Медведев А.Н. Персия. Военно- статистическое обозрение.



– СПб., 1909. С. 470, 483-484.

О государственном управлении

Носителями власти административной и представителями шаха в деле суда и расправы <…> являются хакимы, т.е. губернаторы-откупщики, которые за известную сумму, вносимую ими шаху, делаются фактическими хозяевами провинции... Во главе провинций стоит наместник, [который] всегда назначается из ближайших родственников шаха, т.е. это место отдается только принцам крови <…> Дальнейшие должности в нисходящем порядке <…> занимаются с откупов, причем здесь <…> цена колеблется в зависимости от степени доходности места <…> [Некоторые] из этих должностных лиц <…> жалования не получают, а, наоборот, обязаны уплачивать своему начальству определенную часть своего заработка, который они имеют, вернее сказать, берут с населения при исполнении возлагаемых на них поручений.

Богданов Л.Ф. Персия. –

СПб., 1909. С.120.

О руководителях Тебризского восстания

Нельзя не признать, что на первых порах Саттар обнаружил недюжинные энергию и распорядительность в организации обороны перешедших на его сторону тавризских кварталов, в чем усердно помогали ему прибывшие в Тавриз выходцы из Кавказа, более смелые и предприимчивые, чем тавризские жители. По инициативе Саттара образовался в Тавризе комитет под названием «меджелиси-гейбэ» (секретный совет), который стал рассылать зажиточным жителям города, за печатями Саттара и Багира[224], повестки, в коих предъявлялись означенным жителям требования о взносе определенных сумм на покрытие расходов по защите конституции. Требования эти удовлетворялись беспрекословно, но, конечно, не особенно охотно.

Зиновьев И.А. Россия, Англия и

Персия. – СПб., 1912. С .78.

О расправе с федаями в Тегеране

<…> когда распространились слухи о намерении правительства прибегнуть к мерам строгости, до 300 вооруженных федаев[225] собрались в саду Атабека, где проживали Саттар и Багир, с твердым намерением защищаться. Против них выслано было до 1000 человек <…> После непродолжительной перестрелки в стене, окружавшей сад, была пробита артиллерией брешь, через которую осаждавшие проникли в сад, где захватили в плен как Саттара и Багира, так и их приверженцев в числе 270 человек. Правительственные войска потеряли при этом 5 человек убитыми и 12 ранеными, а федаи 15 человек убитыми и 27 ранеными. В числе раненых находился Саттар[226].

Зиновьев И.А. Россия, Англия и

Персия. -СПб., 1912.С. 128.

Программа персидской революционной мелко-буржуазной организации «Муджахид»

Необходимость бытия персидских муджахидов.

Оберегание чести народа и сохранение священного отечества, а также уничтожение насилия – для всякого человека обязательно, а это, согласно требованиям времени, может быть осуществлено лишь при наличности национального собрания (меджлиса), конституции, при распространении справедливости и проведения равенства, так как народ имеет до известной степени доверие и веру в выбранных им из своей среды депутатов.

Однако, что касается до кабинета министров, то он не может пользоваться доверием. Ни в каком случае народу не дозволительно, чтобы он, доверившись министрам, как в прежние времена, сидел спокойно; таким образом можно сразу выпустить все дела из своих рук.

Посему усердники о народе и патриоты должны постоянно составлять общество, именуемое обществом ревнителей (муджахидинов), которые бы заботились о сохранности и неприкосновенности основ нации и национального собрания (меджлиса) и пожертвовали бы своей жизнью и имуществом ради охраны меджлиса, и распространения справедливости.

Следовательно, осуществление священного отдела муджахидов в Персии, как части конституции, необходимо и обязательно, как уже во всех цивилизованных странах Европы и Азии образованы под различными именами подобные общества. Они денно и нощно работают, жертвуя собой ради распространения справедливости, сохранности меджлисов-парламентов и достижения своих целей и стремлений.

Как говорится в Коране, «прославляет бог усердного превыше неподвижного». Из этого видно, сколь высока степень муджахидов и сколь цели их – суть стремления священные. Посему необходимо, чтобы всякий желающий вступить в это священное сообщество, прежде всего понял истинное значение Муджахида и вполне постиг нижеизложенные священные цели его и лишь затем вступил в него, чтобы это почетное звание было ему в украшение.

Надо понять, что значит «Муджахид», какие цели этой священной группы.

Они таковы:

Ст. I. Существование и увековечение священного национального собрания в Персии (меджлиса).

Ст. II. Всеобщее право голосования без различия положения, национальности, бедности и богатства.

Ст. III. Тайное и единовременное избрание депутатов.

Ст. IV. Распределение выборов по количеству населения, а не классам и разрядам.

Ст. V. Осуществление и соблюдение 7 свобод.

а) Свобода права и печати:

то-есть каждый, кто ради благополучия страны и народа, и подъема и улучшения положения простонародия, прогресса страны, пресечения насилия со стороны притеснителей, раскрытия козней изменников напишет книгу, газету или какой-нибудь листок и напечатает, тому никто не имеет права препятствовать или конфисковать печатное произведение, разве только на основании закона, который выработан меджлисом касательно печати.

б) Свобода речи:

то-есть всякий, кто знает что-либо полезное для благополучия страны или ограждения границ своего государства, или об измене правителей и насильников, может свободно высказывать это и никто не может на это жаловаться и наказывать за это.

в) Свобода собраний:

т.е. правительство и правители не могут запрещать собраться обществу, где оно пожелает, ради содействия благополучию страны или народа, обсуждения общих нужд, политики, хода дел или преуспеяния своего собственного цеха, при условии подчинения основным законам.

г) Свобода слова:

т.е. никто не имеет права препятствовать кому бы то ни было высказывать свои убеждения и мнения о политических делах и целях народа и правительства.

д) Свобода личности:

т.е. правительство не имеет права касаться кого-либо, или входить в чей-либо дом без установления судом вины или преступления данного лица.

е) Свобода сообществ:

т.е. всякий класс или разделение имеет право образовать общество или землячество для обсуждения между собой своих дел или политики, и правительство не может запрещать или мешать образованию таких обществ.

ж) Свобода стачек:

т.е. рабочие, когда бы ни учинили стачку ради устройства своих личных дел, будь цель ее частная или общеполитическая, правительство не может мешать этому, ни понуждать к работам.

Ст. VI. Образование должно быть обязательное и бесплатное, т.е. правительство должно в каждом городе и селении учредить начальные, средние или высшие школы и принуждать всех персидско-подданных, без различия класса и положения, послать детей для обучения.

Ст. VII. Деревни и земли, принадлежащие шахскому дому, а также деревни и земли помещиков, сверх необходимого для их существования количества, должно – первые отчуждать безвозмездно, вторые же через посредство банка купить, раздать и распределить между жителями и земледельцами.

Ст. VIII. Правительство должно в каждом городе создать приюты для бедных, слабых и больницы для больных, чтобы нуждающиеся не погибали от нужды.

Ст. IX. Подати и налоги должны взиматься пропорционально богатству и капиталу, а не подушно, т.е. подати правительственные должны взиматься лишь с доходов от торговли, имений, кто же этого не имеет, должен быть свободен от всяких податей и налогов правительственных и шахских.

Ст. X. Национальное собрание народное и правительственное должно быть лишь одно, т.е. никакого другого собрания ни под каким названием, напр. сенат, не должно существовать.

Ст. XI. Количество войска не должно быть ограничено или определенно, но все персияне должны быть солдатами и входить в состав армии. Посему правительство должно составить войсковые списки, чтобы все сыновья подданных всех классов и состояний, достигшие 18-ти лет, поступали в военные школы и в течение 2-х лет обучались военным предметам, а затем уже занимались своими частными делами, дабы при враждебных действиях соседей и нарушении ими границы, прав отечества и народа, все сыны отечества, как один человек, могли пожертвовать для него своею жизнью.

Ст. XII. Срок рабочего дня не должен быть более 8 часов.

Ст. XIII. Министры должны быть ответственны перед меджлисом, который сам их выбирает.

Вот приблизительно цели, как мы их изложили; впоследствии, бог даст, согласно требованиям времени и когда персидский народ пробудится, мы прибавим еще несколько статей.

15 шабана 1325 (10 сентября 1907 г.) в г. Мешеде.

Да здравствуют муджахиды, да здравствует меджлис!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!