Отрывки о Турции // Сын отечества.



1821. № 47. Часть 74.

Отрывки о Турции (продолжение)

Султан может разжаловать и отправить муфтия в ссылку только тогда, когда сей первосвященник уличен в мздоимстве, личных происках и коварствах; но опасно было бы низринуть первосвященника, коего улемы могли бы почесть несчастной жертвой ревности к религии, верности к отечеству и усердия к пользе своего сословия <…>

<…> Общие преимущества, коими пользуются улемы, суть следующие: 1. они не платят ни какой подати и никаких публичных налогов, и 2. не подлежат ни смертной казни, ни конфискации имения. Одно сие сословие пользуется привилегиями в той стране, где смерть и конфискация суть обыкновенные средства, употребляемые Правительством для увеличения своего имущества и умножения доходов <…> Величайшее преимущество <…> состоит в том, что они имели возможность в своей отрасли управления образовать совершенную аристократию, обеспечив для некоторых фамилий наследственное исключительное право на приобретение важнейших в государстве должностей, и принудив султана при выборе муфтия следовать правилам, утвержденным постановлениями их сословия <…>

<…> Улемы, назначенные для отправления должностей церковных и судебных, воспитаны в ненависти к делам военным и в презрении к воинам. Страх, чтоб воинственные люди, вмешавшись в их сословие не расстроили чиноположения, основанного на познаниях и учении богословском, и не могли сравнить их с другими сословиями государства, – заставил улемов утвердить заблаговременно коренным законом, чтоб всякий улем был навсегда исключаем из звания жреца и судьи, как скоро он получит должность, принадлежащую ни к той, ни к другой из сих отраслей управления.

Закон сей, исполняемый с непременной строгостью, положил непреодолимуюпреграду между военными людьми и улемами. Политика, польза и страх при общей опасности иногда побуждают сии два сословия к соединению между собою. Следствием сего бывает обыкновенно низложение монарха, которым они оба недовольны, и возведение на престол его наследника из той же фамилии, и в сем случае ни те, ни другие не воображают, что поступок сей есть нарушение государственных законов. Революция, которая имела бы целью низвержение нынешней династии, может быть произведена только военными людьми и смелым предводителем, для которого нет ничего священного. Улемы взирали бы на подобное покушение с ужасом, ибо их права, преимущества и политическое влияние, основанные на слабости нынешнего правления, погибли бы под развалинами Оттоманского дома, с существованием коего неразрывно сопряжены все законы, постановления и злоупотребления, существующие в сей империи.

III. О Янычарах и других войсках Империи.

<…> Первые Турецкие султаны обязаны были своими быстрыми успехами в войне против изнеженных греков произвольному и случайному присоединению к ним соплеменных им татар, привлеченных под их победоносные знамена корыстолюбием или надеждой получить земли, подобно древним вассалам Франции. Но служба сих буйных и непокорных воинов прекращалась или делалась бесполезной, как скоро они получали все то, чего желали. Новые толпы столь же жадных к добыче бродяг поддерживали и дополняли Оттоманские войска.

Амурат I почувствовал всю слабость сих ненадежных скопищ и решился составить бессменное войско, которое получало бы жалованье из государственных казнохранилищ и не имело бы тимаров или поместных владений. Для составления сего нового войска, он употребил своих невольников, повелев притом, для укомплектования оного, брать пятого человека из военнопленных и десятого из молодых уроженцев христианских и платящих дань селений <…>

Янычары, составив особенный отряд бессменных воинов, приученных к трудам и покорных строгой дисциплине, сделались главной подпорой Оттоманских армий, и придавали им великий перевес в сражениях с феодальными войсками, которыми христиане хотели остановить быстрые успехи турок. Стесненные ряды колонн их пехоты одерживали верх над превосходной конницей, которую союзные христианские владельцы, приводили в долины Кассовии, Никополя, Варны и Могаца. Янычары разрушили империю египетских султанов, коих конные мамелюки дотоле почитались непобедимыми. Они были непреоборимы доколе не выставили против них постоянных регулярных и обученных, подобно им, пехотных полков.

<…> турецкие султаны, воспитываемые в стенах Сераля, перестав быть завоевателями, утратили свое могущество. Улемы начали приобретать влияние противное воинственному духу сей империи, и янычары, вместо того, чтоб быть, как прежде, защитниками трона, сделались слепым орудием честолюбия жрецов и градоправителей. Мы видели уже выше, что побуждало улемов противиться всеми силами введению нового оружия и воинских учреждений, которые возвратили бы султану прежнюю его силу, а войскам надлежащее устройство и порядок.

Турецкие императоры вместо того, чтоб пресечь пагубное действие политики улемов, приблизив к себе янычар, и снова снискав их уважение и привязанность, почли за непременный долг отдалить их от себя, и сами разрушили основание своего могущества, совершенно переменив состав сего войска.

Янычары почти до половины XVI столетия славились своею храбростью, воинским порядком и преданностью к государю: они состояли до того времени из скопища молодых невольников, не имевших ни отечества, ни родителей, ни имущества; находили отечество в кругу своих сподвижников, общего отца в своем государе, и могли надеяться богатства только от своей храбрости и доброго поведения. Но сии качества, которые им были необходимы для исполнения предприятий Оттоманских. Монархов, отчасти исчезли, как скоро, сии государи, заключившись в своем гареме, предпочли славе удовольствие, стали презирать своих солдат, и дозволяли неповиновению и возмущениям утвердиться в полках их. Внимая советам своих робких царедворцев, и увлеченные гибельным влиянием дурного воспитания, сии турецкие императоры полагали, что гораздо проще и выгоднее ослабить и изменить военный порядок янычар, нежели исправиться самим.

<…> Преимущества <…> янычар, и ныне ещё существующие, суть следующие: янычары составляют первое войско в государстве, охраняют особу султана, когда он выходит из Сераля, получают из государственной казны, кроме пищи здоровой и достаточной, жалованье, сначала малое, но с летами службы увеличивающееся, и наконец в старости пансион, пристанище и офицерские должности. В мирное время составляют они безменную стражу крепостей, которых ключи вверяются одним только их офицерам. При восшествии на престол султана они обыкновенно получают, подобно Преторианской страже Римских императоров, значительные награждения и даже наступательно требуют оных; но по причине истощения казны сии награждения в продолжение царствования многих султанов не могли им быть выдаваемы. (Некоторые Оды (роты) имеют особые привилегии. Пять первых Од всегда назначаются для охранения важных крепостей, и начальники их имеют права губернаторов. 60, 61, 62 и 63 Оды, называемые Салак, составлены из отборных людей во всем корпусе янычаров: они всегда сопровождают Султана, носят позолоченные чалмы и одежду наподобие телохранительного войска Греческих Императоров, и вооружены копьями даже в мирное время и при отправлении обрядов религии. 64, 68 и 71 Оды смотрят за псовой и птичьей охотой Двора, хотя Оттоманские Султаны давно уже отказались от беспокойных удовольствий охоты, равно как и от опасностей войны. Начальники сих Од, имея случай часто приближаться к Государю, легко достигают важных достоинств, и Ода, называемая Сериас, имеет почетное преимущество разбивать свои палатки против Султанского шатра.) Все сии преимущества общие и особенные, приобретенные важными заслугами и славными делами усердия к престолу, произвели в сердцах мусульман, рожденных свободными, желание пользоваться оными. Сначала позволено было принимать из сих последних малое число в янычары, а военнопленные вовсе уже не поступали в сии войска: их продавали для умножения государственных доходов.

Пер. В. С-в.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!