Рассказ о восхождении Великого светила (Солнца) и о нисхождении Большого счастья (Юпитера) с небес благословения — о рождении Его Величества, Царя Царей и Тени Аллаха



Появление результата надежд из зародышевой сумки желания и света судьбы из благоприятной точки восхождения — священное рождение 1 Его Величества от возвышенной вуали и освященного занавеса Ее Высочества, вершины целомудрия, — примера скромности, — святости уединения, — потомка строгости, — святой века, — рассвета 2 эпох, — госпожи мира, — совершенного учителя 3, — образца чистоты, — примера прозрачности, — избранницы чистого расположения, — богатой изобилием верности, — принцессы чистоты, — мирового благословения, — волны вечного океана, — матери жемчужины 4 океана щедрости, — светильника святой семьи, — славы дома водительства, — фонаря стены 5 почитания, — свадебной палаты благословенного гарема, — центра покорности Аллаху, — ока вечного владычества, — опоры небесного трона, — пьедестала возвышения, — госпожи величественного помоста супружества, — принцессы алькова счастья, — избранного занавеса паланкина чести, — величественной вершины целомудрия, — великого дара небес, — сокровища Божественного милосердия, — главного лакомства Божественного стола, — высшего блага небесных даров, —- точки вращения щедрот и милостей, — величественной жемчужины власти и престижа, — весеннего цветка правосудия, — творения прекрасной картинной галереи, — великолепия святости и любви, — пламени величия и возвышения, — цвета дарований и достижений, — [43] избранницы 6 тайн руки 7 и сердца, — центра переплетения мудрости и бдительности, — связующего звена Божественного и человеческого, — прекрасного древа мира и чистоты, — благородного плода щедрости и предопределения, — отражающего истину зеркала, — выражения уверенности, — лестницы величия, — державы и религии, — корня тенистого дерева счастья, — благородной пальмы сада совершенства, — почтенного воплощения кротости и скромности, — сокрытой и завешенной честности и величия, — величественной ступени между скрытым и проявленным светом, — открывательницы утра судьбы и счастья, — закутанной в небесную вуаль, — Ее Величества Мириам-макани, — целомудрия церкви и государства, — Хамиды Бану бегам — да пребудет ее величественная тень вечно! — этой чистой наследницы известного святого 8, — полюса полюсов величия, — странника в пустыне человечества, — пловца в океане Божественности, — лампы сокровенных тайн, — ключа к сокровищам завоеваний, — собирателя роз 9 в садах откровения, — вьющейся гирлянды благоухающих трав истины, — настоятеля обители аскетизма, — виночерпия харчевни изобилия, — океаноподобного сердца, — в месте отдыха от лишений пьющего океан в харчевне единства, — погруженного в моря священных столкновений, — поглощенного молниями созерцания, — несущего факел покоев Пути, — проводника каравана на главной тропе истины, — высшего театра проявлений Божественной сущности, — света лучей Атрибутов 10, — торговца 11 секретами мастеров откровения и проявления, — испытателя сердец владетелей Божественных сообщений, — внимательного путешественника по сердцам и душам, — исследователя внутренних свойств и внешних форм, — рассеивающего тучи 12 тьмы, — сглаживающего письмена 13 беззаконий, — знающего связи между видимым и невидимым, — раскрывающего тайны проявления и сокрытия, —

Ось 14, приветствующая два полюса небес,
Обуздывающий тигров вожделения,
Шествующий, как лев, в лесах сердца,
Пьющий океан любви, первый слон,
Ахмад-и-Джам 15,
Пусть будет священной его могила, [44]

<...> произошло 16, когда высота Проциона 17 составляла 88°, и по прошествии 8 часов 20 минут с начала ночи 8 числа месяца абан 18 464 года эры Джалали, соответствующего 19 числу месяца исфандармиз 911 года старой эры 19, 5 числу месяца раджаб лунной эры 20 — в ночь на воскресенье (шаб-и-як- шамба), 6 числу месяца картик 21 1599 года индусской эры и 16 числу месяца тишрин-ал-аввал 22 греческой эры. Еще оставалось 4 часа 22 минуты 23 упомянутой ночи (в субботу или, точнее, в воскресенье 24). Это был благословенный город и счастливая крепость, Амаркот 25, находящаяся во втором климате и расположенная на 25° северной широты и 105° восточной долготы от островов Удачи. В это время армия падишаха отправилась покорять страну Татга (Синд), и паланкин счастья был направлен для привала в приятную страну и счастливую крепость, так как приближалось время появления света мира.

Среди необычных случаев, произошедших прямо перед появлением света счастья, был такой: перед упомянутым выше благоприятным [для рождения] временем мать почувствовала, что роды начались. Астролог маулана Канд, который по царскому приказу находился у порога целомудрия для того, чтобы составить гороскоп, пришел в смятение, так |19| как момент был неблагоприятным. “Совсем скоро 26 настанет великий момент, случающийся лишь раз в тысячу лет. Хорошо было бы задержать рождение”. Присутствующие возразили ему: “Что толку в твоем беспокойстве? На это невозможно повлиять”.

Но тут родовые схватки прекратились, и астролог успокоился, потому что неблагоприятный момент миновал. Причиной этого высшего благословения явно была деревенская повивальная бабка, приглашенная для исполнения своих обязанностей. Ее внешность была такой отталкивающей, что святая душа Мириам-макани почувствовала отвращение, которое она в силу честности характера не могла скрыть, и необходимость родов оставила ее. Но когда наступил избранный назначенный момент, маулана забеспокоился, как бы он не миновал. Наперсники гарема сказали ему: “Ее Величество 27 после великих страданий на какое-то время получила облегчение и теперь спит. Не стоит ее будить. Что бы ни предопределил Всемогущий Аллах, все происходит с Его благого соизволения”. Во время их разговора родовые муки [45] [вновь] охватили Ее Величество Мириам-макани и пробудили ее, и в тот [самый] благословенный момент появилась на свет в своей славе редчайшая жемчужина наместника Аллаха (Халифата).

Они расстелили ковер радости около балдахина целомудрия и занавеса чести и приготовились к радостному празднеству и ликованию. Скрытые в шатре, а также целомудренные обитатели царского гарема омыли очи надежды водой радости и окрасили брови желания басмой 28 веселья. Они украсили свои уши, до которых донеслись благоприятные известия, серьгами успеха, разрисовали лицо стремлений ярко-красным цветом удовольствия, окружили предплечье желаний браслетом цели, и, надевая браслет великолепия на танцующую ногу, вступили в театр наслаждения и радости, и увеличили силу восхваления и благодарности. Взмахами веера разбрызгали они масло и овеяли воздух руками, пахнущими сандалом. Темноволосые служанки освежили пол, вымыв его благовониями. Розовощекие девы придали новый блеск празднику, разбрызгивая розовую воду. Сладко улыбающиеся нимфы в красных одеждах завернули создание с серебряной душой в золото, рассыпая шафран. Пахнущие розами жасминощекие девы поощрили быстрых танцоров сандаловой пудрой. От золотых курильниц на краю ковра исходил аромат. Они открыли печи 29, наполненные алоэ и амброй. Музыканты создали волшебный экстаз, а сладкоголосые певцы запели магические мелодии.

И нежноголосые индийские девушки,
Величавые, как индийский павлин 30,
И китайские музыканты, пальцы которых подобны свету,
Пьянили без вина;
И чангисты 31 из Хорасана
Принесли покой отягощенной груди,
И певуны из земли Ирак 32
Вечные ловцы 33 радости.

Поистине, то было собрание, подобное соединению святых и праведников в совершенстве покоя и пиршеству возвышенных существ [происходящему] без вина и чаши. Небесные свидетели [46] незримо |20| присутствовали на этом празднестве, и зрители из высшего мира рассыпали перед ним стихи на безъязыком языке:

Что это за опьянение 34 без вина и кубка? —
Вино, что пьют из чаш, здесь не дозволено.

Разносились подносы с разнообразными фруктами, а столы были уставлены всевозможными лакомствами. Были пожалованы многоцветные почетные одежды, и преподносились хилат за хилатом 35. Что я могу сказать о веселье и радости, когда нет нужды в объяснении или описании? Если бы было возможно передать идею воплощения замыслов небожителей, то после долгих расспросов и исканий я мог бы сказать, что она облачена в величественную одежду бытия, Устроителя мира реальности и Расположителя внешнего мира, а также рассказать, как они привели его из сокрытой колыбели невиданных трудов и из священных внутренних палат в дивный свадебный зал проявления и к великолепному брачному ложу. Но описание небесного торжества и радости чистых духов — вне возможностей речи.

Как только свет славы соблаговолил прийти с востока судьбы, были посланы всадники и быстроногие гонцы сообщить жизнеутверждающие новости и радующие сердце вести в шатры удачи и лагерь славы. Он был расположен на расстоянии четырех фарсахов 36, но после той благословенной ночи армия на рассвете снялась с места и около полудня расположилась лагерем в очаровательном и целительном месте с чистой водой и восхитительными деревьями 37. Здесь Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни остановился на отдых, и несколько придворных были призваны и присутствовали.

Зеленые деревья, достающие своими вершинами до небес 38,
Отбрасывают тень на голову, осененную райской птицей 39.
Мелодичное пение луговых птиц
Наполняет радостными нотами пир.

Вдруг потемнело от [пыли из-под] копыт скачущих лошадей. Мехтар Сумбул 40, старый раб (гулам) Его Величества Джаханбани, [47] которому был пожалован добротой Его Величества, Царя Царей, титул Сафдар-хана (разбивающий ряды предводитель), заметив тьму, окутавшую светлое сияние двух миров, доложил об этом Его Величеству, который сказал: “Если эти всадники привезли новость о рождении света очей верховной власти, мы сделаем тебя предводителем тысячи”.

Царь земли мог бы пожаловать и семь климатов за такие радостные известия.

И с этой стороны быстрые всадники подхлестнули своих лошадей и поскакали вперед; наездники 41 на конях 42 благословения, приблизившись, громкими голосами сообщили радостные вести повелителю мира и смертным и возгласили, что славы свет взошел над горизонтом упования, что наступил рассвет утра воплощенной мечты в согласии с ожиданиями, и что кипарис весны судьбы вознес ее главу на высоту надежды. И тогда Его Величество опустил в поклоне голову и коснулся |21| челом пыли.

 

Корона возвышения выше небес,

Лик смирения на земле,

Стопы власти на Диване,

Голова восхваления в покорности.

Вознеся благодарность, он направился в лагерь и вступил в просторный зал 43 внимающих. Был объявлен праздник на весь мир, и возрождены обряды процветания. Барабаны радости и веселья зазвучали как ликование Кайкубада. Шатер был украшен по обычаю Хумаюна 44 — радостнее [убранства] пира Гайомарса и празднества Фаридуна 45.

 

О око! Приблизься и узри несравненную славу,

Увидь этот пиршественный зал изнутри и снаружи.

Если ты хочешь по достоинству оценить великолепие двух миров,

Посмотри на пышность пира Хумаюна.

[48] Старый мир облачился в новые листья и славу юности и возвысил печальную вселенную, во взрослении забывшую о радости.

 

Виночерпии взялись за кубки чистого вина,

Они заставили Илию испытать жажду по огненному источнику.

Что это было за вино, которое виночерпии наливали в чашу,

Что даже Мессия и Илия позавидовали и пожелали его? 46

Виртуозные музыканты играли на самых разнообразных инструментах, а сладкоголосые певцы очаровывали чудесными мелодиями. Арфисты ударяли по струнам успеха, лютнисты разрушали мировую печаль, чангисты связывали аккорды кольцом, флейтисты с сильным дыханием тянули гармоничные мелодии, исполнители на гиджаках 47 возносил сердца на вершину желании, доиристы 48 играли на зеркальной глади счастья, острословы блистали искусным красноречием, шуты заставляли собравшихся рассыпать жемчужины смеха. Покоряющие мир военачальники и украшающие войска полководцы с отрядами благословений отдавали честь, толпы великих и малых, мудрецов и слуг воздавали дань уважения. Философы, достойные похвалы Искандера, и астрологи, всегда пребывающие в Совете тайн наперсники секретов небес, составили гороскоп благословенного рождения в зеркале для просветленных разумов и доложили, что аспекты планет и их полные или частичные сближения 49 предсказывали долгую жизнь и великое восхождение Урожденного на пути верховной власти и ступеней Халифата, как показывает диаграмма 50, составленная на основании таблиц, краткое изложение которой представлено далее.

Точно так же Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни, который был весьма сведущ в математических науках и обладал всеобъемлющим разумом, чей проницательный ум был раскрывающим сердце зеркалом Искандера 51 и показывающей мир чашей Джамшида, произвел посредством своего возвышенного понимания чудесные расчеты и выводы из гороскопа Божественного шедевра. Он сравнил их с результатами, полученными другими мудрецами из знаков на небесах и указаний земных и небесных тел. Он обнаружил, что все они согласованы и соответствуют друг другу.

[49] Когда закончились грандиозные празднества, он (Хумаюн) |22| назвал эту священную жемчужину — в соответствии с уже описанными тайными посланиями и Божественными указаниями — своим высоким титулом и возвышенным именем и повелел, чтобы его вписали в списки благополучия и летописи счастья. Таким образом, разъяснение достоверного видения осуществилось через два года и четыре месяца! 52

Да будет славен Аллах! Приветствую небесное имя и величественный талисман, спустившийся с небес, державу света и славы, чье величие и чьи лучи охватили Восток и Запад.

Среди достоинств имени, которые полны чудес, есть одно, описанное в восхитительных трудах моего уважаемого старшего брата, энциклопедии внутренних и внешних совершенств, придворного поэта 53 Абу-л Файза Файзи. Через таинственную связь букв, образующих многозначительные сочетания 54 и отдельно или вместе 55 проявляющих свое воздействие, открывается, что указательные буквы (баийинат-и-хуруф) 56 слова афтаб (Солнце) дают в сумме число 223, что соответствует численному значению букв слова Акбар.

Тот же свет, что произведен украшающим мир Солнцем,

Исходит и с чела величественного Шаханшаха.

То, что Акбар родствен Афтабу (Солнцу),

Подтверждается доказательствами (баийинат) имен.

Другим радующим сведением об этом величественном имени является то, что знакомые с тайнами кабалистических знаний 57 и влияниями комбинаций букв, ведающие о тайном месте пребывания Божественной сущности 58 и откровений 59, осведомленные в прояснении и затемнении [значения] букв алфавита 60 с диакритическими знаками или без них, приписали каждому элементу по 7 из 28 букв абжад 61. Так равные пропорции букв этого священного имени являют сочетание четырех соединенных ступеней (т.е. четырех элементов) и говорят о сочетании четырех стадий Красоты, Величия, Щедрости и Совершенства. Таким образом, олиф есть Огонь, каф — Вода, ба — Воздух и ра — Земля. Если имя, в силу равновесия своей композиции, сложено из букв, среди которых нет лишних и нет недостающих, то [50] оно совершенно и законченно. И это определяет сущность носителя имени, обладающего прекрасными качествами, здоровьем, продолжительной жизнью, возвышением верховной власти и продолжающейся радостью.

И ещё одно обстоятельство проясняется в окне разума: хотя это Большое счастье (Саад-и-акбар — [в астрологии название планеты] Юпитер, здесь имеется в виду Акбар) может иметь врагов с различных сторон, все они будут разбиты и уничтожены. Ибо в сочетании и расположении букв этого имени присутствуют две срединные буквы — каф и ба (к и б); каф — водная и отгоняет небесных, огненных врагов, а ба — воздушная, разбивает ближайших врагов, земных 62. Воистину те, кто знает тонкости сокрытого, должны узнать таинственные подробности значения этого чудесного имени и воспользоваться щедростью его благосклонности и благодеяний.

Комментарии

1. Предложение, где слово “рождение” является подлежащим, продолжается после ряда эпитетов глаголом “произошло” на с. 44.

2. Базига — начинающий свой восход или грядущий.

3. Амозгар также означает “ученица”, но здесь, вероятно, используется в значении “учитель”.

4. Садаф — жемчужная раковина.

5. Хатим — в узком смысле этого слова “западная стена каабы”.

6. Нахба. Это может также означать “полный до краев бокал” или “обильный глоток”.

7. Сирр. Одно из значений — “линии на ладони руки”.

8. Автор здесь оставляет Мириам-макани и начинает прославлять ее отдаленного предка Ахмад-и-Джама.

9. Гульчин — садовник.

10. Иджла-и-маджали-и-анвар-и-сифатийя. Сифатийя — направление в мусульманской теологии. Но я не думаю, что Абу-л Фазл имеет в виду это. Использование слова затийя в предыдущей части предложения, кажется, указывает на то, что сифатийя здесь используется в смысле “атрибуты” или “принадлежащие атрибутам”. Ахмад-и-Джам был суфием, но не говорится, что он принадлежал к какому-то определенному ордену.

11. Сарраф — меняла или распознаватель фальшивых монет, тот, кто прикладывает философию к ходячей монете.

12. Инджила может означать прояснение.

13. Ср.: Книга пророка Исайи, 44:22 и Послание к Колоссянам, 2:14.

14. Кутб — полюс, обычное именование выдающихся святых.

15. Джам — город в Хорасане (северо-восточный Иран), около Герата. Ахмад-и-Джам — широко известный святой XI и XII столетий. Его полное имя Абу-Наср Ахмад ибн Абу-л-Хасан. Он обладал титулами Занда-пил (Жанда-пил), Яростный (или, возможно, Могущественный), Слон и Шай-ху-л-ислам. Его называют Намаки потому, что он родился в деревне Намак в районе Джама, или, по крайней мере, из-за того, что его семья происходит из этой деревни. Он родился в 441 г.х. (1049 г.) и умер в 536 г.х. (1141 г.). Согласно Абу-л Фазлу, Ахмад-и-Джам был предком матери Хумаюна, а также его жены Хамиды Бану.

По-видимому, отца Хамиды Бану звали Али Акбар, так как Низам-ад-дин говорит, что Ходжа Муаззам (которого он называет дядей Акбара по матери) был сыном Али Акбара. Согласно Абу-л Фазлу, Ходжа являлся лишь единоутробным или единокровным братом Хамиды Бану, но вполне вероятно, что Али Акбар был ее отцом, т.к. Низам-ад-дин говорит, что Али Акбар — потомок Хазрат Шайху-л-ислам Занда-пил Ахмад-и-Джама. Гульбадан называет Хамиду Бану дочерью мира Баба Доста. Очевидно, мир Баба — это и есть маулана Баба Дост Садр, упомянутый (Акбар-наме, I. 315) как слуга, к которому Хиндал был особенно расположен. Возможно, мир Баба Дост — это не полное его имя, хотя оно и встречается в “Акбар-наме”, и его также можно назвать Али Акбар. Гульбадан говорит, что мир Абу-л Бака принимал участие в бракосочетании, и что двести тысяч рупий было заплачено (или обещано) ему в качестве приданого Хумаюном. Абу-л Бака упоминается в “Акбар-наме” (I. 172). В том же томе (I. 174) упоминается и Ходжа Хиджри Джами (смотритель могилы Ахмад Джами (?) как тот, кто первым предложил этот брак. Рассказ Гульбадан о переговорах относительно брака подробен и интересен.

16. См. примеч. 1 к этой главе.

17. Шира-и-шамийя — Процион, альфа созвездия Малый Пёс. Сириус, альфу созвездия Большой Пёс, называют Шира-л-ямана.

18. Абан — восьмой месяц персидского года. Эру Джалали также называют Малики, потому что она введена султаном Джалал-ад-дин Малик-шах Сельджуки. Умар Хайдам был одним из астрономов, занимавшимся составлением этого календаря. Согласно одному мнению, эта эра начинается 5 шаабана 468 г.х. (15 марта 1076 г.), согласно другому — 10 рамадана 471 г.х. (15 марта 1079 г.). Улугбек замечал: “Здесь разница в 1097 дней. Причина этого нам неизвестна, но вторая точка зрения является общепринятой, и мы будем следовать ей”.

19. Это эра Яздаджирда [Иездигерда], названная так потому, что исчислялась с первого года его правления, т.е. с 632 г. н.э. Согласно Абу-л Фазлу, начало отсчета этой эры — вступление на престол Джамшида. Эры начинались заново с момента вступления на престол каждого царя, и эта получила название “эра Яздаджирда”, потому что он был последним персидским царем, внуком знаменитого Ануширвана, побежденным впоследствии мусульманами. Абу-л Фазл считает, что различие между двумя эрами — 447 лет. Эра Яздаджирда началась 16 июня 632 г. н.э. Исфандармиз — 12 месяц персидского года.

20. Абу-л Фазл здесь называет эру по хиджре халали — лунной. Дата соответствует воскресенью 15 октября 1542 г.

21. Это эра Самват, или Викрамадитья. Она началась в 57 г. до н.э., поэтому ее 1599 г. = 1542 г. н.э. Этот год отсчитывается, очевидно, с первого числа месяца картик, так что 6 число месяца картик соответствует 15 октября.

22. Тишрин (в иудейском календаре — тишри) был первым месяцем сирийского года в эру Селевкидов, соответствует нашему октябрю. Эра Селевкидов, которую также называют македоно-сирийской, началась 1 октября 312 г. до н.э.

23. Абу-л Фазл приводит два мнения относительно времени [рождения]. Вероятно, он пользовался двумя летописями.

24. Мусульмане считают начало дня от захода солнца.

25. Амаркот (Умаркот) — город в юго-восточном Пакистане, 25° 21' с.ш. и 69° 46' в. д. (от Гринвича). Гульбадан приводит написание “Амаркот”. Острова Удачи названы Улугбеком Вечными островами — джазаир-и-халидат.

26. В тексте стоит бад аз чанд саат — через несколько секунд.

27. Хазрат-и-махд-и-улия — букв. “Ее Величество возвышенного ложа” (или колыбели).

28. Васма (басма), вайда, или индиго (лат. Isatis). Черной краской, получаемой из листьев индиго, женщины на Востоке красят брови.

29. [На Востоке широко применяются переносные печи открытого типа — мангалы. Тлеющие угли практически не дают дыма и могут использоваться для сжигания ароматических трав и смол.]

30. Вероятно, значение заключается не в том, что павлины музыкальны, а в том, что индийские девушки грацией напоминали павлинов и к тому же обладали чарующим и мягким голосом.

У мусульман есть предание, что павлин был лишен своего голоса в наказание за то, что привел Еву туда, где был запретный плод (т.е. пшеница). Когда павлина изгнали из рая, он попал в Индию.

31. [Чанг — струнный ударный инструмент, род цимбал, известен на Востоке с глубокой древности.]

32. Ирак был персидской провинцией. Музыкальная тональность [ираки] получила свое название от этого слова.

33. Или “исполнители песен на пиршестве вечной жизни”, или “ловцы радости для вечной жизни”.

34. Я полагаю, имеется в виду опьяняющая власть музыки.

35. Хилат — верхняя одежда, больше, чем халат, т.к. она состоит, по крайней мере, из трех частей: тюрбана, халата и пояса. [Обычно преподносилась в знак особого расположения или как дипломатический дар.]

36. Фарсах — арабская форма от фарсанг или парасанг у Ксенофонта; около 4 миль.

37. Согласно Абу-л Фазлу, Хумаюн не добрался до этого водоема за один день. Его лагерь был в 16 милях от Амаркота, и наутро, когда произошло рождение, он снова двинулся на рассвете в путь и прибыл к месту привала, где была вода, лишь к полудню. Очевидно, он не получал известий до третьего дня, так как сообщается, что он услышал об этом через два дня после своего видения, которое произошло одновременно с рождением. Гульбадан говорит, что Акбар родился через три дня после того, как Хумаюн покинул Амаркот, и добавляет, что рождение произошло под неподвижным знаком Зодиака. [См. примеч. 5 к гл. 3.]

38. Букв, “трущиеся кронами о небеса”.

39. Зилл-и-хумай — тень Хумай, сказочной птицы, от имени которой образовано имя Хумаюн. Полагали, что Хумай предвещает корону тому, на чью голову упадет ее тень. Значение сказанного в том, что деревья были такими высокими, что в их тени оказывалась даже птица Хумай (феникс), считавшаяся высоко летающей.

40. Сумбул означает “гиацинт”. Сумбул упоминается в “Акбар-наме” (I. 224) под титулом мир атиш (руководитель артиллерии), а также как командир отряда мушкетеров. Мир атиш означает “артиллерийский офицер” или “глава артиллерийского ведомства”. Атиш саркар, или департамент огня, был одним из четырех ведомств, созданных Хумаюном в соответствии с числом элементов материи. В первом томе Абу-л Фазл называет его не Сафдар-хан, а просто Хан и мир атиш. Он был одним из тех, кто сопровождал Хумаюна в Персию. Он упоминается как Сафдар-хан, в третий год жизни Акбара принимавший участие в осаде Рантанбхура (Акбар-наме, I. 330). Сообщается (там же, III. 772) о том, что Сафдар-хан был назначен командовать тысячей в 45 лет. Титул мехтар часто встречается в персидских исторических трудах.

41. Гульбадан, как и Низам-ад-дин, сообщает, что новости были доставлены Тардибеком, и Хумаюн наградил его, простив прошлые прегрешения.

42. Рахш — знаменитый конь Рустама [героя “Шахнаме” Фирдоуси].

43. Возможно, имеется в виду, что он вошел в лагерь.

44. Игра на двойном значении этого слова, которое обозначает “августейший” и “священный”.

45. Гайомарс, Фаридун, Кайкубад — мифические персидские цари. Полагают, что Гайомарс (Кайумарс) был первым человеком, который обладал царской властью.

46. Эти строки принадлежат Файзи. Хизр — имя, данное мусульманами Илии. [Хизр или ал-Хадир часто объединяется в одном образе с Илией (Илийасом).]

47. Гиджак, гичак или каманча – небольшой струнный инструмент из группы смычковых.

48. Дайра-дастан. [Дойра — большой бубен, обтянутый кожей, с металлическими подвесками по внутренней стороне обода. Известен в Центральной Азии с древности и популярен по сей день.]

49. Иттисалат. [См. примеч. 3 к гл. 1.]

50. Имеется в виду гороскоп, составленный мауланой Кандом, представленный ниже.

51. Имеется в виду миф, связанный с маяком Фарос в Александрии.

52. С 4 раби ал-аввала 947 г.х. до 5 раджаба 949 г.х.

53. Файзи, старший брат Абу-л Фазла, был малику-ш-шуара — придворным поэтом; букв, “князем (царем) поэтов”.

54. Калимат-и-алийят. Кабалистическое выражение.

55. Дар алам-и-тажарруд у тараккуб — букв, “мир уединения и сочетания”. Я думаю, что это также означает отдельные буквы и сочетание букв, а не духовный и земной миры.

56. Баийинат-и-хуруф — указания или свидетельства букв. Абу-л Фазл здесь демонстрирует кабалистические знания. Известны 12 басат, или видов влияющих букв. [В русском языке нет термина, адекватно передающего значение арабского понятия хуруф (харф). В настоящем переводе для облегчения понимания текста использован термин буква.]

57. Румуз-и-джафар у таксир. Джафар означает “кабалистические знания” или “искусство тайн букв”. Говорят, что это название происходит от имени Джафар Садика, шестого Имама, но нет сомнений, что это искусство гораздо более древнее и пользовалось популярностью среди евреев. Таксир — букв, “разбивающий на части”, слово образовано от корня каср. Оно применяется в кабалистической науке, т.к. частично заключается в разбивании слов на составляющие их буквы, которые снова соотносятся с четырьмя элементами. Слово, вероятно, часто использовалось как синоним к слову джафар.

58. Хувийят — индивидуальность.

59. Таназзулат — букв, “спуск” или “схождение”.

60. Алам-и-нуранийят у зулманийят-и-хуруф — вселенная ясности и темноты букв. Букв. “разделение букв”, производимое практиками искусства джафар.

61. Абжад — использование 28 букв арабского алфавита как чисел.

62. 28 букв арабского алфавита разделяют на 4 класса:

Огненные: алиф, заль, шин, та, фа, мим, ха - 7

Воздушные: ба, та, сын, дад, нун, вав, йа – 7

Земные: ха, ха, ра, даль, айн, гайн, лам – 7

Водные: со, джим, зайн, сад, за, каф, каф – 7

Всего 28

Небесные враги, по всей вероятности джинны и демоны, которые, согласно мусульманской космогонии, были созданы из огня. Они представлены “а” (алиф), которая является огненной буквой. “Р” (ра), согласно некоторым классификациям, — земная буква и, таким образом, представляет земных врагов.

Глава 3

|23| Описание благоприятного гороскопа на время счастливого рождения в соответствии с высотами греческой астролябии

Приблизься к взвешивающему небеса наблюдателю,
Отнесись с пониманием к связи сфер,
Взгляни на прекрасный гороскоп
Господина Соединения 1,
Узри благосклонный договор двух миров,
Созерцай этот замечательный рескрипт,
Счастье счастья, свет света.

Когда завоевывающие победу штандарты покидали цитадель Амаркота, маулана Канд 2, астролог, обладавший великой проницательностью и совершенными способностями в науке об измерении положений светил, в понимании астрономических таблиц, составлении календарей и толковании положений звезд, был призван к дверям купола целомудрия (Мириам-макани, матери Акбара), чтобы наблюдать за счастливым временем и точно установить [благоприятный] момент рождения. В своем донесении в величественный лагерь он доложил, что согласно положениям светил и расчетам, основанным на таблицах Гур-гани (Канон Улугбека 3), гороскоп рождения был следующим. [52]

Диаграмма гороскопа Акбара 4. Урожденный – Воскресенье, 5 число месяца раджаба 949 г.х. (15 октября 1542 г.) около 2 часов ночи.

Хотя Дева — двойной знак 5, частично неподвижный и частично кардинальный, при внимательном рассмотрении этого фронтисписа счастья обнаруживаются два обстоятельства, указывающие на постоянство гороскопа. Одно заключается в том, что куспид Первого дома 6 находится в восьмом градусе [7° 7'] 7, т.е. в первой трети (декане) 8 знака [Девы], что, по мнению астрологов, означает постоянство. Другое заключается в том, что Дева — это земной знак 9, а неподвижность 10 — свойство земного элемента. Таковы указания на незыблемость трона верховной власти и прочность престола (маснад) Халифата. Более того, Меркурий, управитель Асцендента [восходящего знака Девы], в момент [53] этого счастливого рождения располагается около Большого счастья, Юпитера 11, т.е. Большое счастье находится около него, а Меркурий — это планета, которая приносит удачу, и большую удачу. Венера, Малое счастье, находится в доме Меркурия 12(Деве), а Меркурий — в ее доме, в Весах 13. Он означает ученость, знание, предприимчивость и острый ум; он находится одновременно 14 во втором [от Асцендента] знаке Зодиака и во Втором доме, который связан со средствами обеспечения и поддержания жизни 15. Он дарит Урожденному 16 широту совершенного разума и понимания, и тот украшает вселенную светом интеллекта в делах этой и будущей жизни и распутывает узлы, духовные или мирские, самыми кончиками пальцев своего понимания. Так как Венера, известная своим благоприятствованием и преуспеянием и означающая наслаждение и способность вызывать восхищение, находится в Гороскопе (т.е. в Асценденте, или Первом доме), она всегда держит наготове радость и бодрость, а также основу величия и славы. Примечательно то, что пока управитель восходящего знака (Меркурий) пребывает в доме богатства (Втором), управитель дома богатства (Венера 17) находится в Асценденте (в Первом, или доме жизни). Таким образом, оба они означают личное и преходящее процветание и даруют [Урожденному] жизнь власти и воли. Юпитер — Большое счастье, означающий справедливость, честность, великодушие, твердость духа и миросозидание 18, также находится во Втором доме и в секстиле 19 к Четвертому дому, который является угловым и оберегает высшую власть и волю, неотъемлемо связанные со славным положением Его Величества, до самого конца жизни. Меркурий, обладающий двойной природой, достигает высочайшего благополучия благодаря своему соседству с Большим счастьем и переполнен блаженством блаженства. Он предвещает, что величие гения и возвышенность развития могут сделать Урожденного венцом человечества, и указывает на собрание мастеров понимания и разума, а также властелинов осознания и проникновения. Философы века и мудрецы каждой школы посетят покровительствующий мудрости Двор, и искусные умы всех стран покинут свои родные земли и, облачившись в одежды путников, прибудут к его величественному порогу. Что бы ни устремил в его вдохновенную душу освещающий луч, это будет созвучно с разумом и реальностью. Открыв врата правосудия |25| [54] и справедливости всему человечеству, он в каждом своем действии будет придерживаться принципов высокой нравственности и покровительства (дийянат у сийянат). Он использует свой гений для основания величественных зданий, какие редко возводились во времена предыдущих принцев, и в этих изысканных дворцах он будет проводить свое время в радости и счастье, в беззаботности и достатке.

Среди значительных обстоятельств мы укажем следующее: Венера находится в доме Меркурия, а Меркурий в доме Венеры 20. Таким образом, три благотворных влияния объединены, т.е. 1) благотворное влияние Юпитера, 2) благотворное влияние Венеры, 3) благотворное влияние, усвоенное Меркурием от благоприятной двойственности. Это очень необычно.

Великий Свет (Солнце), покровитель вселенной и арбитр 21 в делах смертных, особый даритель славы, власти, великолепия и влиятельности, находится в Третьем доме и в неподвижном знаке (Скорпионе), указывающих на дар сана, славы, величия и великолепия. И так как он выходит из своего падения 22 и чело его обращено к кульминации, он увеличивает день за днем славу Урожденного, а нахождение в аспекте 23 к Девятому дому, который отвечает за путешествия, означает, что штандарты 24 победы и завоевания всегда будут развеваться в боевых походах 25, пока он сам будет защищать человечество от смятений и бедствий века и одаривать светом мир.

Третьим домом, обозначающим родство, управляет Скорпион, что указывает на рожденных под знаком Скорпиона 26 (акариб-и-акариб). Сатурн, находящийся здесь же, пошлет бедствия и несчастья на враждебных родственников, которых он повергнет в преисподнюю уничтожения и гибели.

Четвертый (угловой) дом 27, [которым управляет] Стрелец, — дом окончательного определения обстоятельств. Юпитер, его [Стрельца] управитель, расположен в секстиле к нему и близко 28 к улучшенному 29 Меркурию, в своем терме 30 и тригоне 31. Что бы ни соблаговолил предпринять Урожденный, все исполнится с величайшей легкостью, и результаты его трудов будут благоприятны.

Пятый дом, [которым управляет] Козерог 32, — это дом потомков, что указывает на множество детей. Марс, планета воинов, находится [55] здесь и является кадхудой 33 Асцендента — центра закона жизни 34. Замечательно то, что эта воинственная планета находится в кульминации, своем лике 35, тригоне 36, дариджане 37, адарджане 38 и додекатемории 39, она наделяет Урожденного долгой жизнью и радует его многими сыновьями и внуками. Его сыновья также будут удачливыми, одаренными. Его победоносные воины пройдут мир. Это прекрасное совпадение, что в гороскопе Господина Соединения (Тимура) Марс находится в Пятом доме, как упомянуто в “Зафар-наме” 40. Опытные философы придают особое значение власти Марса в гороскопах принцев. Описываемый могущественный и священный гороскоп [Акбара] значительнее гороскопа Господина Соединения, ибо эта величественная планета кульминирует (в Козероге) и обладает особыми достоинствами, упомянутыми выше. Это означает славу и величие, высокое положение, победу и власть, а также то, что его слава будет расти со дня его юности. Луна, которая является посредником 41 между небесным влиянием и земными элементами, стала усилителем 42 света и указывает путь к ежедневно увеличивающейся власти.

Здесь она — хилег 43, который является шатром души и защитником тела, и расположена в Пятом доме. Она отделена (мунсариф) |26| от Марса и находится в трине 44 к Венере, поэтому является причиной продолжительного здоровья, крепкого телосложения и физической силы.

Шестой дом, [с куспидом] в Водолее, обозначает армии. Сатурн господствует в Третьем доме, доме союзников и помощников. Голова дракона (Рас, или Анабибазон 45) находится здесь [в Шестом доме] и обозначает воинов верных и преданных родов.

Десцендент (или Западный угол) находится в седьмом градусе Рыб — это терм Венеры 46, принадлежит ее [Венеры] тригону 47 и адарджану 48 . Она дарует целомудренных и закрытых чадрой 49, которые постоянны в приятном услужении и почтении; и она делает Урожденного счастливым и процветающим благодаря доброму служению.

Восьмой дом [с куспидом] в Овне. Управитель Овна — Марс, а его благоприятное влияние уже было описано. Марс находится в трине к Асценденту и указывает на Божественное покровительство в случае опасности или тайной угрозы 50. [56]

Девятый дом, [с куспидом] в Тельце, — дом путешествий. Так как управитель Тельца, Венера, расположена в восходящем знаке, Деве, он обладает готовностью, спокойствием и удовольствием в дальних путешествиях и делает их причиной увеличения территории.

Часть фортуны (Pars Fortunae) 51 находится в Десятом, угловом доме, что означает власть и процветание (икбал). Его управитель [управитель знака Близнецов, в котором находится куспид Десятого дома], благоприятный Меркурий, расположен в трине к нему [знаку Близнецов]. Большое счастье — Юпитер — также находится в трине к нему, и это указывает на величественную верховную власть, совершенный разум и правосудие, приносит сокровища мира могущественному господству Урожденного.

Одиннадцатый дом, [с куспидом] в Раке, — дом надежды. Его [Рака] управитель — возрастающая Луна — расположена в Пятом доме гороскопа. И так как она находится в трине к Асценденту, то становится причиной безопасности и достижения желаний.

По Двенадцатому дому, [с куспидом] во Льве, проходят [тайные] враги. Хвост дракона 52 (Занаб), расположенный в нем, делает врагов вечной удачи подавленными и презренными. Он заставляет каждого негодяя, который отвернулся от алтаря повиновения, повернуть в пустыню уничтожения. Управитель Льва, Солнце, расположенное в Третьем доме, доме союзников и помощников, заставляет многих противников раскаяться и обращает их к повиновению и преданности. Замечательно в этом гороскопе то, что Десятый дом, дом верховной власти и владычества, расположен в Близнецах, которыми правит управитель восходящего знака (Меркурий). Считается, что каждый управитель восходящего знака стремится повысить свое значение (или, возможно, того, за что он отвечает), но на пути к власти он может встретить препятствия. В этом благоприятном гороскопе дом Меркурия [Близнецы] находится в доме власти и владычества. Если эта власть (даулат) расположена в его собственном (Меркурия) доме, почему он должен сдерживаться от увеличения своего значения (или того, за что он отвечает)?

Комментарии

1. Сахиб-киран. Этот титул принадлежал Тимуру и был впоследствии дарован Шах Джахану, здесь, вероятно, относится к Акбару, потому что, согласно индийскому гороскопу (диаграмма II), Юпитер и Венера были в соединении во время его рождения. [Беверидж заблуждается. В момент рождения Акбара Юпитер и Венера не были в соединении. Из приведенных в главе 5 эфемерид, которые хорошо согласуются с современными расчетами, следует, что угловое расстояние между Юпитером и Венерой составляло более 18°. Кроме того, нахождение планет в каком-либо аспекте (см. примеч. 19 к этой главе) определяется их положением в Зодиакальном круге, а не различием в представлениях о перемещении Зодиакального неба относительно звезд (см. гл. 8). Просто на диаграмме II, как, впрочем, и на диаграмме III Юпитер и Венера оказались в одном доме (Втором).] Титул, однако, может означать только “Господин Времен”.

2. Маулана Канд составил также гороскоп Джахангира (Салима) на четырнадцатом году правления Акбара, в 977 г.х. (1570 г.). Он упоминается в предисловии Джай Сингха к Таблицам Мухаммад Шаха как автор “Таса-хилат-и-Акбар шахи”.

3. [Мирза Мухаммад ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган (1394—1449) — великий узбекский астроном и покровитель науки. Внук Тимура. С 1409 правил Мавераннахром. В 1447 стал главой династии Тимуридов. Привлек в Самарканд выдающихся ученых своего времени, построил там прекрасную обсерваторию. Важнейший труд Улугбека — т.н. “Новые астрономические таблицы” (“Зидж-и джедид-и Гурагони” — “Новые таблицы Гур-гани”).]

4. Я добавил в диаграмму номера домов и дату рождения. Очевидно отличие от усовершенствованных диаграмм, приводимых в европейских книгах: в них принято располагать Первый дом слева, в нашей же диаграмме Первый дом(Асцендент или Гороскоп) — дом жизни — находится в верхней части гороскопа и начинается в 7° 7' Девы.

5. Это греческое слово дисоматос — двутелые. Знаки Зодиака разделяют на три группы: кардинальные, неподвижные и подвижные (двойные):

кардинальные: Овен, Весы (равноденственные), Рак, Козерог (тропические)

неподвижные: Телец, Лев, Скорпион, Водолей

двойные: Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы

Абу-л Фазл, вероятно, хочет сказать, что термин “двойной”, как и “общий”, означает, что знак Зодиака обладает свойствами знаков, между которыми он расположен; например, Дева является двойной, потому что находится между неподвижным Львом и кардинальными (равноденственными) Весами. Согласно “Христианской астрологии” Лилли, двойные — это знаки, представленные двумя телами: Близнецы, Рыбы, Стрелец (кентавр — получеловек-полуконь). [Деву относят к двутелым знакам явно вследствие того, что человеческое тело рассматривалось как двуполое существо.]

6. Джузв-и-тали — Градус восхождения. Я думаю, что здесь это означает “куспид”, “вершина”, т.е. начало дома.

7. Бадауни упоминает, что на празднике, в день 8° Девы, Акбар обычно появлялся со знаком на лбу, как у индийца, и с завязанными на запястьях драгоценностями, как у брахманов. Очевидно, он делал так потому, что это была годовщина его рождения. День 8° Девы мог соответствовать 8 числу месяца абан.

8. Каждый знак Зодиака содержит 30° и делится на три части по 10°. Можно отметить, что точка 7° 7' Девы находится в части, управляемой Меркурием. Абу-л Фазл именует эти части третями, но их общепринятое название — деканы.

9. [Знаки Зодиака также разделяют на 4 группы, или тригоны, соответствующие 4 элементам. Каждый тригон имеет свою планету-управителя.

Овен, Лев, Стрелец — огонь

Рак, Скорпион, Рыбы — вода

Весы, Водолей, Близнецы — воздух

Козерог, Дева, Телец — земля.]

10. Ссылка на представления Птолемея, согласно которым Земля неподвижна и является центром Вселенной.

11. Юпитер называют Саад-и-Акбар, или Большое счастье (Fortuna Major), а Венеру — Саад-и-Асгар, или Малое счастье (Fortuna Minor). Сатурн и Марс называют [соответственно Большим и Малым] несчастьями.

12. Меркурий считается планетой двойственной природы, и характер его влияния зависит от сочетания планет. Здесь он находится близко к Юпитеру,поэтому его действие благотворно. Знак Девы — дом Меркурия и его кульминация.

13. Знак Весов — дневной дом Венеры.

14. Тасвият. В словарях это слово определяется как “выравнивающий” или “параллельный”. Автор имеет в виду, что Меркурий находится во Втором доме гороскопа и во втором знаке Зодиака, отсчитываемом от [восходящей] Девы, т.е. в Весах. Так как границы домов гороскопа и знаков Зодиака не совпадают, Меркурий мог находиться во Втором доме гороскопа, но в третьем знаке Зодиака, отсчитываемом от восходящего знака.

15. Второй дом — дом счастья, богатства или имущества. Первый — дом жизни [личности].

16. Специальный термин для объекта гороскопа рождения.

17. Хотя Венера женского рода, о ней говорят как о сахибе, т.е. господине или хозяине.

18. Букв, “устроение мира”.

19. [В астрологии считается, что действие планет зависит от их взаимного расположения в Зодиакальном круге. Если угловое расстояние между планетами составляет определенную долю от 360°, то говорят, что они образуют аспект. К основным аспектам относят следующие:

соединение 0°

секстиль 60°

квадратура 90°

трин 120°

оппозиция 180°

В динамике аспекта можно выделить три фазы: 1)аппликация (формирование аспекта, сближение), 2) точный аспект, 3) сепарация (разделение).]

20. Автор, вероятно, забыл, что он уже упоминал это обстоятельство.

21. Имеется в виду, что Солнце управляет временем вообще и временами года.

22. Хубут — падение. [За каждым знаком Зодиака закреплена определенная планета (в астрологии в число планет, кроме планет в астрономическом смысле, включают еще Солнце и Луну), имеющая в этом знаке дом. В своем доме планета наиболее сильна.

Знак Зодиака, противоположный дому планеты, называется изгнанием. Положение планеты в изгнании настолько же ослабляет ее влияние, насколько положение в доме усиливает.

Кроме того, у каждой планеты есть положение в Зодиаке, при котором ее сила значительно увеличивается (кульминация) или уменьшается (падение). Для Солнца это: дом — Лев, изгнание — Водолей, кульминация — Овен, падение — Весы.] Автор говорит, что, когда Солнце вышло из знака Весов и вошло в знак Скорпиона, оно оставило место своего падения и двинулось к своей кульминации в Овне.

23. Назир — оппозиция — сильный неблагоприятный аспект с углом в 180°. Разъяснения Абу-л Фазла неясны, если только он не использует слово назир в нетерминологическом смысле этого слова, а лишь в значении “тот, кто созерцает или изучает”.

24. Возможно, штандарты, о которых говорится здесь как об освещающих мир, — это царские флаги или штандарты, на которых изображено Солнце.

25. Сафар. Это слово означает как путешествие, так и войну, и Абу-л Фазл, вероятно, намеревался использовать его двойное значение. Кроме того, присутствует противоположение слов сафар и канаф — край или страна. Штандарты победы — в боевом походе за пределами страны, в то время как Солнце (Акбар) пребывает в освещающем и защищающем краю. Буквальный перевод: “Он (т.е. Солнце или Акбар) находится в краю, защищающем, охраняющем и освещающем мир”. Девятый дом связан также с религией. Абу-л Фазл умалчивает об этом, но создатель гороскопа Шах Джахана останавливается на этом и делает из данного факта вывод, что Венера (ее он называет планетой Ислама) находится в аспекте к Девятому дому, указывая, что Шах Джахан будет сторонником религии и верным последователем Мухаммада. В гороскопе Шах Джахана Третий дом находится в Тельце, а Девятый — в Скорпионе.

26. Имеется в виду дядя Акбара по материнской линии — Ходжа Муаззам, рожденный под этим знаком.

27. [Четыре угловых или кардинальных дома гороскопа — Первый, Четвертый, Седьмой и Десятый. Арабское название — ватад, букв. “полог палатки”. Они являются наиболее важными домами в гороскопе. Считается, что планета, расположенная в угловом доме, имеет наибольшую силу.]

28. Муттасил. Это, вероятно, специальный термин, относящийся к планете, расположенной [на небесной сфере] близко к другой планете.

29. Масуд — приносящий пользу или благоприятный. Благотворным Меркурий делает его близость к Юпитеру и Венере.

30. Хадд [араб, “граница”]. Каждый знак Зодиака разделен на части, находящиеся под управлением одной из пяти планет: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия. Эти части называются термы (от лат. (terminus — границы, пределы). Нахождение в своем терме относят к достоинствам планеты. [Согласно Птолемею, в Весах Юпитер управляет термом 12—19°. В момент рождения Акбара Юпитер находился в 15° Весов.]

31. Это огненный тригон, состоящий из Овна, Льва и Стрельца. Юпитер — ночной управитель этого тригона и потому был управителем во время рождения Акбара.

32. [Козерог — кульминация Марса.]

33. Кадхуда-и-тали. [Кадхуда — владыка дома.]

34. Я считаю, что это выражение обозначает, что Первый дом — это дом жизни, но, может быть, имеется в виду, что Марс управляет жизнью Урожденного с 28 по 35 годы.

35. Ваджх. Соответствует греческому просопон. Это третья часть знака (10°), тождественная, таким образом, декану, или лику. Слово “лик” используется и в английских книгах по астрологии. Однако некоторые авторы делят каждый знак Зодиака на шесть ликов по 5°. Есть у этого слова и другое значение, применительное к планетам. Считается, что планета находится в присущем ей лике, когда ее аспект к Солнцу или Луне совпадает с аспектом, образуемым ее собственным домом с их домами. Например, Венера находится в присущем ей лике, когда она образует аспект секстиля с одним из светил и находится к западу от Солнца, но к востоку от Луны. Возможно, Абу-л Фазл, говоря о ваджх планет, имеет в виду это значение, а не третью часть знака, которую он называет дариджан.

36. Земной тригон, состоящий из Тельца, Девы и Козерога.

37. Дариджан. Первоначальная персидская форма дариган. У индусов это дрешкана или дреккана. Каждый знак Зодиака разделяется на три части по 10°; первой частью управляет планета — управитель этого знака, второй частью — управитель пятого знака от этого по делению, третьей — управитель девятого знака.

38. Адарджан. Дело в том, что адарджан или адараджан — это просто форма слова дариджан и, вероятно, не что иное, как слово с арабским артиклем ал, употребленным как префикс. Слово встречается в форме алдахадж или алдарадж и объясняется как синоним ваджх, сурат и дариджан. Однако Абу-л Фазл использует это слово в значении, отличном от дариджан, он говорит, например, как о дариджан, так и о адарджан в одном и том же отрывке. Я полагаю, что описывая знаки, каждый из которых состоит из трех деканов, или дариджанов, он избегает употребления слов дариджан, адарджан или ваджх более трех раз и варьирует слова ради благозвучия. [См. примеч. 35 к этой главе.]

39. Аснаашариах — двенадцатая часть знака Зодиака, или 2,5°. Планета — управитель этого знака правит первой додекатеморией; управители двух последующих знаков — второй и третьей додекатемориями и т.д. Таким образом, Марс правит первой додекатеморией Овна как управитель Овна; Венера правит второй частью, т.к. является управителем Тельца; Меркурий — третьей частью как управитель Девы.

40. Пятый дом — дом детей. Пятый дом в гороскопе Тимура находился в Тельце. Там же располагались Юпитер и Марс, в то время как Венера была в Третьем доме (в Рыбах). Тимур, как и Август, был рожден под [восходящим] знаком Скорпиона.

41. Небо Луны ближайшее к Земле, и, следовательно, через него свет небесных тел проходит к Земле.

42. Заиду-н-нур. Это эпитет Луны. Ее также называют “скорая”, сариу-с-саир, - в противоположность Сатурну, который считается “медленным”. [См. примеч. 16 к гл. 4.]

43. Хилег [араб, хайладж] — это слово хорошо известно в европейской астрологии и обозначает основание или начало жизни, а также ее продолжительность. В тексте это слово, вероятно, использовано в качестве эквивалента для слова кадбану, тело в противопоставление душе (кадхуда). Луна была, вероятно, хилегом в гороскопе Акбара, т.к. он родился ночью.

44. Трин — благоприятный аспект с углом в 120°. [См. примеч. 19 к этой главе.]

45. Анабибазон (греч.) — восходящий узел лунной орбиты, в древнеиндийской мифологии — Раху [демон солнечных и лунных затмений. В астрологии — одна из т.н. точек дракона: Раху — Голова дракона и Кету — Хвост дракона. В исламской астрологии затмения связывались с драконом Джавзахар].

46. [Согласно Птолемею, первые 8° Рыб — терм Венеры.]

47. Венера — ночной управитель водного тригона (Рак, Скорпион и Рыбы), а Рыбы — кульминация Венеры.

48. Если адарджан то же самое, что и декан, я не понимаю, как седьмой градус может находиться в адарджане Венеры, т.к., согласно правилу, первый декан знака принадлежит управителю этого знака, а управитель Рыб не Венера, а Юпитер. Рыбы, однако, — кульминация Венеры, и ее 27° считается аудж [точкой кульминации] Венеры. Вероятно, Абу-л Фазл использовал слово адарджан, не понимая его смысла.

49. Седьмой дом — это дом брачных уз. [Десцендент является началом Седьмого дома.]

50. Восьмой дом — дом неудач и опасности. Следовательно, необходимо Божественное покровительство.

51. Воображаемая точка на небесах, которая, как полагают, обладает равной со светилами силой. [Одна из т.н. арабских точек или частей.]

52. Катабибазон (греч.) — нисходящий узел лунной орбиты. [См. примеч. 45 к этой главе.]

Глава 4 |27|

Гороскоп украшающего небеса рождения Его Величества, Царя Царей, и краткое изложение 1 звездных влияний согласно методам астрологов Индии 2 .

По расчетам индийских астрологов, благоприятный гороскоп Его Величества подпадает под [восходящий знак] Льва, который является неподвижным знаком и указывает на полное господство, победу, энергию и превосходство. Солнце, которое привлекает большее внимание царей 3 , чем все остальные объекты вселенной, доминирует, и это явное указание на то, что Урожденный будет побеждать и превосходить знаменитых царей и могущественных правителей.

Устои его верховной власти и управления будут увеличивать твердость и силу день за днем, а утверждение его возвышения и славы будет происходить неуклонно и постоянно. Лучами 4 его гнева будут уничтожены 5 руки упрямых и склонных ко злу, и бой его военных барабанов обратит в воду мужество людей с тигриными сердцами, разбивающих армии.

Гороскоп священного рождения излагается здесь в соответствии с описанием выдающегося индийского астролога Джотик Рая 6 , который был одним из служителей царского порога. [58]

Несмотря на совершенную простоту и непритязательность Его Величества, Царя Царей, лучи славы и могущества 7 исходят с чела его силы |28| и указывают, что индийские астрологи недалеки от истины, когда утверждают, что его благородный гороскоп принадлежит знаку Льва. В их книгах о звездных влияниях установлено, что Урожденный при этом восходящем знаке будет богат, победоносен, великодушен к преступникам, будет править по справедливым и одинаковым для всех законам и достигать своих целей силой собственного разума и твердостью своих собственных убеждений. Он будет любить путешествия 8 и извлекать из [59] них пользу. Он станет отцом превосходных, послушных детей. Встреча 9 Юпитера и Венеры во Втором доме делает Урожденного сведущим в различных искусствах и науках.

Так как Большое счастье (Юпитер) находится в доме Меркурия [Деве], он (Урожденный) будет одарен красотой форм, пропорциональным соединением элементов, степенностью речи, общительностью, возвышенным пониманием и замечательными способностями в теологии и Божественном почитании и будет украшен добродетелью и способностью достойно завершать все самое важное.

Венера в Деве отвечает за украшение целомудренных, закрытых чадрой, обеспечивает умножение красоты 10 и изящества. Так как Солнце находится в Третьем доме 11 , он (Урожденный) осуществит любые великие предприятия, какие пожелает, без чьей-либо помощи. Он будет могущественным, и его братья не достигнут его. Действительно, звезда гороскопа братьев сокрыта 12 . Люди объединятся в любви к нему. Так как Меркурий находится в Третьем доме, он (Урожденный) будет талантлив, сведущ в делах, станет противником праздности, преодолеет трудности и поразит врагов (машаккат-каш у душман-куш) 13 . Его тонкие размышления будут услаждены теологией и другими областями философии и достигнут высочайшего уровня. А так как Меркурий находится в знаке Весов, то он [Урожденный] прославится на весь мир, а его благие дела будут широко известны. Он завоюет мир и многие годы будет править им, а его превосходные планы и искусные замыслы будут осуществлены. Поскольку Сатурн находится в Третьем доме, он (Урожденный) будет любить мир и покой и иметь бесчисленных преданных слуг, но действовать он будет в соответствии со своим личным мужеством и собственным зрелым умом. Так как (Сатурн) в Весах кульминирует 14 , он (Урожденный) станет хозяином сокровищ мира, а поскольку Сатурн находится в тени почтенного, согревающего мир Солнца, его бесчисленных сокровищ хватит надолго, и они не истощатся.

Он будет совершать легкие путешествия, сопровождающиеся успехом и достижением целей. И не будет никого величественнее его на земле. Могучие черные животные 15 (слоны) будут ожидать у его ворот. С возрастом его господство будет усиливаться, у него будут [60] великие армии и совершенные власть и слава. Его могущество и щедрость будут продолжительными, так как нет планеты более медленной, чем Сатурн 16 , и среди его даров — долгое счастье, постоянство верховной власти и длительность дней. Солнце, Сатурн и Меркурий находятся в одном знаке. Он, следовательно, будет благосклонным к друзьям, повергающим врагов, знающим законы дружелюбия и вражды. Марс пребывает в Стрельце, следовательно, человечество будет прославлять его, ибо Марс находится в тригоне 17 с Асцендентом [восходящим знаком] |29| и в доме своего друга. Этот могущественный друг — Большое счастье, отдаляющее печали и страхи народов. И он будет счастлив и радостен. И властью видимой и невидимой, неизбежной и случайной он станет Великим из Великих, Царем Царей. Ореол его славы охватит мир, а молва о его величии обойдет все земли. Многие принцы и правители подчинятся ему и, страшась его, будут покорны и послушны. Так как Марс находится в доме Юпитера [Стрельце], а Солнце в секстиле к нему, то принцы по всему миру будут полагать свои головы на строки его приказа и в поклоне покорности будут касаться пыли его порога. Луна находится в Шестом доме. Это значит, что у него могут быть могущественные враги, но они не достигнут его и не смогут противостоять испепеляющей молнии его гнева и силы, они всегда будут искать его дружбы, потому что заимствованием огней его союзничества 18 они могут быть защищены от зла.

В Козероге Луна находится в изгнании 19 , и это указывает на слабость его врагов. Отсюда Урожденному дается благоразумие, которое поможет ему решать споры в соответствии со справедливостью и истинным положением дел.

Рассмотрев противоречивые утверждения вероисповеданий и различные нравы, он поведет каждое течение по пути прекрасных дел. Его желание заключается в том, чтобы люди покинули пустоту созданной рутины и вышли на прямой путь постижения. Так как Юпитер находится в аспекте к нему 20 , царская власть и могущество будут неизмеримы. У него будут послушные дети, и так как Венера находится в аспекте, в течение его долгой жизни ему будут служить благородные, добродетельные люди непревзойденных действий, чьи дети будут покорными и дружелюбными.

[61] НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ИНДИЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ

В книгах индийских философов содержатся определенные принципы, доказывающие грандиозность его священного рождения. Если планета занимает двенадцатую часть (додекатеморию) Луны, Урожденный будет испытывать удовольствие всю свою долгую жизнь, и пыль болезней вряд ли коснется края одежды его здоровья, когда в полноте своих сил, став проявлением достоинств 21 планет и достигнув высшей точки счастья, он будет обладать великим царством, и обретет долгую жизнь и обильные блага, и будет счастлив в высоком положении и благородных дворцах. Это подтверждается и тем, что Марс в этом гороскопе находится в додекатемории Луны. Он [Урожденный] будет господином победоносных армий, разбивающим боевые порядки и поражающим врагов на поле битвы, и каждый, на кого упадет его гневный взгляд, будет подавлен его внушающим страх величием. И если благоприятная планета будет в додекатемории Солнца, благородный Урожденный будет снисходительным государем, красноречивым и мудрым, стойким и удачливым. И в опасности, когда храбрейшие в сражениях и мужи из мужей начнут колебаться, обладатель этих счастливых предзнаменований никогда не свернет в сторону, но будет твердо идти, сохраняя силу духа и великодушие, и запах 22 сомнения и малейший признак перемен не достигнет двора его осмотрительности. В этом священном гороскопе встреча 23 двух счастий в одном доме указывает на изобилие благополучия. Если Солнце, управитель восходящего знака, находится в Третьем доме, благородный Урожденный достигнет величайшего владычества. Эта слава очевидна на фронтисписе удачи (в гороскопе). Если Юпитер, Меркурий и Венера находятся в аспекте к Луне, это указывает на то, что Урожденный откроет новые страны |30| и будет ими править. В этой украшенной таблице (диаграмме) они (эти три планеты) воспламеняют светильник власти.

Если куспид Первого дома или Луна будут в нухбахре 24 знака, а четыре или более планет в аспекте к Луне, то Урожденный будет обладать двадцатью двумя царствами 25 , и множество стран будут постоянно в его владении. В этом гороскопе не только куспид Первого дома и Луна находятся в своих нухбахрах, но пять планет находятся в аспекте к Луне, т.е. Солнце, Юпитер, Венера, Сатурн и Меркурии. И в момент [62] священного рождения управитель восходящего знака (Солнце) находится в Третьем доме. Если Урожденный будет иметь брата, последний проживет недолго, но многие преданные друзья соберутся вокруг него (Урожденного), и он будет благодетельным, всепрощающим, могущественным, наделенным верховной властью, свободным от бедствий и вечно процветающим.

Управитель (Меркурий) второго знака [Девы] находится в Третьем [доме], это значит, что он (Урожденный) совершит великие дела и станет причиной невиданных событий. Он установит законы власти и мудрости и будет грозой злодеев, и никакое смятение не достигнет и края его священного духа.

Управитель [Венера] третьего знака [Весов] находится во Втором [доме]. Урожденный поможет беззащитным и угнетенным и будет милостив к родственникам, желающим ему блага. И все те, кто будет жить по справедливости, испытают его щедрость и благосклонность и будут собирать плоды из садов его щедрот и даров. Несомненно, что, если управитель третьего знака будет благоприятным, Урожденный достигнет великого господства. В этом священном гороскопе управителем третьего знака является Малое счастье 26 (Венера). Это указывает на великий Халифат и величайшее Правление.

Марс, управитель четвертого знака [Скорпиона], расположен в Пятом доме. Его (Акбара) почитаемый предок будет помогать ему из своего места 27 небесной тайной помощи, и его благородные дети будут долго жить и станут великими и знаменитыми в своей власти и судьбе. Юпитер, управитель пятого знака (Стрельца), находится во Втором доме. Он (Урожденный) будет обладать обширными сокровищами, и великие страны будут под его властью. И так как Венера также находится во Втором доме, он будет проницательным и различающим музыкальные ноты 28 в величайшей гармонии и сокровенных мелодиях. Сатурн 29 , управитель шестого знака (Козерога), находится в Третьем [доме], поэтому некоторые из его (Урожденного) слуг будут иметь злобные мысли, но будут подавлены стопой его гнева.

Сатурн, управитель [также и] седьмого знака (Водолея), находится в Третьем доме; он (Урожденный) совершит великие и блестящие дела благодаря собственным верным усилиям, и в его сердце [63] возникнет сожаление: “Увы! 30 у меня нет брата, возвысившегося в служении мне!”

Юпитер, управитель восьмого знака (Рыб), находится во Втором доме. Он (Урожденный) соберет огромное богатство и бесчисленные сокровища своими стараниями. Может случиться, что его наследство 31 будет служить ему.

Марс, управитель девятого знака (Овна), находится в Пятом [доме] и в доме Юпитера (Стрельце). Это указывает на силу памяти. У него будет могущественная память, и что бы он ни проводил среди |31| смертных, будет выполнено надлежащим образом. Также указано подобающее поклонение Создателю. И он превзойдет всех в установлении процветания своих подданных и в осуществлении правосудия. У него будут счастливые и правдивые дети, уважительные и послушные.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!