Благодарение, возносимое Абу-л Фазлом, автором этого почетного труда, за счастье видеть сие царствование и долго служить Его Величеству, Царю Царей.



Сколь велико сожаление, что при восхождении Светила Удачи автор этого благородного труда пребывал в обители несуществования 1, а не возле украшения Божественного почитания [Акбара]; и как еще может он отдать долг благодарности за великую милость быть свидетелем эры Великого [Царя] — субъективно и объективно — правителя видимого и невидимого [миров] и одним из тех, на кого упал взгляд его расположения и руководства. И в сотни раз более признателен автор за то, что, еще не увидев священного гороскопа и не познав его благородных тайн и чудесного величия 2, смог понять лежащие за |48| пределами познания астрологической науки совершенную святость и могущество этого человека и преклонить колена перед Божественной мощью.

Хвала к хвале Господу за то, что мне не пришлось воздыхать, как это делал Имам-ал-калам Хассан-ал-аджам Аисан-ал-хакикат Хаким Хакани 3, по Владыке Века, необходимому для управления как видимым, так и невидимым мирами. Однажды Хаким Хакани написал такие стихи:

Говорят, что раз в тысячу лет
Мир посещает праведный муж.
Он приходил прежде нас, когда мы еще не явились из небытия,
Он придет после нас — мы уже в скорби закончим свой путь. [92]

В другом месте он говорит:

Время от времени, когда мир наполняется негодяями,
Нисходит с небес сияющий дух.
Хакани! Не жди в этом веке такого события,
Не сиди у дороги — позже придет караван.

Благословенная судьба даровала мне служение издающему вселенские указы и толкователю путей, и его милостивое покровительство и возвышенная доброта принесли утешение моей душе, смущаемой мирскими иллюзиями, безгласной в пустыне желаний. Не осталось ни привязанности к миру, ни тревог, когда я получил его милость, в полной мере равнозначную угождению Богу 4. Мой ум освободился от светских оков и ограничений мира и более не был тревожим сожалениями о прошлом и жаждой будущего 5. Далее в книге на должном месте я расскажу, как получил благословенное служение, как оказался под благодатной сенью милости и доброты, как был поднят на вершины достоинства и вознесен на Седьмое Небо 6 познания (марифат).

Комментарии

1. Абу-л Фазл родился 14 января 1551 г., следовательно, он был на 8 лет и 3 месяца моложе Акбара.

2. Автор имеет в виду предполагаемый факт, что истинный гороскоп Акбара стал известен не ранее 1583 г.

3. [Афзал-ад-дин Бадил бен Али Хакани Ширвани (ок. 1121 —1199) — знаменитый персидский поэт. Мастер панегирической касыды. Абу-л Фазл приводит почетные титулы поэта: Имам пера, Избранный среди персов, Язык мира истины. Цитируемые строки можно найти в четверостишиях Хакани:

С душою преданной в тысячелетье раз
Родится человек — таков преданья глас.
Один, наверно, был, когда мы не родились,
Другой появится, когда не будет нас.

Родник жемчужин / Пер. В. Державина. Душанбе: Маориф, 1986. С. 230.]

4. Абу-л Фазл был представлен Акбару на девятнадцатом году правления, в 981 г.х. (1574 г.).

5. Аллюзия к четверостишию Хакани. Абу-л Фазл имеет в виду, что, обнаружив истинного человека, он больше не тоскует по прошлому и не беспокоится о будущем.

6. Гарфат — рай. Это означает, прежде всего, высшую палату и, следовательно, используется для обозначения Седьмого Неба, или высочайшего места в раю. Абу-л Фазл имеет в виду, что близкие отношения с Акбаром возносят его выше, чем самая значительная должность или выдающееся звание. В списке мансабдаров он назван командующим четырьмя тысячами и обладает титулом Аллами. Баязид называет его Наваб.

Глава 13

Высочайшая родословная и перечисление достойных имен выдающихся предков Его Величества, Царя Царей.

Здесь приведены высокие имена сошедших с небес прародителей Его Величества, связанного с небесными предками 1 степенями возвышения и ступенями величия, каждый из которых пришел в этот мир как царь, Царь Царей, царетворец и даритель царств, и с дарованными Аллахом мудростью и истинной проницательностью правил миром так, как требовали справедливость и правосудие, и потому на земле остались после них отзвуки их добрых имен, и это — вторая жизнь, вернее — жизнь вечная 2.

1) Адам. Да пребудет он в мире!

2) Шис (Сиф)

3) Енос

4) Кенан [Каинан]

5) Махалаил (Малелеил)

6) Йарид (Иаред) [Ирад]

7) Ихнух (Енох)

8) Мафусал

9) Ламкан (Ламех)

10) Нух (Ной)

11) Яфис (Иафет)

12) Турк

13) Алинджа-хан 3

14) Диб Бакуи

15) Киюк-хан (Гаюк) [94]

16) Алинджа-хан

17) Мугул-хан

18) Кара-хан

19) Агуз-хан (Агур)

20) Кун-хан 4

21) Аи-хан

22) Ялдуз-хан

23) Мангали-хан (Манкали)

24) Тингиз-хан

25) Иль-хан

26) Киян

(Здесь перечисление прерывается.)

Потомки Кияна:

27) Тимур Таш

28) Мангали Ходжа

29) Ялдуз [Юлдуз-хан]

30) Джуина Бахадур

31) Аланква, дочь [Джуина Бахадура]

32) Бузанджар Каан 5, сын [Аланквы]

33) Бука Каан [Бука-хан]

34) Зутамин-хан (Дутамин)

35) Кайду-хан

36) Байсангар-хан

37) Тумана-хан

38) Качули Бахадур 6

39) Ирадам-чи Барлас

40) Сугудж-чи 7

41) Карачар Нуян 8

42) Ичал Нуян [Айджал Нуян]

43) Аланкир Бахадур (Айланьяр-хан) [Амир Айлангар-хан]

44) Амир Баркал

45) Амир Тарагай

46) Сахиб Каран Кутбу-д-дуния ва-д-дин Амир Тимур Гурган [95]

47) МиранШах 9

48) Султан Мухаммад мирза

49) Султан Абу Саид мирза

50) Умар [Омар] Шейх мирза

51) Захир-ад-дин Мухаммад Бабур Падшах 10

52) Насир-ад-дин Мухаммад Хумаюн Падшах

53) Абу-л Музаффар 11 Джалал-ад-дин МухаммадАкбар Падшах

Пусть не будет сокрыто и то, что благословенная родословная этих высокорожденных занесена на |49| страницы, рождающиеся из души передающих слова, записана и поведана увековечивающими языками в летописях эпох, поскольку со времен Ялдуза, являющегося двадцать пятым 12 предком Его Величества, о периоде от Иль-хана до Мангали Ходжи, насчитывающем 2000 лет 13, ничего нового не стало известно. Причина этого будет объяснена ниже.

От Адама до Иль-хана было 24 предка. Они были описаны историками, и краткий рассказ о них последует далее.

Дальновидные философы, со зрелым суждением и дарованной Богом мудростью изучившие летописи и обратившие постижение истины в святую обязанность, опиравшиеся в своих поисках только на факты, знают, что основанные на слухах и преданиях сведения о происхождении человека 7000 лет назад есть нечто не признаваемое мудрецами, которые размышляют о расцвете и закате мира и (могут судить обо всех особенностях) семи климатов 14.

На эти вопросы праведный и дальновидный разум после тщательного и беспристрастного изучения иногда дает отрицательный ответ, а иногда осмотрительность, — это пристанище спокойствия и местопребывание мудрости, — сдерживает как от признания, так и от отвержения.

Разум — слава мира — и заслуживающие доверия записи и достоверные источники сведений о мире, такие, как древние книги Индии, Катая (Хита), и другие, сохранившиеся в водоворотах событий и с которыми согласуются принципы астрономии и результаты астрономических наблюдений (а это надежные свидетельства), а также последовательный ряд биографий мудрецов тех стран и цепь мнений этих ученых (философов) убеждают, что начало мира и смертных и исток проявлений Божественных [96] свойств обнаружены не были. Либо [мир] вечен, как считали многие древние философы, либо настолько древен, что может считаться вечным. |50|

Секта Сиурха 15 (Джайны), известная во всех частях Индии своим аскетизмом, суровостью и ученостью, подразделяет время, называемое кала, на два периода. Первый — Авасарпини(нисходящий цикл), т.е. период, начало которого радостно, а конец печален, и второй — Утсарпини (восходящий цикл), т.е. противоположный первому. Каждый из этих периодов подразделяется на шесть частей, называемых ара 16. У каждой ары есть свое наименование в соответствии с ее особенностями.

Первая ара в Авасарпини называется Сухман-сухман. Значение удвоения заключается в том, что эта часть приносит радость за радостью и счастье за счастьем. Продолжительность этого счастливого времени — четыре коракор-сагара. Название второй ары — Сухман, т.е. время блаженства и радости. Ее продолжительность — три коракор-сагара. Название третьей ары — Сухам (Сухман) Духман, т.е. много печали и несчастий во время радости. Ее продолжительность — два коракор-сагара. Четвертая ара называется Духман-сухман, т.е. радость и свобода от забот рождаются во время бед и печалей. Ее продолжительность менее одного коракора — 42 000 лет.

Пятая ара — Духман — противоположна второй — Сухман. Продолжительность этой ары — 21 000 лет. Шестая ара — Духман-духман — противоположна первой. Ее продолжительность также 21 000 лет. Названия ар второго периода (Утсарпини) такие же, но первая ара соответствует шестой аре первого периода, вторая — пятой, третья — четвертой, а четвертая — третьей, пятая — второй, а шестая — первой аре первого периода. Они [члены секты Сиурха] считают, что в настоящее время две с лишним тысячи лет пятой ары первого периода прошли.

Да будет известно, что арифметики Индии называют число 100 000 — лак, десять лаков — праюта, десять прают — один крор, сто кроров — один арб 17, десять арбов — один кхарб, десять кхарбов — один никхарб, десять никхарбов — один махасарадж, или падм, десять падмов — одна санкха, и десять санкх — один самудр, или коракор. [97]

Да будет известно, что они считают, что в давний период в определенном месте вначале были рождены сын и дочь, — мнение, распространенное и среди нас 18.

Эта секта считает также, что волосы младенцев в районе Дели |51| в 4096 раз грубее волос тех, кого они называют джугли (югала) 19. И еще они говорят, что если необычайно тонкие волосы семидневного младенца джугли разделить на мельчайшие части, наполнить ими пропасть (букв. “колодец”) в 10 миль глубиной, шириной и длиной и удалять по одной частичке в сто лет, то время, за которое пропасть будет опустошена, [составит период, который] носит название палупам (палия). И когда десять самудров — объяснение термина уже было дано — палупамовпройдут, это будет период сагар. Продолжительность вышеупомянутых циклов превышает, по их мнению, возможности расчетов или описания. Они считают также, что для управления видимым и невидимым мирами каждые шесть ар двадцать четыре достойных человека (адам) выходят из скрытого мира в проявленный, а затем уходят. Имя первого из них — Адинатх, и они называют его также Рагунатх. Власть этого избранного Богом длится 50 кроров лаков сагаров. Имя последнего Махавира. Его власть длится 20 000 лет, 2000 из которых уже прошли. Секта верит, что эти двадцать четыре приходили в наш мир уже много раз и придут еще много раз.

МНЕНИЯ БРАХМАНОВ

Индийские брахманы, учению и практике которых следуют большинство индийцев, сходятся во мнении, что мировые циклы состоят из четырех юг. Первую, продолжительностью 1 728 000 лет, они называют сат-юга. В это время каждое отдельное действие человечества правильно, а высокопоставленные и низкие, богатые и бедные, великие и малые делают истину и справедливость своим законом и являют путь и речи, угодные Богу. Естественная продолжительность жизни человека в этой юге – д100 000 лет.

Вторая юга называется трета и длится 1 296 000 лет. В это время три четверти человечества следуют путем, угодным Богу, а естественная продолжительность жизни составляет 10 000 лет. [98]

Третья юга называется двапар и длится 864 000 лет. В это время половина человечества говорит и действует справедливо, а естественная продолжительность жизни равна 1000 лет.

Четвертая — кали-юга. Ее длительность — 432 000 лет. Три четверти смертных следуют по ложному пути и пути несправедливости. Естественная продолжительность жизни — 100 лет.

Эта школа [брахманы] твердо верит, что источник жизни человечества и создатель существ время от времени из-за тайного занавеса и небытия приводит во дворец проявления и существования аскета и мудреца и делает его орудием созидания мира. Этого могущественного зовут Брахма. Они верят, что Брахма живет 100 лет, каждый его год |52| состоит из 360 его дней, и каждый день 20 и каждая ночь равны тысяче раз по четыре юги (махаюга). По их мнению, число Брахм, приходивших в этот мир, не может быть познано человеческим умом, но они говорят, ссылаясь на авторитеты, что настоящий, нынешний Брахма — тысяча первый, и что 50 лет и половина дня 21 жизни этого чудесного существа в настоящее время уже прошли.

Автор сего Божественного шедевра написал изложение этих двух учений согласно переводу ученых и благочестивых индийцев 22, почерпнутому из их благословенных трудов. Также в сочинениях шейха Ибн Араби 23 и шейха Саад-ад-дина Хамуи 24 — великих святых и мастеров изложения и поэтического вдохновения — в объяснении Божественных (Илахи) дней и Раббани25 дней утверждается, что каждый Раббани день составляет 1000 лет, а каждый Илахи день — 50 000 лет. Автор “Нафаис-аль-фунун” 26 рассказал, что в историях Катая написано, что со времени Адама Абу-л-башара (Отца человечества) до наших дней (т.е. времени, когда об этом писал автор “Нафаиса”), т.е. 735 г.х. (1334 г.), прошло 8863 вана (в тексте 863) 9800 лет.

Ван у них составляет 10 000 лет. Протяженность царства Аллаха так велика, что истинность этих рассказов и преданий не кажется невероятной. В нем могло быть много Адамов. Имам Джафар Садик (Да пребудет он в мире!) утверждает, что существовала тысяча тысяч Адамов до Адама, который был нашим отцом. И шейх Ибн Араби говорит как о вероятном, будто после Божественной (Раббани) недели, составляющей 7000 лет, или времени цикла правления семи планет 27, [99] прекратила пить воды жизни одна раса, и другой Адам облачился в одежды существования.

И сейчас, закончив длинную речь по незначительному вопросу, я продолжу описывать в этой славной летописи, воздерживаясь от чрезмерной пространности 28, благословенные биографии тех 52 прародителей 29, которые жили от Адама до Его Величества, Царя Царей, что может послужить приумножению знания. Поскольку я знаю, что это описание величия явится дополнением к рассказу о Его Величестве, Царе Царей, я буду говорить об этом с краткостью, украшающей автора.

Комментарии

1. Абаи алви — возвышенные отцы, то есть семь планет.

2. В оригинале список дается в другом порядке, начиная с Акбара.

3. Некоторые авторы приводят вариант Алминджа [или Илчи]. Вероятно, Алинджа — внук, а не сын Турка, и его отцом был Тутак.

4. Кун значит солнце, Аи — луна, а Ялдуз — звезда. Абу-л Фазл в своем рассказе об Огуз-хане называет их братьями и также упоминает Тангиза (море) как еще одного брата.

5. Каан — хакан, т.е. великий хан.

6. Вариант имени — Каджули. Брат-близнец Кабал-хана, предок Чингиз-хана. Стал главнокомандующим в соответствии с толкованием его (Канули Бахадура) сна отцом, Тумана-ханом (см. гл. 15).

7. Пишется также Сугу-джиджан. Возможно, это означает “мудрый”.

8. Пишется также Ну-йин [Нойон]. Слово означает на монгольском “царский сын” или “принц”, а также “вождь” или “полководец”.

9. [Миран Шах Султан мирза, третий сын Тимура.]

10. Гульбадан упоминает, что Бабур принял титул Падшах после рождения Хумаюна.

11. В предисловии к персидскому переводу “Махабхараты” (Британский музей, № 5638, л. 8.) Абу-л Фазл называет его Абу-л Фатх, и это же имя приводится в документе, составленном отцом Абу-л Фазла Мубараком. Там он также назван Гази. Полное имя правителя, приводимое во вступительных стихах “Тафсир-и-Акбари”, или “Великом комментарии”, который он преподнес Акбару в 982 г.х. (1574 г.), — Абу-л Фатх Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар Шах Аль-Гази. С другой стороны, Файзи (Нал у Даман. Калькутта, 1831. 24) называет Акбара Абу-л Музаффар Джамал-ад-даула у Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар. Возможно, Музаффар — первоначальное имя, измененное на Фатх после побед в Бенгалии и для соединения его с названием любимой резиденции Акбара, Фатхпур Сикри. Слова “Музаффар” и “Фатх” синонимичны, одно означает “победа” или “победоносный”, а другое — “победа”. Название “Акбар-наме” имеет двойное значение; оно может означать как “История Акбара”, так и “Великая (или Величайшая) Книга”. Возможно, имеет значение, что и Абу-л Фазл, и его брат опустили титул Гази, присвоенный молодому Акбару после [нанесения] поражения Хему.

12. Список, приведенный автором, начинается с Акбара, и Ялдуз — это его двадцать четвертый джадд, или предок.

13. Впоследствии будет отмечено, что Абу-л Фазл сильно преувеличил время пребывания мугулов в Ирганакуне. Оценки других историков колеблются между 400 и 500 лет.

14. Букв, “наблюдают за весной и осенью четырехстороннего сада (т.е. мира) и знают диапазон семи групп, начиная с самой высокой и заканчивая самой нижней нотой — анджуман”. Я полагаю, что имеются в виду климаты, а не планеты.

15. [Очевидно, имеется в виду название одной из подсект в джайнизме. В последующем изложении Абу-л Фазла ошибка: Утсарпини — восходящий цикл — предшествует Авасарпини — нисходящему циклу. Не совпадают с традиционными и названия юг. Вероятно, Абу-л Фазл пользовался каким-то неизвестным нам оригинальным источником.]

16. Санскритское ара — спица в колесе времени.

Ошибка в тексте: один арб равен десяти крорам.

100 000 лак

1 000 000 праюта

10 000 000 крор

100 000 000 арб

1 000 000 000 харб (кхарб)

10 000 000 000 нихарб (никхарб)

100 000 000 000 махасарадж, или падм

1 000 000 000 000 санкха

10 000 000 000 000 самудр, или коракор

20. Согласно мусульманскому преданию, Ева каждый раз производила на свет близнецов — мальчика и девочку.

19. Санскр.yugala— пара. Я не знаю, почему названо число 4096; 4696 приводится в “Аин-и-Акбари” как период, прошедший со времени правления Юдхиштхиры до сорокового года правления Акбара. Возможно, 4096 — это неверно написанное число 4696. Смысл сказанного заключается в том, что волосы, которыми предлагается заполнить пропасть, будут невыразимо тонкими, т.к. волосы ребенка югала в 4096 раз тоньше, чем у ребенка из Дели, а волосы семидневного ребенка югала еще тоньше.

20. Слово “день” используется здесь в двух значениях: как сутки и как противоположность ночи. 1000 махаюг — явно округленное число, более точная величина — 980: каждый Ману существовал 70 кальп (согласно другому источнику — 71), или махаюг, 14 Ману последовательно приходят в течение одного дня Брахмы, продолжительность которого — 70 х 14 = 980 [кальп].

21. В “Аин-и-Акбари” говорится, что первая половина дня полностью еще не истекла. 14 Ману проходят в течение каждого из дней Брахмы. За 50 лет прошло 50 х 360 х 14 = 252 000 Ману, Но в течение первого дня пятьдесят первого года прошли только шесть Ману и только часть времени седьмого Ману, а именно 27 кальп, 3 юги и 4700 лет четвертой юги. Если это верно, то седьмой Ману существует большую часть своего времени, т.е. 43 кальпы из своих 70.

22. В другом месте Абу-л Фазл сообщает, что получил информацию о джайнах от ученых людей из ордена шветамбара, и говорит, что не нашел точных сведений о доктринах дигамбара (небесные покровы).

23. Вероятно, автор здесь имеет в виду Мухий-ад-дина Ибн-ал-Араби, автора “Фусус ал-хикам” (“Геммы мудрости”). Он был также автором “ал-Футухат ал-маккийа” (“Мекканские откровения”) [См.: Геммы мудрости / Пер. с араб. А.В. Смирнова // Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Приложение. М., 1987. С. 90—118; Ибн ал-Араби. Мекканские откровения / Пер. А.Д. Кныша. СПб., 1995.]

25. Вероятно, Саад-ад-дин Мухаммед Бен Аль-Муайяд Хамуи (умер в 650 г.х. [1252 г.]).

25. Раббани, рабби — форма единственного числа слова рубуб, означает “тысяча”. Во Втором послании Петра (3:8) мы находим выражение: “...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день”.

26. Это энциклопедия, созданная Мухаммадом бен Махмуд-ал-амули. Здесь сообщается, что 863 вана 9800 лет прошло со времен Адама до 735 г.х. (1334 г.). Соответственно 1003 г.х. (1594 г.) — сороковой год правления Акбара, и дата в “Аин-и-Акбари” будет соответствовать 864 ванам и 60 годам (1594 минус 1334 равно 260 годам), так что этот подсчет почти полностью согласуется с тем, о котором говорит Абу-л Фазл, для 1334 г., т.е. 8863 вана 9800 лет. Но в “Аин-и-Акбари” он утверждает, что, согласно эре Китая, 8884 вана и 60 лет прошло со времени создания его труда, т.е. после сорокового года правления Акбара.

27. Здесь, вероятно, ошибка. Цикл планет обычно насчитывает гораздо больше, чем 7000 лет. Возможно, Абу-л Фазл имеет в виду, что каждый Раббани день — 7000 лет, и, таким образом, Раббани неделя составляет 49 000 лет. Если это так, то перевод должен быть: “Через неделю Раббани дней”. [Здесь Беверидж противоречит себе, так как ранее он говорит о значении Раббани дня в 1000 лет, соответственно Раббани неделя — 7000 лет.]

28. Возможно, “не удовлетворившись большими книгами”. Абу-л Фазл может иметь в виду, что известные многотомные истории не приводят факты должным образом.

29. Абу-л Фазл позднее рассказывает, что эти 52 предка не заполняют промежуток между Акбаром и Адамом. Нет никаких данных о 25 поколениях.

Глава 14

Исчисление от Адама (Мир с ним!).

Известно, что он [Адам] пришел в жизнь около 7000 лет назад благодаря совершенной мощи Аллаха, без отцовских чресел и материнского чрева, и состоял из четырех элементов в равной степени. Его душа появилась на свет из дарующего источника и в совершенстве гармонировала с телом. Он был назван человеком (инсан) и получил имя Адам.

Тогда первый градус Козерога совпал с восточным горизонтом, и Сатурн был в том же знаке, Юпитер был в Рыбах, Марс в Овне, Луна во Льве, Солнце и Меркурий в Деве и Венера в Весах 1. Еще говорят, что в то время все планеты были в своих градусах кульминации, но это явно |53| не согласуется с астрономией, и возникает неясность относительно Меркурия. Кульминация Солнца — Овен, Меркурия — Дева 2. Но Меркурий никогда не отдаляется от Солнца больше чем на 27°. Как же они могли одновременно находиться в кульминации? Согласно известному астрологическому принципу, Меркурий заимствует природу любой планеты, связанной с ним, и, возможно, произошло так, что Меркурий был в аппликации 3 с какой-то планетой, находившейся в кульминации.

Адам был высокого роста, с вьющимися волосами цвета пшеницы и прекрасной наружности. Имеются различные сведения о телосложении этого праотца, но большинство сходится на том, что он был ростом шестьдесят локтей. Всемогущий Бог создал Хавву (библ. Еву) из его левого ребра и дал ее ему в жены, и от нее были дети. Историки рассказывали о нем много странного и невиданного, и хотя нет никаких сомнений в беспредельности могущества Аллаха, всё же люди опыта и практики, [101] изучающие законы природы, несколько сомневаются в истинности этих сведений. Говорят, что ко времени смерти он имел 40 000 потомков, и непосредственно его был сорок один ребенок, а именно: двадцать один мальчик и двадцать девочек, но некоторые утверждают, что девочек было девятнадцать 4. Самым выдающимся из детей был Шис (библ. Сиф).

Некоторые говорили, что Адам писал об эликсирах (?) (тафинат 5) и других оккультных науках. Например, сам просвещенный Шахразури 6 заявил в своей “Жизни философов”, что Адам умер в Индии и был погребен на горе, что находится на юге (острова) Цейлон 7 и теперь известна как Кадамгах-и-адам (след Адама, или Пик Адама). Он болел двадцать один день, а Хавва умерла, согласно одному преданию, через год, согласно другому — через семь лет и согласно третьему — через три дня после него. Шис, его наследник и душеприказчик, похоронил Хавву рядом с Адамом, и сообщается, что Нух перенес их гробы на борт ковчега во время потопа и впоследствии захоронил на Абу Кубайс 8. Согласно другой истории, они были похоронены в Иерусалиме, а согласно третьей — в Наджф-Куфе 9.

ШИС — МИР С НИМ!

Самый замечательный непосредственный потомок Адама был рожден после несчастья с Хабилем (библ. Авелем). Говорится, что всякий раз, когда Хавва была беременной, она рождала сына и дочь, но Шис был рожден один. Иклимия 10 — сестра-близнец Кабила (библ. Каин) была отдана ему (Шису) в жены. Когда Адам достиг тысячелетнего возраста, он сделал Шиса своим преемником и приказал всем подчиняться ему. Как наследник Адама, Шис, благодаря своему могучему разуму, управлял светским и духовным миром. Он всегда сохранял внешнее |54| равновесие и внутреннюю гармонию, и его потомки были единственными, кто пережил Всемирный потоп. Он назван Первым Урией 11, что на сирийском означает “учитель”. Он занимался медициной, математикой и теологией 12 и провел большую часть жизни в Сирии. Многие его потомки отошли от мирских дел и аскетами жили в уединенных жилищах. В возрасте 912 лет Шис оставил мир. Некоторые говорят, что он был внуком Адама, а его отец — Сулха, но эти домыслы лишены основания. [102]

ЕНОС

Он родился, когда Шису было 600 лет. Многие авторы говорят, что его мать — непорочно рожденная 13 и, подобно Адаму, облачена покровом жизни без посредства отца или матери. Согласно завещанию отца, стал его преемником и первым в этом цикле заложил основы верховной власти 14. Говорят, что Енос правил 600 лет. Согласно еврейской и христианской традициям, он жил 965 лет 15, согласно Ибн Джаузи 16 — 950 и согласно Кази Байзави 17 — 600. У него было много детей.

КЕНАН [библ. КАИНАН]

Кенан был самым просвещенным, удачливым и проницательным из сыновей Еноса. После смерти отца он, в соответствии с завещанием, управлял делами человечества и шел по пути своих прославленных предков. Он воздвиг здания Вавилона и основал город Сус 18. Ему приписывают устроение первых зданий и садов.

Численность человечества значительно возросла в его времена. Он мудро распределил людей (по земле), а сам с потомками Шиса обосновался в Вавилоне. Он жил 926 лет, но некоторые говорят, что он пил воды жизни (т.е. жил) 640 лет, а одна школа утверждает, что он утешал печали мира (т.е. правил) около века.

МАХАЛАИЛ [библ. МАЛЕЛЕИЛ]

Махалаил был лучшим из сыновей Кенана. Отец передал ему власть, |55| достигнув 900-летнего возраста. Он правил в течение 300 лет. А жил то ли 928, то ли 840, то ли 895 лет.

ИРАД (библ. ИАРЕД)

Ирад был наиболее разумным из сыновей Махалаила и по указаниям своего уважаемого отца управлял делами мира. Он построил каналы и водоводы и достиг возраста 962 или, по другим источникам, 967 лет.

Все эти патриархи семейства счастья жили при Адаме. [103]

ИХНУХ (библ. ЕНОХ)

Ихнух, в основном известный как Идрис, был выдающимся сыном Ирада, рожденным после смерти Адама. Он являлся младшим из сыновей Ирада, а по мудрости и уму [оказался] старше и превосходил всех в щедрости и отзывчивости. Он — первый законодатель после Шиса. Одни говорят, что Идрису было 100 лет, когда умер Адам, а другие — 360. Он был непревзойден в знании науки управления и в изяществе замыслов. Хотя некоторые приписывают все науки и искусства Адаму, всё же, согласно большинству, астрономия, письменность, прядение, ткачество и шитье были привнесены Ихнухом. Он познал мудрость от Агазимуна 19 из Египта, которого звали Вторым Урией.

Среди его высоких званий — Хармасу-л-Харамаса (Гермес Гермесов, или Гермес Трисмегист), и он также назывался Третьим Урией. Он достиг высокого положения в познании Бога и призвал человечество произносить молитву на семидесяти двух 20 языках. Он основал 100 городов 21, наименьший из которых Мадина-и-роха 22. Этот город находится в Месопотамии (Джазаир), хотя некоторые помещают его в Хиджазе (Petroea Arabia) 23. Населенный еще до времен Хулаку-хана, он, как говорят, разрушен им ради чести страны и благополучия людей 24.

Он (Идрис) обучал каждое племя и народ в соответствии с их способностями. Говорят, что он вел людей к почитанию Великого Света (Солнца), так как большинство из них, до его времени, существовали без его неиссякаемой мудрости и не приносили благодарности за этот огонь огней. Он рассматривал Солнце как источник зримого и незримого счастья и учредил большой праздник во время его перехода из одного знака Зодиака в другой 25, что является особым временем славы, и более всего — когда Солнце входит в знак Овна.

И всякий раз, когда планеты, которые кормятся со стола изобилия |56| его [Солнца] лучей, вступали в свои дома или достигали своих кульминаций, он [Ихнух] считал это [знаком] особого достоинства и благодарил Создателя за чудеса творения. Он рассматривал такие события как проявления благосклонности Аллаха и проводил все дни в служении святому духу и чистым формам. [104]

Он также построил египетские пирамиды, которые известны как Древние своды (Гумбаз-и-хараман). И в тех высоких строениях все искусства и их инструменты были изображены так, что, если знание о них будет утеряно, его возможно восстановить. Написано, что он поручил одному из своих знатных подданных заложить основание этих пирамид в то время, пока сам он пересекал весь мир, в конце пути возвратившись в Египет.

Абу Машар 26 из Балха рассказывает, что было много Гермесов, но наиболее выдающиеся — трое: 1) Хармасу-л-Харамаса (Гермес Гермесов), или Идрис, которого персы называют внуком Кайумарса; 2) Гермес Вавилонский, который построил Вавилон после потопа. Пифагор был одним из его учеников. Усилиями Гермеса Вавилонского науки, утерянные во время Всемирного потопа, были восстановлены. Он жил в городе халдеев (Калданин), называвшемся городом мудрецов Востока (Мадина-и-филасафа-и-машрик); 3) Гермес Египетский — учитель Асклинуса (Эскулапа) 27. Он был непревзойден во всех науках, особенно в медицине и химии, и провел много времени в путешествиях. Место рождения Хармасу-л-Харамаса (Идриса) — Маниф (Мемфис), теперь известный как Мануф 28 на земле Египта. До основания Александрии его называли городом философов. Когда Искандер (Александр) построил этот город [Александрию], он привлек сюда философов из Мемфиса и других мест.

Среди высказываний Ихнуха есть следующее: “Три наипревосходнейшие вещи — это правдивость в гневе, щедрость в бедности и милосердие в силе” 29.

Удивительные предания о его уходе из этого мира содержат хроники, но мудрецы не решаются принять их на веру. По одному преданию, ему было тогда 865, по другому — 405, а согласно третьему — 365 лет.

МАФУСАЛ

Мафусал — сын Ихнуха. У него было так много детей, что их трудно перечислить. После смерти отца он стал вождем племени и призвал людей к почитанию Аллаха. В возрасте 900 лет он родил сына, которого назвал Ламкан. После этого жил еще 290 лет. [105]

ЛАМКАН (библ. ЛАМЕХ) |57|

Ламкану в его время не было равных в возвышенности нрава, благородстве и добродетельности. После смерти отца он твердо взял власть в свои руки. Прожил 780 лет. Некоторые называют его Ламкан, а иные — Ламак или Ламах.

НУХ (библ. НОЙ)

Нух, сын Ламкана, рожден под знаком Льва через 126 лет после смерти Адама. Он был силен в путях религии и неизменно опирался на справедливость. История о призвании им человечества к почитанию Господа 30, о неповиновении народа, о потопе и т.д. хорошо известна. Историки упоминают три потопа. Первый произошел прежде существования нашего Адама. Просвещенный Шахразури говорит: “Адам принадлежит к первому циклу, который начался после того, как мир был опустошен первым потопом” 31. Второй потоп случился во времена Нуха и начался из печи 32 его дома в Куфе. Он продолжался шесть месяцев, и восемьдесят человек пребывали в ковчеге (кишти). Поэтому место, где они высадились и обосновались, называлось Рынок восьмидесяти (Суку-с-саманин) 33. Третий потоп 34 совершился во времена Мусы (Моисея) и был ограничен пределами Египта. Римские историки, рассматривая потопы, причисляют последние два также к мировым 35, но это явно не соответствует истине, поскольку в Индии, где хранятся книги тысячелетней давности, нет даже упоминаний об этих двух наводнениях 36. Чтобы не быть многословным, скажу лишь, что в самое короткое время умерли все спасшиеся на ковчеге, кроме семерых: Нуха, трех его сыновей — Яфиса (Иафета), Шама (Сима) и Иама (Хама) — и их жен. Нух поручил Сирию, Месопотамию, Ирак и Хорасан Шаму; Западные страны, Абиссинию, Индию, Синд и Судан 37 — Иаму; Китай, Склавонию 38 и Туркестан — Яфису. И по мнению историков, нынешние коренные жители тех стран являются потомками этих трех, и человечество со времен потопа происходит от них. Нух умер, когда ему было 1600 или 1300 лет. Имеются другие точки зрения относительно его возраста, в частности, что он жил 250 или 350 лет после потопа, и родился через 126 лет [106] после смерти Адама или в последний день жизни Адама, и сел на трон |58| водительства (т.е. стал пророком), когда ему было то ли 50, то ли 150, то ли 250, а может быть, 350 лет, а также, что он направлял простых смертных в течение 950 лет.

У Иама было девять 39 сыновей: Хинд, Синд, Зандж (Занзибар), Нуба, Канаан, Куш, Кабт (Копт) 40, Бербер, Хабш (Абиссиния), но некоторые писали, что Иам имел шестерых сыновей. Они опускают Синда и Канаана и называют Нубу сыном Хабша.

У Шама тоже было девять сыновей: (1) Арфахшад 41, (2) Кайумарс, который был прародителем царей Персии, (3) Асуд 42, который основал Мадаин (соединившиеся города Селевкия и Ктесифон) и т.д., Ахваз и Пахлу (Пелег (?) — его сыновья, и Фарс — сын Пахлу, (4) Иган 43, отец Шама (Сирия) и Рума (Малая Азия), (5) Бурадж 44, про которого историки не сообщают ничего, кроме имени, (6) Лауз (Луд (?), от которого происходят египетские фараоны, (7) Элам, который построил города Хузистана; Хорасан и Тамбал 45 — его сыновья, и Ирак — сын Хорасана, а Кирман (Кермания) и Макран 46 — сыновья Тамбала, (8) Арам, от которого происходит племя Ад, (9) Бузар, сыновьями которого были Азербайджан, Аран, Арман и Фарган.

Некоторые говорят, что Шам имел только шестерых сыновей и опускают Кайумарса, Бураджа и Лауза. Словом, имеется много несоответствий в сведениях о потомках Шама и Иама.

ЯФИС (библ. ИАФЕТ)

Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан. Когда Яфис с женой и семейством оставил Суку-с-саманин, чтобы отправиться в восточные и северные страны, которые были ему предназначены, он попросил отца научить его молитве, при помощи которой мог бы вызывать дождь всякий раз, когда это нужно. Нух дал ему камень, способный вызывать дождь, сказав, что произнес над ним Святое Имя (букв. “Великое Имя”), с тем чтобы глупец не мог [107] постигнуть и нарушить его заповеди, или, возможно, он действительно произнес Невысказанное Имя над ним 47. И в настоящее время у турков много таких камней, которые они называют йедаташ. Персы называют их санг-и-яда 48, а арабы — хаджару-л-матар (камень дождя). Яфис, отправившись в отведенные ему края, стал обитателем пустыни, и всякий раз, когда он желал, под действием силы того камня облако Божественной щедрости проливало дождь. С течением времени у Яфиса родились дети, и он установил среди них совершенные законы, которые стали утешением скудоумных и радостью возвышенных умов. Он оставил одиннадцать сыновей: Турка, Сина, Саклаба, Мансаджа 49, также называемого Мансак, Камари 50, также называемого Каймал, Халаджа, Хазана, Руса, Садсана, Газа 51, Яраджа 52. Некоторые книги упоминают только восьмерых сыновей, опуская Халаджа, Садсана и Газа. |59|

ТУРК

Турк был старшим сыном Яфиса, и тюрки называют его Яфис Оглан 53. Он превосходил всех своих братьев в мудрости, искусстве управления и заботе о своих подданных. После смерти отца занял трон верховной власти, был добр, мужествен и помогал угнетенным. Он [Турк] обосновался на месте, которое тюрки называют Сил-ук 54, или Саликай, где били теплые и холодные источники и простирались восхитительные луга. Он строил жилища из травы и дерева и возводил шатры, шил одежду из кожи (и меха) вьючных и хищных животных. В его времена была обнаружена соль 55. Один из его законов гласил, что сын [после смерти отца] не должен наследовать ничего, кроме меча, а дочь должна получить всё, что пожелает. Говорят, что он был современником Кайумарса, а поскольку тот стал первым царем Персии, значит, Турк являлся первым султаном Туркестана. Он жил около 240 лет.

АЛИНДЖА-ХАН 56

Алинджа-хан был лучшим из сыновей Турка. Когда годы Турка истекли, Алинджа-хана возвели на трон в соответствии с желанием вождей. Он сделал дальновидную мудрость основой своего правления [108] и провел свои дни в вершении правосудия. Состарившись, он удалился от мира (т.е. стал отшельником).

ДИБ БАКУИ

Диб Бакуи в соответствии с волей своего отца стал царем после его ухода.

КИЮК-ХАН

Киюк был достойным сыном Диб Бакуи. Когда отец простился с миром, трон ханства перешел к Киюку, который, зная обязанности верховной власти, правил в соответствии с ними.

АЛИНДЖА-ХАН

Алинджа-хан был сыном Киюка и стал прямым наследником после кончины отца. Он был расточителен в своей щедрости, и во время его правления тюрки, опьяненные мирскими благами, сошли |60| с пути мудрости 57. Через много лет у него родились сыновья-близнецы. Одного назвали Мугулом, а другого Татаром. Когда они достигли зрелости, он [Алинджа-хан] разделил царство на две части и дал одну половину Мугулу, а другую Татару. Когда их прославленный отец умер, каждый из них правил на своей территории в согласии с другим.

Поскольку возвышенный род (Акбара) никак не связан с Татаром и его <...> ветвями (поколениями), я пропускаю их и продолжаю рассказывать историю Мугула и его благородных потомков.

МУГУЛ-ХАН

Мугул-хан был мудрым князем. Он правил так, что подданные, всем сердцем преданные ему, старались служить достойно. Всего известно девять поколений мугулов, начиная с Мугул-хана и заканчивая Иль-ханом 58. Мугулы ввели в употребление Тукуз 59 (девять) и считают это число превосходным во всех отношениях. Создатель даровал Мугул-хану четырех сыновей: Кара-хана, Азар-хана, Кар-хана и Уз-хана. [109]

КАРА-ХАН 60

Кара-хан был старшим сыном и превосходил других в справедливости и искусстве правления. Он занял трон после своего прославленного отца и сделал своей летней (айлак) и зимней (кишлак) резиденцией Каракум 61 около двух гор по имени Иртак и Киртак.

АГУ3 62-ХАН

Агуз-хан, достойный сын Кара-хана, был рожден его старшей женой во времена его правления. Приукрашивающие рассказчики повествуют о том, как он сам дал себе имя, и о его продвижении по пути благочестия, чему рассудительный ум не расположен доверять. Этот, по общему признанию, просвещенный, набожный и справедливый правитель создал превосходные установления и законы 63, с помощью которых были примирены народы света и устранены противоречия эпохи. Среди тюркских правителей он подобен Джамшиду среди царей Персии. Благодаря своим талантам, мудрости, удачливости и врожденной храбрости он покорил страны Ирана (Персии), Туран 64, Рум 65 (Малую Азию), Египет, Сирию, Европу (Афрандж) 66 и другие. Многие народы пребывали в тени его благосклонности, и он ввел для тюрков названия, которые в обиходе и по сей день, такие, как айгур, канигли, кибчак (кипчак), карлиг, халадж 67, и т.д. Он имел шестерых сыновей: Кун (солнце), Аи (луна), Юлдуз (звезда), Кок (или Гок) (небо), Таг (гора) и Тангиз (море). Трое старших звались Бузмак, а остальные — Уджук 68. Его сыновья и сыновья сыновей образовали 24 ветви, и все тюрки происходят от них. |61| Термина “туркмен” в древности не было, но их [тюрков] потомки, которые пришли в Персию (Иран) и обосновались там [смешавшись с местным населением], внешними чертами стали походить на таджиков. Однако поскольку они не были таджиками, последние назвали их туркменами, т.е. подобными тюркам. Некоторые полагают, что туркмены — особое племя, неродственное тюркам. Говорят, что, после того как Агуз-хан завоевал мир, он возвратился в свое собственное поселение (юрат) и взошел на трон верховной власти, проведя Хусраву-подобный праздник [т.е. уподобился царю Хусраву], и наградил царскими подарками всех своих удачливых сыновей, преданных [110] сановников и других слуг и издал высокие указы и совершенные законы, которые стали руководящими принципами вечного процветания. Он постановил, чтобы правое крыло, которое туркмены называют бурангар, и право наследования принадлежали старшему сыну и его потомкам, а левое крыло, т.е. джарангар, и исполнительная власть (вакалат) принадлежали младшим сыновьям. Он постановил, что этот закон должен соблюдаться всегда, поколение за поколением; следовательно, по настоящий день одна половина из этих двадцати четырех ветвей связана с правым крылом, а другая половина — с левым. Он правил 72 или 73 года и затем простился с миром.

КУН-ХАН

Кун-хан занял место отца в соответствии с его завещанием и руководствовался в управлении и ведении дел собственным острым умом и мудрыми советами Кабал 69 Ходжи, бывшего везиром еще при Агуз-хане. Он так устроил своих братьев, детей и племянников, — коих насчитывалось 24, так как все шесть братьев имели по четыре сына, — что каждый признал свое положение и помогал в управлении государством. Он правил в течение 70 лет, затем назначил Аи-хана своим преемником и скончался.

АИ-ХАН 70

Аи-хан соблюдал законы своего прославленного отца, усилил справедливость дружелюбием, а мудрость сочетал с добрыми делами.

ЮЛДУЗ-ХАН

Юлдуз-хан был старшим сыном 71 и преемником Аи-хана. Он достиг высот всемирного правления и вершения правосудия.

МАНГАЛИ-ХАН 72

Мангали-хан был любимым сыном Юлдуз-хана и занял трон вслед за ним. Он посвятил себя |62| служению Аллаху и восхвалению благочестия. [111]

ТАНГИЗ-ХАН [ТИНГИЗ]

Тангиз-хан взял в руки бразды правления после смерти своего уважаемого отца и нес корону владычества в Мугулистане в течение 110 лет.

ИЛЬ-ХАН

Иль-хан был благородным сыном Тангиз-хана. Когда отец стал старым и слабым, он отдал Иль-хану управление делами и, ссылаясь на свой почтенный возраст, удалился от мира.

КИЯН 73

Киян был сыном Иль-хана и по таинственной воле Божественной мудрости стал избранником (маурид) превратностей судьбы.

Когда мудрый Господь желает довести драгоценность рода людского до совершенства, Он сначала дарует ему под личиной несчастий и неудач разные милости 74 и награждает его одеянием существования лишь после того, как некоторые великие и чистые сердцем станут его искуплением и жертвой (фида). О подобном рассказывается в истории Иль-хана, который, после того как верховная власть досталась ему, проводил свою жизнь согласно закону, предусматривающему управление внешним миром и размышление о реальном мире, и успокаивал сердца страдающих, но Тур, сын Фаридуна, обрел власть над Туркестаном и Мавераннахром (Ма-варау н-нахр) и в сговоре с Сунидж-ханом, царем татар и айгуров [уйгуров], пошел большой войной на Иль-хана. Армия мугулов под превосходным командованием Иль-хана ожесточенно сражалась, и многие тюрки, татары и айгуры погибли. В бою Тур и татары оказались неспособными к сопротивлению и бежали, однако пошли на военную хитрость: рассеялись и, проделав небольшой путь, укрылись в ущелье, а затем под покровом ночи внезапно напали на армию Иль-хана. Была такая резня, что никто из людей Иль-хана не спасся, кроме его сына Кияна, двоюродного брата Такуза 75 и их двух жен 76, которые укрылись среди убитых. Ночью они вчетвером отошли к горам и после многих невзгод и трудностей, пройдя долины и ущелья, вышли на изобиловавший плодами луг с целебными источниками. Пребывая в беспомощном состоянии, [112] они расценили эту счастливую находку как удачу и обосновались там. Тюрки называют то место Ирганакун 77 и говорят, что эти ужасные события случились спустя 1000 лет после смерти Агуз-хана.

Мудрый уразумеет, что сия невиданная участь предначертана планом создания этого сокровища, |63| Его Величества, Царя Царей, по которому положение искупительной жертвы было достигнуто, а тяготы изгнания, уединения и невзгод соединились таким необычным образом, что в результате редчайшая жемчужина — Его Величество, Царь Царей, — итог творения прославленного рода (табака) и также материал для этого памятника Божественного восхваления, — мог стать вместилищем всех стадий существования и быть ознакомлен с качествами человечности, которые лишь после этого и могли бы проявиться, и достичь духовного и мирского успеха, а на его пути никакое несовершенство (гирди) не приблизилось к его святости.

Киян и его спутники поселились в том месте, там произвели на свет детей, потомство которых со временем выросло в племена. Те, кто произошли от Кияна, назывались киятами, те же, кто были потомками Такуза, именовались дарлгинами. О потомках во время их пребывания в Ирганакуне — период около 2000 лет — ничего не известно. Возможно, в то время у них не было письменности. По истечении приблизительно 2000 лет, в последний период правления Нуширвана 78, кияты и дарлгины решили оставить это место, ставшее тесным для них. Вначале путь им преградила гора из железа. Изобретательные умы соорудили кузнечные мехи из шкуры оленя (гавазн — возможно, лося) и с их помощью расплавили железную гору и проложили путь. Затем они спасли свою страну от татар и других завоевателей, применяя силу оружия и изобретательность, и прочно закрепились на троне успеха и всемирного правления. Из того факта, что за 4000 лет 79 до этого события (т.е. исхода из Ирганакуна) было уже двадцать восемь великих предков и двадцать пять — через тысячелетие после этого, проницательные ученые догадались, что в течение 2000 лет (проведенных в Ирганакуне) сменилось двадцать пять поколений.

Надо помнить, что Мугулистан расположен на востоке, вдали от цивилизации. Путь до него составляет семь или восемь месяцев езды. На востоке его граница простирается до Катая (Хита), а на западе — до страны айгуров; на севере она касается Каргаза и Салика (Киргиза и Селенги (?), [113] а на юге примыкает к Тибету. Пищу этот народ добывает охотой и рыбной ловлей, а одежды шьет из кожи и меха диких и домашних животных 80.

ТИМУР ТАШ

Тимур Таш — благословенный потомок Кияна. Он был возвеличен верховной властью и правлением.

МАНГАЛИ ХОДЖА

Мангали Ходжа — достойный сын Тимур Таша. Он возвысил корону владычества и благоденствия и обладал диваном власти и правосудия.

ЮЛДУЗ-ХАН

Юлдуз-хан был просвещенным преемником Мангали Ходжи, который при появлении киятов и дарлгинов был вождем и правителем. Со времен Кияна его потомки правили поколение за поколением |64| в Ирга-накуне. Юлдуз-хан, благодаря счастливой звезде своей власти, взошел из-за горизонта [вечности] и цивилизовал племена мугулов. Он был могуществен и великодушен и среди семей мугулов отличался чистотой крови и знатностью, которые можно проследить в родословной до Юлдуз-хана.

ДЖУИНА 81 БАХАДУР

Джуина Бахадур был достойным сыном Юлдуз-хана и, когда чаша жизни его отца переполнилась, взошел на трон всемирного правления.

Комментарии

1. Козерог — ночной дом Сатурна, Рыбы — ночной дом Юпитера, Овен — ночной дом Марса. Между Луной и Львом нет явной связи, но возможно, что Луна рассматривается как везир или представитель Солнца, чей дом — Лев. Весы — дневной дом Венеры.

2. [Угловое расстояние между градусами кульминации Солнца (19° Овна) и Меркурия (15° Девы) составляет 146°.]

3. Иттисал [см. примеч. 3 к гл. 1].

4. Согласно мусульманскому преданию, Ева производила на свет близнецов при каждых родах,; кроме рождения Сифа [мус. Шис]. Он был рожден один, следовательно, всего Ева родила двадцать одного мальчика и двадцать девочек. См. рассказ о Сифе ниже.

5. Тафинат. Обычно это слово означает дурные запахи или запах разложения, но иногда оно имеет также значение настойки — тафин. В смысле настойки, возможно, тафинат употребляется здесь со ссылкой на упомянутое в предисловии к “Зафар-наме” предание о том, что изгнанный из рая Адам провел в горах острова Цейлон сто лет в молитве и раскаянии. Всё это время он плакал так обильно, что в лужах его слез выросли растения, и все они были лекарственными или ароматическими, подобно гвоздике, корице и т.д.

6. Это Имам Шамс-ад-дин Мухаммад Шахразури, упомянутый Амир Хондом в его труде “Халасату-л-ахбар”. Он автор книги, состоящей из двух частей: первая — рассказ о древних философах, вторая — о последующих после Мухаммада. Книга содержит 108 жизнеописаний. Очевидно, “Тарих-и-хукама” — второе название. Вероятно, книга была написана в Басре в 995 г.х. (1587 г.). Кроме того, он автор комментария к труду Шахраварди, философа, которого Саладин предал смерти в Алеппо в 587 г.х. (1191 г.). Персидский перевод “Тарих-и-хукама” был начат Максуд Али Табризи по приказу Акбара и закончен при Джахангире. В тексте Абу-л Фазла, кажется, использован “Тарих-и-хукама”; его рассказ о трех Гермесах в заметке о Енохе хорошо согласуется с персидским текстом Максуд Али. Шахразури — город в холмистой части Ирана и, очевидно, расположен близ поля битвы Арбелы. Абу-л Фазл дает Шахразур как название местности, которое обозначает город Зура — сына Зохака, персидского царя и основателя города.

7. Абу-л Фазл включает Цейлон в Индию (Индостан). Арабы называют гору, на которой был захоронен Адам, Рахун.

8. Абу Кубайс — гора около Мекки. Считается, что Ибрахим (Авраам) провозгласил на ней необходимость совершения паломничества.

9. Неджеф расположен приблизительно в 1,5 мили к западу от Куфы. [По преданию, город возник у места погребения Али.] Наджф означает высокогорье и курганы.

10. Многое в повествовании Абу-л Фазла о патриархах кажется заимствованным из “Раузату-с-сафа” Мир Хонда и “Хабибу-с-сияр” Хонд-е Мир (Хонда-мира), его внука, или из их источников. История Иклимии запечатлена в преданиях. Согласно одной легенде, Кабил [библ. Каин] убил Хабила [библ. Авеля] из-за нее, поскольку не желал, чтобы она стала женой Хабила. Ее имя пишется по-разному — Иклимия, Иклима, Каламна. После смерти Хабила Иклимия стала женой Шиса (Сифа).

11. [Урия (евр. “свет Божий”, “пламень Божий”, “Бог есть свет”). Ему приписывается изобретение букв. В суфизме Урия упоминается наряду с Хадиром и Идрисом как один из первых обладателей сокровенных знаний].

12. Это мусульманское разделение наук основано на классификации Аристотеля.

13. В “Раузату-с-сафа” говорится, что его мать была гурией.

14. Т.е. он был первым монархом. Он также, как считают, первым посадил пальмы.

15. Согласно Библии, Енос жил 905 лет [Быт., 5:11].

16. Его полное имя — Абу-л Фарадж Абд-ар-Рахман Али Ибн-ал Джаузи-л-бакри. Умер в 597 г.х. (1200 г.). Его работа называется “Мунтазам”.

17. Кази Насир-ад-дин Абд-ал-лах бин Умар-ал-байзави. Его работа называется “Низам-ат-таварих” и является общей историей от Адама до 674 г.х. (1275 г.). Известен как комментатор Корана.

18. Город в Хузистане, в древности столица Персии; Сузы Геродота и Священного писания. Согласно персидским легендам, он был основан Хушангом, внуком Кайумарса (Гайомарса). Мир Хонд приписывает его строительство сыну Каинана, Малелеилу, и говорит, что до правления последнего люди жили в пещерах.

19. Агатодемон. [У Бируни он упоминается как Асизас. Индия, 81.]

20. Число 72 часто встречается в мусульманском богословии. О Давиде [Дауде] говорят как об имевшем 72 ноты [тона] в своем голосе. Масуди говорит, что после потопа 72 языка были распределены следующим образом: Шам — 19, Йам — 17, Яфис — 36; общее количество 72 [Масуди. Мурудж, 78].

21. В “Тарих-и-хукама” говорится о 108 городах.

22. В тексте Зоха, но я принимаю Роха, предполагая, что этот город — Эдесса, Роха арабов и современный Орфа. Он находится в азиатской Турции, к востоку от Евфрата. Однако Эдесса не была, я полагаю, захвачена Хулагу-ханом и, конечно, не была разрушена, так как существует и поныне. Возможно, это город Риха или Риа на юго-запад от Алеппо. [Вероятно, город Ракка на реке Евфрат (Сирия).]

23. [Petraea Arabia— “Каменная Аравия”, территория на северо-западе Аравийского полуострова.]

24. Абу-л Фазл здесь имеет в виду уничтожение исмаилитов Хулагу-ханом, внуком Чингиз-хана, в середине XIII столетия.

25. Букв, “схождение торжества и обновление блаженства” — нузул-и-идж-лаль у тахвил-и-икбал.

26. [Абу Машар Джафар ибн Мухаммад ибн Умар ал-Балхи (ок. 786— 886 гг.). Был известен как астроном и астролог.]

27. [Мусульманская врачебная традиция различает Асклепия (Эскулапа), которого считают сыном Амура (а не Аполлона, как в европейской традиции), и древнегреческого врача Асклепиада (II в. до н. э.), которых часто называют одинаково — Асклинус.]

28. Мануф; но встречаются Манф или Минф (“Аин-и-Акбари”), соответствующие библейскому Нову [Иер., 46:19].

29. Это утверждение встречается в “Тарих-и-хукама” (Мир Хонд) в том смысле, что человек должен остерегаться произнесения в гневе слов, которые могут стать причиной его позора.

30. Коран, сура 71 [“Нух”]. Считается, что Ной изобрел накус — деревянный гонг.

31. Этот отрывок встречается в “Тарих-и-хукама”.

32. Это мусульманское предание [Коран, 11:42/40; 23:27]. “И закипела печь”, что созвучно тому, о чем говорят раввины: “вода кипела горячо”. [Шпейер X. Библейские истории в Коране. — Speyer H. Die bibliscenh Erzahlungen im Coran. Nachdruck - Hildesheim, 1961. Р. 103.]

33. Суку-с-саманин. Это было у подножия горы Аль-Джуди, т.е. горы Арарат [Аль-Джуди — гора в Северной Аравии. Позднее комментаторы перенесли это название на библейский Арарат в Курдистанских горах.]

34. Имеется в виду, очевидно, гроза с градом — седьмая чума Египта или, возможно, разлив Красного моря.

35. Шахразури описывает Ноев потоп как Вселенский.

36. Любопытно, что Абу-л Фазл утверждает, что не имелось никаких следов Ноева потопа в индийской летописи Сатьявраты, а само выражение “наводнение” часто отождествлялось именно с Ноем и потопом. Вероятно, Абу-л Фазл идентифицировал наводнение Сатьявраты с тем, которое произошло до рождения Адама, так как Сатьяврата принадлежал к началу сатъя-юги, а Абу-л Фазл, очевидно, отнес Ноев потоп к началу кали-юги и началу правления Юдхиштхиры, поскольку он дает 4696 лет как интервал между этими событиями и 40-летием правления Акбара.

37. Или “страна чернокожих”. Очевидно, Абу-л Фазл относит арабов к потомкам Хама.

38. В тексте Саклаб.

39. [В Библии названы четыре сына Хама: Хуш, Мицраим, Фут, Ханаан (Быт., 10:6).]

40. Соответствует библейскому Мицраиму.

41. Библейский Арфаксад [Быт., 10:22].

42. Ашур.

43. Возможно, Ифин, Икин и Икан. Видимо, последний вариант имени верен, т.к. вероятна связь с Икониумом (Конией) и с героем города, носившим такое же имя.

44. Нурадж.

45. Тумбел. Тембал-хана было также названием Ферганы [Бабур-наме, 181 а. Беверидж здесь отталкивается от стихов, в которых в действительности упоминается Султан Ахмад Танбал утарчи, современник Бабура, длительное время воевавший с ним и овладевший Ферганой в 1503 г.].

46. Мекран здесь, кажется, является приморской провинцией Белуджистана.

47. Маулави Абд-ал-Хакк Абид пишет об этом фрагменте: “Значение неясно. В тексте может быть ошибка. Это место может быть переведено как “я произнес над ним Великое Имя, чтобы простой человек, не имеющий к нему ключа, не мог нарушить твоего приказа” или как “он произнес Великое Имя над ним”. Общепринятое мнение заключается в том, что Ной запечатлел Великое Имя на камне, и, возможно, мы должны читать “высек на нем” вместо “произнес над ним” в последнем предложении. Друг отослал меня к цитате из Откровения (2:17): “и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает”.

48. [“Он притязал на умение вызывать дождь посредством камня яда” (Бабур-наме, 15 а). Яда — нефрит, которому приписывалась способность вызывать дождь.]

49. Очевидно, библейский Мешех [Быт., 10:2].

50. Библейский Гомер [Быт., 10:2].

51. Гуз или Гозз. Предполагаемый предок турков.

52. [Очевидно, имеется в виду Ирадж, младший сын Траэтаоны (Фаридуна), родоначальник иранцев.]

53. У тюрков Оглан означает “сын”.

54. В тексте Силул. Возможно, река Селенга, но описание больше подходит к озеру Иссык-куль (Горячая вода), которое в десять раз больше Женевского озера. Оно находится севернее Яркенда. Его воды не замерзают.

55. Открытие, как считают, сделано случайно его сыном по имени Тунаг или Тутак.

56. В других источниках — Аблучи-хан.

57. Это относится ко времени становления у них идолопоклонничества.

58. Этот род, как считают, закончился на Иль-хане, потому что в его времена род Мугула был почти истреблен.

59. [Токуз — тюрк, девять. Ср.: токуз — девять племен, название конфедерации уйгуров.]

60. Т.е. Черный князь. Абу-л Фазл умалчивает, что Кара-хан был умерщвлен собственным сыном Агузом.

61. Т.е. Черный песок. В тексте неверно указано Каракарам. [Очевидно, Беверидж ошибается, т.к. в тексте явно подразумевается Каракорум как город. Вероятно, соответствует древнемонгольскому городу Хара-Хорин, столице государства Чингизидов.]

62. В тексте Агур. По преданию, Агуз сразу после рождения отказался брать материнскую грудь, и его мать видела сон, в котором он сказал, что не будет разрешать ей кормить его грудью, пока она не примет ислам. Поэтому мать тайно приняла эту веру. Когда ему исполнился один год, он велел созвать тайное совещание для принятия решения по поводу его имени, которым стало имя Агуз. Всё это произошло задолго до рождения Мухаммада, но последний был только Печатью Пророков, а религия Ислама, как считается, существовала во все времена. Следовательно, фраза “Мир с ним!” применяется к Адаму и другим патриархам. [Тюрк, огуз — племя, род.]

63. Яса. В тексте баистахай, что является ошибкой. Наиболее известна Яса, или “Установления”, Чингиз-хана.

64. Это Туркестан или Трансоксиана. Считается, что название было дано в честь мифического Тура, сына Фаридуна.

65. Это может означать в целом Греческую империю [Византию] или только Малую Азию (Румелию).

66. Афрандж — в узком смысле название народа, а именно франков.

67. [В данном случае речь идет о названии этносов: уйгуры, канглы, кипчаки, карлуки, халадж. Возможно, халадж — аристократический род Йологэ.]

68. Уджук — Три стрелы (уч означает три, ук — стрела). Имя Бузмак, или Сломанный, дано трем старшим сыновьям, потому что они принесли три части золотого лука. Три младших принесли три золотые стрелы.

69. В тексте Иркил, но, по общему признанию, это противоречит другим рукописям.

70. Очевидно, он — брат Куна, тогда “прославленный отец” — Агуз.

71. Согласно другим мнениям, он был братом Аи-хана.

72. Мангала может означать “солнце” или “лоб” [но может декларировать самоназвание монгольского этноса].

73. Хотя раздел назван “Киян”, он повествует и о правлении Иль-хана.

74. Возможно, здесь игра слов мирад и мурад; первое означает “драгоценный камень, обладающий чудесными свойствами”, второе — “успех”[или “желание”].

75. Вероятно, Накуз более правильно.

76. В тексте не утверждается, что эти женщины были женами (используется слово харам). Это могли быть и сестры.

77. [Эргене-кун — букв, “крутой хребет”.]

78. Ануширван, царь Персии, в преданиях известный своей справедливостью, правил в 531—579 гг. Мухаммад поздравлял себя с тем, что был рожден (578 г.) во времена его господства.

79. Юлдуз-хан, при котором мугулы оставили Ирганакун, — двадцать девятый предок, отсчитанный от Адама, и их общее количество — двадцать восемь — должно считаться от двадцати пяти, живших до бегства в Ирганакун, плюс три, а именно — Киян, Тимур Таш и Мангал, являвшиеся единственными жителями того поселения, чьи имена сохранились. От массового исхода (около 579 г.) до написания Абу-л Фазлом “Акбар-наме” прошло около 1000 лет, и это время правления двадцати пяти владык, включая Акбара. Но как подсчитали, что число предков, живших в Ирганакуне в течение 2000 лет, оказалось двадцать пять? Скорее можно было ожидать пятьдесят. Но, вероятно, в этих вычислениях продолжительность человеческой жизни принималась вдвое больше той, что имела место позднее. Абу-л Фазл подсчитал, что от рождения Адама до сорокового года правления Акбара (1596 г.) минуло 7000 лет. От Адама до смерти Иль-хана прошло 4000 лет, и в этот период сменилось двадцать пять поколений. (Абу-л Фазл говорит о двадцати восьми, но включает сюда сына Иль-хана (Кияна), Тимур Таша и Мангали Ходжу, т.е. деда и отца Юлдуза, который происходит из Ирганакуна). За тысячу лет между эмиграцией и сороковым годом правления Акбара также сменилось двадцать пять поколений, и таким образом, очевидно, было подсчитано, что в период недостающих 2000 лет (необходимых для получения числа 7000) должно было смениться двадцать пять поколений. Другими словами, 7000 лет составляли: 4000 лет, во время которых продолжительность жизни одного поколения считалась 160 лет; 2000, когда жизнь поколения продолжалась 80 лет, и 1000 — 40 лет. Я, однако, не знаю, из какого источника взял Абу-л Фазл эти 2000 лет. Согласно преданиям мугулов (монголов), сражение с татарами произошло за 2000 лет до рождения Чингиз-хана (январь 1155 г.). Ни одно из этих утверждений не согласуется с хронологией Абу-л Фазла.

80. Это описание взято из предисловия к “Зафар-наме”.

81. Также пишется как Джубина и Чубина.

Глава 15


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!