Отрывки о Турции // Сын отечества.



1821. Часть 72. № 36.

 

Отрывки о Турции (продолжение)

2. Об улемах.

Улемы или законники, по влиянию своему на турецкий народ, и по свойству занимаемых ими должностей, судей и жрецов, в правлении теократическом, после султана составляют важнейшую отрасль государственных властей <…> Сословие сие разделяется на два класса: на блюстителей закона и жрецов: почти никогда не случалось, чтоб кто из них переходил из одного класса в другой.

Должности сословия улемов первоначально состояли в исполнении обрядов религии и в отправлении судопроизводства, ибо у мусульман Алкоран служит основанием всех законов религиозных, равно как гражданских и политических. Но как одному человеку невозможно было выполнять трудных обязанностей блюстителя правосудия, и в тоже время отправлять обременительное богослужение магометанской веры, тонеобходимость заставала разделить сии должности, столь между собою различима. Кадии или судьи составили отдельное от иманов или жрецов сословие, занимаясь исключительно правосудием и толкованием законов.

Кадии, будучи вправе требовать значительных сумм за тяжбы, подлежащие их суду, весьма обогатились. Иманы (имамы), получая скудное жалованье из доходов мечетей, коими не они управляют, остались в бедности <…> Класс жрецов стоит ниже сословия судей, и что последнее привлекло к себе всех улемов пронырливых и честолюбивых. Иманы непременно приобрели б перевес, какой легко могут иметь жрецы у суеверной и непросвещенной нации, если б муфтий,[120] как начальник их сословия, не удержал за собою исключительного права определять ко всем духовным должностям. Притом обыкновение избирать для службы церковной воспитанников, которые показывают мало способностей, понятливости и ревности к наукам, а прочих удерживать для дел гражданских, было причиной того, что класс жрецов стал гораздо ниже класса судей не только богатством, но познаниями к умственным средствами.

Улемы-законоискусники, чувствуя важность должности жрецов, несовершенно отреклись от оной, но при некоторых случаях лично отправляют сопряженные с ней обязанности. Для утверждения за собою сего преимущества, муфтий один имеет право совершать молитвы при двух важнейших случаях в жизни Турецких султанов: при восшествии их на престол и при кончина, и оба жреца Сераля, хотя происходят из класса иманов, по принадлежат к числу первых, чиновников правительства.

Все Османы имеют право вступать в сословие улемов; но молодые люди, назначенные для сего звания, должны наперед пройти учебный курс под именем софтов или пациентов в метрессах или училищах богословских и юридических, учрежденных при больших мечетях в главных городах Империи. Сии воспитанники чрез несколько лет подвергаются нестрогому испытанию в знании Алкорана, арабского языка и пении всенародных молитв; потом они могут быть определяемы служителями мечетей; но вступив однажды в должность жрецов, не могут иметь другой цели, и должны окончить жизнь свою в сем низшем сословии улемов.

Софты, назначаемые к судебной части, должны продолжать свое учение, и после многих испытаний и продолжительного ожидания, получают наконец звание мулазимов: это есть низшая степень в классе блюстителей закона. Мулазимы могут быть кадиями или судьями и наибами или помощниками судей.

Мулазимы, отличившиеся познаниями, дарованиями и хорошим поведением, или пользующиеся благосклонностью сильных покровителей, могут получить титло мюдера[121] или доктора, но для сего должны провести семь лет в утомительном искусе; по прошествии сего времени подвергаются они последнему испытанию в присутствии муфтия. Сей первосвященник один имеет право раздавать почетное титло мюдера, без которого нельзя занимать первых мест в государстве.

Дети главных улемов <…> часто получают титул мюдера на десятом году возраста своего, и по старшинству достигают первой степени в сем сословии не имея 40 лет от рождения. Дети Визирей и знатных чиновников Порты иногда получают сие отличие по особенной благосклонности Султана и носят наименование Бей-мулл; но сии последнее примеры бывают редки, между тем как привилегии детей мулл, независимо от благосклонности Государя, по законным правам произвели наследственною аристократию <…>

<…> Два Кадия-Аскера (кадиаскера)[122], Ромелии и Анатолии, Стамбул-Кадизи иди судья Константинопольский и муллы городов Мекки и Медины, Адрианополя, Бруссы, Дамаска, Каира, каждого из трех предместий столицы (Галлаты, Скутари и Эюба), Иерусалима, Смирны, Алеппо, Лариссы и Салоники, суть главные чиновники государства: они составляют семнадцать судилищ, и равняются между собою по старшинству или по особенной случайности. Судилища сии состоят не только из статных чиновников, кои не могут долее года оставаться в своей должности, но из всех тех, кои управляли уже одним из сих судилищ, и с правом вторичного избрания удерживают почести прежнего своего достоинства. Число членов сего разряда простирается до ста человек: начальник, их старший Кади-Аскер Ромелии, известен под именем Рейс-Улема. Оно пользуется великими почестями и преимущественно получает место муфтия <…>.

<…> Мюдеры, вне столицы воспитанные, могут поступать только на места муфтиев в провинциях или профессоров в метрессах. Сии муфтии в своих округах отправляют должность, великого муфтия: им принадлежит истолкование законов, но как решению их подвергаются неважные дела, то и не имеют они значительного политического влияния, и по чину своему подчинены бывают Кадию провинции.

Разные классы улемов и непроницаемые преграды, их разделяющие, кажется, должны б были предполагать некоторую зависимость или право переноса дела из судилища кадиев в судилище мулл и Кади-Аскеров; но все сии правители, равно как и Наибы (допускаемые в сословие судей под именем мулазимов, и посредством ежегодных взносов покупающие у мулл и Кадиев право отправлять вместо их судебные должности) разбирают и решат гражданские и уголовные дела окончательно, и в тоже время занимают должности нотариуса и полицейского пристава. Суд их производится весьма скоро. Истец и ответчик лично защищают свое дело: показание двух свидетелей достаточно для решения дела и убеждения судей. Сия опрометчивость и мздоимство судей и свидетелей часто бывают причиной несправедливых решений.

Духовенство разделяется на шеиков, хиатибов[123], иманов и муэззинов. Первые отправляют должность проповедников. Хиатибы определяются для смотрения за мечетями и отправляют молитвы только по пятницам; иманы совершают ежедневные обряды религии, а муэззины сверху минаретов или колоколен сзывают мусульман к молитве. Все, принадлежащие к мечети, определяются из низших классов метресс; назначение и повышение их зависят от муфтия; побуждаемые выгодами и привычкой, они не признают никакой другой над собой власти, кроме сего главного жреца.

Муфтий есть наместник султана в исполнении духовной его власти, также как Великий визирь относительно светской. Сии два верховные чиновника Империи имеют равное достоинство и занимают одну степень. Они один из всех чиновников государства, получают должность свою на целую жизнь. Муфтий есть оракул закона: все новые узаконения и постановления совершаются с его согласия. Он разделяет законодательную власть султана и участвует в правлении посредством своих фетф или законных решений. Великий Визирь напротив того есть не иное что, как творение личной милости самодержца, и существует только по его благосклонности. Смерть всегда, почти бывает пределом его величия, между тем, как муфтий может страшиться только низвержения и ссылки.

Пер. В. С-в.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!