Крестьянское петиционное движение в



Японии во второй половине XVII - начале

XVIII вв. – М., 1960. С. 170-171.

Указ о запрещении купли-продажи полей от 1643 г. («Табатакэ эйдай байбай го-сиоки»)

1. Продавший землю заключается в тюрьму, а по отбытии наказания высылается. В случае его смерти такому же наказанию подлежат его дети.

2. Купивший [землю] заключается в долговую тюрьму. В случае его смерти такому же наказанию подлежат его дети.

Примечание. Проданные земли конфискуются дайканом или дзито того района, к которому принадлежит продавший их.

3. Свидетели заключаются в долговую тюрьму. В случае смерти свидетеля наказание на его детей не распространяется.

4. Заклад в форме райно, когда лицо, принявшее земельный участок в заклад, ведет его обработку, а лицо, заложившее этот участок, продолжает платить за участок подати и нести повинности, влечет за собой такое же наказание, как и купля-продажа земли навечно.

Настоящим приказываем прекратить куплю-продажу земли навечно.

Примечание. Не возбраняется, однако, продавать навечно крестьянские нерисовые поля (хатакэ), лесные участки, целинные рисовые заливные поля, а также рисовые заливные поля, принадлежащие ронинам и самураям.

10 день 3 луны 20 года Канъэй [28 апреля 1643 г.]

Крестьянское петиционное движение в

Японии во второй половине XVII - начале

XVIII вв. – М., 1960. С. 196-197.

Предписание членам крестьянских пятидворок (1664 г.)

1. Относиться друг к другу по-родственному; поощрять браки и усыновления.

2. Присутствовать при наследовании, завещании и лишении старшего сына наследства.

3. Брать опекунство над малолетними сиротами, находящимися в пятидворке. Участвовать в назначении опекуна, наблюдать за имуществом малолетних.

4. Взаимно помогать по хозяйству.

5. Совместно подписываться под документом в случае залога, заклада или продажи имущества.

6. Наблюдать за поведением других членов пятидворки. «Исправлять дурное и поощрять хорошее.

7. Каждый член пятидворки обязан предварительно сообщать ей о своем выезде куда-либо.

8. О подаче жалобы или прошения.

9. Нести ответственность за погашение недоимки, если в пятидворке окажется налоговый недоимщик.

4 год Камбун [1664 г.]

Крестьянское петиционное движение в

Японии во второй половине XVII - начале

XVIII вв. – М., 1960. С. 194-196.

 

Записи пятидворок деревни Мицухори уезда Кацусика провинции Симоса[2] за 4 год Гэнроку (1691 г.)

Система пятидворок (гониягуми) представляла собой организацию крестьян из пяти, а иногда и более соседних домов, создаваемую внутри деревенской обшины по приказу правительства и связанную круговой порукой. В Японии пятидворки возникли еше в половине VII в., в период реформы Тайка (645-650 гг.). С 645 г. было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» – объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато – квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) – из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) – из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и пр.

В конце XVI в., в правление Тоётоми Хидэёси, самураям предписывалось объединяться в пятидворки, а низшему сословию, «черни» (гэнин) – в десятидворки.

В деревне система гонингуми получила широкое распространение с 1623-1637 гг. в связи со стремлением государства усилить контроль над населением. Японские историки относят оформление пятидворок в повсеместную систему к 50-60-м годам XVII в., когда записи из кратких, немногословных предписаний превратились в обширные, разносторонние документы, и распоряжения охватывали все сферы жизни крестьянина. В этом разделе содержатся записи пятидворок японских деревень за период с 1691 по 1738 гг. Эти записи являются своеобразной переписью населения, которая затем предоставлялась вышестоящему начальству. Помимо записей пятидворок документы этого раздела включают в себя законы и обычаи, соблюдаемые в пределах той или иной деревни.

Кроме социально-экономических аспектов жизнедеятельности японской деревни, представленных в этих документах, можно увидеть и некоторые моменты из сферы духовной.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!