IV (о неотчуждении какого-либо пункта на побережье Китая).



Японское правительство и китайское правительство, в целях действительного охранения территориальной неприкосновенности Китая, соглашаются в следующей специальной статье: китайское правительство обязуется не уступать и не сдавать в аренду третьей державе какой-либо гавани, бухты или острова вдоль берега Китая.

V (общеполитические постановления).

Ст. 1. Китайское центральное правительство будет приглашать влиятельных японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным делам.

Ст. 2. Японским госпиталям, храмам и школам внутри Китая будет предоставлено право владеть землей на началах собственности.

Ст. 3. Так как японск. правит. и китайск. правит. имели много случаев пререканий между японской и китайской полицией при улажении (возникавших) дел, что причиняло немало недоразумений, то поэтому необходимо, чтобы полицейские учреждения в важных местах Китая управлялись совместно японцами и китайцами, или чтобы полицейские учреждения этих мест принимали на службу многочисленных японцев, дабы они могли в то же время помочь в работе по усовершенствованию китайской полицейской службы.

Ст. 4. Китай будет приобретать в Японии определенное количество военного вооружения (примерно 50% или более того), в котором нуждается китайское правительство, или же в Китае будет создан, на началах совместной работы, китайско-японский арсенал. Имеют быть приглашены японские технические эксперты и приобретены японские материалы.

Ст. 5. Китайское правительство соглашается предоставить Японии право сооружения железной дороги, соединяющей Учан с Цзюцзяном и Наньчаном, другой дорога от Наньчана до Ханчжоу и третьей от Наньчана до Чаочжоу .

Ст.6. Если Китай нуждается в капиталах для разработки горных промыслов, постройки железной дороги и для портовых работ (включая доки) в провинции Фуцзянь, то (ему) надлежит предварительно посоветоваться с Японией.

Ст. 7. Китай соглашается, что японские подданные будут иметь право миссионерской пропаганды в Китае.

Сборник договоров и других документов по истории

Международных отношений на Дальнем

Востоке (1842-1925). C ост. Э. Д. Гримм. – М., 1927. С .188-191.

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

 

ТЕМА: АДМИНИСТРАТИВНОЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Отрывки о Турции

Данный исторический источник составлен анонимом, скрывающимся под инициалами «В. С-в». Неизвестный автор на страницах нескольких номеров журнала «Сын отечества» за 1821 г. приводит ценные и полезные сведения об истории Турции. Следует отметить, что автор, видимо, использовал данные и сведения иностранных авторов, т. е. работа переводная. Наибольшую ценность представляет информация касательно роли улемов и янычар во внутренней жизни империи. Автор раскрывает значение улемов в законодательсной, экономической и политической сферах жизни, приводит ранги и иерархию среди духовенства. Еще большую ценность и познвательность несут сведения о янычарском войске, причинах появления, специфике. Автор раскрыл значение и влияние янычар на султанский двор, упомянул об ослаблении и разложении янычарского войска.

 

1. О султане и династии Оттоманской.

Султан турецкий всеми магометанскими суннитами почитается законным преемником Пророка и правоверных калифов. Подобно им, имеет в своей власти китаб или книгу, и килич или мечь, т. е. власть церковную и светскую. Но калифы, бывшие или почитавшие себя потомками рода Магометова, не имели самодержавной власти оного, а только носили звание первого имана или начальника жрецов. Напротив того Оттоманы, происходящие от татарского поколения, обязаны духовной властьюи отличиями калифов своему мечу. Обстоятельство сие требовало некоторых изменений в духовной власти калифов Оттоманских, коим принадлежали все права и преимущества улемов.

Первые Оттоманские султаны, основавшие и распространившие сие государство, в то время, когда владение калифов раздроблено было между многими искателями, почитавшими себя законными наследниками Пророка, приняли название калифов, чтоб независимо пользоваться самодержавной властью в своих владениях <…>

<…> Государь, которому надлежало быть первым и единственным оракулом закона, увидел себя, наконец, принужденным советоваться с муфтием, и нашел себя ограниченным в верховной власти фетфами или указами сего жреца. Сие влияние улемов наконец лишило бы верховной власти Оттоманскую Порту, если бы царствовавшие султаны не имели довольно, благоразумия, чтоб удерживать за собою и употреблять сопряженное со званием калифов право, по своей воле переменять исполнителей духовкой власти, равно как политической и военной.

Причина, наиболее послужившая к распространена политического влияния улемов, состояла в их особенной ревности к вере, строгой жизни и наружном смирении во время первых трех столетий монархии. Сими добродетелями, они приобрели уважение государей и любовь народа.

Улемы до тех пор показывали себя смиренными, тихими и покорными, пока Оттоманские султаны сами предводительствовали войском и одерживали победы. Они они всегда находили законы Пророка, согласными с волей монарха; но когда султаны, почувствовав отвращение к трудам военным, заключились в своих гаремах, главное начальство над войском вверили визирям и пашам, и от того начали претерпевать неудачи; тогда улемы, имея великое влияние на суеверный и недовольный народ, стали мало-помалу свергать с себя иго, и правительство почувствовало их важность <…>

<…> Улемы <…> постарались склонить на свою сторону янычар. Сии последние пользовались великими преимуществами, которыми они, подобно улемам, обязаны были благосклонности и признательности прежних султанов; снискав уважение народа важными заслугами и многочисленными победами, они не могли не почувствовать отвращении презрения к своим изнеженным султанам. Янычары, ободренные началом, сделанным улемами, радовались тому, что все их мятежные действия освящены будут нетолкователями закона и блюстителями правосудия <…>

<…> Порта уже не может издать нового закона или наложить подати, не предварив о том сословия улемов и янычар, с тем, чтоб они предварительно одобрили новое постановление, сами покорились оному и содействовали к его введению. Самовластие султана иногда было ограничиваемо ими в действиях, которые для народа могли быть обременительными; но гораздо чаще польза и слава Империи приносимы были в жертву частным выгодам обоих сих сословий.

Все постановления державы Оттоманской суть единственно теократические и военные, и она не может быть сильна, когда государь ее лишен своего могущества: вдруг увидела она возрастающее бессилие и близкое паденье свое вместе с ослаблением верховной власти.

Сопротивление улемов и янычар главе религии и государства, получившее начало свое от мятежа и беззаконных притязаний, не только не поставляет пределов деспотизму властителя, и не имеет полезных следствий для свободы народной и общего благосостояния, но есть главная, а может быть и единственная причина действительного ослабления Оттоманской империи, невежества и варварства турок.

<…> Улемы всегда страшились просвещения и любви к наукам основательным, которые могли бы возбудить презрение к Алкорону, к темным и многочисленным толкованиям оного, к огромному собранию муфтиевских фетф, кои часто одна другой противоречат, и, наконец, ко всему зданию их баснословного учения.

Янычары, оставившие строгие правила прежней своей дисциплины, и привыкшие исполнять только легкую службу, думают, что той же непобедимой сабли, которой покорено множество царств, достаточно и для защищения их, и с ужасом отвергают строгий порядок европейских армий, их исправленное оружие и новые системы тактики.

Сии два состояния, препятствующие Турции стать на чреде других европейских держав и присвоить себе их полезные открытия и военные учреждения, усугубили ее ослабление, бедность и зависимость, по мере того, как соседственные государства возвышались силой, богатством, просвещением и быстрыми успехами во всех родах промышленности <…>

<…> особа царствующего султана подвержена беспрестанным опасностям от сопротивления и связи янычар с улемами. Сверх сих опасностей, которые можно отвратить мудрым и умеренным управлением, императору Оттоманскому надлежало бы опасаться честолюбия своих родственников, если б он не употреблял жестоких предосторожностей, для избежания междоусобий, раздиравших Турцию в продолжение двух первых веков ее существования: они все почти произошли от сомнительности права преемничества между князьями Оттоманского дома (по смерти или свержении Султана, место его заступает старший из фамилии).

Прежде сего султанские дети пользовались свободой наравне с прочими подданными Империи, нередко предводительствовали войсками или управляли провинциями; но многие из них сделались виновными в возмущениях и жестокостях против своего государя и отца. Селим свергнул с престола и приказал умертвить отца своего Баязета II, а сей долгое время спорил с братом своим Зизимом о наследстве престола. Солиман (Сулейман) Великий так же едва не свергнут был с престола сыном своим Мустафой. Сей последний султан, называемый турками Кануни, потому, что он приказал соединить в одной книге государственные законы, с уставом военным, утвердил непременным и всегдашним правилом, чтобы впредь все принцы, принадлежащее к Оттоманскому поколению, воспитывались пред глазами самого царствующего султана, выходили только с ним, и не определялись в предводители войск или правители провинций.

Сей закон, основанный на мщении и зависти Солимана Великого, был строго исполняем со времени Магомета III. Он пресек все возмущения, могущие произойти от честолюбия молодых князей; но зато нанес смертельный ударь славе и благосостояние Оттоманской империи.

С того времени молодые султаны томятся в строгом заключении до самой смерти, или до счастливой минуты восшествия своего на трон. Рожденные управлять воинственным народом, вместо того, чтоб жить в поле и посреди воинов, они ничего не видят пред собою, кроме черных евнухов и рабства.

Каифа или учитель, избранный за действительную или притворную строгость из числа наставников закона, определен для наставления их в Алкоране, для обучения начальным познаниям, обработанным арабами, равно как мечтательным вычислениям астрологии, способствующей к важным действиям сего правления, и наконец, для объяснения им всех тонкостей смешного слога, составленного из арабского, турецкого и персидского языков; и употребляемого в Оттоманских канцеляриях <…> Женщины, известные бесплодием своим, определены для утешения сих принцев в их суровом заключении; собеседницы сии служат единственно к расслаблению душевных способностей и разрушению здоровья несчастных пленников. Можно ли надеяться образовать людей, особливо принцев, таким воспитанием? Оно вообще производит существа изнеженные и ограниченные <…>

<…> Султаны Оттоманские, от робости и изнеженности сделавшись жестокими, не довольствовались заключением в оковы всех членов своей фамилии; но опасаясь излишнего размножения своего рода, по причине великого числа жен, запертых в гаремах, при восшествии своем на трон, стараются очищать мечом или петлей все боковые и бесполезные отрасли, чтоб дать более силы, как они говорят, главному кряжу.

Робкий и жестокий Магомет III, приказал умертвить 19 братьев своих со всеми наложницами отца своего, кои по смерти его оказались беременными, и остался один из целой фамилии. Вследствие сей варварской политики все дети мужского пола, происходящие от супружества сестры или ближней родственницы царствующего султана с подданными империи, обречены на неизбежную смерть в самую минуту рождения.

Действия сей жестокой политики неоднократно угрожали истреблением Оттоманской династии, и заставляли янычар объявлять себя защитниками и охранителями заключенных принцев. При последних возмущениях, от которых погибли Султаны Селим и Мустафа, один только Султан Магмуд оставался подпорой царской фамилии и империи.

Если б монарх сей умер до совершеннолетия единственного сына своего Абдул-Гамида, то турки, не зная образа правления во время малолетства государей, не позволили бы, чтобы дитя, посредством наместника или вооруженного регента, могло располагать верховной властью. Воспоминая позорные и печальные явления, сопровождавшие царствование юного Османа II, они пришли бы в затруднительное и неожиданное положение. Они поспешили бы освободиться от оного, и дом Оттоманский нашел бы свое разрушение в жестоких мерах, принятых для его сохранения.

Пер. В. С-в.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!