Начал Козьма со своеобразного поста. Слышал где – то, что богомазы, прежде чем принимаются за написании святого образа, сорок дён постятся.



Странный это был пост. Ровно сорок дней не выходил Козьма из своей ветхой избенки. Никого к себе не пускал, пил горькую и ничего при этом не ел. Любопытные мальчишки рассказывали, что плачет Козьма. Плачет и горькой свои слезы запивает.

На сороковой день, запряг свою лошаденку и уехал в лес. К обеду привез два первых хлыста. Немного отдышался и ближе к вечеру приволок еще. Так и пошло. Сам деревья валит, от сучков освобождает, грузит и везет. Что ни день, то два, а то и целых шесть деревьев. В любой день без исключения, включая ненастные и праздничные дни. Каждый день с рассвета и до заката. Тогда же и прилепилась к Козьме прозвище - Семижильный. И ведь как в воду смотрели. Ровно семь лет строил Козьма свою церковь. Осенью начал, глубокой осенью и закончил. И по истечении очередного года рвалось внутри у него по одной жиле. Церковь росла. Незаметно для постороннего глаза, но росла. А сил оставалось все меньше и меньше. Козьма возил хлысты. Шкурил, прорубал продольные пазы. Рубил замки. Нумеровал, и снова, с утроенным усердием принимался возить хлысты. Но, прошло еще долгих три года, прежде чем в его начинание поверил народ. Да и как не поверить - огромный сруб вот он, его даже руками потрогать можно. Мужики трогали, крестились и принимались за дело. Валили лес, шкурили бревна, распускали цельные стволы деревьев на доски. Одинокому топору Козьмы отчетливо поддакивали топоры добровольных помощников. Повизгивали пилы на импровизированной пилораме. Скоро нужно будет вязать оконные рамы, двери… А сколько досок нужно на стропила крыши и внутреннее обустройство…. В нестройном хоре мужских голосов четко прослеживались и женские. То, повечерять мужьям и детям принесут. То, последними новостями поделятся. То, щепок для растопки печи наберут. То, просто так, лишний раз на людях покрасуются.

Две лошади не выдержали, сдохли от непосильного труда, а Козьма возил, возил, возил и возил…

Всего несколько дней отсутствовал он на стройке. Но об этом разговор особый. После того, как Маруську, занимающуюся вместо покойного Антипа извозом, в одной из поездок ссильничали, коней и поклажу отобрали. Козьма, краюху хлеба за пазуху запихал, плотницкий топор за пояс заткнул, наказал мальчишкам, чтобы лошаденку его кормили, и как был без обувки, ушел в лес. Всего лишь неделю отсутствовал на стройке. А жители Покровки уже забеспокоились - это как же без Козьмы церковь – то достраивать будем! Кому такая тяжесть по плечу. Но горевали совершенно напрасно, Козьма вернулся. Утром шестого дня едва живым приплелся. Его грешным делом и не признали. Еще больше поседел и осунулся, а совсем еще не старое лицо Козьмы, густо испещрили глубокие проталины морщин. Глаза же, Козьмы, такие открытые и выразительные раньше, погасли окончательно, словно никогда и не горели. Не легко видать, пришлось Козьме в этой, непредвиденной отлучке.

Следом на окраине Покровки, у копны сена нашли пропавших Маруськиных коней. Даже свидетели нашлись, которые видели, как коней пригнали цыгане. Чудно это как – то дивились сельчане. Цыгане все больше коней крадут, а тут глядишь – ты сами пригнали! Действительно, чудно!

В тот же день, полицейский чин с уездным следователем прикатили.

Нашли, говорят на тракте двоих известных в этих местах молодцев. Чем – то очень острым порешенных. Возможно саблей или косой, а скорее всего плотницким топором, потому, что волосы на раскроенных головах у них не вмяты, а словно бритвой срезаны. Следы коней и повозки говорят о том, что убиенные ни пешком туда пришли. А куда эта повозка подевалась, и кто совершил злодейство - одному Богу известно. Никаких улик и вещественных доказательств. Странные следы босых ног, идущие из глубины леса и все. Дело темное и простому вразумлению не подвластное.

Покумекали, покумекали мужики, слушая рассказ полицейских, и решили Козьму не выдавать.

Вызвали старосту. Тот помялся, помялся, но на вопрос отлучался ли в это время кто - либо из деревни, затряс головой:- «Нет, никто не отлучался!» И даже сделал попытку перекреститься. Однако креститься, видя, что дознаватели отвлеклись, не стал.

Полицейский чин со следователем поехали к Маруське Зитевой. Насильников она по описанию и особым приметам опознала. А вот причастность к этому делу Козьмы, отмела заявлением, что все дни он провел в ее избе, никуда не отлучаясь. Похмыкали дознаватели, похмыкали, осматривая ладную фигуру Маруськи, но ничего не сказали. Такой поворот устраивал всех, в том числе и самих дознавателей.

Сруб, с горем пополам Козьма еще срубил и на приготовленный фундамент уложил. На большее его познаний в строительстве не хватало. Не было знающих людей и среди добровольных помощников. Помаялся, помаялся Козьма и вконец измучавшись, стал подумывать:- «А не бросить ли ему свою затею?»

Но в любом благом начинании должен быть выход. Обязательно должен быть выход!

На вторую седмицу после пасхи, а пасха в этот год была ранняя, по утрам сильно примораживало, забрел нечаянно в деревню, облаченный в дырявую рясу и разбитые лапти, гремя полупустой кружкой, для сбора милостыни на строительство храма, тощий и седовласый, монах Лукашка. Подивился на сложенный под самую кровлю сруб.

Присел, вытянув изможденные ноги на ошкуренное бревно. Покряхтел, подавил кашель, перекрестился. Выслушал сетования Козьмы . «Это как же мил человек, изволишь говорить – придется прекращать строительство? Это как же, подсказать некому! А я тебе на, что. Да знаешь ли ты, сколь я таких вот церквушек – лебедушек, на своем веку - то поставил. Считать будешь, пальцев на руках не хватит. Всю жизнь, с малых лет горбатился. Теперича силы не те. Только и живу, что Божьей милостью и людскими подаяниями. Лет пятьдесят назад нам с тобой повстречаться нужно было. Да ты тогда, поди, еще и не родился. А по внешнему виду сразу и не поймешь, сколько годков тебе кукушка откуковала. Веры бы тебе, мил человек побольше. Веры тебе не хватает. А умение и опыт со временем придут. В этом можешь на меня рассчитывать. Да и чего уж тут разговоры разговаривать попусту, твои дела - теперь мои дела. Глядишь, общими усилиями церкву твою до ума и доведем. Главное, не помереть нам с тобой раньше времени». Монах потряс своей кружкой, закрыв сморщенной ладошкой прорезь. Да так уверенно и сноровисто. Видно этот фокус монах проделывал много раз. «На кА, мил человек, копеечку да пошли кого - ни будь в шинок за чекушкой. Сейчас душу погреем и твои горемычные дела, кхе, кхе, кхе - зашелся в сухом кашле монах - обкашляем». Впервые, после смерти Антипа улыбнулся Козьма. «Обмозгуем – поправил монах – шуточки шутить будем, когда церкву срубим. И вот еще чего разумею - не спрашивай, откуда я знаю. Будем считать, что сорока на хвосте принесла. Плохое дело ты совершил, порешив насильников. Сказывают, они по пьяному делу над Маруськой Зитевой надругались. А ты, их без покаяния, прямо в гиену огненную отправил. Совсем это не по Божески - без покаяния - то. Сколькие разбойники и тати великие, приняв покаяние, в святости и молитвах смертный час встретили. Теперича их тяжкий грех – наш с тобой грех. Попробуем к нашей красавице четыре новых венца подрубить. А над крышей, думаю немного нужно покумекать. И чтобы луковки колоколен непременно к небу тянулись, а не висели, будто репы кипятком ошпаренные». «Да, непременно, чтобы тянулись»- поддакнул Козьма. Вроде бы и не каялся Козьма, так вскользь упомянул о своем новом грехе. Даже не упомянул, согласился, но дело пошло. Все внутренние и внешние цепи, опутывающие Козьму словно сами собой осыпались.

И снова исподволь, не торопясь, хлыст за хлыстом Козьма подвозил бревна, шкурил, прорубал пазы и замки. Общими усилиями, обтесанные бревна укладывались на самую верхотуру стен. А стены в свою очередь незаметно для постороннего глаза росли, росли и росли. Но на беду, нашлись люди, посчитавшие дело Козьмы,  не праведным. Мало того, наносящим немалый вред не только уездной, но и губернской казне. Поскитавшись по властным структурам, бумага описывающая все «безобразия»,  творимые Козьмой, прочно осела в одном из кабинетов уездного начальника. Козьма как раз вез очередные два бревна, когда пролетка с сидящими в ней щеголеватыми франтами, перегородила дорогу. Озадаченный  Козьма передернул веревочные вожжи и попытался объехать нечаянное препятствие. Тощая лошаденка жалобно заржала и заскользила не коваными копытами по дну необъятной лужи. Дроги затрещали и накренились, всеми четырьмя колесами провалившись в настоявшуюся грязь. Делая неимоверные усилия, заморенная лошаденка попыталась выбраться из колдобины. Но ее усилия было явно не достаточно. Козьма, схватил толстенную веревку привязанную к телеге, перекинул ее через плечо и принялся тянуть, помогая лошади. От церкви, завидев неладное, бежали мужики, напутствуемые криками, яростно жестикулирующего рукам, сгорбленного седовласого монаха, облаченного в давно не стиранную, ветхую рясу. И тут, случилось, что – то уж совсем непонятное. Чиновники спрыгнули прямо в грязь и принялись выталкивать телегу. Общими усилиями дроги с бревнами были водворены на сухой участок дороги. На лошаденку и Козьму было страшно смотреть. И человек и лошадь дышали словно загнанные. В прочем, как еще можно назвать состояние, в конец вымученных бедолаг. Но прошло несколько томительных минут и повозка снова завизжала плохо смазанными осями, а Козьма, так и не проронив ни слова, зашагал рядом.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!