и пламя — от нас» [4].

«Я Змей, что дарует Знание, Восторг и сияние блаженства и распаляет хмелем сердца людей. Во имя мое вкушайте вино и диковинные снадобья, о которых я поведаю пророку моему, и будьте пьяны ими! Не будет вам от них вреда. Безумство самоограничения — ложь. Похвальба целомудрием — ложь. Будь сильным, о человек! вожделей, наслаждайся всем, что волнует чувства и несет упоение; и не страшись, что какой-нибудь Бог отвергнет тебя за это» [5].

 

 «Смотрите! Это великие таинства; ибо и среди друзей моих есть отшель­ники. Не думайте же найти их в лесу или на горе но в постелях пурпурных, ласкаемых великолепными самками с широкими бедрами, огонь и свет в их глазах и волны пламенных волос вокруг них; вот где найдете их. Увидите их при власти, при победоносных армиях, при всякой радости; и в них самих будет радость в миллион раз больше. Берегитесь, чтобы не обратил силу один против другого, Царь против Царя! Любите друг друга с пылающими сердцами; попирайте низших в неистовом вожделении гордости вашей, в день гнева вашего.»121

«Свет пред глазами твоими, о пророк, свет непрошенный, но самый желанный. Я возвысился в сердце твоем, и поцелуи звезд дождем обру­шиваются на тело твое. Ты изнемог в сладострастной полноте вдоха; выдох же слаще смерти, стремительнее и смешнее, чем ласки собственного червя Ада.»122

Данный Козырь соответствует зодиакальному знаку Льва. Перед нами Херувим Огня, управляемый Солнцем. Это самая мощная из всех двенадцати зодиакальных карт, и она изображает важнейшую из всех операций магии и алхимии - акт изначального брачного союза, как он происходит в Природе, в противоположность более искусственной форме, представленной в Ату VI; эта карта не пытается направлять ход операции.

Главная тема карты связана с древнейшим собранием мифов и легенд. Здесь необходимо хоть немного поговорить о магической доктрине по­следовательности Эонов, которая связана с порядком Зодиака. Так, прошлый Эон, Зон Осириса, соотносится с Овном и Весами; предыдущий Зон Исиды был особенно связан со знаками Рыб и Девы, а нынешний Эон Гора - с Водолеем и Львом. Главным таинством прошлого Зона было Воплощение; все мифы о богочеловеках строились на соответствующих символических исто­риях. Главным в этих историях было то, что они отвергали человеческое отцовство для героя-богочеловека. В большинстве случаев утверждается, что отец героя был богом, принявшим форму того или иного животного - в соответствии с тем, какие качества авторы мифа хотели видеть у ребенка.

Так, близнецы Ромул и Рем были зачаты девой от бога Марса и вскормле­ны волчицей. На этом строилась вся магическая формула города Рима.

Мы уже упоминали в нашем эссе легенды о Гермесе и Дионисе.

Рассказывают, что отцом Будды Гаутамы был слон с шестью бивнями, явившийся его матери во сне.

Известна также легенда о Святом Духе в форме голубя, от которого зачала Дева Мария. Тут просматривается связь с голубем из Ноева Ковчега, принес­шим радостное известие о спасении мира от потопа. (Обитатели Ковчега суть зародыш, а потоп - околоплодная жидкость.)

Подобные сказки можно найти в любой религии Зона Осириса; это типичная формула Умирающего Бога. В рассматриваемой же карте отражена легенда о женщине и льве, или, скорее, льве-змее. (Эта карта сотносится с буквой Тет, название которой означает «змея».)

Провидцы в начальные времена Зона Осириса предугадали грядущее Проявление того Зона, в котором мы живем сейчас, и испытывали к нему страх и ужас, ибо они не понимали порядка Эонов и любую перемену считали катастрофой. В этом истинный смысл и причина диатриб против Зверя и Багряной Жены в 13-й, 17-й и 18-й главах Апокалипсиса. Но на Древе Жизни путь буквы Гимел, или Луны, нисходящий от высшей Сефиры, пересекает путь буквы Тет, или знака Льва, дома Солнца. Поэтому женщину на карте XI можно считать формой Луны, очень сильно освещенной Солнцем и в конце концов объединенной с ним для того, чтобы произвести в человеческой форме представителя или представителей Владыки Зона.

Она едет верхом на Звере; страсть, существующую между ними, представ­ляют вожжи в ее левой руке. В правой руке она высоко поднимает чашу, Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В этой чаше смешаны элементы причастия Зона. «Книга Лжей» посвящает этому символу главу.

ЦВЕТОК ВАРАТА123

Семь вуалей у танцовщицы в гареме ЭТОГО.

Семь имен, и семь ламп у Ее постели.

Семь евнухов охраняют Ее с мечами наголо;

Ни один мужчина к Ней не подойдет.

В Ее кубке семь струй крови Семи Духов Бога.

Семь голов у ЗВЕРЯ, на котором Она ездит.

 Голова Ангела, голова Святого, голова Поэта,

Голова Неверной Жены, голова Храброго Мужа,

Голова Сатира и голова Льва-Змея.

Семь букв в Ее святейшем имени, и это:

 

 

Вот Печать на Кольце и на Пальце ЭТОГО: и вот Печать на Могилах тех, кого Она убила. Здесь Мудрость. Кто имеет Понимание, тот сочти Число Нашей Госпожи, ибо это число Женщины; и Число Ее -Сто пятьдесят шесть.124

Дальнейшее описание дано в «Видении и Голосе».

В этой карте присутствует божественное опьянение, или экстаз. Женщина показана очень пьяной и совершенно безумной; лев же воспламенен вожде­лением. Это означает, что описываемая энергия имеет первобытный, сози­дательный характер; она совершенно независима от критики разума. Карта изображает волю Зона. Фоном служат бескровные образы святых, вся жизнь которых собрана в Святом Граале.

«Знайте же, что избранный жрец и апостол бесконечного пространства есть князь-жрец Зверь, и в женщине его, называемой Багряной Женою, со­средоточена вся сила. Они соберут детей моих в свои объятия; они принесут сияние звезд в сердца человеческие.

Ибо он всегда солнце, а она - луна. Но ему - крылатое тайное пламя, а ей - ниспадающий звездный свет.»125

Это таинство есть физико-магическая формула для достижения посвяще­ния, совершения Великого Делания. В алхимии это процесс очистки, управляемый внутренним ферментом и происходящий под воздействием Солнца и Луны.

Позади фигур Зверя и его Невесты видны десять светящихся, лучащихся кругов. Это Сефирот, еще латентные и неупорядоченные, ибо каждый Эон требует новой системы классификации Вселенной.

В самом верху карты показана эмблема нового света с десятью рогами Зверя, они же змеи, которые расползаются во всех направлениях, чтобы разрушить мир и заново воссоздать его.

Для дальнейшего изучения этой карты можно обратиться к «liber XV» («Магия»), стр. 345 и далее.

 

XII. ПОВЕШЕННЫЙ

 

Эта карта, связанная с буквой Мем, представляет элемент Воды. Пожалуй, лучше было бы сказать, что она представляет духовную функцию воды в организационной структуре посвящения; это крещение, которое также является смертью. В Зоне Осириса данная карта представляла высшую формулу адептства, ибо фигура утопленного или повешенного человека обладает особым смыслом. Ноги человека перекрещены так, что правая образует прямой угол с левой, руки же вытянуты под углом 60 градусов, составляя таким образом равносторонний треугольник. Это дает нам символ Треугольника, увенчанного Крестом, изображающий нисхождение света во тьму для ее искупления. Вот почему у головы и конечностей видны зеленые диски: зеленый, цвет Венеры, означает Милость. Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена к кресту Анх (это одна из форм Розы и Креста), и вокруг левой ступни обвивается Змей, творец и разрушитель, управляющий всякими переменами. (Это будет видно из следующей карты.)

Стоит отметить, что по мере проявления искупающего элемента он явно становится темнее и плотнее; но зеленый - это цвет Венеры, цвет надежды, скрытой в любви. Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения  «я» в Возлюбленном как условия продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни.

Прошлый Зон, Зон Осириса, прошел под знаком Воздуха, который нельзя назвать недружественным по отношению как к Воде, так и к Огню. Отличитель­ной чертой того периода был компромисс. Но теперь, под властью Огненного владыки Зона, водный элемент (когда речь идет о воде под Бездной), опреде­ленно враждебен, если только противоположность не является правильной противоположностью, подразумеваемой при свадьбе. Но в этой карте единст­венный вопрос - «искупление» потопленного элемента, и потому все обращено вспять. Эта идея жертвы, подвергнутая окончательному анализу, оказывается ложной.

«Я даю невообразимые на земле радости: уверенность, а не веру, при жизни и в смерти; неколебимый мир, покой, экстаз; и не требую ничего в жертву.»126

«Каждый мужчина и каждая женщина есть звезда.»127

Сама идея жертвы есть непонимание природы, и эти тексты из «Книги Закона» дают на нее ответ

Но вода - элемент Иллюзии; можно считать этот символ злым наследием старого Зона. Если прибегнуть к анатомической аналогии, то это духовный аппендицит.

Именно вода и Обитатели Воды убили Осириса; крокодилы угрожали Хур-Па-Краату.

В этой карте есть какая-то странная, незапамятная, отжившая красота. Это карта Умирающего Бога; в настоящей колоде она лишь играет роль кено­тафии128. Она говорит: «Если когда-нибудь дела опять пойдут плохо, если снова наступят Темные Века, вот как можно будет все исправить». Но если что-то нужно исправлять, это значит, что оно очень искривлено. Главнейшей целью мудрого должно быть избавление человечества от этой наглости само­пожертвования, от этого бедствия целомудрия; веру должна убить уверенность, целомудрие должно погибнуть от экстаза.

В «Книге Закона» сказано: «Падших не жалеть! Я никогда не знал их. Я не за них. Я не утешаю: ненавижу утешаемых и утешителей».129

Искупление - плохое слово, оно предполагает долг. Но каждая звезда обладает бесконечным богатством, с невеждами можно поступать лишь единственным способом: приводить их к знанию об их звездном наследии. Для этого необходимо вести себя так, как ведут себя, когда хотят сойтись поближе с животными и детьми: относиться к ним с абсолютным уважением и даже, в определенном смысле, поклоняться им.

* * *

Обратите внимание на Последовательность Эонов. «Повешенный» - это изобретение адептов формулы 1.М.К.1. - 1.А.О.; в Зоне Исиды (Воды), пред­шествовавшем Зону Осириса, он был «Утопленным». Два столба виселицы, показанной на средневековой карте, были дном Моря и килем Ковчега в партеногенетической системе объяснения Природы и управления Ею. В том Зоне всякое рождение считалось эманацией Матери, или Богини Звезд, Нуит, без мужского вамешательства. Всякую же смерть полагали возвращением к Ней. Это объясняет изначальное соотнесение этого Ату с Водой, а звука М с возвращением к Вечному Безмолвию, как в слове АУМ. Итак, данная карта особенно священна для Мистика, а фигура на ней изображена в ритуальной позе Практики, известной как «силоамский сон»130.

* * *

Алхимическое значение этой карты настолько чуждо всяким догма­тическим предположениям, что мы сочли за лучшее поговорить о нем особо. Ее технические качества независимы от каких бы то ни было доктрин; тут сугубо научные отношения. Благоразумно поступит тот ученик, который прочтет в этой связи главу XII «Магии».

Этот Ату представляет жертву «ребенка мужского пола и большого разума» - эти слова выбраны в высшей степени тщательно. Смысл такого подхода уже был объяснен, как и смысл подвешивания к кресту Анх, эквива­ленту Розового Креста. На некоторых старинных картах роль виселицы играют Пилон либо ветвь Дерева, формой напоминающие букву Далет (Ч) - Венеру, Любовь.

Фоном для Повешенного служит бесконечная решетка из маленьких квадратов; это Таблицы Элементов, содержащие в себе имена и сигиллы всех энергий Природы. Через это Делание зачинается Дитя, как показывает Змей, шевелящийся во Тьме Бездны под Повешенным.

Но эта карта сама по себе, в сущности, глиф Воды; Мем - это одна из трех великих Материнских Букв. Ее числовое значение - 40; это мощь Тетраграмматона, полностью раскрытая десятой Сефирои Малкут; сила Вселенной под властью Демиурга. Более того, Мем - единственная собственно Материнская Буква, поскольку остальные две, Алеф и Шин, представляют мужские идеи. В Природе Ното 5ар1епз является морским млекопитающим, и наше внутриутробное существование проходит в Околоплодной Жидкости. Легенда о Ное, Ковчеге и потопе - не боле чем иератическое представление фактов жизни. Вот почему Адепты в поисках продолжения (в том или ином

смысле), продления и, пожалуй, обновления жизни обращали свои взоры именно к Воде.

Евангелия рассматривают Великие Мистерии Копья и Чаши (мистерии бога Иакха-Иао) как высшие по отношению к Малым Мистериям (мистериям бога Ионы-Ноя и вообще всех богов с буквой Н), в которых Меч убивает бога и его голова может быть подана на блюде, или Диске. Евангельская легенда гласит: воин копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.131 Это Вино было собрано Возлюбленным Учеником и Девой-Матерью, ожидавшими под Крестом, или Деревом, в Чашу, или Кубок; это и есть Святой Грааль, или Санграаль Монсальвата (Горы Спасения). («Грааль» (§г а1), собственно, означает «блюдо»; по-видимому, это искаженное латинское §гас!а1е, в свою очередь происходящее от греческого Кга1ег, «чаша». Это Таинство достигает зенита в знаке Рака (см. Ату VII).

Ученику совершенно необходимо обходить эти круги символизма снова и снова, пока фигуры не сольются друг с другом до полной неразличимости в опьяняющем танце экстаза; только тогда он может считать себя достигшим способности участвовать в этом Таинстве и выполнить для себя - и для всех людей! - Великое Делание.

Но пусть он также не забывает о практическом секрете, сокрытом во всех этих продуваемых коридорах музыки, - о непосредственном приготовлении Камня Мудрецов, Лекарства Металлов и Эликсира Жизни!

 

 

XIII. СМЕРТЬ

 

Эта карта соответствует букве Нун, название которой означает «рыба»; это символ подводной жизни, жизни, движущейся сквозь воды. Зодиакальным соответствием является знак Скорпиона, управляемый Марсом, планетой огненной энергии в ее низшей форме, которой, следовательно, необходимо придать импульс.

«Смерть» объясняет идею алхимического гниения: так называют серию химических изменений, в ходе которых из начального латентного семени Орфического яйца развивается конечная форма жизни.

Знак Скорпиона - один из двух самых сильных в Зодиаке, но ему недостает простоты и интенсивности Льва. Его принято истолковывать на трех уровнях. На низшем уровне его символом является собственно скорпион, который, как полагали первые исследователи Природы, совершает самоубийство, оказав­шись в кольце огня или в иной безнадежной ситуации. Это алхимическое гниение в его низшей форме. Напряженность окружающей среды стала невыносимой, и подвергающийся нападению элемент соглашается под­вергнуться переменам. Так натрий, брошенный в воду, загорается и соглашается принять гидроксильный радикал.

На среднем уровне толкования символом и главной темой этого знака становится змей*

 

*Эту доктрину возрождения каббалисты зашифровали в Главах I и II «Книги бытия». NСhCh, Змей Эдема, имеет числовое значение 358, как и М8ЫСЬ, то есть Мессия Итак, в тайной доктрине он - Искупитель Этот тезис можно развивать долго. Чуть позже в Мифе та же доктрина появляется вновь, но уже с несколько другим символизмом Потопа, о котором в нашем эссе уже говорилось Конечно, Рыба в своей сущности тождественна Змею, ибо Рыба = nvn = Скорпион = Змей. Но Рыба - это еще и vesica, или Утроба, и Христос, и так далее В этом символе содержится вся Тайная Доктрина.

 

. Змей священен, он Владыка Жизни и Смерти, и его способ передвижения подразумевает ритмическую пульсацию этих двух фаз единого процесса, которые мы называем жизнью и смертью. Кроме того, как уже объяснялось, змей - главный символ мужской энергии. Из этого видно, что данная карта в очень строгом смысле является завершением карты «Вож­деление», Ату XI, а Ату XII представляет связывающее их растворение или разложение.

Высшим аспектом этой карты является Орел, представляющий собой возвышение над плотной материей. Древние химики понимали, что в некото­рых их экспериментах самые чистые (то есть самые разреженные) элементы получались в виде газа или пара. Итак, в этой карте представлены три важнейших вида алхимического гниения.

На самой карте изображена пляска смерти; и скелет, и коса - важные символы Сатурна. Это кажется странным, поскольку Сатурн не имеет видимой связи со Скорпионом; но он представляет фундаментальную структуру всего сущего. Он есть та элементальная природа вещей, которая не разрушается обычными переменами, свойственными Природе. Кроме того, скелет увенчан короной Осириса; он представляет Осириса в водах Аменти132. И более того, он и есть тайный мужской Бог-создатель - см. Ату XV. «redeunt saturnia regna».133 Лишь разложение Традиции, смешение с Сетом и культ Умирающего Бога, непонятый и искаженный Черной Ложей, превратили его в символ дряхлости и жестокости.

Взмахом своей косы он создает пузыри, в которых зарождаются новые формы, творимые его танцем; и все они тоже танцуют.

В этой карте важнейшее значение имеет символ рыбы; рыба (it реsсе, как ее называют в Неаполе и многих других местах) и змей суть два основных объекта почитания в культах, придерживающихся учений о воскресении или реинкарнации. Так, например, в западной Азии были культы Оаннеса и Дагона, богов-рыб; во многих других частях света было нечто подобное. Даже в христианстве самого Христа изображали в виде рыбы. Греческое слово которое, как напоминает Браунинг, «означает рыбу и очень уместно символизирует Христа», считали нотариконом, аббревиатурой титула «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Не случайно и то, что св. Петр был рыбаком. Евангелия полны описаниями чудес, связанных с рыбами; рыба посвящена Меркурию, поскольку она холоднокровна, быстра и отражает свет. Тут есть еще и сексуальный символизм. И, опять-таки, вспоминается функция Меркурия как проводника мертвых и непрерывного гибкого элемента в природе.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!