Уничтожение корпуса янычар (1826 г.) в описании турецкого хрониста Эсад эфенди



Реформы в Османской империи начала XIX в. связаны с именами султанов Селима III (1789-1807 гг.) и Махмуда II (1808-1839 гг.). Деятельность Махмуда II не ограничились только радикальными переменами в военно-административной системе и организации войска, хотя это было самым важным для страны. Были внесены изменения и в систему администрации (созданы некоторые новые министерства и ведомства по европейскому образцу), и в порядок налогообложения, включая форму взимания налогов, проблему откупов, и в сферу культуры (почта, газеты, больницы, учебные заведения и т.п.). Словом, реформы начала XIX в. следует расценивать как решительный шаг Турции в сторону европеизации ее внутренней структуры.

Приведенный исторический историчник принадлжежит перу Эсад эфенди, который дает возможность увидеть реакцию турецкого населения на указ Махмуда II об уничтожении янычарского корпуса.

 

Наконец султан Махмуд[124] – да укрепит всевышний его могущество – решился выполнить обязанность, возложенную на него священным законом, и обратился к реформе, задуманной еще его предшественниками. Задача была трудная и опасная <…>

Прежде всего? обратились за советом к Хюсейну-паше, бывшему тогда командующим крепостями на европейском берегу Босфора и губернатором санджаков[125] Худавендигяр и Коджа Эли. Ранее этот храбрый везир, будучи агой янычар[126], доказал свою преданность султану, приказав отрубить головы многим злоумышленникам из числа янычар. Хюсейн-паша в совершенстве знал плохие и хорошие стороны этого корпуса. Вот его мнение:

«Можно принудить высших офицеров подчиниться реформа, а солдат – заставить повиноваться. Источник зла – младшие офицеры. Во всех ротах существуют люди, которые богатеют без забот и труда, присваивая себе воинские билеты. Они подстрекают других, а сами ничего не делают, только едят и пьют <…> Есть лишь одно средство достичь цели. Число бунтовщиков, о которых я говорил, не столь уж велико. Свои интриги они плетут в стамбульских казармах. Нужно одним ударом поразить этих подстрекателей и разрушить место их сборищ» <…>

<…> Менее месяца прошло с момента объявления султанского указа [о создании нового корпуса регулярных войск], когда вдруг вспыхнул мятеж. Под вечер в четверг 9 дня месяца зилькаде 1241 г. (15/V1 1826г.) заговорщики начали поодиночке и группами собираться на площадь Эт-мейданы, которую они выбрали центром своих действий. Они обратились ко всем офицерам и солдатам с призывом примкнуть к ним. Вскоре площадь заполнилась мятежниками... Тогда же их главари направили янычарских унтер-офицеров к Семибашенному замку и другим тюрьмам, в которых содержались самые отъявленные стамбульские преступники, чтобы предложить им присоединиться к янычарам. В тот же момент сбежались на площадь хамалы[127] и другие подлые люди, которые заполняют улицы Стамбула. Восставших собралась огромная толпа <…>

<…> Тем временем правительство стянуло верные войска и направило их к Эт-мейданы. Вскоре эти войска, усиленные новыми отрядами, которые подошли со стороны шорных рядов и от мечети султана Ахмеда, окружили Эт-мейданы и казарму янычар со всех сторон <…> Несколько главарей мятежников, более опытных, чем их товарищи, предвидя исход битвы, сказали: «Оставайтесь здесь и охраняйте котлы[128], мы же выйдем через маленькую дверь и отобьем пушки». Они рассчитывали спастись, надеясь скрыться в соседних кварталах. Те же, кто остался, собрались за главными воротами. В тот же момент грянул пушечный выстрел, который разбил ворота и поразил многих из них <…> Тут же бунтовщики стали думать лишь о бегстве. Одни из них прятались в отхожем месте посреди площади, другие искали спасения в своей большой казарме, осыпая друг друга упреками. 12 или 15 залпов картечи обрушились на здание. Языки пламени охватили его со всех сторон, и через несколько мгновений огонь поглотил все убежище мятежников <…>

Хрестоматия по новой истории. В 3-х т. Т. 2.

– М., 1960. С.419-420.

 

Гюльханейский хатт-и-шериф (3 ноября 1839 г.)

Хатт-и-шериф (или хатт-и-хумайюн) – султанский рескрипт. Гюль-хане – название султанского парка в Стамбуле, где был обнародован первый рескрипт султана Абдул-Меджида о реформах в Турции. 3 ноября 1839 г. был обнародован Гюльханейский хатт-и-шериф, гарантировавший гражданские права всех подданных Османской империи (в том числе право на частную собственность), перераспределение налогового бремени и бюджетных расходов, ликвидацию монополий. Поскольку султан принес присягу на верность этому документу, его можно считать первой турецкой конституцией, открывшей эпоху «благодетельных реформ» (танзимат).

Однако преобразования коснулись только судебной сферы и разделения административных полномочий. В условиях вооруженного конфликта с Египтом и вмешательства в него европейских держав, Решид-паша в марте 1841 г. был удален из правительства усилиями Австрии. Кабинет консерваторов во главе с Риза-пашой (1841-1845 гг.) осуществил лишь военную реформу, заменив рекрутские наборы воинской повинностью.

Приводимый ниже декрет, изданный от имени турецкого султана Абдул-Меджида (1839-1861 гг.), положил начало периоду умеренно буржуазных реформ в Османской империи (1839-1870 гг.). Хатт-и-шериф явялется своего рода манифестом о предстоящих переменах в имрерии, т. е. план будущих реформ.

 

<…> В последние полтораста лет ряд происшествий и разные причины привели к тому, что священные законы и проистекающие из них правила перестали применяться по-прежнему, сила же и внутреннее благосостояние превратились в слабость и скудость: действительно, каждое государство, перестающее соблюдать законы, теряет всякую прочность. <…> Географическое же положение оттоманских областей, плодородие почвы, способность и здравый смысл жителей убеждают, что по приложении действительных мер результат, коего мы с помощью божьей надеемся достигнуть, получится в течение нескольких лет. Таким образом <…> мы благорассудили посредством новых установлений доставить областям, составляющим Оттоманскую империю, выгоды хорошего управления. Установления эти должны особенно касаться трех сторон: 1) обеспечения подданным нашим полной безопасности относительно их жизни, чести и имущества; 2) правильности в распределении и взимании податей; 3) равно правильности набора в военную службу и ее продолжительности <…>

<…> Что касается до правильного и постоянного распределения податей, то весьма важно привести в порядок эту часть, ибо государство, для защиты своей территории принужденное делать различные издержки, может получать суммы на. Содержание войска и для других нужд лишь посредством сборов со своих подданных. Однако существует еще пагубный обычай, могущий повести к злополучному исходу: это система откупа, известная под названием ильтизам. При этой системе гражданское и финансовое управление известной местности отдается на произвол одного человека, т.е. иногда попадает и железные руки самых жестоких и алчных страстей, ибо неблагонамеренный откупщик заботится лишь о собственных выгодах. Поэтому необходимо, чтобы на будущее время каждый оттоманский гражданин был обложен пошлиной в известном размере, сообразно его достоянию и имуществу, и чтобы сверх этого ничего от него не требовалось.

Также необходимо особыми законами установить и определить расходы на наши сухопутные и морские силы. <…> Защита государства – дело важное, и поставка солдат для этого лежит на обязанности всех жителей, однако необходимо утвердить законом долю, приходящуюся с каждой местности, смотря по требованию обстоятельств, и уменьшить на 4 или 5 лет время военной службы.

Одним словом, без различных узаконений, необходимость которых была сейчас доказана, в империи не будет ни силы, ни богатства, ни счастья, ни спокойствия; она должна ожидать их лишь при осуществлении этих новых законов. Вот почему каждый подсудимый будет судиться открыто по нашему божественному закону после производства следствия и изысканий, и до произнесения правильного приговора никому не дозволится тайно или явно губить другого посредством яда или каким-либо иным способом. Никому не дозволится наносить оскорбления чести кого бы то ни было <…> Эти императорские льготы распространяются на всех моих подданных без различия вероисповедания или секты <…> Так как настоящие установления имеют целью привести и цветущее состояние религию, правительство, народ и государство, то мы обязуемся ничего противного сему не совершать.

Всякий из улемов[129]и сановников империи или иное лицо за нарушение этих установлений понесет наказание соответственно его доказанной виновности, невзирая ни на чин, ни на звание, ни на значение его. Для чего будет составлен устав о наказаниях <…> Всякий же противодействующий настоящим установлениям да будет проклят свыше и навсегда лишен возможного счастья!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!