АЛХАН-КАЛИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ И МАГАС (ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНОГО ПОИСКА)



ALKHAN-KALE THE CITY OF MAGAS (FROM THE HISTORY OF THE SCIENTIFIC SEARCH)

 

М.Т. Ахматова,

магистрантка 3-го г.о. направление «История»

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

M. T. Akhmatova,

Master's degree student of the 3rd G. O. direction " History»

Of the "Chechen state University»

 

В статье рассматриваются некоторые историографо- источниковедческие аспекты версии о отождествлении известного археологического памятника Чечни - Алхан-Калинского городища с аланским городом (столицей) Магасом, упомянутым в источниках конца раннего средневековья

Ключевые слова: Алхан-Калинское городище, Алания, город Магас, Масуди, история изучения, археологический аспект                               

The article deals with some historiography-source aspects of the version about the identification of the famous archaeological monument of Chechnya-Alkhan-Kalinsky settlement with the Alanian city (capital) Magas, mentioned in the sources of the end of the early middle ages

Keywords: Alkhan-Kale settlement, Alaniya, the city of Magas, Masudi, history of studies, archaeological aspect

 

 

В истории изучении одного из крупнейших аланских бытовых памятников Северного Кавказа I тыс.н.э. - Алхан-Калинского городища, давно привлекшего внимание исследователей (краткий обзор археологического изучения см.:[1])[3] одно из основных мест занимает вопрос его историко-культурной интерпретации и, главным образом, бывшее еще недавно едва ли неаксиомой в научной (и оставшееся до сих пор таковой в части местной краеведческой литературы)[4] утверждение о тождестве его с аланскойстолицей - городом Магасом, упомянутымв восточных источниках, выдвинутоев середине 60-х гг. прошлого века известным северокавказским археологом и историком В.Б.Виноградовым.Неуглубляясь сейчас в анализ всей связанной сэтой темой литературы(последнюю детальную сводку по этому вопросу в целом можно найтиу Е.И.Нарожного [26];см.также: [3]), рассмотрим некоторые историографо-источниковедческие вопросы археологической составляющей указанной версии.

Впервые, видимо, В.Б. Виноградов обратился к теме отождествленияАлхан-Калинского городища с Магасом в научно-популярной книге «Тайны минувших времен», вышедшей в 1966 г. [5, с.22]. Толчком к этому послужило, как представляется, началоисследованийна этом памятникев 1965 г., когда былизаложеныдванебольших разведочных раскопа общей площадью 36 кв.м. с материалами первых веков н.э. и, как тогда считалось очевидным, раннего средневековья в целом [1, с.65]. Любопытно, что в письме об этих раскопках, отправленном В.Б.ВиноградовымЕ.И.Крупнову почти сразу по их окончании в августе 1965 г., какое-либо упоминание о Магасе еще отсутствует (Архив ИА РАН, Ф-13, № 103). Похоже, что именно после этого исследователь, впечатленный масштабами памятника, занялся поисками соответствия такому незаурядному объекту в раннесредневековых письменных источниках. Косвенно время появления этой версии также подтверждается и ссылкой в работеВ.А.Кузнецова на газетную статьюВ.Б.Виноградова (опубликованную, очевидно, до появления указанной выше книги последнего в апреле 1966 г. [21, с.154]. На этоже время появления версии о Магасена Алхан-Кале указывает и С.Н. Савенко [27, с.119].

Безусловно, едва ли не определяющую роль в этом сыграло и существовавшее к этому времени в археологическойлитературепредставление о датировке Алхан-Калинского( впрочем, как и других городищЧечни) эпохой раннего средневековья(см., например: [20, с.113-114; 12, с.113], хотя еще в 30-х гг. XXвека первые исследователи того же Алхан-Калинского и других бытовых памятников на р.Сунже – А.П.Круглов, Г.В.Подгаецкий и др.датировали основной слойпамятникапозднесарматскимвременем.Эту точку зренияпозднееразделили тогда и другие археологи – Б.Е.Деген-Ковалевский, Е.И.Крупнов, В.Б. Деопик (Ковалевская)[2;16].

Однако уже в конце 40-х гг.прошлого века Т.М.Минаева после проведенных в 1945 г. разведок с сбором подъемного материала отнесла эти памятники к раннему средневековью (см. об этом: [24, с. 96]. На эти представления прежде всего и опирался в оценке материаловраскопок 1965 года и, соответственно, последующих летВ.Б.Виноградов, который в вышедшей незадолго до этого работе«Сарматы Северо-Восточного Кавказа» , ссылаясь в связи с хронологией Алхан-Калинского городища на первую из двух статей Т.М.Минаевой, писал: «В городищенском материале явственно выделяется керамика скифского времени и особеннораннего средневековья(подч. нами – авт.)» [4, с.116][5].Во всяком случае, через несколько десятилетий - в 1996 г.,уже в разгар полемики о локализации Магаса он прямо указывал,что«усмотрел руины ранней столицы алан» на месте Алхан-Калинскогогородища под влияниемТ.М.Минаевой[4].Правда, что имелось ввиду в этой ситуации под «влиянием» – не совсем понятно, поскольку последняя вопрос о локализации Магаса не затрагивала. При этом датировка памятника по Т.М.Минаевойуже тогда представлялась ошибочнойв светеисследований его материалов, проведенных во второй половине 50-х гг. XXв. Л.Г.Нечаевой и В.Б.Деопик (Ковалевской) (см., например: [16[6]; 17, с.78].

Первое же упоминание рассматриваемой версии в научном издании появилось, видимо, в 1968 г. при изложении результатов алхан-калинских раскопок в «Археологических открытиях 1967 года» [13, с.65-66; см., также :6, с.136]. Но не случайно тогда же Е.И.Крупнов в докладе об итогах полевых исследований 1967 г.на заседании сессииотделения истории АН СССР, поддержав проводимые В.Б.Виноградовым раскопки памятника, был весьма осторожен в оценках этой части его выводов: «Конечно, достоверность или ошибочность этой интересной гипотезы (об отождествлении с Магасом -авт.) должна быть проверена дальнейшими раскопками…» [19, с.17], однако уже следующий-1968 г. оказался последним годом раскопок В.Б.Виноградова на Алхан-Кале.

Таким образом, есть достаточные основания полагать, чтоАлхан-Кала была отождествлена с Магасом по сути априорно (ведь раскопки В.Б.Виноградова, как отмечалось выше, тогда только начались) и в дальнейшем исследователь рассматривалпамятник уже только под этим углом зрения.

Поэтому сегодня трудно однозначно согласиться с недавно высказанным мнением о том, что именно: «Итоги (подч. авт.) этих работ (1965- 1968 гг. – авт.) привели к формулировке В.Б.Виноградовым версии…, по которой именно данный городской центр и мог являться одним из основных и реальных претендентов на роль… Магаса» [26, с.4]- это, как мы попытались показать выше, произошло раньше. Кстати, заметим, что и самВ.Б.Виноградов в своем итоговом обращении к рассматриваемой теме (2006 г.) также писал, что указанная точка зрения появилась «в ходе (подч. авт.) достаточно широких и результативных раскопок…» [11, с.28], при этом оценкаосновногоархеологического материалаАлхан-Калы, как безусловно раннесредневекового, сформулированная им еще в 1977г.(7; см. также: 8), в конечном счете осталась прежней[10;11], хотя к этому времени уже были опубликованы материалы раскопок Зилгинского городища (Северная Осетия), кардинально изменившие существовавшие представления о хронологии бытовых памятников Центрального Предкавказья[15; 22].

НедавноЕ.И.Нарожный в упоминавшемся ранее историографическом обзоре о локализации Магаса еще раз вернулся к версииВ.Б.Виноградова[26]. Всецело соглашаясь с приведенным им утверждением об отсутствии монополии на познание истины в научных исследованиях, заметим все же, что при решении рассматриваемого вопроса военно-фортицикационные особенности Алхан-Калинского городища, которым ныне предлагают отвести решающую роль, не могут восприниматься изолировано отархеологическихреальностейрассматриваемогопамятника, а тем более превалировать над ними – фактически с этим соглашается и сам Е.И.Нарожный. Стоит также учесть, что алхан-калинские материалы последних лет такжеподтверждают правотуисследователей30-х гг прошлого века в понимание времени бытованияэтого памятника[23].

Можно, конечно, предположить вслед за уважаемым ученым, что та самая территория Алхан-Калинского городища, которая могла бы содержать археологические остатки времени упоминания Магаса письменными источниками,находилась в границах несохранившейся (исчезнувшей ,смытой, разрушенной природой) части - «цитадели», но в целом последняя по сравнению с размерами всего памятника была заведомо невелика – даже если отнести к ней обнаруженную недавно в пойме Сунжи в 150-170 м от коренного левого берега керамику из размытого культурного слоя [25, с.56], И где же тогда размещалисьэтисамые270 тысяч(пусть даже 27 тысяч – если допустить преувеличение источника- Джувейни!) находившихся в осаде жителей в 1238 г.? Кстати, заметим, что нынешние размерыгородища, включая внешнийоборонительный контур, составляют около 65 га, но не 100[см.:26, с.4].

Кроме того, напомним, что остатки этой возвышенной части- «цитадели» с частично сохранившимся еще во времена работы экспедицийГАИМК - ИИМК в 30-х гг. прошедшего века культурным слоем тогдаобследовались, но никаких «поздних» материалов по сравнению с остальными там зафиксировано не было- как, кстати, и на отдельно стоящей т.н.Бабушкиной горке [18 ;23]. Да и упомянутая выше керамика из поймы Сунжиоказаласьтипичной для Алхан-Калыпозднесарматского времени с примесью обломков поздней посуды периода существования на этом месте селения Кулары[25].

Что касается «ландшафтно-топографического» аргумента – непроходимых лесов и болот в окрестностях городища – Мааса (Магаса), упомянутых Джувейни в XIII в., то наличие последних по крайней мере вокруг основной его левобережной части, возвышающейся над территорией Чеченской равнины, вызывает сомнения, не находя, как уже отмечалось подтверждения в исследованиях почвоведов[25]. Да и огромный (не менее 5 тысяч курганов по А.А.Бобринскому) могильник первой половины I тыс.н.э. вокруг городища вряд ли способствовал бы сохранению лесной чащи. Кстати, если следовать логике сторонников активного функционирования Алхан-Калы во времена Магаса, то присутствие непроходимых лесов вокруг городища вызывает очевидный вопрос о числе его реальных обитателей и их хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня у версии «Алхан-Калинское городище – Магас» неясных и «слабых» мест меньше не стало.Однако, несмотря на скепсисв отношении археологических возможностей, полагаем, что продолжение изучения памятника может все же принести результат, во многом проясняющий ситуацию. Речь, в частности, идет отой самой центральной (некогда возвышенной) части памятника с еще сохранившимся пока остатком первого рва, исследование заполнения которого может внести ясность в хронологию некогда существовавшей здесь «цитадели» и приблизить к достижению искомого результата.

Литература:

1. Ахматова М.Т. Из истории полевого изучения Алхан-Калинского комплекса памятников в Чечне // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. Вып.11. Владикавказ, 2014.С.61-70

2. Ахматова М.Т., Мамаев Х.М. Из истории изучения керамики и вопросов хронологии средневековых бытовых памятников Среднего Притеречья в 30-40 –х гг.XX в. (исследования А.П.Круглова, Б.Е.Деген-Ковалевского, Е.И.Крупнова) //Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. Вып.12. Владикавказ. 2014.С. 84-94

3. Ахмадов Я.З. О некоторых итогах и вопросах в исследовании раннесредневековых городов Северо-Восточного Кавказа// роль северо-кавказских городов в социально-экономическом и историко-культурном развитии Кавказа. Материалы Всероссийского историко- этнографического форума, посвященного 200 – летию основания г.Грозного. г. Грозный, 3 октября 2017 г. Грозный, 2017.С.3-15

4. Виноградов В.Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа.Грозный.1963

5. Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966

6. Виноградов В.Б. Еще раз о месте убийства Михаила Тверского, речке «Горесть» и «Славном ясском граде Дедякове» // Ученые записки ЧИГПИ.26. Грозный, 1968.С.62-70

7. Виноградов В.Б. Алхан-Калинское городище// VIIКрупновские чтения. Черкесск.1977 год. Крупновские чтения 1971 – 2006.М., 2008. С.162-163

8. Виноградов В.Б. Историко-культурное толкование Алхан-Калинского городища // Археология и краеведение-вузу, и школе.Грозный, 1981.С.34-37

9. Виноградов В.Б. Т.М. Минаева в археологии Чечено-Ингушетии и в моей научной судьбе // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т.М. Минаевой (26-27 января 1996 г., Ставрополь). Ставрополь, 1997. С.21-23

10. Виноградов В.Б. Военно-фортификационные аргументы Алхан-Калинского Магаса (актуальный конспект) // МИАСК. Вып.2 Армавир, 2003.С. 99 -104

11. Виноградов В.Б. Российский Северный Кавказ: факты, события, люди. Книга регионоведческих статей, очерков и зарисовок.М., 2006

12. Виноградов В.Б., Марковин В.И. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР (материалы к археологической карте). Грозный, 1966

13. Виноградов В.Б., Козенкова В.И., КрупновЕ.И., Марковин В.И., Мунчаев Р.М. // АО-1967.М., 1968.С.65-68

14. ВисенгереевМ.Магас – город-крепость на Северном Кавказе// Вайнах.5.2009.С.81-86

15. Деопик Д.В. Керамика Центрального Предкавказья в I-IVвв.н.э. по материалам городища Зилги (Северная Осетия) // Материальная культура Востока.ЧастьII. М., 1988.С. 171-220

16. Деопик (Ковалевская) В.Б.Северокавказские аланы// Очерки истории СССР.Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III–IXвв.М., 1958.С. 616-632

17. Ковалевская В.Б. Кавказ – скифы, сарматы, аланы. Iтыс.дон.э. - Iтыс.н.э.М. 2005

18. Круглов А.П. Археологические раскопки в Чечено- Ингушетии летом 1936 года// Записки ЧИНИИЯИ.Т.I.Грозный, 1938. С.3-31

19. Крупнов Е.И. Десять лет деятельности Северокавказской археологической экспедиции в Чечено-Ингушской АССР// Археолого-этнографический сборник.Т.III.Грозный, 1969. С.7 – 20

20. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М,1962

21. Кузнецов В.А. Алания в X – XIIIвв. Орджоникидзе, 1971

22. Малашев В.Ю. Культурная ситуация в центральных районах Северного Кавказа во II-IVвв.н.э. // Три четверти века. Д.В.Деопику – друзья и ученики. 2007.С. 487-501

23. Малашев В.Ю., Мамаев Х.М. Раскопки Алхан-Калинского городища в 2014 году// Вестник Академии наук Чеченской Республики. 4(25). 2014.С. 65-72

24. Мамаев Х.М. Из истории археологического изучения Чечни (К 70-летию начала работы Чечено-Ингушской археологической экспедиции ГАИМК и Северо-Кавказской археологической экспедиции ИИМК) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 1.2008.Грозный, 2008.С. 90-99

25. Мамаев Х.М. К историко-культурной интерпретации Алхан-Калинского городища (археологические реалии) // Северокавказский город в региональном историческом процессе. Материалы международной конференции 18-19 сентября 2012 г. г. Каспийск, Республика Дагестан. Махачкала, 2012. С.54-57

26. НарожныйЕ.И.Локализация города Магаса «продолжает оставаться дискуссионной, а, возможно, и никогда окончательно не решенной» // Электронный научный журнал «APRIORI.Серия: гуманитарные науки». 4.2016. Доступ: WWW. APRIORI-JOURNAL.RU

27. Савенко С.Н. Разработка Кавказоведческой Школой профессора В.Б.Виноградова проблем археологии региона эпохи раннего и развитого средневековья (конец IV -XVв.н.э.) // Кавказоведческая школа В.Б. Виноградова. 50 лет в пути. Армавир, 2013. С.118 – 145

 

 

УДК 39

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 632; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!