СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Сущность содержания образования и его исторический характер
Содержание образования выступает одним из основных средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый «разрез» образования, абстрагированный от технологии.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных целей, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки, которые должны быть достигнуты в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания, в которых закреплено духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Такое образование способствует социализации индивида и с этой точки зрения является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это - приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
|
|
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к содержанию образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского.
Так, И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к
воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
В.С.Леднев считает, что содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как триединое целостное личностное образование - усвоение опыта, воспитание и развитие.
По мнению Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, подлежащее усвоению содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.
|
|
С культурно-содержательной точки зрения образование представляет собой вид духовной рекапитуляции: «Двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, должен пройти каждый человек, рано или поздно» (Э.Лессинг). «Молодость всегда должна начинаться издалека, и, подобно отдельному человеку, пройти через эпохи мировой культуры» (И.В.Гёте).
Школа призвана помочь ребенку безболезненно войти в сложный мир через культуру. Я.Корчак отмечал, что «ребенок в этом мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание». Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.
|
|
Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и создает возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Традиционная педагогика целью образования считала формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества. Человек же являет собой единство трех сущностей: природной, социальной, культурной. Осуществляя образование, педагоги стремятся человека природного как можно быстрее сделать человеком социальным. Но между природой и социумом лежит культура, помогающая разрешить противоречие между природным и социальным началами в человеке. Поэтому вхождение ребенка в социальную жизнь должно осуществляться через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности (Е.В.Бондаревская).
|
|
В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Содержание образования носит исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, необходимых для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе, содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.
В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX веках в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждают «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи легли в основу таких течений в педагогике, как
«Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающих образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе исторического развития идея формирования целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, становится доминирующей и определяющей содержание образования.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1024; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!